Предмет | Математика |
Класс | 5 (ФГОС) |
Тема раздела | §1. «Натуральные числа и нуль. Шкалы» (15 часов) |
Тема урока и номер урока в теме | «Плоскость и прямая» (урок № 6) |
Цели Содержательная Деятельностная Воспитательная | Создание условий для расширения понятийной базы учащихся за счет включения новых элементов: плоскость и прямая, для рассмотрения вопроса о количестве прямых, проходящих через одну точку, через две точки Содействие развитию речи (обогащение и усложнение словарного запаса), формирование умений изображать плоскость, прямую, определять и описывать принадлежность точек прямой Содействие осознанию учащимися ценности изучаемого предмета, формирование устойчивого познавательного интереса к предмету, воспитание ответственного отношения к учебному труду. |
Решаемые учебные задачи | Формировать первоначальные геометрические сведения об основных (неопределяемых) фигурах. Познакомить с общепринятыми обозначениями плоскости и прямой. Ввести символы принадлежности точек прямой. Добиваться осознанности в восприятии обучающимися аксиомы планиметрии о единственности прямой, проходящей через две точки |
Планируемые результаты Предметные умения Метапредметные умения Личностные умения | Обучающиеся научатся: Владеть понятийным базовым аппаратом, строить речевые высказывания с использованием терминологии, изображать прямые и плоскости; ПУУД: выявлять и характеризовать случаи расположения точек и прямых, формулировать определения понятий. РУУД: с помощью учителя планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач. КУУД: выстраивать аргументацию, участвовать в диалоге. Владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Вид урока | Комбинированный урок |
Технология | Системно-деятельный подход + ИКТ (презентация) |
Методы | Частично-поисковый, репродуктивный, словесно-наглядный, практический |
Форма работы | Фронтальная, индивидуальная, парная |
Организация образовательной среды | Источники информации: Математика. 5 кл. Учебник для общеобразовательных организаций /Н.Я. Виленкин, В. И. Жохов, А.С. Чесноков и др./М: «Просвещение», 2023 г., ТСО: компьютеры, проектор, экран Средства наглядности: презентация «Плоскость и прямая» Дидактические средства: |
Этапы урока Время этапа Задачи этапа | Основные элементы содержания урока ФОУД | Виды учебной деятельности учащихся |
1.Оргмомент (1 мин.) Задачи этапа: организация внимания и внутренней готовности к уроку | Ф Взаимное приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку, фиксация отсутствующих. Положительный эмоциональный настрой учащихся на работу. | Приветствуют учителя. Контролируют собственную готовность к уроку. Рапорт дежурного |
2.Проверка д/з (5 мин.) Задачи этапа: установить полноту и осознанность выполнения д/з | Т Ф/И еоретический опрос (вопросы на слайде презентации); Проверить № 1.84, 1.85, 1.86 | Отвечают на вопросы во фронтальном режиме. Сверяют свое решение с эталоном на доске |
3. Мотивирование учеб. деятельности (7 мин.) Задачи этапа: сообщить план работы, вызвать интерес к теме урока | Ф Вводное слово учителя. - Сегодня вы познакомитесь с геометрическими фигурами: плоскость и прямая | Слушают учителя. Воспринимают информацию. Записывают тему урока |
3.Открытие нового знания (12 мин.) Задача этапа: ввести определение многоугольника, его элементов, периметра | Ф Изложение нового материала проводится на основании текста учебника п.1.4 и подкрепляется презентацией «Плоскость и прямая» ПЛАН Ввести понятие плоскости. Изображение и обозначение плоскости. Бесконечность плоскости. Ввести понятие прямой; Обозначение. Отличие от отрезка. Точки, лежащие на прямой и не лежащие на прямой. Единственной прямой, походящей через две точки | Слушают учителя, рассматривают слайды презентации. Записывают в тетради опорный конспект |
4. Формирование первичных умений 13 (мин.) Задачи этапа: формировать умения читать и записывать числа | З И акрепление с проговариванием во внешней речи (ответы на вопросы); 2. Выполнить задания из учебника № 1.92, 1.93, 1.95, 1.96, 1.111 | Дают развернутые ответы на вопросы; выполняют действия, адекватные условию |
5. Инструктаж д/з (2 мин.) Задачи этапа: разъяснить методику выполнения д/з | И Ф зучить п. 4; Выполнить № 1.117 , 1.118 (2) , 1.112 | Записывают домашнее задание в дневники |
9. Рефлексия (3 мин.) Задача этапа: инициировать высказывания учащихся о результатах урока | В И ысказать мнение о результатах урока для себя, используя прием «незаконченное предложение»: ( Я ставил себе задачу… . Я смог... . Я умею … .); | Самооценивание. Высказывают мнение в форме мини-рассказа |