ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ПРИМОРСКИй ПРОМЫШЛЕННЫЙ техникум»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБПОУ РК «ППТ»
______________С.В. Легостаева
«____»_____________2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа профессионального модуля
ПМ.01 «подготовительно – сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки»
По профессии: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки
(наплавки))
Уровень основной образовательной программы: базовый.
Профиль: технический.
Форма обучения: очная.
Срок обучения ОПОП: нормативный 2 года 10 месяцев на базе основного общего образования.
Феодосия 2016г.
«Одобрено» «Согласовано»
Цикловой Зам.директора по УР
методической комиссией _________Н.М. Шилкова
профцикла «___»___________2016 г.
Протокол №_____
Председатель ЦМК
____________Л.Н. Коновалова
«___»_________2016г.
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по профессии
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки
(наплавки))
Организация-разработчик: ГБПОУ РК
« Приморский промышленный техникум»
Разработчик: Кварацхелия Георгий Владимирович, преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 4 |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 6 |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля | 7 |
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 14 |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | 16 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки.
1.1. Область применения программы
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования представляет собой совокупность
обязательных требований к среднему профессиональному образованию по
профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки
(наплавки)) для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки
квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих
по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающихся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт: выполнения типовых слесарных операций, применяемых
при подготовке деталей перед сваркой;
выполнения сборки элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) под сварку с применением сборочных приспособлений;
выполнения сборки элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) под сварку на прихватках;
эксплуатирования оборудования для сварки; выполнения предварительного, сопутствующего (межслойного) подогрева свариваемых кромок;
выполнения зачистки швов после сварки;
использования измерительного инструмента для контроля геометрических размеров сварного шва;
определения причин дефектов сварочных швов и соединений;
предупреждения и устранения различных видов дефектов в сварных швах;
уметь:
использовать ручной и механизированный инструмент зачистки сварных швов и удаления поверхностных дефектов после сварки;
проверять работоспособность и исправность оборудования поста для сварки;
использовать ручной и механизированный инструмент для подготовки элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) под сварку;
выполнять предварительный, сопутствующий (межслойный) подогрев металла в соответствии с требованиями производственно-технологической документации по сварке;
применять сборочные приспособления для сборки элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) под сварку;
подготавливать сварочные материалы к сварке;
зачищать швы после сварки;
пользоваться производственно-технологической и нормативной документацией для выполнения трудовых функций;
знать:
основы теории сварочных процессов (понятия: сварочный термический цикл, сварочные деформации и напряжения);
необходимость проведения подогрева при сварке;
классификацию и общие представления о методах и способах сварки; основные типы, конструктивные элементы, размеры сварных соединений и обозначение их на чертежах;
влияние основных параметров режима и пространственного положения при сварке на формирование сварного шва;
основные типы, конструктивные элементы, разделки кромок;
основы технологии сварочного производства;
виды и назначение сборочных, технологических приспособлений и оснастки;
основные правила чтения технологической документации;
типы дефектов сварного шва; методы неразрушающего контроля;
причины возникновения и меры предупреждения видимых дефектов;
способы устранения дефектов сварных швов;
правила подготовки кромок изделий под сварку;
устройство вспомогательного оборудования, назначение, правила его эксплуатации и область применения;
правила сборки элементов конструкции под сварку;
порядок проведения работ по предварительному, сопутствующему (межслойному) подогреву металла;
устройство сварочного оборудования, назначение, правила его эксплуатации,
область применения;
правила технической эксплуатации электроустановок;
классификацию сварочного оборудования и материалов;
основные принципы работы источников питания для сварки;
правила хранения и транспортировки сварочных материалов.
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 75 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 50 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 25 часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
ПК 1.1. Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций.
ПК 1.2. Использовать конструкторскую, нормативно-техническую и производственно-технологическую документацию по сварке.
ПК 1.3. Проверять оснащенность, работоспособность, исправность и осуществлять настройку оборудования поста для различных способов сварки.
ПК 1.4. Подготавливать и проверять сварочные материалы для различных способов сварки.
ПК 1.5. Выполнять сборку и подготовку элементов конструкции под сварку.
ПК 1.6. Проводить контроль подготовки и сборки элементов конструкции под сварку.
ПК 1.7. Выполнять предварительный, сопутствующий (межслойный) подогрева металла.
ПК 1.8. Зачищать и удалять поверхностные дефекты сварных швов после сварки.
ПК 1.9. Проводить контроль сварных соединений на соответствие геометрическим размерам, требуемым конструкторской и производственно технологической документации по сварке.
3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ.
3.1. Объем профессионального модуля и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 75 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: | 50 |
лабораторные занятия | 7 |
практические занятия | 11 |
контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: | 25 |
Написание докладов Написание рефератов Подготовка сообщений Составление кроссвордов | |
Итоговая аттестация в форме экзамена (МДК.01.01), дифференцированного зачета (МДК.01.04) |
3.2. Тематический план и содержание ПМ 01 Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
ПМ.01 Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки. | | 75 | |
МДК.01.01. Основы технологии сварки и сварочное оборудование | | 60 |
Введение | 1 | |
1 | Содержание, цели и задачи профессионального модуля. | 1 | 1 |
Тема 1.1. Общие сведения о сварке | 11 | 2 |
2 | Сварка: основные понятия и определения. | 1 |
3 | Сущность сварки плавлением и давлением. | 1 |
4 | Классификация различных видов сварки. | 1 |
5 | Краткая характеристика основных видов сварки. | 1 |
6 | Понятие о свариваемости металлов. | 1 |
7 | Основные условия сваривания разнородных металлов. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | |
Систематическая проработка конспектов занятий учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий). Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Подготовка сообщения на тему: Подводная сварка. Подготовка реферата на тему: Сущность и применение ультразвуковой сварки. Сущность и применение электронно-лучевой сварки. Сущность и применение электрошлаковой сварки. Сущность и применение диффузионной сварки. | |
Тема 1.2. Металлургические процессы при сварке. | 12 | 2 |
8 | Особенности металлургии сварки. | 1 |
9 | Химические процессы, сопровождающие процесс сварки. | 1 |
10 | Кристаллизация металла шва и образование трещин. | 1 |
11 | Строение сварного соединения. | 1 |
12 | Термическая обработка сварного соединения. | 1 |
Практические работы | 2 | |
13-14. Определение твёрдости металла шва и околошовной зоны. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 5 |
Систематическая проработка конспектов занятий учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий). Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Подготовка реферата на тему: Кристаллизация металла сварочной ванны. Подготовка презентации на тему: Термический цикл сварки и структура сварного соединения. | |
Тема 1.3. Электрическая сварочная дуга. | 12 | 2 |
15 | Определение и строение сварочной дуги. | 1 |
16 | Виды и классификация сварочных дуг. | 1 |
17 | Условия зажигания и горения дуги. | 1 |
18 | Виды переноса электродного металла на изделие. | 1 |
19 | Производительность расплавления и наплавки электродов. | 1 |
Лабораторные работы | 1 | |
20. Определение коэффициента полезного действия сварочной дуги. | 1 |
21. Контрольная работа. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | |
Систематическая проработка конспектов занятий учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий). Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Подготовка реферата на тему: Процессы, протекающие в приэлектрических областях сварочной дуги. Подготовка презентации на тему: Влияние магнитного поля и ферромагнитных масс на сварочную дугу. | |
Тема 1.4. Оборудование сварочного поста. | 24 | 2 |
22 | Виды сварочных постов. | 1 |
23 | Принадлежности и инструменты сварщика. Спецодежда. | 1 |
24 | Основные требования к источникам питания сварочной дуги. | 1 |
25 | Технические характеристики источникам питания сварочной дуги. | 1 |
26 | Сварочные трансформаторы: устройство, назначение и принцип работы. | 1 |
27 | Сварочные выпрямители: устройство, назначение и принцип действия. | 1 |
28 | Сварочные преобразователи: устройство, назначение и принцип действия. | 1 |
29 | Инверторные источники питания. Осцилляторы. | 1 |
30 | Сварочные многопостовые системы. | 1 |
Лабораторные работы | 4 | |
31-32. Изучение устройства сварочного выпрямителя. | 2 |
33-34. Изучение устройства сварочного преобразователя. | 2 |
Практические работы | 6 |
35-36. Организация рабочего места сварщика. | 2 |
37-38. Изучение устройства и принципа работы балластного реостата. | 2 |
39-40. Изучение устройства сварочного трансформатора. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 5 |
Систематическая проработка конспектов занятий учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий). Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Подготовка реферата на тему: Многопостовые сварочные системы. Специальные источники питания. Подготовка доклада на тему: Передвижные сварочные посты и системы. | | |
Экзамен | | |
|
МДК.01.04. Контроль качества сварных соединений. | | 15 | |
| Тема. Дефекты сварных швов. | 8 | 2 |
1 | Классификация дефектов сварных швов. | 1 |
2 | Причины образования и способы исправления дефектов сварных швов. | 1 |
Лабораторные работы | 2 | |
Определение дефектов сварного шва. | 2 |
Практические работы | 2 |
Исправление дефектов сварного шва. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторных работ, отчетов и подготовка к их защите. Подготовка реферата на тему: Способы предотвращения дефектов сварных швов. | |
Тема. Контроль качества сварных швов. | 6 | 2 |
3 | Классификация видов контроля качества. | 1 |
4 | Внешний осмотр и измерения размеров швов. | 1 |
Практические работы | 1 |
Проведение визуального контроля. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторных работ, отчетов и подготовка к их защите. Подготовка реферата на тему: Механические испытания. Ультразвуковой метод контроля. Контроль непроницаемости сварных швов. Радиационная дефектоскопия. Подготовка доклада на тему: Магнитографический метод контроля. | |
Дифференцированный зачет | 1 | |
|
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов:
теоретических основ сварки и резки металлов; технической графики; безопасности жизнедеятельности и охраны труда; сварочных мастерских и сварочного полигона; лабораторий материаловедения; электротехники и автоматизации производства; испытания материалов и контроля качества сварных соединений.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
- комплект инструментов и сборочно-сварочных приспособлений;
- образцов сварных швов на пластинах из углеродистой и легированной стали;
- комплекты учебных таблиц по темам;
- комплект методической документации по предмету;
- оборудование для проведения тематических лабораторных работ.
Технические средства обучения:
- компьютер, принтер, проектор, программное обеспечение общего и профессионального назначения;
- комплекты учебно-методической документации;
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- методические пособия.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- место преподавателя;
- рабочие места обучающихся (по количеству обучающихся);
- комплект ручного вспомогательного инструмента сварщика;
- специальные настольные переносные тиски;
- комплект лабораторного инвентаря (контрольно-измерительные приборы, штативы с винтовым устройством, меры для дозировки количества материалов, наносимых на пластину, сварочные материалы и т. д.).
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
- слесарное оборудование;
- оснащение сварочного поста источниками питания;
- сварочные кабины и их оснащение;
- кабели, сварочные провода и токоподводящие зажимы, применяемые при
оснащении сварочных постов;
- индивидуальные средства защиты сварщика.
4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Маслов Б.Г., Выборнов А.П. Производство сварных конструкций. - М.: Академия, 2007.
2. Маслов В.И. Сварочные работы. - М: ПрофОбрИздат, 2008.
3. Чернышов Г.Г. Справочник электрогазосварщика и газорезчика. –М: Академия, 2007.
4.Чернышов Г.Г. Сварочное дело. –М: Академия, 2007.
Дополнительные источники:
1.Жегалина Т.Н. Сварщик: практические основы профессиональной деятельности. – М: Академкнига, 2006. 2.Вознесенская И.М. Основы теории ручной дуговой сварки. – М: Академкнига, 2005.
3.Борилов А.В., Коровин С.В. и др. Сварщик ручной дуговой сварки. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
4.Колганов Л.А. Сварочные
работы: сварка, резка, пайка, наплавка - М.: ИТК «Дашков и К», 2004.
5.Носенко Н.Г. Сварщик. Электрогазосварщик: итоговая аттестация. - - Ростов н/Д: Феникс, 2010.
6. Чернышев Г.Г. Справочник электрогазосварщика и газорезчика. - М: Академия, 2004.
7. Герасименко А.И. Основы электрогазосварки. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.
8. Чебан В.А. Сварочные работы. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
Интернет – ресурсы:
Образовательный портал: http\\www.edu.sety.ru
Учебная мастерская: http\\www.edu.BPwin -- Мастерская Dr_dimdim.ru
Образовательный портал: http\\www.edu.bd.ru
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.1. Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций. | Определение вида конструкции, сварного соединения, способа сварки в соответствии с чертежом. | -экспертная оценка по результатам наблюдения за действиями на практике; -лабораторные и практические работы; |
ПК 1.2. Использовать конструкторскую, нормативно-техническую и производственно-технологическую документацию по сварке. | Использование конструкторской, нормативно-технической и производственно-технологической документации по сварке | -экспертная оценка по результатам наблюдения за действиями на практике; -тестирование; |
ПК 1.3. Проверять оснащенность, работоспособность, исправность и осуществлять настройку оборудования поста для различных способов сварки. | Грамотное использование оборудования поста для различных способов сварки. | -экспертная оценка по результатам наблюдения за действиями на практике; -лабораторные и практические работы; -тестирование; |
ПК 1.4. Подготавливать и проверять сварочные материалы для различных способов сварки. | Использование различных методов подготовки и проверки сварочных материалов для различных способов сварки. | экспертная оценка по результатам наблюдения за действиями на практике; -лабораторные и практические работы; |
ПК 1.5. Выполнять сборку и подготовку элементов конструкции под сварку. | Выполнение операций по сборке изделий под сварку; Выполнение прихваток при сборке конструкций. | -экспертная оценка по результатам наблюдения за действиями на практике; -лабораторные и практические работы; - контрольные работы; -тестирование. |
ПК 1.6. Проводить контроль подготовки и сборки элементов конструкции под сварку. | Применение различных методов контроля качества сборки под сварку. | экспертная оценка по результатам наблюдения за действиями на практике; -лабораторные и практические работы; |
5. Контроль и оценка результатов
освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПК 1.7. Выполнять предварительный и сопутствующий (межслойный) подогрева металла. | Проведение предварительного и сопутствующий (межслойный) подогрева металла в соответствии с технологическими требованиями. | экспертная оценка по результатам наблюдения за действиями на практике; -лабораторные и практические работы; |
ПК 1.8. Зачищать и удалять поверхностные дефекты сварных швов после сварки. | Зачистка и удаление поверхностных дефектов сварных швов после сварки. | экспертная оценка по результатам наблюдения за действиями на практике; -лабораторные и практические работы; |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | -явно выраженный интерес к профессии; -трудоустройство по полученной профессии; -эффективное самостоятельное изучение профессионального модуля; -результативное участие в конкурсах профессионального мастерства. | социологический опрос; экспертная оценка |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | -правильная последовательность выполнения действий на лабораторных и практических работах и во время учебной, производственной практики в соответствии с инструкциями, технологическими картами и т.д.; -обоснованность выбора и применение методов и способов решения профессиональных задач; -личная оценка эффективности и качества выполнения работ. | -экспертная оценка -наблюдение |
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | -адекватность оценки рабочей ситуации в соответствии с поставленными целями и задачами через выбор соответствующих материалов, инструментов и т.д.; -самостоятельность текущего контроля и корректировка в пределах своих компетенций выполняемых работ в соответствии с технологическими процессами сварочных работ; -полнота представлений за последствия некачественно и несвоевременной выполненной работы. | -экспертная оценка, -наблюдение; -письменный опрос |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | -оперативность поиска необходимой информации, обеспечивающей наиболее быстрое, полное и эффективное выполнение профессиональных задач; -владение различными способами поиска информации; -адекватность оценки полезности информации; -используемость найденной для работы информации в результативном выполнении профессиональных задач, для профессионального роста и личностного развития; -самостоятельность поиска информации при решении не типовых профессиональных задач. | -экспертная оценка; -наблюдение |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | -устойчивость навыков эффективного использования современных ИКТ в профессиональной деятельности; -устойчивость и демонстрация на практике навыков использования информационно-коммуникационных технологий при оформлении рефератов, работ по УИРС и НИРС, на производственной практике; -правильность и эффективность решения нетиповых профессиональных задач с привлечением самостоятельно найденной информации; -используемость ИКТ в оформлении результатов самостоятельной работы | -экспертная оценка; -наблюдение |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | Степень развития и успешный социологический опрос, -наблюдение; -характеристика с производственной практики; -письменный опрос применения коммуникационных способностей на практике (в общении с сокурсниками, ИПР ОУ, потенциальными работодателями в ходе обучения); -полнота понимание и четкость представлений того, что успешность и результативность выполненной работы зависит от согласованности действий всех участников команды работающих; -владение способами бесконфликтного общения и саморегуляции в коллективе; -соблюдение принципов профессиональной этики | социологический опрос, наблюдение; характеристика с производственной практики; письменный опрос |
Итоговая аттестация проводится в виде экзамена и дифференцированного зачёта, допуском к дифференцированному зачёту является выполнение самостоятельных работ, лабораторных и практических работ, тестирование.