СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование уроков литературы ФГОС

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование уроков литературы по ФГОС. 6 класс.

Просмотр содержимого документа
«Планирование уроков литературы ФГОС»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с требованиями ФГОС-2004 года, на основе программы В.Я.Коровиной,2010 год. В год предусмотрено __102_ часа, ___3___ в неделю.


Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей:


• формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;

• приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;

• подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Одним из базовых требований к содержанию образования на этой ступени является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе.

В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса. Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравствен-ном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским

  • уважения к русской литературе и культуре.



ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ,
ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
ИЗУЧЕНИЯ

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы. Хронологическая последовательность представления художественных произведений в перечне обусловлена структурой документа и не является определяющей для построения авторских программ литературного образования. На завершающем этапе основной школы усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные произведения рассматриваются в контексте эпохи, усложняется сам литературный материал, вводятся произведения крупных жанров.

Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент общего образования. Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы и сохраняет за учеником право выбора.


Русский фольклор

Русские народные сказки1 (волшебная, бытовая, о животных – по 1 сказке).

Народные песни, загадки, пословицы, поговорки.

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Древнерусская литература «Слово о полку Игореве» , а также 3 произведения разных жанров. Русская литература XVIII века М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты). Д.И. Фонвизин

Комедия «Недоросль».

Г.Р. Державин

Стихотворения: «Памятник», «Река времен в своем стремленьи…», а также 2 произведения по выбору.

А.Н. Радищев

«Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты).

Н.М. Карамзин

Повесть «Бедная Лиза».

.

Русская литература XIX века И.А. Крылов

5 басен по выбору.

В.А. Жуковский

Баллада «Светлана», а также 2 произведения по выбору.

А.С. Грибоедов

Комедия «Горе от ума»

И.А. Гончаров

Статья «Мильон терзаний» (фрагменты).

А.С. Пушкин

Стихотворения: «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», а также 3 стихотворения по выбору.

Поэма «Полтава» (фрагменты)

«Повести Белкина» (одна из повестей по выбору).

Романы: «Дубровский», «Капитанская дочка»

Роман в стихах «Евгений Онегин

В.Г. Белинский

Цикл статей «Сочинения Александра Пушкина». Статьи: 8, 9 (фрагменты).

М.Ю. Лермонтов

Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт», «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк», а также 3 стихотворения по выбору.

Поэмы: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри».

Роман «Герой нашего времени»

А.В. Кольцов

3 стихотворения по выбору.

Н.В. Гоголь

Повести: «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1 повесть по выбору), «Тарас Бульба», «Шинель», комедия «Ревизор.

Поэма «Мертвые души» (I том)

А.Н. Островский

Комедия «Свои люди – сочтемся»

И.С. Тургенев

«Записки охотника» (2 рассказа по выбору).

Повесть «Муму».

Повесть «Ася».

Роман «Отцы и дети» (фрагменты).

«Стихотворения в прозе» (3 стихотворения по выбору).

Ф.И. Тютчев

Стихотворения: «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной…», «Умом Россию не понять…», а также 3 стихотворения по выбору.

А.А. Фет

Стихотворения: «Вечер», «Это утро, радость эта…», «Учись у них  у дуба, у березы…», а также 3 стихотворения по выбору.

А.К. Толстой

Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно…», «Край ты мой, родимый край...». Баллада «Василий Шибанов», а также 3 произведения по выбору.

Н.А. Некрасов

Стихотворения: «Размышления у парадного подъезда», «Крестьянские дети», «Железная дорога».

3 произведения по выбору.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (фрагменты) .

Н.С. Лесков

Рассказы: «Левша», «Кадетский монастырь» (в сокращении).

М.Е. Салтыков-Щедрин

Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», а также 1 сказка по выбору.

Ф.М. Достоевский

Повести: «Бедные люди» или «Белые ночи».

Роман «Преступление и наказание» (фрагменты).

Л.Н. Толстой

Рассказы: «Кавказский пленник», «После бала».

Роман-эпопея «Война и мир» (фрагменты), повесть «Хаджи-Мурат».

В.М. Гаршин

1 рассказ по выбору.

А.П. Чехов

Рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Крыжовник», а также 2 рассказа по выбору.

Рассказы: «Злоумышленник», «Человек в футляре».

В.Г. Короленко

1 произведение по выбору.



Русская литература ХХ века И.А. Бунин

2 рассказа по выбору.

2 стихотворения по выбору.

М. Горький

Повесть «Детство» (фрагменты).

«Песня о Соколе», а также 1 рассказ по выбору.

А.А. Блок

Стихотворения: «Россия», «О, я хочу безумно жить…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», а также 3 стихотворения по выбору.


В.В. Маяковский

Стихотворения: «Послушайте!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», а также 3 стихотворения по выбору.

С.А. Есенин

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Песнь о собаке», «Отговорила роща золотая…», а также 3 стихотворения по выбору.

А.А. Ахматова

Стихотворения: «…Мне голос был. Он звал утешно…», «Мужество», «Родная земля», а также 3 стихотворения по выбору.

М.И. Цветаева

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Красною кистью…», «Семь холмов, как семь колоколов…», «Москве», а также 2 стихотворения по выбору.

О.Э. Мандельштам

3 стихотворения по выбору.

Б.Л. Пастернак

3 стихотворения по выбору.

М.А. Булгаков

Повесть «Собачье сердце» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – фрагменты).

М.М. Зощенко

1 рассказ по выбору

А.П. Платонов

1 произведение по выбору.

К.Г. Паустовский 1 рассказ по выбору. М.М. Пришвин

1 произведение по выбору.

Н.А. Заболоцкий

3 стихотворения по выбору.

А.Т. Твардовский

Поэма «Василий Теркин» (главы).



М.А. Шолохов

Рассказ «Судьба человека

Литература второй половины ХХ века Ф.А.Абрамов, Ч.Т.Айтматов, В.П.Астафьев, В.И.Белов, А.А.Вознесенский, Е.А.Евтушенко, Ф.А.Искандер, Ю.П.Казаков, В.Л.Кондратьев, Е.И.Носов, Б.Ш.Окуджава, В.Г.Распутин, Н.М.Рубцов А.И.Солженицын, В.Ф.Тендряков, В.Т.Шаламов, В.М.Шукшин.

4 произведения по выбору.

литература народов России 2

Героический эпос народов России: «Гэсэр», «Джангар», «Калевала», «Маадай-Кара», «Мёге Баян-Тоолай», «Нарты», «Олонхо», «Урал-батыр» (1 произведение по выбору во фрагментах).

Р. Гамзатов, М. Карим, Г. Тукай, Ю. Рытхэу, К. Хетагуров (1 произведение по выбору).

Зарубежная литература Гомер

«Одиссея» (фрагменты).

Античная лирика

2 стихотворения по выбору.

О. Хайям

Цикл "Рубаийат" (3 рубаи по выбору).

Данте

«Божественная комедия» (фрагменты).

М. Сервантес

Роман «Дон Кихот» (фрагменты).

У. Шекспир

Трагедии: «Ромео и Джульетта» или «Гамлет».

2 сонета по выбору.

Ж.-Б. Мольер

Комедия «Мещанин во дворянстве»

И.-В. Гете

«Фауст» (фрагменты).

Ф. Шиллер

1 произведение по выбору.

Дж. Г. Байрон

1 произведение по выбору.

Х.К. Андерсен

1 сказка по выбору.П.-Ж.Беранже, Р.Бернс, Р.Брэдбери, Ж.Верн, Г.Гейне, В.Гюго, Д.Дефо, А.К. Дойл, Р.Киплинг, А.Линдгрен, М.Рид, Л. Кэрролл, Ф. Купер, Д. Лондон, Ш.Перро, Дж.Родари, Дж.Свифт, А.Сент-Экзю-пери, Дж.Сэлинджер, В. Скотт, Р. Л.Стивенсон, М. Твен, Г.Уэллс.

2 произведения по выбору.

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
СВЕДЕНИЯ

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовной жизни человека.

Литература и другие виды искусства. Литература как живое, развивающееся явление. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства.

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гражданский и патриотический пафос, её гуманизм. Национальная самобытность русской литературы. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.



РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Народное представление о героическом. Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Связь литературы с фольклором. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

Отражение в литературе общеевропейских тенденций развития искусства эпохи Просвещения. Нравственно-воспитательный пафос литературы. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Классицистическая комедия. Сентиментализм как литературное направление. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, новое в освоении темы “человек и природа”. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Поворотные события русской истории (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права) и их определяющее влияние на характер русской литературы. Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в. Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм в русской литературе и других литературах народов России3. Новое понимание человека в его связях с национальной историей. Вопрос о самоценности личности у романтиков. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Романтический пейзаж. Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.

Проблема личности и общества. Тема «маленького человека» и ее развитие. Герой-индивидуалист. Образ «героя времени». Образ человека-праведника, образ русской женщины. Человек в ситуации нравственного выбора. Особый интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе и других литературах народов России, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Литература о глубокой, таинственной связи человека и природы.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА.

Новые течения в русской литературе конца XIX–начала ХХ вв. Эпоха революционных потрясений и её отражение в русской и других литературах народов России. Традиции и новаторство. Русская литература советского времени. Проблема героя. Личность и государство. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Тема родины и ее судьбы. Судьба человека в годы военных испытаний, ее отражение в русской и других литературах народов России, раскрытие лучших черт национального характера. Утверждение нерушимости нравственных устоев и ценностей человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война).

Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских народных характеров. Тема детства в русской и других литературах народов России.

Тема утраченной родины в произведениях писателей-эмигрантов.


ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ

Многообразие литератур народов России, отражение в них национальных картин мира.

Мифология и фольклор народов России как средоточие народной мудрости. Национальное своеобразие героических эпосов народов России, обусловленное особенностями исторической и духовной жизни каждого народа. Различные религиозно-духовные корни литератур.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Единство и многообразие мирового литературного процесса. Взаимодействие зарубежной, русской и других литератур народов России, отражение в них «вечных» проблем бытия. Античная литература. Гуманистический пафос литературы Возрождения. Европейский классицизм. Представление о героическом, высокое назначение человека, его способность противостоять превратностям судьбы. Сложность и противоречивость человеческой личности. Проблема истинных и ложных ценностей. Бунтарские порывы людей и их воплощение в литературе. Проблема выбора жизненного идеала и жизненного пути. Высокое звучание темы любви как одной из высших ценностей человеческого бытия в европейской, американской и восточной литературе. Идеал и действительность. Романтизм и реализм в зарубежной литературе. Человек, природа и общество. Тема детства в зарубежной литературе.

Многообразие проблематики и художественных исканий в литературе ХХ в., сатира и юмор, фантастика, сказка. Постановка острых проблем современной действительности в литературных произведениях.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ

  1. Художественная литература как искусство слова.

  2. Художественный образ.

  3. Устное народное творчество. Жанры фольклора.

  4. Литературные роды и жанры.

  5. Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

  6. Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой, система образов.

  7. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

  8. Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

  9. Литературная критика.

.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

  1. Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  2. Выразительное чтение художественного текста.

  3. Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

  4. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

  5. Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов.

  6. Анализ и интерпретация произведения.

  7. Составление планов и написание отзывов о произведениях.

  8. Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений. Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы ученик должен

знать

  1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  4. историко-культурный контекст изучаемых произведений;

  5. основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  1. работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  3. выявлять авторскую позицию;

  4. выражать свое отношение к прочитанному;

  5. сопоставлять литературные произведения;

  6. выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  7. характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  8. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  9. владеть различными видами пересказа;

  10. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  11. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  12. писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1

Художественное произведение. Содержание и форма.

1


Подготовить рассказ «Книга, оставившая след в моей жизни».

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 часа)

2

Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. РК Современные обряды Тульского края

1


Проект «Календарно-обрядовые песни Северо-запада»

3

Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора. РК Братья Киреевские, их вклад в изучение фольклора нашего края

1


Стр. 16-17, задания № 2, 4, 6 (устно); 7 (письм.)

4

Загадки. Конкурс загадок

1



5

Контрольная работа по теме «Устное народное творчество»

1


Читать «Повесть временных лет»

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2 часа)

6

Из «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел в летописи

1


Подготовить выразительно е чтение сказания

7

Из «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Развитие представлений о русских летописях

1


Сообщение об И.И.Дмитриеве с презентацией; наизусть басню по выбору.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1 час)

8

Русские басни. И. И. Дмитриев «Муха». Противопоставление труда и безделья

1


«Муха» наизусть; сообщение стр.31- 33; выразит. чит. стр.37–42

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (49 часов)

9

Басни И. А. Крылова. Иносказательный смысл басен «Листы и корни», «Ларчик»

1


Басню «Ларчик» учить наизусть; выраз.чит.34 – 36; вопр. стр.37

10

РР И. А. Крылов. Басня «Осел и Соловей». Комическое изображение невежественного судьи. Проект

1


Вопросы и задания на стр. 43 – 44

11

Контрольная работа по теме «Басни»

1


Сообщения об А.С. Пушкине; стр.45 – 51 чит.; вопр. стр. 51

12

РК А. С. Пушкин и Белёв. «Узник» Вольнолюбивые устремления поэта

1


«Узник» наизусть; творч. задания 1 – 3 стр. 51-52 (по выбору)

13

Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и природы

1


«Зимнее утро наизусть», иллюстрации.

14

Стихотворение А.С. Пушкина

«И.И. Пущину». Светлое чувство товарищества и дружбы в стихотворении

1


«И. И. Пущину», наизусть

15

РР Лирика А.С. Пушкина. Двусложные размеры (ямб, хорей)

1


Читать повесть «Барышня-крестьянка»

16

А.С. Пушкин. Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»

1


Сбор материала по тексту «Образ автора в повести»; вопр. на стр. 144 - 145

17

«Барышня - крестьянка». Образ автора-повествователя в повести

1


Читать роман «Дубровский», индивид. сообщения.

18

Контрольная работа по повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»

1


Читать главы 1 – 4 стр. 63 – 85; в тетр. составить вопросы.

19

Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина «Дубровский»

1


Читать гл. 5 – 8

стр. 138 – 139 (отв. на вопросы)

20

Дубровский – старший и Троекуров в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

1


Читать гл. 9 – 12; отв. на вопр. стр139 – 140 к главам

21

Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости в романе А.С. Пушкина «Дубровский».

1


Чит. гл 13 – 15; рассказ о Дефорже

22

Бунт крестьян в романе А.С.Пушкина «Дубровский»

1


Гл 16 – 18; отв. на вопр. стр.140

23

Осуждение произвола и деспотизма в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

1


Дочитать роман; отв. на вопросы стр. 140 к главе 19

24

Защита чести, независимости личности в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

1



25

РР Романтическая история любви Владимира и Маши в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

1


Задания № 1, 4, 7 стр. 141

26

Авторское отношение к героям романе «Дубровский»

1


«Размышляем о прочитанном» стр. 143 (задания 1–3)

27

КР Сочинению по роману А.С. Пушкина «Дубровский»

1


Письм. ответ на проблемные вопросы:

- В чем сходство и различие характеров Кирилы Троекурова и Андрея Дубровского?

-Почему повесть «Дубровский» можно назвать повестью о защите человеческой личности

28

Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи».

1


Выразит. Читать «Листок», «На севере диком…»; инд. сообщение; вопр. 3-4 стр.157

29

Тема красоты и гармонии с миром в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…»

1


Учить наизусть (по выбору); вопр. 154 – 155, 158 - 159

30

Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы»

1


Творческое задание стр. 155

31

Контрольная работа по стихотворениям М.Ю. Лермонтова

1


Письм. работа по теме: Как выражается мотив одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова? (по выбору)

32

РК И.С. Тургенев и наш край. Литературный портрет писателя.

1


Выборочный пересказ; вопросы 1 – 2 «Размышляем о прочитанном»

33

РР Сочувственное отношение к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

1



34

Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

1


Рассказ о мальчиках (по вариантам); задания № 3,4 стр.191

35

Роль картин природы в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

1


Творческое задание стр.191; вопр. 3

«Размышляем…»

36

Проект «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника»)

1



37

Ф. И. Тютчев. Литературный портрет поэта. РР Передача сложных состояний природы, отражающих внутренний мир поэта, в стих-ях Ф.И. Тютчева «Листья», «Неохотно и несмело…»

1


Заучивание наизусть стр. 195; выразит. чтение стр.197-199, ответы на вопросы

38

Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность человека в стихотворении Ф.И.Тютчева

«С поляны коршун поднялся...»

1


Сообщение о А.А.Фете, презентация; стр.201 – 202; стр.203 (учить)

39

Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…»

1


Стр. 203 (наизусть); стр. 204 – 206 (письм. анализ)

40

РР Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета

1


Учить наизусть стр. 207 – 208; Проект «Некрасов и Кара-биха»; стр. 210 - 212

41

Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда

1


Стр. 213(отрывок наизусть); выраз.чит; вопр. стр. 220

42

РР Народ – созидатель духовных и материальных ценностей в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога»

1


Творческое задание стр. 220

43

Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога»

1


Стр. 222 – 223 (подобрать примеры)

44

Своеобразие языка и композиции стих-я «Железная дорога» Н.А. Некрасова

1


Вопросы №5, 6 стр. 221

45

РР Сочетание реалистических и фантастических картин в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога»

1


Черновик сочинения

46

КР Устный анализ поэтического текста

1


«Левша» читать стр. 226 - 239

47

РК Н.С. Лесков и наш край. Литературный портер писателя. Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша»

1


Чит. Стр. 239 – 248;вопросы 1-4 стр. 270, Дочитать сказ; задание №5 стр. 270; задания 1 – 3 стр. 271

48

РР Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша».

1


Составить словарь «непонятных» слов

49

Комический эффект, создаваемый игрой слов, в сказе «Левша Н.С. Лескова

1


Задание № 6 стр. 271; творческое задание

50

РР Сказовая форма повествования. Проект

1


Черновик сочинения-рассуждения

51

Контрольная работа по сказу Н.С. Лескова «Левша»

1


Сообщения с презентациями об А.П.Чехове; ролевое чтение

52

А.П. Чехов. Литературный портер писателя. Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.

1


Ролевое чтение стр.278 – 279; вопр. стр. 280 – 281


53

РР Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Роль художественной детали

1


Биографические справки о поэтах; выразит. чтение стр. 285 – 286

54

Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Выражение переживаний и мироощущения в стих-ях о родной природе

1


Рассказы о поэтах; стр. 283 – 284 выразит. чтение, иллюстрирование

55

РР Е.А. Баратынский. «Весна, весна!

Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...». Особенности пейзажной лирики

1


Одно из стихотворений наизусть стр. 283, 285, 287

56

А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». Проект

1


Подготовиться к контрольной работе; вопросы стр. 288

57

Контрольная работа по стихотворениям поэтов 19 века (Сочинение-анализ поэтического текста)

1


«Чудесный доктор» прочитать стр. 5 – 15; вопр. 1- 3

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (27 часов)

58

А.И. Куприн. Реальная основа и содержание рассказа «Чудесный доктор»

1


Перечитать рассказ, вопросы 6-7 стр. 16

59

Образ главного героя в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»

1



60

РР Тема служения людям в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»

1


Пересказ содержания от лица одного из героев

61

А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. «Неизвестный цветок» А.П. Платонова. Прекрасное вокруг нас

1


Стр. 45 – 49 прочит. и пересказать; вопр. стр. 49 - 50

62

РР «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова

1



63

Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса»

1


Чит. стр. 19 – 40; пересказ эпизодов по вариантам.

64

Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса»

1


Прочитать повесть до конца; создать иллюстрацию.

65

Отношение автора к героям повести «Алые паруса»

1


Индивид. сообщения о поэтах-фронтовиках, с.52-57

66

К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...».

Солдатские будни в стих-ях о войне

1


Стр.53,58 выразит. чтение; задания стр. 55–56; 59 Выучить одно из стихотв. о ВОВ

67

Д.С. Самойлов. «Сороковые». Любовь к Родине в годы военных испытаний

1


Прочитать «Конь с розовой гривой»; задания 1-4 стр. 82

68

Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

1


«Творческое задание» стр. 82; проект «Словарь сибирских диалектизмов»

69

Яркость и самобытность героев рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе

1


Вопросы стр. 83

«Творческое задание» стр. 84(составить план рассказа)

70

Контрольная работа по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

1


Написать сочинение

71

Отражение трудностей военного времени в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»

1


Стр. 121 вопросы 1-7; «Будьте внимательны к слову» стр. 122

72

Душевная щедрость учительницы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»

1


Сравнить фильм и рассказ В.Распутина,

вопрос №8 стр.121

73

Нравственная проблематика рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Проект

1



74

А.А. Блок. « О, как безумно за окном…». Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине

1


Стр. 161 – 163 наизусть по выбору; сообщение об А.С. Есенине

75

РР С.А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирического героя.

А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…»

1


Стр. 165 – 167 (читать) ; «Звезда полей» наизусть; иллюстрации.

76

Человек и природа в тихой лирике Н.М. Рубцова

1


Стр. 164 – 165 выразит чтение и задания.

77

Контрольная работа по стихотворениям о природе поэтов XX века



Стр. 124 – 137; вопр. И «творч. задание» стр.137

78

Особенности шукшинских героев-«чудиков» в рассказах «Чудик», «Критики»

1



79

РР Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах В.М. Шукшина.

1



80

Влияние учителя на формирование детского хар-ра в рассказе Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

1



81

Чувство юмора как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

1


Смешной случай из школьной жизни (рассказ).

82

Герой-повествователь в рассказе Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

1



83

Габдулла Тукай. Стих-я «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине и своему родному краю

1


Стр. 172 – 175 выразит читать, отв. на вопросы стр. 175,«Творческое задание»

84

Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малый мой народ…». Тема бессмертия народа

1


Пересказы мифов о богах и героях Древней Греции.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (10 часов)

85

Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия»

1


Пересказ мифа о Геракле (по вариантам)

86

Мифы Древней Греции. «Яблоки Гесперид»

1


Чтение и пересказ мифов.

87

РР Геродот. «Легенда об Арионе».

1


Устные иллюстрации к легенде.

88

«Илиада» и «Одиссея» Гомера как эпические поэмы

1


Чит. 188 – 191; индив. сообщения ; выразит ч тение стр. 194 - 216

89

Героический эпос Гомера. «Илиада», «Одиссея»

1


Прочитать статью о М. де Сервантесе Сааведра (с. 218-220)

90

Мигель де Сервантес Сааведра. Пародия на рыцарские романы. «Дон Кихот».

1


Сообщение о поэте; выразит чтение стр. 222 – 226

91

Мастерство Сервантеса – романиста. «Дон Кихот»




92

Ф. Шиллер. Рыцарская баллада «Перчатка»

1


Прочитать «Маттео Фальконе»; «Творч. задание» стр. 244

93

Изображение дикой природы в новелле П. Мериме «Маттео Фальконе»

1


Рассказ о А.де Сент-Экзюпери; прочитать «Маленький принц»

94

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча

1



ПОДВЕДЕНИЕИТОГОВ ЗА ГОД (1 час)

95

Итоговый тест

1



РЕЗЕРВ (7 часов)

96

Резерв. Повторение темы «Басни Крылова»

1



97

Резерв. Повторение темы «Лирика А.С. Пушкина»

1



98

Резерв. Повторение темы «Сопоставление пейзажной лирики Ф.И. Тютчева и А.А. Фета»

1



99

Резерв. Повторение темы «Юмористические рассказы А.П. Чехова»

1



100

Резерв. Повторение темы «М. де Сервантес Сааведра «Дон Кихот» как «вечный» образ мировой литературы»

1



101

Резерв. Повторение темы «Превосходство естественной жизни устоев над цивилизованной с ее порочными нравами в новелле П. Мериме «Маттео Фальконе»

1



102

Резерв. Повторение темы «Вечные истины в сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

1






1

2

3