СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ по русскому. Приёмы сжатия текста.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОГЭ по русскому языку. Изложение.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ по русскому. Приёмы сжатия текста.»

Подготовка к написанию сжатого изложения  9 класс Бачурина Наталья Игоревна МБОУ Николаевская СОШ Зейского района

Подготовка к написанию сжатого изложения

9 класс

Бачурина Наталья Игоревна МБОУ Николаевская СОШ Зейского района

Изложение  как вид речевого произведения может быть подробным или сжатым.   Подробное изложение  предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача  сжатого изложения  — передать основное содержание в краткой форме.   Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные  приёмы сжатия  текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию. 
  • Изложение  как вид речевого произведения может быть подробным или сжатым.  
  • Подробное изложение  предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля.
  • Задача  сжатого изложения  — передать основное содержание в краткой форме. 

Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные  приёмы сжатия  текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию. 

Способы сокращения (сжатия) текста Исключение: повторов; некоторых синонимов из их ряда, уточнений или пояснений; фрагмента предложения, не несущего смысловой нагрузки

Способы сокращения (сжатия) текста

  • Исключение:
  • повторов;
  • некоторых синонимов из их ряда, уточнений или пояснений;
  • фрагмента предложения, не несущего смысловой нагрузки
Задание: внимательно прочитайте предложение, сократите его методом исключения Исходное предложение:  На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. Что можно исключить:  На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. Сжатое предложение:  На поляне весело играют неуклюжие медвежата.

Задание: внимательно прочитайте предложение, сократите его методом исключения

  • Исходное предложение:

На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата.

  • Что можно исключить:

На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата.

  • Сжатое предложение:

На поляне весело играют неуклюжие медвежата.

Итак, при исключении необходимо Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.  Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями. 

Итак, при исключении необходимо

  • Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали. 
  • Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями. 
Способы сокращения (сжатия) текста 2. Обобщение:  замена однородных членов предложения обобщающим словом;  замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;  частей предложения или предложений, связанных одной мыслью;  конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

Способы сокращения (сжатия) текста

2. Обобщение:

  • замена однородных членов предложения обобщающим словом;
  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
  • частей предложения или предложений, связанных одной мыслью;
  • конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
Задание: внимательно прочитайте предложение, сократите его методом обобщения Исходное предложение:  Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у спутницы, и они потихоньку двинулись.  Что можно исключить:   Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у спутницы, и они потихоньку двинулись Сжатое предложение:   Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись.

Задание: внимательно прочитайте предложение, сократите его методом обобщения

  • Исходное предложение:

Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у спутницы, и они потихоньку двинулись. 

  • Что можно исключить:

Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у спутницы, и они потихоньку двинулись

  • Сжатое предложение:

Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись.

Итак, при обобщении необходимо Найти в тексте мелкие, единичные факты.  Найти в них общее.  Объединить эти факты на основе общего.  Сформулировать получившееся предложение.

Итак, при обобщении необходимо

  • Найти в тексте мелкие, единичные факты. 
  • Найти в них общее. 
  • Объединить эти факты на основе общего. 
  • Сформулировать получившееся предложение.
Способы сокращения (сжатия) текста 3. Упрощение (замена): предложения или его части указательным местоимением; сложного предложения простым; фрагмента предложения синонимичным выражением; прямой речи – косвенной; слияние нескольких предложений в одно

Способы сокращения (сжатия) текста

3. Упрощение (замена):

  • предложения или его части указательным местоимением;
  • сложного предложения простым;
  • фрагмента предложения синонимичным выражением;
  • прямой речи – косвенной;
  • слияние нескольких предложений в одно

Задание: внимательно прочитайте предложение, сократите его методом упрощения Исходное предложение:  В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. Что можно исключить:  В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. Сжатое предложение:     В вагоне электрички было тесно и шумно.

Задание: внимательно прочитайте предложение, сократите его методом упрощения

  • Исходное предложение:

В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами.

  • Что можно исключить:

В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами.

  • Сжатое предложение:  

В вагоне электрички было тесно и шумно.

Итак, при упрощении необходимо Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.    Сформулировать получившееся предложение. 

Итак, при упрощении необходимо

  • Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д. 
  •   Сформулировать получившееся предложение. 
Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в  комплексе.  Комплексное применение приёмов сжатия До сжатия  Когда слышу гармоничное сочетание голосов птиц ,  устраивающих утренний концерт ,  я стараюсь смотреть на реку.  Когда любуешься рекой и наслаждаешься пением птиц ,  отдыхаешь по-настоящему.   После сжатия  Слушая утренний концерт птиц ,  я стараюсь смотреть на реку.  Любуясь рекой и наслаждаясь пением птиц,   отдыхаешь по-настоящему.

Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в  комплексе.

Комплексное применение приёмов сжатия

До сжатия Когда слышу гармоничное сочетание голосов птицустраивающих утренний концерт ,  я стараюсь смотреть на реку.  Когда любуешься рекой и наслаждаешься пением птиц ,  отдыхаешь по-настоящему.

После сжатия Слушая утренний концерт птиц ,  я стараюсь смотреть на реку.  Любуясь рекой и наслаждаясь пением птиц,   отдыхаешь по-настоящему.

 При сжатии исходного текста необходимо помнить о типе речи , к которому относится исходный текст.  Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания. Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности.  Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры.

При сжатии исходного текста необходимо помнить о типе речи , к которому относится исходный текст.

Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания. Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности.

Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры.

Задание 1. Прочитайте текст упражнения 26 на стр. 20 учебника. 2. Определите стиль и тип речи текста. 3. Определите основную мысль текста. 4. Составьте план пересказа данного текста. 5. Напишите сжатое изложение данного текста от 3-го лица, используя изученные приёмы сокращения текста.

Задание

1. Прочитайте текст упражнения 26 на стр. 20 учебника.

2. Определите стиль и тип речи текста.

3. Определите основную мысль текста.

4. Составьте план пересказа данного текста.

5. Напишите сжатое изложение данного текста от 3-го лица, используя изученные приёмы сокращения текста.