СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа и пояснительная записка для предмета технология 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Планирование 8 класс»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Технология»: учебник для 8 класса общеобразовательного учреждения: вариант для мальчиков В.Д. Симоненко, А.Т. Тищенко, П.С. Самородский: под редакцией В.Д. Симоненко. В основу программы положена конструкторско-технологическая система трудового обучения. Характерная её особенность заключается в формировании технологического мышления и конструкторских способностей школьников в условиях широкого вовлеченияих в общественно полезный, производительный труд по изготовлению изделий, имеющих познавательные, политехническую значимость, материальную ценность.

Предмет «Технология» обеспечивает формирование политехнических и общетрудовых знаний в области технологии, экономики, организации и экологии современного производства, представления о перспективах его развития, о мире профессий, об основах предпринимательства, ведении домашнего хозяйства, вооружает опытом самостоятельной практической деятельности, содействует развитию творческого мышления у каждого обучающегося.

Цель программы:

Формирование социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развитие творчества для более успешной социализации личности 

Задачи:

развитие самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся, инициативы, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников

освоение навыков и умений работы с инструментами, таблицами, схемами, чертежами, технологическими картами

овладение жизненно необходимыми технологическими знаниями и умениями, в том числе культурой труда, поведения и бесконфликтного общения; практическими умениями и навыками с разнообразными инструментами и материалами, их свойствами и назначеним 

воспитание эмоционально-ценностного отношения к труду, устойчивого интереса к предмету «Технология», повышение кругозора, технической культуры
Принципиально важная роль отведена в тематическом плане участию школьников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитии умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.





Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса.

Учащиеся должны

знать:

  • цели и значение семейной экономики;

  • общие правила ведения домашнего хозяйства;

  • роль членов семьи в формировании семейного бюджета;

  • необходимость производства товаров и услуг как условия жизни общества в целом и каждого его члена;

  • цели и задачи экономики, принципы и формы предпринимательства;

  • сферы трудовой деятельности;

  • принципы производства, передачи и использования электрической энергии;

  • принципы работы и использование типовых средств защиты;

  • о влиянии электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека;

  • способы определения места расположения скрытой электропроводки;

  • устройство бытовых электроосветительных и электронагревательных приборов;

  • как строится дом;

  • профессии строителей;

  • как устанавливается врезной замок;

  • основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на чертежах;

  • особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей;

  • основные условия обозначения на кинематических и электрических схемах.

уметь:

  • анализировать семейный бюджет;

  • определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося;

  • анализировать рекламу потребительских товаров;

  • выдвигать деловые идеи; осуществлять самоанализ развития своей личности;

  • соотносить требования профессий к человеку и его личным достижениям;

  • собирать простейшие электрические цепи;

  • читать схему квартирной электропроводки;

  • определять место скрытой электропроводки;

  • подключать бытовые приёмники и счетчики электроэнергии;

  • установить врезной замок;

  • утеплять двери и окна;

  • анализировать графический состав изображения;

  • читать несложные архитектурно-строительные чертёжи.

Должны владеть компетенциями:

  • информационно-коммуникативной;

  • социально-трудовой;

  • познавательно-смысловой;

  • учебно-познавательной;

  • профессионально-трудовым выбором;

  • личностным саморазвитием.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  • использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач и как источник информации;

  • проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов;

  • ориентироваться на рынке товаров и услуг;

  • определять расход и стоимость потребляемой энергии;

  • собирать модели простых электротехнических устройств.


Содержание учебной программы


1. Вводное занятие Содержание курса «Технология. 8 класс». Правила безопасного поведения в мастерской.

2. Домашняя экономика Я и наша семья. Семья, её функции. Связи семьи с обществом, государством. Семья как экономическая ячейка общества. Потребности семьи и пути их удовлетворения. Семья и бизнес. Предпринимательская деятельность и её виды. Прибыль. Связи семьи с государственными учреждениями, предприятиями, частными фирмами. Потребности семьи. Основные потребности семьи. Правила покупок. Источники информации о товарах. Классификация вещей с целью покупки. Бюджет семьи: доходная и расходная части бюджета. Бюджет семьи, его структура. Особенности бюджета в разных семьях. Доход и расход. Рациональное планирование бюджета семьи. Ведение учёта. Расходы на питание, совместное меню. Основы рационального питания. Распределение расходов на питание. Правило покупок основных продуктов. Накопление, сбережения. Способы сбережения средств. Формы размещения сбережений. Структура личного бюджета школьника. Маркетинг в домашней экономике. Маркетинг и его основные цели. Торговые символы. Этикетки. Штрихкод. Задачи, стоящие перед рекламой. Реклама товара. Трудовые отношения в семье. Основные принципы взаимоотношений в семье. Экономика приусадебного участка. Значение приусадебного участка в семейном бюджете. Варианты использования приусадебного участка. Информационные технологии в дальнейшей экономике. Составление бюджета семьи с использованием домашнего компьютера. Коммуникации в домашней экономике. Источники информационного обеспечения семьи, средства передачи и приёма информации. Современные средства коммуникации. Практические работы: Описать ресурсы семьи, выявить возможность увеличения. Сделать учет товаров и услуг, которые можно производить дома, в семье. Рассчитать затраты на покупку необходимых вещей уч-ся 8кл. Оценить стоимость питания уч-ся за неделю. Разработать проект увеличения доходной части семейного бюджета. Определить производителя товара. Составить таблицу семейных обязанностей членов семьи. Рассчитать площадь для выращивания садово-огородных культур. Составить текст делового письма.

3. Электричество в нашем доме Электрическая энергия – основа современного технического прогресса. Типы электростанций. Типы гальванических элементов. Изображение источников получения и потребления электрической энергии на схемах. Простейшие электрические схемы. Правила безопасности труда. Светильник с самодельными электроэлементами. Электроизмерительные приборы: их типы и область применения. Устройство и назначение вольтметра, амперметра, омметра. Правила пользования электроизмерительными приборами. Условные обозначения на электрических схемах. Назначение авометра. Принцип работы авометра. Однофазный переменный ток. Получение и основные параметры. Трансформаторы: устройство и назначение. Трехфазная система переменного тока. Способ его получения. Устройство генератора трёхфазного тока. Способы соединения обмоток генератора с потребителем. Выпрямители переменного тока. Назначение и принцип действия выпрямителя. Свойства проводников и изоляторов. Диоды, конденсаторы, их обозначение на электрических схемах. Осциллограф и область его применения. Квартирная электропроводка. Схема квартирной электропроводки. Правила подключения к сети светильников и бытовых приборов. Установочные, обмоточные и монтажные провода. Виды изоляции проводов. Назначение предохранителей. Бытовые нагревательные приборы и светильники. Принцип действия бытовых нагревательных приборов и светильников, их назначение. Виды нагревательных элементов. Виды ламп. Правила безопасной работы. Бытовые электропечи. Виды, назначение и устройство бытовых электропечей. Рациональное использование бытовых электроприборов, обеспечивающее экономию электроэнергии. Правила безопасной работы. Электромагнитны и их применение (реле, контактор). Принцип действия и область применения электромагнитов. Электромагнитные реле. Электрические двигатели. Применение электродвигателей в быту, промышленности и на транспорте. Общие представления о принципах работы двигателей постоянного и переменного тока. Схемы подключения к источнику тока. Правила безопасности труда. Бытовые приборы. Электрический пылесос. Стиральная машина. Электроприборы, оберегающие домашний труд. Их устройство, назначение и принцип работы. Правила эксплуатации электроприборов. Правила безопасности труда. Холодильник. Назначение, сфера применения, конструкция холодильника. Принцип работы. Виды холодильников. Правила эксплуатации холодильника. Правила безопасности труда. Швейная машина. Устройство и принцип действия электрической швейной машины. Правила эксплуатации и ухода за швейной машиной. Правила безопасности труда. Практические работы: Изучение устройства трансформатора. Разработка плаката по технике электробезопасности. Сборка зарядного устройства. Сборка разветвленной электрической цепи. Изучение устройства утюга. Ознакомление с работой СВЧ-печи. Сборка модели магнитного пускателя. Ознакомление с работой электрического двигателя переменного тока (асинхронного). Ознакомление с устройством электрического пылесоса, стиральной машины, холодильника, швейной машины.

4. Творческий проект Основные требования к проектированию. Элементы конструирования. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Методы поиска информации об изделии и материалах. Последовательность проектирования. Разработка творческого проекта. Выбор и оформление творческого проекта Виды проектной документации. Выбор вида изделия. Разработка конструкции и определение деталей. Подготовка чертежа или технического рисунка. Составление технологической карты. Изготовление деталей и контроль качества. Сборка и отделка изделия. Оформление проектных материалов. 5. Итоговое занятие Подведение итогов работы за год. Повторение пройденного материала. Требования к уровню подготовки 5 класс Учащиеся должны знать: - иметь общие представления о техническом рисунке, эскизе и чертеже, уметь читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения; понимать содержание инструкцконно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ; - иметь общее представление об изделии и детали, основных параметрах качества детали: форме, шероховатости и размерах каждой элементарной поверхности и их взаимном расположении; уметь осуществлять их контроль; - какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке; - общее устройство столярного, слесарного или комбинированного верстака; уметь пользоваться ими при выполнении столярных и слесарных операций; - назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного и слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего инструмента) и приспособлений для пиления (стусла), гибки, правки и клепки; уметь пользоваться им при выполнении соответствующих операций; - иметь представление о путях предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека; знать источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации, уметь находить необходимую техническую информацию; - иметь общее представление о наиболее массовых профессиях и специальностях, связанных с технологией обработки конструкционных материалов. Учащиеся должны уметь: - рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ; - владеть элементарными умениями выполнять основные операции по обработке древесины и металла ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины и металла по инструкционно-технологическим картам; - осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий; владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками) и тонколистового металла (фольги) давлением по готовым рисункам. 6 класс Учащиеся должны знать: - основные виды механизмов по выполняемым ими функциям, а также по используемым в них рабочим телам; уметь графически изображать основные виды механизмов передач; - виды пиломатериалов; - иметь общее представление о черных и цветных металлах, о процессе их производства; - иметь понятие о процессе и основных условиях обработки материалов (древесины и металлов) резанием, давлением, заполнением объемных форм; - основные элементы геометрии простейших режущих инструментов, уметь осуществлять их контроль; - общее устройство и принцип работы дерево- и металлообрабатывающих станков токарной группы; - иметь представление о способах отделки и художественной обработки поверхностей деталей; уметь украшать изделия выжиганием, резьбой по дереву, чеканкой; полировать, покрывать морилкой, лаками, окрашивать поверхности водными и масляными красками; - иметь общее представление о способах изготовления деталей (изделий) путем заполнения объемных форм (литье, прессование, порошковая металлургия); уметь отливать детали простых форм из гипса, носка (стеарина). - возможности и уметь использовать микрокалькуляторы и ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов и получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий; - условия рациональной организации рабочего места и безопасного труда при обработке материалов ручными инструментами и на металлорежущих станках; - основные виды инструментов для резьбы по дереву, выполнять простейшие операции резьбы (по окрашенной поверхности, геометрической, контурной). Учащиеся должны уметь: - читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали; - выявлять требования к основным параметрам качества деталей; иметь представление о методах и способах их получения и контроля; - осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, ножовки по металлу) и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения поверхностей; - выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном и токарных по дереву и металлу станках; - соединять детали из разных материалов (склеиванием, на гвоздях, шурупах, винтах (болтах), пайкой и т. д.); - производить простейшую наладку инструмента и станков (сверлильного, токарного по дереву), выполнять основные ручные и станочные операции, изготавливать детали по чертежам и технологическим картам; - осуществлять контроль качества изготавливаемых деталей и изделий; - шлифовать и полировать плоские металлические поверхности. 7 класс Учащиеся должны знать: - иметь представление о современных технологиях; - иметь общее представление о черных и цветных металлах и сплавах, полимерных, композитных и керамических материалах, их свойствах и области применения; - роль техники и технологии в развитии человечества, уметь привести примеры изобретений, внесших коренные изменения в основы технологии производства; - классификацию машин по их функциям; - иметь понятие о технологическом процессе и его элементах, об общем алгоритме построения технологии обработки деталей; уметь выбирать технологическую схему обработки отдельных поверхностей в зависимости от технологических требований, предъявляемых к ним; - общие принципы технического и художественного конструирования изделий; - иметь общее представление об особенностях устройства и принципа действия станков с ЧПУ и роботов, об особенностях гибких технологий. Учащиеся должны уметь: - выполнять отдельные операции и изготавливать простейшие детали из древесины и металлов на металлообрабатывающих и деревообрабатывающих станках по чертежам и самостоятельно разработанным технологическим картам; - рационально организовывать рабочее место при выполнении работ ручными инструментами и на станках, соблюдать правила безопасности труда; - работать, распределяя и согласовывая совместный труд; - составлять индивидуальный или бригадный проект учеб- но-производственной деятельности; - конструировать и изготавливать объемные изделия из тонкого листового металла (жести) и проволоки типа игрушек, сувениров и т. п.; - владеть основами художественной обработки древесины или металлов; конструировать и изготавливать простейшие приспособления и инструменты для выполнения таких работ.


Темы

Количество часов в т.ч.

Тема

Контр. работа

Практическая работа

1

Введение

1



2

Домашняя экономика

8

1

3

3

Электротехника

12

1


4

Технологии домашнего хозяйства

6

1


5

Творческий проект

1

1

1




.Критерии оценки

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2) умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3) самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1) показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2) умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3) не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1) усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2) материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3) показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4) допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5) не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7) отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1) не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2) не делает выводов и обобщений.

3) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

Реализация программы осуществляется при использовании:

1. Форм организации образовательного процесса:

• Общеклассные: урок,

• Индивидуальные формы: работа с литературой, электронными источниками информации, письменные упражнения, индивидуальные задания, работа за компьютером.

2. Методов обучения:

• Словесные: рассказ, беседа., лекция

• Практические: практическая работа, работа со справочной литературой.

• Самостоятельные: письменные упражнения.

формы контроля: контрольно – обобщающие работы, фронтальный и индивидуальный опрос, творческое задание.



урока

Тема

Дата

Домашнее задание

1

Содержание курса «Технология 8 класс». Правила безопасного поведения в мастерской. Инструктаж по охране труда.


Стр. 3-4

Домашняя экономика (12 ч.)

2

Семья – экономическая ячейка общества


П. 1, стр. 5 - 7

3

Семья и бизнес.


П. 2, стр. 7 - 8

4

П/р: «Составление перечня товаров и услуг, которая смогла бы производить семья»


П. 2, стр. 7 - 8

5

Потребности семьи



П. 3, стр. 8 - 12

6

Бюджет семьи.



П. 6, стр. 18 - 22

7

Расходы на питание.



П. 7. стр. 22 - 25

8

Накопления. Сбережения. Расходная часть бюджета.


П. 8, стр. 25 - 28

9

П/р: «Проанализировать и описать месячные расходы. Пути их уменьшения»


П. 8, стр. 25 - 28

10

Маркетинг в домашней экономике. Реклама товара. Определение страны-изготовителя по предложенным кодам



П. 4, 5, стр. 13 - 18

11

П/р: «Составление таблицы семейных отношений членов семьи. График недельной занятости членов семьи»


тетрадь

12

Экономика приусадебного (дачного) участка.


П. 9, стр. 29 - 32

13

Контрольная работа «Домашняя экономика»


П. 1 – 9, стр. 5-32

Электротехника (13 ч.)

14

Электричество в нашем доме. Правила техники безопасности при работе с электричеством.


П. 29, стр. 80 - 81

15

Электрическая цепь.


П. 31, стр. 85 - 89

16

Электрические измерительные приборы: вольтметр, амперметр, омметр.


П. 34, стр. 93 - 97

17

Параметры источника электроэнергии


П. 33, стр. 91 - 93

18 - 19

Электрические провода и их соединение


П. 36, 37, стр. 104 - 116

20

Бытовые нагревательные приборы и светильники.



П. 40, стр. 134 – 135. П. 40, стр. 135 - 138

21 - 22

Электромагниты и их применение.


П. 39, стр. 124-134

23

Электрические двигатели.


П. 46, стр. 158 - 164

24

Бытовые электрические приборы. Холодильник. Пылесос.


П. 44, стр. 144 - 149

25

Контрольная работа «Электротехника»


П. 29-46, стр. 80-164

Технологии домашнего хозяйства (7 ч.)

26.

Как строят дом


П. 22, стр. 59 - 61

27.

Ремонт оконных и дверных блоков.


П. 23, стр. 62 - 64

28

Ремонт дверей


П. 24, стр. 65 - 68

29

Технология установки дверного замка


П. 25, стр. 68 - 70

30

Утепление дверей и окон.


П. 26, стр. 71 – 74


31

Ручные инструменты


П.27, стр. 74 – 75

32

Контрольная работа «Дом»


П. 22 – 26, стр. 59 - 75

Творческий проект (3 ч.)

33

Творческий проект. Выбор и обоснование творческого проекта.


П. 48 – 49, стр. 168-172

34

П/р: «Разработка эскиза, чертежей творческого проекта»


стр. 172 - 199

35

Итоговая контрольная работа


учебник