Глава 1
ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
§ 1. Виды информации
Коротко о главном:
Информация – это сведения о предметах, событиях, явлениях и процессах окружающего мира.
Виды информации по способу восприятия человеком: зрительная (визуальная), звуковая, вкусовая, обонятельная, осязательная (тактильная).
Виды информации по форма представления: текстовая (алфавитно – цифровая), графическая, звуковая, комбинированная.
Упражнение
Определите, к какому виду по форме представления относится следующая информация?

Ответ:
А) комбинированная;
Б) комбинированная;
В) текстовая;
Г) текстовая;
Д) текстовая;
Е) графическая.
§ 2. Информационные процессы. Носители информации
Коротко о главном:
Информационные процессы – процессы передачи, хранения, поиска и обработки информации.
Классификация информационных процессов:
Приём информации – это получение информации приёмником.
Передача информации – это процесс переноса информации от источника к приёмнику.
Сбор информации – несколько процессов получения информации одним и тем же получателем из разных источников.
Распространение информации – это процесс передачи информации от одного источника нескольким получателем.
Обмен информацией – это процесс переноса информации между двумя или несколькими объектами, при которых каждый объект информацию и получает, и выдаёт.
Хранение информации – процесс, при котором информация хранится на носителе длительное время без изменения.
Обработка информации – процесс изменения содержания или формы представления информации.
Редактирование информации – процесс изменения содержания информации, исправление ошибок.
Упорядочение информации – расположение информации в некотором порядке.
Поиск информации - процесс нахождения нужной информации.
Создание информации – процесс преобразования информации в памяти человека.
Упражнение
Какие информационные процессы описаны в следующих примерах:
Диктор телевидения сообщает прогноз погоды (распространение).
Ученик ищет перевод слова в словаре (поиск).
Девочка записывает номер телефона в записную книжку (запись).
Поэт сочиняет стихотворение (создание).
Учитель исправляет ошибки в диктанте (редактирование).
Учитель опрашивает учеников на уроке (сбор),
Ученик загружает текст с диска (считывание).
Глава 2
АППАРАТНОЕ И ПРОГАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРА
§ 3. Устройства компьютера
Коротко о главном:
Аппаратное обеспечение компьютера – это совокупность всех его устройств.
Внутри системного блока размещены: системная (материнская) плата, процессор, винчестер, оперативная память (ОЗУ), постоянное запоминающее устройство (ПЗУ), блок питания, дисководы для магнитных и оптических дисков.
На материнской плате расположены: процессор, устройства памяти (ОЗУ и ПЗУ), набор микросхем, управляющих работой устройств, разъёмы для подключения устройств.
Процессор предназначен для выполнения вычислений и исполнения программ.
Оперативная память (ОЗУ) предназначена для хранения данных и программ во время их выполнения.
Постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) предназначено для постоянного хранения информации при выключенном компьютере.
Для длительного хранения информации предназначены: флэш-память и диски (магнитные и оптические).
Накопитель на жёстких магнитных дисках (винчестер) является основным устройством долговременного хранения информации.
§ 4. Операционная система
Коротко о главном:
Операционная система компьютера предназначена для обеспечения взаимодействия пользователя с аппаратным и программным обеспечением компьютера, управляет хранением информации, управляет работой всех устройств, запускает и согласовывает выполнение всех процессов и программ.
Примеры программ, составляющих программное обеспечение компьютера: операционная система MS Windows XP; приложения Paint, Word; игры.
Пользовательский интерфейс – это способ, которым пользователь взаимодействует с компьютером.
Окно, в котором в данный момент времени работает пользователь - активно, его заголовок выделяется более ярким цветом.
Ярлыки служат ссылками на объекты и используются для быстрого доступа к этим объектам.
Упражнение 1
Назовите элементы интерфейса Windows, расположенные на Рабочем столе вашего компьютера.
Ответ:
На Рабочем столе располагаются: панель задач, кнопка Пуск, значки: Мой компьютер, Корзина, Сетевое окружение, Internet Explorer, ярлыки игр, прикладных программ и другое.
Упражнение 2
Перечислите названия изученных Вами ранее приложений, которые можно активизировать, выполнив последовательность команд Пуск – Все программы.
Ответ:
Выполняя последовательность команд Пуск – Все программы можно запустить приложения: Paint, WordPad, Word, Блокнот, Калькулятор, Windows Media Player и другие.
§ 5. Работа с окнами
Коротко о главном:
Положение и размеры окна, которое развёрнуто на весь экран, изменить нельзя.
Для перемещения окна необходимо установить указатель мыши на Строке заголовка и, удерживая нажатой левую кнопку мыши, переместить окно в новое положение.
Для изменения размеров окна указатель мыши подводят к выбранной границе до превращения курсора в двунаправленную стрелку и, удерживая нажатой левую кнопку мыши, передвигают границу.
Упражнение 1
Разместите друг под другом окна Мой компьютер и Мои документы.
Для размещения друг под другом окон Мой Компьютер и Мои документы необходимо:
Открыть эти окна, выполнив двойной щелчок по соответствующим значкам на Рабочем столе (если окна разворачиваются на весь экран, то необходимо выполнить щелчок по кнопке Свернуть в окно в верхнем правом углу).
Изменить размеры окон так, чтобы они смогли разместиться друг под другом, не перекрывая друг друга.
Переместить окна в указанное положение.
Упражнение 2
Разместите на Рабочем столе одновременно несколько копий окна Мой компьютер без наложения их друг на друга.
Для размещения на Рабочем столе одновременно нескольких копий окна Мой компьютер без наложения друг на друга, необходимо:
Открыть первую копию окна выполнив, например, последовательность команд Пуск - Мой компьютер.
Изменить содержимое Рабочей области, выполнив двойной щелчок по любому объекту Рабочей области (например С:).
Открыть вторую копию окна выполнив, например, двойной щелчок по ярлыку Мой компьютер на Рабочем столе.
Изменить содержимое Рабочей области, выполнив двойной щелчок по любому объекту Рабочей области (например D:). Примечание (каждый раз это должен быть новый объект).
Повторять шаги 1 - 4 для открытия нужного количества копий окна Мой компьютер.
Во всех копиях окна Мой компьютер нажать кнопку Назад на панели инструментов.
Изменить размеры окон так, чтобы они смогли разместиться рядом друг с другом, не перекрывая друг друга.
Переместить окна в указанное положение.
Упражнение 3
Получите в справочной системе Windows справку о Панели задач.
Для получения в справочной системе Windows справки о Панели задач необходимо:
Выполнить последовательность команд Пуск – Справка и поддержка.
В текстовом поле Найти ввести текст «Панель задач».
Нажать кнопку Начать поиск.
Ознакомиться с результатами поиска.
Упражнение 4
Назовите стандартные приложения, входящие в состав операционной системы, установленной на Вашем компьютере.
Для получения списка стандартных приложений, входящих в состав операционной системы необходимо выполнить последовательность команд: Пуск – Все программы – Стандартные. Стандартными приложениями, входящими в состав операционной системы MS Windows XP могут быть: текстовые редакторы Блокнот и WordPad, Калькулятор, Адресная книга, Проводник, графический редактор Paint, приложения из меню Связь, Служебные, Развлечения, Специальные возможности.
§ 6. Файловая система
Коротко о главном:
Файловая система служит для работы с файлами.
Файлы, содержащие изображения, могут иметь расширения: .bmp, .gif, .jpg, .tif.
Файлы с расширением .txt содержат текст.
Если путь к файлу реферат.doc записан так: C:\work\7класс\ реферат.doc, то файл реферат.doc вложен в папку 7класс, которая находится в папке work; папка 7класс находится на диске С:.
Упражнение 1
Получите список объектов папки Мой компьютер Вашего компьютера. Сколько дисков для хранения информации имеет Ваш компьютер?
Для получения списка объектов папки Мой компьютер необходимо:
Выполнить последовательность команд Пуск – Мой компьютер.
В Рабочей области открывшегося окна изучить названия объектов.
Подсчитать количество дисков для хранения информации.
Упражнение 2
Назовите папки, которые содержатся на диске С: Вашего компьютера.
Для получения списка папок, содержащихся на диске С:, необходимо:
Выполнить последовательность команд Пуск – Мой компьютер.
В открывшемся окне выполнить двойной щелчок по объекту С:.
В Рабочей области открывшегося окна изучить названия объектов.
Упражнение 3
Назовите файлы, расположенные в папке Мои документы Вашего компьютера.
Для получения названий файлов, содержащихся в папке Мои документы необходимо:
Выполнить последовательность команд Пуск – Мои документы.
В Рабочей области открывшегося окна изучить названия объектов.
Упражнение 4
Запишите путь к файлу по описанию: имя файла Сочинение. doc, этот файл содержится в папке Мой город, которая находится на диске С:.
Ответ:
С:\Мой город\Сочинение.doc.
Упражнение 5
Исправьте ошибки в записях имён файлов:
а) D:\тексты\*новый*.txt;
б) С:\works\ris2.bmp;
в) C\работа\фото\лес:дерево.jpg;
г) C:\математика/неравенство аb.txt.
Ответ:
а) удалить символ «*» из имени файла, например: D:\тексты\новый.txt;
б) удалить символ «» из имени файла, например: C:\works\ris2.bmp;
в) добавить символ «:» после имени диска С, заменить символ «:» в имени файла на «_», например: C:\работа\фото\лес_дерево.jpg;
г) символ «/» заменить на «\»,удалить символы «аC:\математика\неравенство.txt.
§ 7. Операции с объектами файловой системы
Коротко о главном:
Щёлкнуть левой кнопкой мыши на кнопе Пуск Панели инструментов Проводника;
В диалоговом окне Поиск файлов и папок ввести имя объекта;
В окне Результаты поиска изучить информацию.
С файлами и папками можно производить следующие операции: создавать и переименовывать; копировать, перемещать и удалять; создавать для них ярлыки.
Корзина предназначена для хранения удалённых объектов.
Для создания ярлыка на Рабочем столе необходимо:
Открыть папку для его размещения;
Выполнить последовательность команд Файл – Создать – Ярлык – Обзор – Показать размещение объекта – Далее – Имя ярлыка – Готово.
Упражнение 1
Покажите папки, которые содержатся на диске D: Вашего компьютера.
Для того чтобы показать папки, содержащиеся на диске D:, необходимо:
Запустить Проводник (Пуск – Все программы – Стандартные – Проводник);
В окне Папки с помощью дерева папок найти диск D: и выполнить щелчок по нему;
Изучить содержимое рабочей области.
Упражнение 2
Покажите папки и файлы, расположенные в папке Мои документы Вашего компьютера.
Для того чтобы показать папки и файлы, расположенные в папке Мои документы, необходимо:
Запустить Проводник (Пуск – Все программы – Стандартные – Проводник);
В окне Папки с помощью дерева папок найти папку Мои документы и выполнить щелчок по ней;
Изучить содержимое рабочей области.
Упражнение 3
На диске С: найдите все графические файлы с расширением .bmp, созданные за последние 12 месяцев.
Для того чтобы на диске С: найти все графические файлы с расширением .bmp, созданные за последние 12 месяцев, необходимо:
Запустить Проводник (Пуск – Все программы – Стандартные – Проводник);
Щёлкнуть по кнопке Поиск на Панели инструментов Проводника;
В окне параметры поиска ввести: Искать имена папок и файлов - *.bmp, Где искать - диск С:, Дата – за последние 12 месяцев;
Щёлкнуть по кнопке Найти.
В окне Результаты поиска изучить информацию.
Упражнение 4
Найдите все текстовые документы с расширением .doc, размер которых не превышает 100Кбайт.
Для того чтобы найти все текстовые документы с расширением .doc, размер которых не превышает 100Кбайт, необходимо:
Запустить Проводник (Пуск – Все программы – Стандартные – Проводник);
Щёлкнуть по кнопке Поиск на Панели инструментов Проводника;
В окне параметры поиска ввести: Где искать – Все локальные диски, Тип – Документ Microsoft Office Word, Размер – не более 100 Кб;
Щёлкнуть по кнопке Найти.
В окне Результаты поиска изучить информацию.
Упражнение 5
В папке Мои документы создайте папку с именем, обозначающим Ваш класс. В этой папке создайте папки для размещения работ пяти одноклассников. Имена папок задайте в соответствии с их именами и фамилиями. Возможный результат выполнения изображён на рисунке.

Для создания папки с именем класса в папке
Мои документы необходимо:
Запустить Проводник (Пуск – Все программы – Стандартные – Проводник);
В окне Папки с помощью дерева папок найти диск папку Мои документы и выполнить щелчок по ней;
Выполнить команду Файл – Создать – Папку;
Вместо предлагаемого имени Новая папка ввести имя (например 7 класс);
Открыть созданную папку (щёлчок по её имени);
Создать ещё несколько папок с фамилиями учеников класса (аналогично пунктам 2-4).
Упражнение 6
В папке Мои документы создайте папку с именем Времена года. В этой папке разместите папки Весна, Зима, Лето, Осень. Внутри каждой из папок с названиями времён года разместите папки с именами месяцев для каждого времени года. Возможный результат выполнения изображён на рисунке.

Для создания папки с именем Времена года в папке Мои документы необходимо:
Запустить Проводник (Пуск – Все программы – Стандартные – Проводник);
В окне Папки с помощью дерева папок найти диск папку Мои документы и выполнить щелчок по ней;
Выполнить команду Файл – Создать – Папку;
Вместо предлагаемого имени Новая папка ввести Времена года;
Открыть созданную папку (щёлчок по её имени);
Создать папку с именем Весна (аналогично пунктам 3, 4);
Открыть созданную папку (щёлчок по её имени);
Создать папку с именем Март (аналогично пунктам 3, 4);
Аналогично п. 8 п. создать папки Апрель и Май;
Аналогично п. 6 создать папки Зима, Лето, Осень.
Упражнение 7
В папке Мои документы создайте папку с именем Расписание уроков. В этой папке создайте 5 папок с именами Понедельник, Вторник, Среда, Четверг и Пятница. Внутри каждой из этих папок разместите папки с именами – названиями уроков, которые проводятся в этот день. Возможный результат выполнения изображён на рисунке.

Для создания папки с именем
Расписание уроков в папке
Мои документы, необходимо:
Запустить Проводник (Пуск – Все программы – Стандартные – Проводник);
В окне Папки с помощью дерева папок найти диск папку Мои документы и выполнить щелчок по ней;
Выполнить команду Файл – Создать – Папку;
Вместо предлагаемого имени Новая папка ввести Расписание уроков;
Открыть созданную папку (щёлчок по её имени);
Создать папку с именем Понедельник (аналогично пунктам 3, 4);
Открыть созданную папку (щёлчок по её имени);
Создать папки с именами уроков (аналогично пунктам 3, 4);
Аналогично п. 6 создать папки для остальных дней недели.
§ 9. Локальная компьютерная сеть
Коротко о главном:
Локальная компьютерная сеть представляет собой объединение компьютеров, расположенных на небольших расстояниях друг от друга.
Под ресурсами локальной сети понимают устройства (принтеры, сканеры, видеокамеры, проекторы) и информационные объекты (программы, папки, базы данных).
Просмотр доступных ресурсов сети осуществляется в папке Сетевое окружение.
Глава 3
ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ
§ 9. Среда программирования Pascal ABC
Коротко о главном:
Program ;
;
Begin
;
End.
Для вызова среды Pascal ABC необходимо запустить на выполнение файл Pascal ABC.exe.
Для запуска программы на выполнение в среде Pascal ABC необходимо выполнить команду Программа – Выполнить или нажать клавишу F9.
Упражнение 1
дату Дня Республики Беларусь.
Program upr9_1;
Begin
Write (‘3 июля – День Республики Беларусь’);
End.
Упражнение 2
Напишите программу, которая выводит на экран фразу «Моя Родина – Беларусь».
Program upr9_2;
Begin
Write (‘Моя Родина – Беларусь’);
End.
§ 10. Основные понятия языка программирования.
Коротко о главном:
Переменная – это величина, значение которой изменяется в процессе выполнения программы.
Правила записи имён переменных: имя переменной всегда должно начинаться с латинской буквы или знака подчёркивания, в имени переменной не должно быть пробелов, имя переменной не должно совпадать с именем программы.
Типы числовых данных, изучаемых в данном курсе: целый тип Integer (описывает диапазон значений целых чисел от -2 147 483 648 до +2 147 483 648) и вещественный тип Real (описывает диапазон значений дробных чисел, которые могут включать 16 десятичных цифр).
Описать переменную – это значит указать после зарезервированного слова Var имя и тип переменной.
§ 11. Организация ввода и вывода данных.
Коротко о главном:
Для ввода данных используют команды ввода Read или Readln (пример: Read(a,b) или Readln(a,b)).
Для вывода данных используют команды вывода Write или (пример: Write (‘Введите число ‘);).
Команда Writeln отличается от команды Write тем, что после вывода информации переводит курсор на следующую строку, а команда Write оставляет его сразу после вывода.
Команда Read отличается от команды Readln тем, что после ввода необходимого количества данных осуществляется переход курсора на следующую строку.
Упражнение 1
Что будет выведено на экран в результате выполнения следующей программы:
Program z1;
Begin
Writeln (‘Привет, это я, умный компьютер! ‘);
Writeln (‘Я знаю, что 6*5= ‘, 6*5);
End.
Ответ:
Привет, это я, умный компьютер!
Я знаю, что 6*5=30
Упражнение 2
Составьте программу, в которой осуществляется ввод целого числа с клавиатуры и вывод на экран монитора значения этого числа, увеличенного в 5 раз.
Program upr11_2;
Var х: integer;
Begin
Readln (x);
Write (‘Если вы умножите это число на пять, то получится ‘, 5*x);
End.
Упражнение 3
Составьте программу, в которой осуществляется ввод целого числа с клавиатуры и вывод на экран монитора значения этого числа, увеличенного на 10.
Program upr11_3;
Var х: integer;
Begin
Write (‘Введите число ‘);
Readln (x);
Write (‘Если вы увеличите это число на десять, то получится ‘, 10+x);
End.
Упражнение 4
Составьте программу, в которой осуществляется ввод трёх целых чисел с клавиатуры и вывод на экран монитора значения их суммы.
Program upr11_4;
Var a, b, c: integer;
Begin
Writeln (‘Введите три числа ‘);
Readln (a, b, c);
Write (‘Если вы сложите эти числа, то значение их суммы будет ', a+b+c);
End.
Упражнение 5
Составьте программу, в которой осуществляется ввод двух целых чисел с клавиатуры и вывод на экран монитора значения их произведения.
Program upr11_5;
Var a, b: integer;
Begin
Writeln (‘Введите два числа ‘);
Readln (a, b);
Write (‘Произведение этих чисел равно ‘, a*b);
End.
§ 12. Команда присваивания. Арифметические операции и выражения. Стандартные функции.
Коротко о главном:
+ (сложение),
- (вычитание),
* (умножение),
/ (деление),
div (целочисленное деление),
mod (остаток, полученный при целочисленном делении).
trunc(x) вычисляет целую часть вещественного числа х,
round(x) округляет вещественное число х до целого,
frac(x) вычисляет дробную часть вещественного числа х,
abs(x) вычисляет модуль числа х,
sqr(x) вычисляет квадрат числа х.
Упражнение 1
Определите тип результата в выражениях:
4 +
Ответ: тип результата real;
4 + 3 · 1,5
Ответ: тип результата real;
2 +
Ответ: тип результата real;
(6 – 4) · 2 + 5
Ответ: тип результата integer.
Упражнение 2
Найдите ошибки в следующих программах:
Program int_r;
Var a ,x : integer;
b, c: real;
Begin
a:=10;
b:=5.2;
x:=b div 2;
c:= round(x);
End.
Ответ:
1) переменная b не может участвовать в целочисленном делении (x:=b div 2;),
так как она имеет тип real;
2) переменная с должна иметь тип integer (c:= round(x);) , так как результат выполнения функции round(x) должен быть целого типа (integer).
Program int_r1;
Var a ,с : integer;
b, d: real;
Begin
a:=25;
b:=a/2;
c:= sqr(a);
d:=a mod 10;
End.
Ответ:
1) переменная с должна иметь тип real (c:= sqr(a);) , так как результат выполнения функции sqr(a) должен быть вещественного типа (real);
2) переменная d должна иметь тип integer (d:=a mod 10;) , так как результат выполнения операции a mod 10должен быть целого типа (integer).
Упражнение 3
Напишите программу, которая вычисляет частное от целочисленного деления двух заданных чисел и выводит на экран монитора результат.
Program upr12_3;
Var a, b, c: integer;
Begin
Writeln (‘Введите 2 числа ‘);
Readln (a, b);
C:= a div b;
Write (a , ‘div ‘ , b , ‘ = ‘ , c);
End.
Упражнение 4
Дано целое число. Напишите программу, которая уменьшает это число в 2 раза и выводит на экран монитора результат.
Program upr12_4;
Var х: integer;
d: real;
Begin
Write (‘Введите число ‘);
Readln (x);
d:= x/2;
Write ( x ,‘ разделить на 2 равно ‘, d);
End.
Упражнение 5
Дано целое число с. Напишите программу, которая возводит в квадрат частное от целочисленного деления числа с на 5 и выводит на экран монитора результат.
Program upr12_5;
Var c, d: integer;
Begin
Write (‘Введите число ‘);
Readln (c);
d:= sqr ( c div 5 );
Write (‘ sqr ( c div 5 ) = ‘, d);
End.
Упражнение 6
Дано целое число с. Напишите программу, которая возводит в квадрат остаток от целочисленного деления числа с на 10 и выводит на экран монитора результат.
Program upr12_6;
Var c, d: integer;
Begin
Write (‘Введите число ‘);
Readln (c);
d:= sqr ( c mod 10 );
Write (‘ sqr ( c mod 10 ) = ‘, d);
End.
Упражнение 7
Дано вещественное число х. Напишите программу, которая вычисляет целую часть числа х, округлённую до ближайшего целого, и выводит на экран монитора результат.
Program upr12_7;
Var х: real;
d: integer;
Begin
Write (‘Введите число ‘);
Readln (x);
d:= round(x);
Write (‘ round ( ‘, x , ‘)= ’ , d);
End.
Упражнение 8
Дано вещественное число х. Напишите программу, которая уменьшает в 2 раза целую часть числа х и выводит на экран монитора результат.
Program upr12_8;
Var х ,d: real;
Begin
Write (‘Введите число ‘);
Readln (x);
d:= trunc(x) /2;
Write (‘ trunc( ‘, x , ‘)/2= ’ , d);
End.
§ 13. Составление линейных программ для решения задач.
Упражнение 1
Даны целые числа а и в. Напишите программу, которая находит значение выражения
и выводит на экран монитора результат.
Program upr13_1;
Var a, b: integer;
c: real;
Begin
Writeln (‘Введите 2 числа ‘);
Readln (a,b);
c:=((sqr(a)+b)*a)/b;
Writeln ( ‘ результат выражения равен ‘,с);
End.
Упражнение 2
Даны целые числа х, у, с. Напишите программу, которая находит значение выражения
и выводит на экран монитора результат.
Program upr13_2;
Var x, y, c: integer;
d: real;
Begin
Writeln (‘Введите 3 числа ‘);
Readln (x,y,c);
d:=(x+y)/(2*c);
Write ( ‘ результат выражения равен ‘,d);
End.
Упражнение 3
Дано целое число. Напишите программу, которая уменьшает на 2 модуль этого числах и выводит на экран монитора результат.
Program upr13_3;
Var c, d: integer;
Begin
Write (‘Введите число ‘);
Readln (c);
d:=abs(c)-2;
Write ( ‘ результат выражения равен ‘,d);
End.
Упражнение 4
Дано вещественное число. Напишите программу, которая возводит в квадрат целую часть данного числа и выводит на экран монитора результат.
Program upr13_4;
Var a : real;
b: integer;
Begin
Write (‘Введите число ‘);
Readln (a);
b:=sqr(trunk(a));
Write ( ‘ результат выражения равен ‘,b);
End.
Упражнение 5
Дано двузначное целое число. Напишите программу, которая выводит на экран монитора его первую цифру.
Program upr13_5;
Var c, d: integer;
Begin
Write (‘Введите двузначное число ‘);
Readln (c);
d:=с div 10;
Write ( ‘ первая цифра равна ‘,d);
End.
Упражнение 6
Дано целое число. Напишите программу, которая выводит на экран последнюю цифру данного числа, затем возводит её в квадрат и выводит на экран монитора результат.
Program upr13_6;
Var c, d: integer;
Begin
Write (‘Введите любое целое число ‘);
Readln (c);
d:= с mod 10;
Write ( ‘последняя цифра этого числа равна ‘,d);
d:= sqr(с);
Write ( ‘последняя цифра этого числа, возведённая в квадрат, равна ‘,d);
End.
Упражнение 7
Напишите программу, которая вычисляет расстояние, пройденное автомобилем за время t при движении со скоростью v км/ч, и выводит на экран монитора результат.
Program upr13_7;
Var v, t, s: integer;
Begin
Write (‘Введите время движения автомобиля ‘);
Readln (t);
Write (‘Введите скорость движения автомобиля ‘);
Readln (v);
S:=v*t;
Write ( ‘расстояние, которое прошёл автомобиль, равно ‘,s);
End.
Упражнение 8
Дан рост трёх друзей. Напишите программу, которая определяет их средний рост и выводит на экран монитора результат
Program upr13_8;
Var a, b, c: integer; d: real;
Begin
Write (‘Введите рост первого друга ‘);
Readln (a);
Write (‘Введите рост второго друга ‘);
Readln (b);
Write (‘Введите рост третьего друга ‘);
Readln (с);
d:=(a+b+c)/3;
Write ( ‘средний рост друзей ‘,d);
End.
§ 14. Графические возможности языка программирования
Коротко о главном:
Изображение можно создать из следующих геометрических фигур: точек, линий, прямоугольников и окружностей.
Минимальным элементом графического изображения является пиксель (точка).
Координаты точки на экране задаются следующим образом: началом отсчёта является верхний левый угол; значения координаты х отсчитываются слева направо, а значения координаты у – сверху вниз.
Линию рисует команда Line (X1,Y1,X2,Y2), где (X1,Y1) – координата начала отрезка, а (X2,Y2) – координата конца отрезка.
Прямоугольник рисует команда Rectangle(X1,Y1,X2,Y2), где (X1,Y1) и (X2,Y2) – координаты противоположных вершин.
Окружность рисует команда Circle (X,Y,R), где (X,Y) – координата центра окружности, а R – её радиус.
Упражнение 1
Что будет выведено на экран монитора в результате выполнения следующих программ:
Program grafika1;
Uses GraphAbc;
Begin
SetPenWidth (10);
SetPenColor (clRed);
Line (100,100,270,90);
End.
Ответ: рисование отрезка красного цвета толщиной 10 пикселей от точки с координатами (100,100) до точки с координатами (270,90).
Program grafika2;
Uses GraphAbc;
Begin
SetPenWidth (8);
SetPenColor (clBlue);
Circle (200,150,50);
End.
Ответ: рисование окружности голубого цвета толщиной 8 пикселей с центром в точке с координатами (200,150) и радиусом (50).
Упражнение 2
С помощью известных Вам графических команд напишите программу, которая изобразит на экране монитора:
Жёлтый квадрат на зелёном фоне;
Технология создания: 1) закрашиваем фон; 2) рисуем квадрат.
Program upr14_2a;
Uses GraphAbc;
Begin
SetWindowSize(640,480);
ClearWindow(clGreen);
SetBrushColor (clYellow);
Rectangle(100,100,300,300);
End.
б) зелёный ромб на голубом фоне;
Технология создания: 1) закрашиваем фон; 2) рисуем ромб с помощью линий; 3) закрашиваем ромб зелёным цветом.
Program upr14_2b;
Uses GraphAbc;
Begin
SetWindowSize(640,480);
ClearWindow(clBlue);
SetPenColor (clGreen);
Line (200,250,300,400);
Line (300,400,400,250);
Line (400,250,300,100);
Line (300,100,200,250);
FloodFill (300,200,clGreen);
End.
в) избушку на курьих ножках;
Технология создания: 1)рисуем контур избушки коричневым цветом; 2) рисуем крышу; 3) рисуем первую ножку; 4) рисуем вторую ножку.
Program upr14_2v;
Uses GraphAbc;
Begin
SetWindowSize(640,480);
ClearWindow; {Очистка графического окна белым цветом}
SetPenColor (clBrown); {Установка коричневого цвета пера}
Rectangle(400,150,100,300); {Рисование корпуса избушки}
Line (100,150,250,50); {Рисование крыши}
Line (250,50,400,150);
Rectangle(200,250,300,200); {Рисование окна}
Line (250,200,250,250);
Line (150,300,150,400); {Рисование первой ножки}
Line (150,350,100,400);
Line (150,350,200,400);
Line (350,300,350,400); {Рисование второй ножки}
Line (350,350,300,400);
Line (350,350,400,400);
End.
г) лодку с парусом;
Технология создания: 1)рисуем контур лодки голубым цветом; 2) рисуем парус.
Program upr14_2g;
Uses GraphAbc;
Begin
SetWindowSize(640,480);
ClearWindow; {Очистка графического окна белым цветом}
SetPenColor (clBlue); {Установка голубого цвета пера}
Line (150,400,100,300); {Рисование лодки}
Line (100,300,450,300);
Line (450,300,400,400);
Line (400,400,150,400);
Line (300,300,300,100); {Рисование паруса}
Line (300,100,400,200);
Line (400,200,300,300);
End.
Упражнение 3
Используя известные Вам команды рисования геометрических фигур, нарисуйте картинки:
Флаг

Технология создания: 1)рисуем прямоугольник красного цвета; 2) рисуем прямоугольник зелёного цвета
Program upr14_flag;
Uses GraphAbc;
Begin
SetWindowSize(640,480);
ClearWindow;
SetPenColor (clRed);
SetBrushColor (clRed);
Rectangle (100,350,600,150);
SetPenColor (clGreen);
SetBrushColor (clGreen);
Rectangle(100,450,600,350);
End.
Ель

Технология создания: 1)рисуем контур ели чёрным цветом; 2) Закрашиваем контур ели зелёным цветом.
Program upr14_elka;
Uses GraphAbc;
Begin
SetWindowSize(640,480);
ClearWindow;
SetPenColor (clBlack); {Установка чёрного цвета пера}
Line (250,400,250,350); {Рисование контура ели чёрным цветом}
Line (250,350,50,350);
Line (50,350,250,250);
Line (250,250,150,250);
Line (150,250,250,150);
Line (250,150,200,150);
Line (200,150,275,50);
Line (275,50,350,150);
Line (350,150,300,150);
Line (300,150,400,250);
Line (400,250,300,250);
Line (300,250,500,350);
Line (500,350,300,350);
Line (300,350,300,400);
Line (300,400,250,400);
FloodFill (300,200,clGreen); {Закрашивание ели зелёным цветом}
End.
Пирамида

Технология создания: 1)рисуем контур пирамиды с помощью чёрных линий; 2) рисуем линии внутри пирамиды; 3) Закрашиваем части пирамиды разными цветами.
Program upr14_piramida;
Uses GraphAbc;
Begin
SetWindowSize(640,480);
ClearWindow;
SetPenColor (clBlack);
Line (100,300,300,100); {Рисование контура пирамиды}
Line (300,100,500,300);
Line (500,300,100,300);
Line (150,250,450,250); {Рисование линий внутри пирамиды}
Line (200,200,400,200);
Line (250,150,350,150);
FloodFill (300,275,clOlive); {Закрашивание части пирамиды оливковым цветом }
FloodFill (300,125,clYellow); {Закрашивание части пирамиды жёлтым цветом }
FloodFill (300,175,clPurple); {Закрашивание части пирамиды фиолетовым цветом }
FloodFill (300,225,clYellow); {Закрашивание части пирамиды жёлтым цветом }
End.
Снеговик

Технология создания: 1)рисуем окружности синего цвета (тело снеговика); 2) закрашиваем окружности серым цветом; 3) рисуем руки; 3) рисуем ведро; 4) рисуем глаза; 5) рисуем нос; 6)рисуем метлу .
Program upr14_snegovik;
Uses GraphAbc;
Begin
SetWindowSize(640,480);
ClearWindow;
SetPenColor (clNavy); {Рисование окружности синего цвета}
SetPenWidth(3);
Circle (200,300,75);
Circle (200,175,50);
Circle (200,100,25);
FloodFill (200,100,clGray); {Закрашивание окружности серым цветом }
FloodFill (200,175,clGray);
FloodFill (200,300,clGray);
SetPenColor (clBlack); {Рисование рук}
SetPenWidth(5);
Line (125,225,175,175);
Line (250,175,300,175);
SetPenColor (clNavy); {Рисование ведра}
SetPenWidth(2);
Ellipse (175,90,225,80);
FloodFill (200,85,clGray);
Line (175,85,185,50);
Line (185,50,215,50);
Line (215,50,225,85);
FloodFill (200,55,clNavy);
FloodFill (200,77,clNavy);
SetPenColor (clBrown); {Рисование глаз}
Circle (190,95,4);
FloodFill (190,95,clBrown);
Circle (210,95,4);
FloodFill (210,95,clBrown);
Line (205,100,220,120); {Рисование носа}
Line (220,120,195,100);
Line (195,100,205,100);
FloodFill (205,105,clBrown);
SetPenWidth(10); {Рисование метлы}
Line (300,150,300,375);
SetPenWidth(5);
Line (300,150,280,100);
Line (300,150,290,100);
Line (300,150,310,100);
Line (300,150,320,100);
Line (300,150,300,100);
End.
Дом

Технология создания: 1)рисуем корпус дома (прямоугольник красного цвета); 2)рисуем крышу дома; 3) рисуем прямоугольные окна и закрашиваем их жёлтым цветом; 4) рисуем и закрашиваем круглое окно; 5)закрашиваем корпус дома зелёным цветом; 6) закрашиваем крышу дома ярко-зелёным цветом.
Program upr14_dom;
Uses GraphAbc;
Begin
SetWindowSize(640,480);
ClearWindow;
SetPenColor (clRed); {Рисование корпуса дома}
SetPenWidth(3);
Rectangle(50,400,450,175);
Line (50,175,250,50); {Рисование крыши дома}
Line (250,50,450,175);
Rectangle(150,300,200,225); {Рисование и закрашивание жёлтым цветом прямоугольных окон }
FloodFill (175,250,clYellow);
Line (175,300,175,225);
Line (150,250,175,250);
Rectangle(300,300,350,225);
FloodFill (325,250,clYellow);
Line (325,300,325,225);
Line (300,250,325,250);
Circle (250,125,25); {Рисование и закрашивание круглого окна}
FloodFill (250,125,clYellow);
FloodFill (250,250,clGreen); {Закрашивание корпуса дома зелёным цветом }
FloodFill (200,100,clLime); {Закрашивание крыши дома ярко-зелёным цветом }
End.
Светофор

Технология создания: 1)рисуем и закрашиваем корпус светофора; 2)рисуем и закрашиваем лампы светофора; 3) рисуем прямоугольные линии (выноску для подписи текста); 4) делаем надпись.
Program upr14_svetofor;
Uses GraphAbc;
Begin
SetWindowSize(640,480);
ClearWindow;
SetPenColor (clBlack); {Рисование корпуса светофора}
SetPenWidth(3);
Rectangle (250,350,350,100);
FloodFill (300,200,clGray); {Закрашивание корпуса светофора }
Circle (300,150,25); {Рисование и закрашивание ламп светофора}
FloodFill (300,150,clGreen);
Circle (300,225,25);
FloodFill (300,225,clYellow);
Circle (300,300,25);
FloodFill (300,300,clRed);
Line (300,100,300,75); {Рисование выноски для текста}
Line (300,75,150,75);
SetFontColor (clRed); { Размещение надписи}
TextOut (125,50,'Красный свет - дороги нет');
End.
Глава 4
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
§ 15. Понятие компьютерное презентации. Программа PowerPoint
Коротко о главном:
Под компьютерной презентацией понимают созданный на компьютере и предназначенный для показа электронный документ, содержащий тексты, рисунки, таблицы и диаграммы.
Программа PowerPoint предназначена для подготовки и демонстрации электронных презентаций, является офисным приложением Microsoft Office.
Основные возможности программы PowerPoint:
Создание слайдов презентации, содержащих тексты, таблицы, аудио- и видеофрагменты;
Задание порядка следования слайдов, использование эффектов анимации;
Сохранение и демонстрация презентации.
Упражнение
Откройте и продемонстрируйте предлагаемые учителем презентации. Поменяйте местами чётные и нечётные слайды. Удалите указанные учителем слайды.
Для того чтобы открыть и продемонстрировать презентацию, необходимо:
Выполнить команду меню Файл – Открыть или комбинация клавиш Ctrl+O;
Выбрать предложенный файл;
Выполнить команду меню Показ слайдов – Начать показ или нажать клавишу F5.
Для того чтобы поменять местами чётные и нечётные слайды презентации, необходимо:
Переключиться в режим Обычный;
В области Выбор слайда выбирать и перетаскивать все чётные слайды на 1 слайд вверх;
Для того чтобы поменять удалить ненужные слайды презентации, необходимо:
Переключиться в режим Сортировщик слайдов;
Выбрать ненужные слайды;
Нажать клавишу Del.
§ 16. Создание презентации
Коротко о главном:
Макеты слайдов предназначены для размещения на них различных элементов: заголовков, текстов, списков, рисунков, таблиц и др. в порядке, подготовленном заранее.
Под шаблоном оформления понимают набор элементов с подобранными параметрами: размеры и положение рамок, надписей, шрифт и цвет текста, фоновые изображения и другое свойства.
Под цветовой схемой понимают несколько вариантов сочетаний цветов для каждого шаблона.
Файл с презентацией имеет расширение .ppt.
Упражнение 1
Добавьте к созданной презентации третий слайд, который содержит надпись Победителей конкурса ждут призы. Подберите и примените к этому слайду подходящий шаблон оформления.
Для того чтобы добавить к презентации третий слайд с надписью Победителей конкурса ждут призы, необходимо:
Открыть презентацию, выполнив команду меню Файл – Открыть или комбинацию клавиш Ctrl+O;
Указать последний слайд (второй) и выполнить команду меню Вставка – Создать слайд или нажав комбинацию клавиш Ctrl+M;
Щёлкнуть в рамку Заголовок слайда и ввести текст надписи Победителей конкурса ждут призы.
Для применения к слайду шаблона оформления необходимо:
Выделит слайд;
Отобразить область задач Дизайн слайда;
Выбрать шаблон оформления;
Выполнить правый щелчок по нему и выбрать в контекстном меню команду Применить к выделенным слайдам.
Упражнение 2
Создайте презентацию по одной из тем: «Моя школа», «Мой рабочий день», «Мои друзья», «Моё хобби».
Для того чтобы создать презентацию по предложенной теме необходимо выполнить следующие действия:
Выполнить команду меню Файл – Создать – Новая презентация или нажать комбинацию клавиш Ctrl+N;
Ввести текст слайдов и оформить их по своему усмотрению: для создания нового слайда выполнить команду меню Вставка – Создать слайд или нажать комбинацию клавиш Ctrl+M;
Сохранить презентацию, выполнив команду Файл – сохранить как… - ввести имя – Сохранить;
Продемонстрировать презентацию, выполнив команду Показ слайдов – Начать показ или комбинацию клавиш F5.
§ 17. Вставка изображений. Использование коллекций
Коротко о главном:
Клипартами называются встроенные в программы Microsoft Office коллекции картинок, звуков, видеофрагментов.
Чтобы найти картинку в коллекции и вставить её на слайд, необходимо:
Выполнить команду меню Вставка – Рисунок – Картинки;
Применить команду Упорядочить картинки для просмотра содержания всех коллекций;
Выбрать подходящую картинку;
Перетащить картинку на слайд, удерживая левую кнопку мыши.
Выполнить команду меню Вставка – Рисунок –Из файла;
В окне Добавление рисунка выбрать папку и файл;
Нажать Вставить.
Упражнение
Создайте презентацию с использованием рисунков из файлов и картинок из коллекций по одной из тем: «Моя Родина – Беларусь», «Минск – город – герой», «Мой родной город», «Природа родного края», «Животные», «Растения», «Птицы», «Галерея учёных (писателей, художников, артистов, музыкантов)».
Для того чтобы создать презентацию с использованием рисунков из файлов и картинок из коллекций, необходимо:
Выполнить команду меню Файл – Создать – Новая презентация или нажать комбинацию клавиш Ctrl+N;
Ввести текст слайдов и оформить их по своему усмотрению: для создания нового слайда выполнить команду меню Вставка – Создать слайд или нажать комбинацию клавиш Ctrl+M;
Для вставки картинки из коллекции: выполнить команду меню Вставка – Рисунок – Картинки; применить команду Упорядочить картинки для просмотра содержания всех коллекций; выбрать подходящую картинку; перетащить картинку на слайд, удерживая левую кнопку мыши.
Для вставки картинки из файла: выполнить команду меню Вставка – Рисунок –Из файла; в окне Добавление рисунка выбрать папку и файл; нажать Вставить.
Сохранить презентацию, выполнив команду Файл – сохранить как… - ввести имя – Сохранить;
Продемонстрировать презентацию, выполнив команду Показ слайдов – Начать показ или комбинацию клавиш F5.
§ 18.Использование декоративного текста
Коротко о главном:
Нажать кнопку Добавить объект WordArt на панели инструментов Рисование;
Выбрать стиль надписи;
В диалоговом окне Изменение текста WordArt установить шрифт;
Ввести текст надписи;
Нажать Ок.
Упражнение
Создайте открытку с использованием декоративного текста, рисунков из файлов и картинок из коллекции к одному из праздников: Новый год, 8 марта, День победы, День учителя.
Для создания открытки с использованием декоративного текста, рисунков из файлов и картинок из коллекции необходимо:
Выполнить команду меню Файл – Создать – Новая презентация или нажать комбинацию клавиш Ctrl+N.
Для вставки картинки из коллекции: выполнить команду меню Вставка – Рисунок – Картинки; применить команду Упорядочить картинки для просмотра содержания всех коллекций; выбрать подходящую картинку; перетащить картинку на слайд, удерживая левую кнопку мыши.
Для вставки картинки из файла: выполнить команду меню Вставка – Рисунок –Из файла; в окне Добавление рисунка выбрать папку и файл; нажать Вставить.
Для вставки декоративного текста : нажать кнопку Добавить объект WordArt на панели инструментов Рисование; выбрать стиль надписи; в диалоговом окне Изменение текста WordArt установить шрифт; ввести текст надписи; нажать Ок.
Сохранить открытку, выполнив команду Файл – сохранить как… - ввести имя – Сохранить;
§ 19.Использование фигур
Коротко о главном:
Автофигурами называются геометрические фигуры, стрелки, указатели.
Для того, чтобы вставить автофигуру на слайд необходимо выполнить команду меню Вставка – Рисунок – Автофигуры или использовать панель инструментов Рисование.
Фигуры в презентациях используются для улучшения структуры и выразительности представляемой информации, но могут иметь и самостоятельное значение в презентациях по геометрии, рисованию, черчению.
Упражнение
Создайте презентацию с использованием фигур, рисунков из файлов и картинок из коллекций по одной из тем: «День и ночь» (используйте фигуры: Солнце, облака, месяц, звёзды), «Диалог сказочных персонажей» (используйте выноски), «Геометрические фигуры».
Для создания презентации с использованием фигур, рисунков из файлов и картинок из коллекции необходимо:
Выполнить команду меню Файл – Создать – Новая презентация или нажать комбинацию клавиш Ctrl+N.
Для вставки автофигуры выполнить команду меню Вставка – Рисунок – Автофигуры или использовать панель инструментов Рисование.
Для вставки картинки из коллекции: выполнить команду меню Вставка – Рисунок – Картинки; применить команду Упорядочить картинки для просмотра содержания всех коллекций; выбрать подходящую картинку; перетащить картинку на слайд, удерживая левую кнопку мыши.
Для вставки картинки из файла: выполнить команду меню Вставка – Рисунок –Из файла; в окне Добавление рисунка выбрать папку и файл; нажать Вставить.
Сохранить презентацию, выполнив команду Файл – сохранить как… - ввести имя – Сохранить.
§ 20.Элементы мультимедиа
Коротко о главном:
Под мультимедиа понимают компьютерную технологию, обеспечивающую с помощью технических и программных средств совместное использование текста, графики, звука, анимации и видео.
Для вставки в презентацию звука из файла выполнить команду меню Вставка – Фильмы и звук – Звук из файла, выбрать файл и указать способ воспроизведения.
Для вставки звука из коллекции клипов выполнить команду Вставка – Фильмы и звук – Звук из коллекции картинок, выбрать файл и указать способ воспроизведения.
Для записи звука выполнить команду Вставка – Фильмы и звук – Записать звук, включить режим записи (красная кнопка), произнести в микрофон текст, остановить запись (чёрной кнопкой).
Упражнение
Создайте презентацию с использованием звука, рисунков из файлов и картинок из коллекций по одной из тем: «Звуковая открытка», «Любимые мелодии (музыканты, певцы, группы)», «Голоса природы», «Певчие птицы».
Для создания презентации с использованием звука, рисунков из файлов и картинок из коллекции необходимо:
Выполнить команду меню Файл – Создать – Новая презентация или нажать комбинацию клавиш Ctrl+N.
Для вставки звука выполнить команду меню Вставка – Фильмы и звук – Звук из файла, выбрать файл и указать способ воспроизведения.
Для вставки звука из коллекции клипов выполнить команду Вставка – Фильмы и звук – Звук из коллекции картинок, выбрать файл и указать способ воспроизведения.
Для вставки картинки из коллекции: выполнить команду меню Вставка – Рисунок – Картинки; применить команду Упорядочить картинки для просмотра содержания всех коллекций; выбрать подходящую картинку; перетащить картинку на слайд, удерживая левую кнопку мыши.
Для вставки картинки из файла: выполнить команду меню Вставка – Рисунок –Из файла; в окне Добавление рисунка выбрать папку и файл; нажать Вставить.
Сохранить презентацию, выполнив команду Файл – сохранить как… - ввести имя – Сохранить.
§ 21.Использование эффектов
Коротко о главном:
Эффекты в презентации используются для помощи в изложении материала, для подчёркивания отдельных моментов презентации.
В презентациях возможны визуальные эффекты для смены слайдов (появление слева, выцветание, часовая стрелка и т.д.), а так же эффекты анимации для входа и выхода рисунков и фигур (выцветание, появление, вылет и др.).
В презентациях возможны звуковые эффекты для смены слайдов и для эффектов анимации (аплодисменты, барабан, молоток и др.).
Упражнение
Создайте анимированную презентацию с использованием текста, фигур, рисунков из файлов и картинок из коллекций по одной из тем: «Смена дня и ночи» (два слайда, фигуры Солнце, облака, месяц, звёзды), «Времена года», «Анимация фрагмента сказки» (диалог сказочных персонажей).
Для создания анимированной презентации с использованием текста, фигур, рисунков из файлов и картинок из коллекции необходимо:
Выполнить команду меню Файл – Создать – Новая презентация или нажать комбинацию клавиш Ctrl+N.
Ввести текст слайдов и оформить их по своему усмотрению: для создания нового слайда выполнить команду меню Вставка – Создать слайд или нажать комбинацию клавиш Ctrl+M.
Для вставки автофигуры выполнить команду меню Вставка – Рисунок – Автофигуры или использовать панель инструментов Рисование.
Для вставки картинки из коллекции: выполнить команду меню Вставка – Рисунок – Картинки; применить команду Упорядочить картинки для просмотра содержания всех коллекций; выбрать подходящую картинку; перетащить картинку на слайд, удерживая левую кнопку мыши.
Для вставки картинки из файла: выполнить команду меню Вставка – Рисунок –Из файла; в окне Добавление рисунка выбрать папку и файл; нажать Вставить.
Для настройки эффекта перехода от слайда к слайду использовать команду меню Показ слайдов – Смена слайдов – выбрать эффект, задать способ и скорость смены, звуковое сопровождение.
Для настройки анимации отдельных объектов на слайде выполнить команду меню Показ слайдов – Настройка анимации – выделить объект слайда – в окне Настройка анимации задать порядок и характер его появления и движения,
Для настройки анимационных и звуковых эффектов выполнить команду Добавить эффект.
Сохранить презентацию, выполнив команду Файл – сохранить как… - ввести имя – Сохранить.
§ 22.Создание презентаций по темам учебных предметов
Упражнение
Создайте презентацию по одной из тем:
История: «Средневековые замки», «Культура Возрождения», «Грюнвальдская битва», «Изобретение книгопечатания», «Франциск Скорина».
География: «Великие географические открытия», «Рельеф Земли», «Кругооборот воды», «Погода и климат», «Население Земли».
Биология: «Строение клетки», «Грибы», «Многообразие растений», «Строение цветка», «Многообразие животных», «Растения», «Птицы», «Природа родного края».
Математика: «Определение координат точки на плоскости», «График линейной функции», «Геометрические фигуры», «Медиана, биссектриса и высота треугольника», «Свойства и признаки равнобедренного треугольника».
Физика: «Механическое движение», «Силы в природе», «Работа и энергия», «Простые механизмы», «Трение в природе и технике».
Химия: «Химия вокруг нас», «Атомы и молекулы», «Превращения веществ», «Кислород в природе», «Вода в жизни человека».
Для создания презентации по теме учебного предмета необходимо:
Выполнить команду меню Файл – Создать – Новая презентация или нажать комбинацию клавиш Ctrl+N.
Ввести текст слайдов и оформить их по своему усмотрению: для создания нового слайда выполнить команду меню Вставка – Создать слайд или нажать комбинацию клавиш Ctrl+M.
Для вставки автофигуры выполнить команду меню Вставка – Рисунок – Автофигуры или использовать панель инструментов Рисование.
Для вставки картинки из коллекции: выполнить команду меню Вставка – Рисунок – Картинки; применить команду Упорядочить картинки для просмотра содержания всех коллекций; выбрать подходящую картинку; перетащить картинку на слайд, удерживая левую кнопку мыши.
Для вставки картинки из файла: выполнить команду меню Вставка – Рисунок –Из файла; в окне Добавление рисунка выбрать папку и файл; нажать Вставить.
Для настройки эффекта перехода от слайда к слайду использовать команду меню Показ слайдов – Смена слайдов – выбрать эффект, задать способ и скорость смены, звуковое сопровождение.
Для настройки анимации отдельных объектов на слайде выполнить команду меню Показ слайдов – Настройка анимации – выделить объект слайда – в окне Настройка анимации задать порядок и характер его появления и движения,
Для настройки анимационных и звуковых эффектов выполнить команду Добавить эффект.
Сохранить презентацию, выполнив команду Файл – сохранить как… - ввести имя – Сохранить.
§ 23.Глобальная компьютерная сеть Интернет
Коротко о главном:
Для реализации основных возможностей сети Интернет используют следующие популярные службы: Всемирная информационная паутина (WWW), электронная почта (E-mail), средства обмена сообщениями в режиме реального времени(IRC).
Служба WWW предоставляет пользователю Интернет возможность использования гипертекстовых документов (веб-страниц), содержащих не только тексты, но и графику, анимации, аудио- и видеофрагменты.
Электронная почта предназначена для обмена текстовыми сообщениями (к которым могут присоединяться файлы) с помощью электронных почтовых ящиков.
Веб-страница – это гипертекстовый документ, размещённый во всемирной паутине.
Веб-сайт – это набор связанных гиперссылками веб-страниц, объединённых общими целями и содержанием.
§ 24.Просмотр веб-страниц
Коротко о главном:
Строка заголовка предназначена для размещения названия просматриваемого документа.
Строка меню обеспечивает доступ к необходимым для работы с браузером командам.
Адресная строка содержит адрес просматриваемого документа.
Панель инструментов обеспечивает быстрый доступ к наиболее часто используемым командам браузера.
Строка состояния отражает ход загрузки документа и другую информацию.
Области просмотра документа отображает содержимое текущей веб-страницы.
Домашняя страница используется для отображения в Области просмотра после запуска браузера.
Установка домашней страницы выполняется с помощью команды меню Сервис – Свойства обозревателя – вкладка Общие – указать адрес страницы, которая будет домашней.
Для помещения ссылки в папку Избранное необходимо:
Находясь на нужной веб-странице, щелчком правой кнопки мыши вызвать контекстное меню и выбрать пункт Добавить в избранное.
Присвоить гиперссылке на эту страницу имя.
Берегите пароли. Некоторые программы предлагают сохранить пароль, чтобы не вводить его каждый раз. Не делайте этого, особенно в программах, устанавливающих интернет – соединение.
Не передавайте электронные адреса или пароли по электронной почте в открытом виде.
Внимательно читайте тексты, требующие ответа или подтверждения, не торопитесь нажимать не кнопку «да».
Будьте осторожны при скачивании бесплатных программ, игр, видеофильмов, не запускайте их без предварительной проверки на вирус.
Не открывайте файлы, которые прикреплены к электронным сообщениям от незнакомых адресатов.
При работе в сети не устанавливайте в качестве общего ресурса важные диски и папки.
Упражнение
Запустите браузер Internet Explorer. Откройте главные страницы веб-сайтов по указанию учителя.
Для открытия страниц веб-сайтов через браузер Internet Explorer необходимо:
Запустить браузер Internet Explorer (через кнопку Пуск или ярлычок на Рабочем столе)
В адресной строке ввести адрес страницы или сайта.