Планируемые результаты начального образования: формирование умений работы с текстом средствами предмета "Литературное чтение"
Бойкина Марина Викторовна, старший преподаватель кафедры начального образования СПб АППО, соавтор курса литературного чтения УМК «Школа России», «Перспектива»
Обсуждаемые вопросы:
- Основные проблемы работы с текстом по итогам проведения международных и всероссийских исследований в начальной школе.
- Планируемые результаты начального общего образования: работа с текстом.
- Организация работы с текстом на уроках литературного чтения.
4. Учебные пособия издательства «Учлит» для формирования умений работы с текстом в начальной школе.
Результаты исследования PIRLS младшими школьниками: оценка качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы.
- 19% могут воспринимать текст целостно и понимать отдельные единицы текста в их взаимосвязи; могут опираться на текст для обоснования собственных интерпретаций авторской позиции;
- 7% могут вычитать из текста информацию, которая сообщается в явном виде и которую легко найти;
- 1% не достигли даже низкого уровня.
Результаты выполнения итоговых работ за курс начальной школы (4 класс, конец 2013/2014 учебного года).
Средний процент выполнения работы по читательской грамотности для всех школ области составил 59% (для школ ФГОС – 69%), а по групповым проектам для всех школ – 71% (для школ ФГОС – 74%).
4,2% учащихся продемонстрировали самые низкие результаты по работе с текстом.
Национальные исследования качества образования:
Проверяемые элементы содержания и умения
Умение распознавать основную мысль текста, в котором она прямо не сформулирована, при его письменном предъявлении; адекватно формулировать
Уровень сложн.
Умение составлять план прочитанного текста (адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью
Б
основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и
Макс. балл
словоупотребления
Процент выполнения
2
свернутости) в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и
Б
22,4
словоупотребления
3
42,6
Проведение мониторинга качества образования (ВПР):
6) Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
7) На какие части можно разделить текст? Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
8) Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
9) Как ты понимаешь значение слова «садовник»? Запиши своё объяснение.
16) Представь, что твой класс побывал на экскурсии. Один из твоих одноклассников брал с собой фотоаппарат и смог сделать интересные фотографии. Обратись к нему с просьбой прислать тебе эти фотографии. Запиши свою просьбу.
Нормативные правовые документы, определяющие систему работы с текстом
1. Основная образовательная программа начального общего образования (Протокол № 1/15 от 08 апреля 2015 г.).
2. Основная образовательная программа начального общего образования ОО.
3. Программы по учебным предметам (УМК «Школа России», УМК «Перспектива»).
4. Программа формирования универсальных учебных действий (программа «Чтение. Работа с текстом»; программа «Смысловое чтение»).
5. Рабочая программа педагога.
Основные умения учащихся по работе с текстом на уроках литературного чтения:
– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
– определять тему и главную мысль текста;
– делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
– вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
– сравнивать между собой объекты (героев, события), описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
– понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
– понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
– понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
– использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
Основные умения по работе с текстом:
– пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
– соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
– формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
– сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
– составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Три этапа работы с текстом на уроке литературного чтения:
- Работа с текстом до чтения (ознакомительное, просмотровое чтение).
- Работа с текстом во время чтения (изучающее чтение).
- Работа с текстом после чтения (рефлексивное чтение).
Виды и приёмы чтения:
Просмотровое
Ознакомительное
анализ заголовка, просмотр текста и рисунков, знакомство с оглавлением и аннотацией
Изучающее
чтение по абзацам, по главам, по частям, выделение значимой информации, расстановка условных графических знаков
Рефлексивное
выделение смысловых частей, поиск ключевых (опорных) слов, выявление деталей, подтекстовой информации, составление вопросов, составление плана, графической схемы
анализ заголовка (почему так называется?), обобщающая беседа и творческие задания
Анализ художественного текста с целью найти информацию в тексте, позволяющую представить и понять изображенное в лирическом стихотворении.
Использование приема стилистического эксперимента.
Использование приема создания звуковой картины.
Приемы заучивания наизусть.
Анализ художественного текста с целью найти информацию в тексте, позволяющую представить и понять изображенное в лирическом стихотворении.
Приемы использования средств художественной выразительности для создания собственного текста.
Использование приема создания коллажа на тему.
.
.
Серия пособий по формированию умения работать с текстом
Цель пособия — формирование умения работать с текстами разных жанров и видов.
Пособие предназначено для обогащения словарного запаса и развития речевой деятельности.
Система заданий, предлагаемая в данном пособии (работа со словом, предложением, текстом), последовательно развивает эти умения
Пособие может быть адресовано педагогам начальной школы, реализующим программу по литературному чтению Л.Ф. Климановой и др.(УМК «Школа России»), а также по другим программам для достижения планируемых результатов ФГОС. Может быть использовано в качестве дополнительного пособия по русскому языку и литературному чтению педагогами дополнительного образования, для организации семейного (домашнего) обучения, может быть интересно родителям для организации досуговой деятельности в семье. Пособие может служить подготовкой для участия учащихся начальной школы в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах знаний, в исследовательской работе по предмету.
Пособие для 1 класс включает разделы:
- Учимся работать с текстом сказки:
- Учимся работать с текстом рассказа;
- Учимся рассказывать с тексом стихотворения;
- Учимся работать с научно – познавательным текстом.
Пособие для 2 класса включает следующие разделы:
- Учимся определять тему текста.
- Учимся составлять план текста.
- Учимся находить в тексте информацию о герое текста.
- Учимся готовить текст к пересказу.
- Учимся находить информацию для подготовки проекта.
- Учимся находить информацию в библиотеке.
НАШИ ПРОЕКТЫ
Учимся отбирать материал для составления стенгазеты по теме
«Спасите птиц зимой»
1. Прочитайте тему стенгазеты - «Спасите птиц зимой».
2. Ответьте на вопросы. Выберите и подчеркните нужный ответ.
С какой целью вы ее создаете?
- рассказать о разнообразии птиц в природе;
- рассказать о способах спасения зимующих птиц;
- рассказать о спасателях
Для кого вы ее создаете?
- для взрослых;
- для дошкольников;
- для школьников
3. Решите, какие материалы вы поместите в газету. Выберите и подчеркните нужный ответ.
- стихотворения;
- рассказы;
- научно-познавательные статьи;
- справочные материалы;
- фотографии;
- рисунки
4. Распределите, кто какую работу по созданию газеты будет выполнять.
- Иллюстратор — делает рисунки.
- Фотограф — выбирает фотографии для стенгазеты.
- Автор — пишет статьи в газету.
- Редактор — отбирает собранный материал.
_____________________________________________
5. Определите, какие рубрики будут в газете. Подчеркните названия. Придумай названия других рубрик. Запиши.
«Как помочь птицам в зимнее время»
«Как зимуют птицы»
«Зимующие птицы»
«Виды птиц в природе»
«Птицы и птенцы»
__________________________________________________
__________________________________________________
________________________________________________ __
6. Прочитайте статьи, которые написали школьники. Выберите заголовок: «Зимующие птицы», «Где живут птицы», «Как помочь птицам в зимнее время», «Спасем птиц!» Запишите. Объясните свой выбор.
______________________
По некоторым подсчетам, на Земле насчитывается больше 9000 видов птиц. Птицы селятся всюду, где произрастает растительность, а также есть живые существа, которые подойдут им в пищу. Места их обитания - луга, леса, пустыни, горы, болота, тундра и степи. Также есть пернатые, которые основное время находятся в открытом море.
___________________________
Многие птицы улетают за зиму в теплые края, а есть такие, которые остаются зимовать. Их называют зимующими птицами. Они довольно выносливы к холодам. Чтобы защититься от мороза и лучше сохранить тепло, они распушают свои перышки. Основная проблема для птиц зимой, особенно очень снежной - это нехватка питания.
____________________________
7. Определите, имеется ли у вас достаточно информации для написания статьи «Как помочь птицам в зимнее время». Какие ещё источники информации вы будете использовать? Запишите.
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
. 8. Напишите статью в школьную стенгазету «Как помочь птицам в зимнее время». Определите последовательность изложения, составьте план статьи, выберите слова, которые можно использовать. Запишите текст.
Например: зима, голодное и холодное время, трудно птицам, нечего есть, спасти, кормушки для птиц, тертые яблоки, морковь, пшено, помочь может каждый.
План
____________________________________________
КАК МОЖНО КУПИТЬ ЛИТЕРАТУРУ?