Класс: 5 класс Дата проведения: 09.11.2017г. |
Урок №10 | |
Тема урока: | Почва как среда жизни. |
Тип урока | Комбинированный |
Формы обучения | Фронтальная, индивидуальная групповая. |
Методы обучения | практический метод, частично-поисковый, эвристическая беседа. |
Цель урока: | изучить приспособленность растений и животных к почве |
Планируемые результаты обучения: | Предметные Метапредметные Регулятивные УУД формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; формировать умение работать по плану. Коммуникативные УУД формировать умение организовывать учебное взаимодействие в паре; формировать умение вести диалог, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Познавательные УУД Личностные: |
Основные понятия, термины. Ключевые идеи. | Почва, состав почвы, свойства почвы. |
Материалы и оборудование | Электронные презентации, электронное приложение к учебнику Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова «Биология. Живой организм». 5-6 класс для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе – М. Просвещение, 2012 год. |
| | Ход урока: |
Этапы проведения | Время | Действия преподавателя и действия учеников |
Организационный этап | | «На уроке будем думать, предлагать и рассуждать, и с собой возьмем внимание, дружбу, интерес, старание». Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, организация внимания школьников. |
| | Актуализация знаний учащихся. Проверка домашнего задания Какие утверждения верны? Поставьте «да» или «нет». (Приложения) |
Мотивация Коллективное определение темы и цели урока | | Беседа: - Ребята, назовите известные вам среды обитания. - Отгадайте загадку и скажите, о какой среде обитания пойдёт сегодня речь на уроке? Сказала лопата: Земля - чтобы рыть. Ботинки сказали: Земля - чтоб ходить. А люди сказали: Земля - чтобы жить. А. Тетивкин - О какой земле идёт речь? (о почве) Ребята формулируют тему урока Почва как среда жизни. Давайте сформулируем цель урока, используя вопросы- Что? Какой? Какие? Как? Что такое почва? Какой состав почвы? Какие организмы обитают в данной среде? Как они приспособлены к данной среде обитания? Составляем кластер по поставленным вопросам на доске. Состав Что такое
Почва
Животные Условия существования
Приспособления Многообразие
|
Изучение нового материала
| | Почва — самый поверхностный слой суши земного шара, возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов (растительности, животных, микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков. Если почву разрезать, как пирог, она состоит из слоёв. Посмотрите на рисунок учебника 1.11 и назовите эти слои. Плодородный Переходный Почвообразующая горная порода.(Слайд 2-3) Работа в группах; 1, 2, 3 Состав почвы Твёрдые (минеральные, органические) Жидкие (вода) Газообразные (воздух) – (Слайд 4) Сравните состав воздуха атмосферного и почвенного, чем они отличаются? ЭП Содержание гумуса….. Изучите условия почвы Отсутствие света Постоянная температура Особый газовый режим ЭП Особые условия среды Живые организмы (слайд8) ЭП Движения медведки ЭП Обитатели почвы ЭП Земляные черви ЭП Примеры землероев |
Этап первичного закрепления новых знаний | | Выступление представителей от каждой группы сопровождается показом слайдов и дополнением учителя |
Закрепление изученного материала | | Самостоятельная работа. Задание. Вы посмотрели видеоролики. Ответьте: 1 вариант – значение почвы для животных 2 вариант – значение животных для почвы Значение Почвы для животных Животных для почвы 1. жилище 1. круговорот веществ 2. укрытие от врагов 2. перемешивают 3. питание 3. вентиляция Какие утверждения верны? Поставьте «+» или «-». Почва – верхний плодородный слой земли. В состав почвы входят: глина, песок, гумус, воздух Кислорода в почве не меньше, чем в наземно-воздушной среде. Глинистые почвы содержат меньше воздуха. Гумус необходим для питания растений. В почве обитают только мелкие животные Почвенные животные слепы Дождевые черви улучшают плодородие почвы, перемешивают её. Животные – землерои не могут передвигаться по естественным пустотам между почвенными комочками. Летом в почве прохладнее, а зимой теплее. Взаимопроверка. Ответы. 1+ 2- 3- 4+ 5+ 6- 7+8+9+10+ |
Подведения итогов Домашнее задание | | Анализ работы учащихся на уроке, выставление оценок §8, Творческие задания: объясните выражение: «Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете», Составить кроссворд «Животный мир почвы», Проект: приспособления к условиям жизни в почве на примере какого-либо животного |
Рефлексия | | Возвращаемся к кластеру. Что нового узнали на уроке? Кто лучше всех работал на уроке? Рисуем рожицы |