СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Почва – живая земля»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

Цель: дать представление детям о почве и ее составе.

Задачи: показать значение почвы для растений и живых организмов; развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Просмотр содержимого документа
««Почва – живая земля»»

«Почва – живая земля»


Цель: дать представление детям о почве и ее составе.

Задачи: показать значение почвы для растений и живых организмов; развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Материалы и оборудование: стеклянные стаканчики с водой, пластиковые тарелочки, ложки, лупы (на каждую рабочую пару), большие банки для педагога, свеча, предметные стекла, подносы.


Ход занятия:

Руку другу протяни

И слегка ее пожми,

Подари улыбку, взгляд

Каждый здесь другому рад.

(Ребенок протягивает руку следующему – таким образом замыкается круг)

- Я надеюсь, что такая дружеская атмосфера сохранится на протяжении всего занятия.

- Ребята, пожалуйста, присаживайтесь на стульчики.

- Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, нужно отгадать загадку:

Бьют меня ногами,

Режут грудь ножами.

Каждый хочет растоптать.

А я с подарками опять. (почва)

- Как вы думаете, что же такое почва? (ответы детей)

Почва – это верхний слой земли, в котором развиваются подземные части (корни) растений

- Как же образовалась почва? (ответы детей)

Когда-то давно почвы не было. На поверхности земли находились только камни и скалы. От ветра, дождя, снега скалы трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга, измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину.

Ветер приносил с собой семена растений, самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине. Потом они отмирали и таким образом начал образовываться перегной. А на такой почве уже могли расти и другие растения.

- Что же такое перегной? (ответы детей)

На земле повсюду растут травы, деревья, кустарники. К осени листья опадают с деревьев, трава сохнет и ложится на землю. Всё это перегнивает. От этого земля становится плодороднее, и на ней всё растёт лучше.

- Чтобы узнать, что растения получают из почвы, я предлагаю вам отправиться в научную лабораторию и изучить состав и свойства почвы.

- Ребята, попрошу вас разбиться на пары и занять свои рабочие места (дети проходят к столам с оборудованием для проведения опытов). Прежде чем начать работу в нашей лаборатории, давайте вспомним правила работы.

1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому.

2.Нельзя ничего брать без разрешения педагога.

3.Аккуратно обращаться со стеклянной посудой.

4.Советоваться друг с другом.

5. Поддерживать порядок на рабочем столе.

Опыт №1.

- Какого цвета почва? (ответы детей)

Насыпьте одну ложку почвы на тарелочку, рассмотрите ее через лупу. Что вы увидели? (остатки полусгнивших корешков и листочков растений, части тел червяков, насекомых и других мелких животных)

Вывод: почва состоит из сгнивших корешков растений, перегнивших листьев.

Опыт № 2

Аккуратно опустите кусочек сухой почвы в стакан с водой. Что произошло? Как объяснить появление пузырьков воздуха в воде?

Вывод: в состав почвы входит воздух.

Опыт № 3

Опустите немного почвы в стакан с водой, перемешайте и дайте отстояться. Что вы заметили? На дно стакана осел слой песка, поверх него –слой темного цвета – это перегной.

Вывод: это доказывает, что в почве содержится песок и перегной

- Мы с вами хорошо поработали, пришло время отдохнуть.

Физкультминутка

Ветер веет над полями

И колышется трава

Облако плывет над нами

Словно белая гора.

Ветер пыль над полем носит,

Наклоняются колосья

Вправо-влево, взад-вперед

А потом наоборот.

Мы взбираемся на холм,

Там немного отдохнем.

- Ребята, мы провели с вами ряд опытов, чтобы выяснить состав почвы и ее свойства.

- Каковы же результаты проведенных опытов и наблюдений? (ответы детей) Мы узнали, что в состав почвы входят воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина.

- Что же получают растения из почвы? (ответы детей) Воздух, корни растений дышат воздухом, который находится в почве; воду, растения вместе с водой получают питательные вещества. Остатки погибших растений и животных перерабатывают бактерии и насекомые, которые находятся в почве. Так, почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Это настоящая кладовая питательных веществ для растений. Кроме того, животные, обитающие в почве, рыхлят ее, и в почву лучше проникают воздух и вода.

Рефлексия:

- Вот и подошло к концу наше занятие, понравилось вам работать в лаборатории? У меня есть волшебная палочка. Давайте встанем в круг, будем передавать ее и говорить, какой опыт больше всего понравился. Проведение какого опыта вызвало затруднения.

- Мне понравилось, как вы сегодня работали в парах, помогали друг другу, прислушивались к мнению товарища.

- Спасибо всем, до свидания.