СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ: тема "Человек и общество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ: тема "Человек и общество"»

ОГЭ по обществознанию (9 класс) Тема 1. Человек и общество Вопросы кодификатора: - Биологическое и социальное в человеке  - Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)

ОГЭ по обществознанию (9 класс)

Тема 1. Человек и общество

Вопросы кодификатора:

- Биологическое и социальное в человеке

- Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)

ПЛАН РАБОТЫ: Отличие человека от других живых существ. Мышление и речь. Как человек  реализует себя? Размышляем. Закрепляем.

ПЛАН РАБОТЫ:

  • Отличие человека от других живых существ.
  • Мышление и речь.
  • Как человек

реализует себя?

  • Размышляем.
  • Закрепляем.
Отличие человека от других живых существ. Человек – биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле. Биологическое начало: Анатомия; Физиология; Протекание различных процессов в организме (питание, дыхание, сон и т.д.).
  • Отличие человека от других живых существ.

Человек – биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле.

Биологическое начало:

  • Анатомия;
  • Физиология;
  • Протекание различных процессов в организме (питание, дыхание, сон и т.д.).
Отличие человека от других живых существ. Основные отличия человека от животных: Человек способен производить орудия труда, использовать их; Человек обладает сложно организованным мозгом, мышлением и членораздельной речью; Человек способен к целенаправленной творческой деятельности; самореализация личности
  • Отличие человека от других живых существ.

Основные отличия человека от животных:

  • Человек способен производить орудия труда, использовать их;
  • Человек обладает сложно организованным мозгом, мышлением и членораздельной речью;
  • Человек способен к целенаправленной творческой деятельности;

самореализация личности

1. Отличие человека от других живых существ  Важным отличием человека от животного является: способность управлять телом способность передвигаться на двух ногах способность мыслить  Основное отличие человека от животного: независимость поведения индивидуальность каждого человека целесообразность творческой деятельности совокупность устойчивых психологических свойств

1. Отличие человека от других живых существ

Важным отличием человека от животного является:

  • способность управлять телом
  • способность передвигаться на двух ногах
  • способность мыслить

Основное отличие человека от животного:

  • независимость поведения
  • индивидуальность каждого человека
  • целесообразность творческой деятельности
  • совокупность устойчивых психологических свойств
1. Отличие человека от других живых существ Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в... самореализации самосохранении дыхании питании

1. Отличие человека от других живых существ

Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в...

  • самореализации
  • самосохранении
  • дыхании
  • питании

1. Отличие человека от других живых существ В приведённом списке указаны черты сходства человека с животными и отличия человека от животных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия. потребность в пище и воде способность к творчеству способность к чувственному познанию наличие сознания Черты сходства Черты отличия

1. Отличие человека от других живых существ

В приведённом списке указаны черты сходства человека с животными и отличия человека от животных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

  • потребность в пище и воде
  • способность к творчеству
  • способность к чувственному познанию
  • наличие сознания

Черты сходства

Черты отличия

1. Отличие человека от других живых существ Человека от животного отличает...  инстинкт самосохранения 2) использование природных объектов 3) стремление понять окружающий мир 4) способность приспосабливаться к условиям среды  Пояснение. Человека от животного отличает стремление понять окружающий мир, так как человек единственное живое существо, обладающее разумом. Все остальные качества присутствуют и у человека и у животных.

1. Отличие человека от других живых существ

Человека от животного отличает...

  • инстинкт самосохранения

2) использование природных объектов

3) стремление понять окружающий мир

4) способность приспосабливаться к условиям среды

Пояснение.

Человека от животного отличает стремление понять окружающий мир, так как человек единственное живое существо, обладающее разумом.

Все остальные качества присутствуют и у человека и у животных.

2. Мышление и речь.  Человек отличается от животных прежде всего способностью рассуждать и мыслить, то есть наличием своего внутреннего духовного мира. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о буду­щем, мечтая и строя планы. Мышление  — это высшая ступень человеческого по­знания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут быть непосред­ственно восприняты человеком. Благодаря мышлению человек не просто приспосабливается к природе, как животное, но и преобразует окружающий мир. Используя то, что ему дает природа, а также опыт и знания предыдущих поколе­ний, человек создает новые предметы с теми характеристиками, какие ему нужны. Делает он это с помощью разных видов деятельности (интеллектуальной,  произ­водственной, художественной и т.д.). Мышление осуществляется в форме понятий, суждений и умозаключений.

2. Мышление и речь.

Человек отличается от животных прежде всего способностью рассуждать и мыслить, то есть наличием своего внутреннего духовного мира. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о буду­щем, мечтая и строя планы.

Мышление  — это высшая ступень человеческого по­знания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут быть непосред­ственно восприняты человеком. Благодаря мышлению человек не просто приспосабливается к природе, как животное, но и преобразует окружающий мир. Используя то, что ему дает природа, а также опыт и знания предыдущих поколе­ний, человек создает новые предметы с теми характеристиками, какие ему нужны.

Делает он это с помощью разных видов

деятельности (интеллектуальной,

произ­водственной, художественной и т.д.).

Мышление осуществляется в форме

понятий, суждений и умозаключений.

2. Мышление и речь.

Понятие   — это форма мышления, отражающая общие закономерные связи, сто­роны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях. Понятия выра­жаются в языковой форме в виде слов или словосочетаний (например, государство, железо, политический режим и др.).

Суждение   — это форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. Оно выражается повествовательным предложением, ко­торое может быть либо истинным, либо ложным. Например: «Все реки впадают в Балтийское море»; «Москва — столица России».

Умозаключение   — это форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из од­ного или нескольких суждений, именуемых посылками, выводится новое суждение, которое называется заключением, или следствием.

Логическая деятельность мышления осуществляется в многообразных формах:

индукции,  то есть перехода от единичных фактов к общим положениям;

дедукции,  то есть вывода от общего к частному; 

анализа и синтеза,  то есть процессов мысленного разложения целого на со­ставные части и воссоединения целого из частей; в создании гипотез, теорий и т.д.

2. Мышление и речь. Речь   — это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, акку­мулировать их для передачи последующим поколениям. С древности и до настоящего времени психология обсуждает проблему о связях мысли со словом. В качестве единицы связей между мышлением и речью является слово , представляющее собой единство звука (речь) и значения (мышление). Первоначальная функция речи - коммуникативная. Исходя из этого, значение слова нужно рассматривать не только как единство мышления и речи, но и как единство мышления и коммуникации.  Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языко­вых конструкций и их понимание. Речь тесно связана со всеми психическими про­цессами человека. Лингвистическая сторона речевого поведения человека изучается психолингвистикой.

2. Мышление и речь.

Речь   — это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, акку­мулировать их для передачи последующим поколениям.

С древности и до настоящего времени психология обсуждает проблему о связях мысли со словом. В качестве единицы связей между мышлением и речью является слово , представляющее собой единство звука (речь) и значения (мышление).

Первоначальная функция речи - коммуникативная. Исходя из этого, значение слова нужно рассматривать не только как единство мышления и речи, но и как единство мышления и коммуникации.

Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языко­вых конструкций и их понимание. Речь тесно связана со всеми психическими про­цессами человека. Лингвистическая сторона речевого поведения человека изучается психолингвистикой.

2. Мышление и речь. В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на  устную (подразумевающую  говорение  и  слушание)  и  письменную (письмо  и  чтение).

2. Мышление и речь.

В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на  устную (подразумевающую  говорение  и  слушание)  и  письменную (письмо  и  чтение).

2. Мышление и речь.

2. Мышление и речь.

3. Как человек реализует себя? Деятельность – особая форма взаимодействия человека с окружающим миром. Деятельность человека  Активность животного Отличия деятельности человека от активности животных

3. Как человек реализует себя?

Деятельность – особая форма взаимодействия человека с окружающим миром.

Деятельность человека

Активность животного

Отличия деятельности человека от активности животных

Отличия деятельности человека от активности животных   Деятельность человека Активность животных Приспособление к природной среде путём её масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды обитания человека. Приспособление к условиям среды, прежде всего путём перестройки собственного организма. Целеполагание в деятельности. Сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию. Целесообразность в поведении. Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы.

Отличия деятельности человека от активности животных

Деятельность человека

Активность животных

Приспособление к природной среде путём её масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды обитания человека.

Приспособление к условиям среды, прежде всего путём перестройки собственного организма.

Целеполагание в деятельности. Сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию.

Целесообразность в поведении. Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы.

Деятельность человека Активность животных Воздействие на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека. Воздействие на среду осуществляется, как правило, органами тела, данными природой. Отсутствие способности изготавливать орудия труда с помощью ранее созданных средств. Продуктивный, творческий, созидательный характер. Потребительский характер: не создаёт ничего нового по сравнению с тем, что дано природой.

Деятельность человека

Активность животных

Воздействие на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека.

Воздействие на среду осуществляется, как правило, органами тела, данными природой. Отсутствие способности изготавливать орудия труда с помощью ранее созданных средств.

Продуктивный, творческий, созидательный характер.

Потребительский характер: не создаёт ничего нового по сравнению с тем, что дано природой.

3. Как человек реализует себя? Объект Субъект Результат Структура деятельности Мотив Средства достижения Цель

3. Как человек реализует себя?

Объект

Субъект

Результат

Структура

деятельности

Мотив

Средства

достижения

Цель

Основные компоненты деятельности Субъект деятельности – это тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, общество). Объект деятельности – это то, на что направлена деятельность, то, что изменяется в результате деятельности (предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека). Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В качестве мотивов могут выступать: потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции, идеалы. Цель деятельности – это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Результат – это конечный продукт деятельности.

Основные компоненты деятельности

Субъект деятельности – это тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, общество).

Объект деятельности – это то, на что направлена деятельность, то, что изменяется в результате деятельности (предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека).

Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В качестве мотивов могут выступать: потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции, идеалы.

Цель деятельности – это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.

Результат – это конечный продукт деятельности.

3. Как человек реализует себя? Труд – это вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата. Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – отдых, развлечение. Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

3. Как человек реализует себя?

Труд – это вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.

Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – отдых, развлечение.

Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

3. Как человек реализует себя? Сергей – ученик 9 класса. Помимо учёбы, он много времени отдаёт компьютерным играм. Сравните два вида деятельности, упомянутые в условии задания – учёбу и игру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера их сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия игры от учёбы или учёбы от игры. даёт возможность овладеть новым опытом построена на замещении реальных объектов условными имеет определённые мотивы и цели ведёт к усвоению предметных областей Черты сходства Черты отличия

3. Как человек реализует себя?

Сергей – ученик 9 класса. Помимо учёбы, он много времени отдаёт компьютерным играм. Сравните два вида деятельности, упомянутые в условии задания – учёбу и игру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера их сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия игры от учёбы или учёбы от игры.

  • даёт возможность овладеть новым опытом
  • построена на замещении реальных объектов условными
  • имеет определённые мотивы и цели
  • ведёт к усвоению предметных областей

Черты сходства

Черты отличия

4. РАЗМЫШЛЯЕМ

4. РАЗМЫШЛЯЕМ

  Проанализируйте высказывания о человеке. Какое из них ближе вашей точке зрения? Почему?   «Человек становится человеком только через его язык»   В.Гумбольт  «Человек отличается от всех других созданий способностью смеяться»   Д.Аддисон   «Человек делает то, что ему говорят. Большинство животных – нет»   Э.Берн   «Человек это знание, которое познаёт само себя»   Е.Евтушенко   «Человек – единственное животное, поведение которого в значительной степени определяется мыслью»   Дж.Каллингвуд  «Человек – это существо, способное на деятельность, на которую не способно никакое другое существо»   Восточный философ

Проанализируйте высказывания о человеке. Какое из них ближе вашей точке зрения? Почему? «Человек становится человеком только через его язык» В.Гумбольт «Человек отличается от всех других созданий способностью смеяться» Д.Аддисон «Человек делает то, что ему говорят. Большинство животных – нет» Э.Берн «Человек это знание, которое познаёт само себя» Е.Евтушенко «Человек – единственное животное, поведение которого в значительной степени определяется мыслью» Дж.Каллингвуд «Человек – это существо, способное на деятельность, на которую не способно никакое другое существо» Восточный философ

  Почему философы постоянно обращались к человеку, анализировали и анализируют различные стороны его материального и духовного бытия?    «Философы постоянно возвращались к тому  сознанию, что разгадать тайну о человеке –  значит разгадать тайну бытия.  Познай самого себя и через это познаешь  мир. Все попытки внешнего познания мира  без погружения в глубь человека, давали  лишь знание поверхности вещей. Если идти  от человека вовне, то никогда нельзя дойти  до смысла вещей, ибо разгадка смысла  скрыта в самом человеке»   Николай Бердяев (русский философ)

Почему философы постоянно обращались к человеку, анализировали и анализируют различные стороны его материального и духовного бытия? «Философы постоянно возвращались к тому сознанию, что разгадать тайну о человеке – значит разгадать тайну бытия. Познай самого себя и через это познаешь мир. Все попытки внешнего познания мира без погружения в глубь человека, давали лишь знание поверхности вещей. Если идти от человека вовне, то никогда нельзя дойти до смысла вещей, ибо разгадка смысла скрыта в самом человеке» Николай Бердяев (русский философ)

Человек живёт среди других людей, он развивается в человеческой среде, формируется как личность.  Вспомните сказку Р.Киплинга о индийском мальчике Маугли. Что происходит с детьми, которые живут вне человеческого общества? Чего был лишён Маугли? Сможет ли ребёнок – Маугли стать полноценным человеком? Почему? Приведите примеры, когда человек жил и воспитывался в другой среде.

Человек живёт среди других людей, он развивается в человеческой среде, формируется как личность.

  • Вспомните сказку Р.Киплинга о индийском мальчике Маугли.
  • Что происходит с детьми, которые живут вне человеческого общества?
  • Чего был лишён Маугли?
  • Сможет ли ребёнок – Маугли стать полноценным человеком? Почему?
  • Приведите примеры, когда человек жил и воспитывался в другой среде.
Жизнь человека направлена на то, чтобы оставить после себя добрую память. Человек в своей жизни делает что-то благодаря своим способностям, в деятельности он раскрывает себя, свои таланты. Назовите людей, жизнь которых не прошла бесследно.  Что было ими сделано? «Человеку постоянно нужно нечто, что помогало бы ему жить, что мешало бы ему жить и что он мог бы преодолевать». Вильгельм Швёбель Философы заметили, что человеку свойственно желание стать знаменитым, чем-то выделиться, заслужить признание. Назовите, что помогает человеку достичь этого?

Жизнь человека направлена на то, чтобы оставить после себя добрую память. Человек в своей жизни делает что-то благодаря своим способностям, в деятельности он раскрывает себя, свои таланты. Назовите людей, жизнь которых не прошла бесследно. Что было ими сделано?

«Человеку постоянно нужно нечто, что помогало бы ему жить, что мешало бы ему жить и что он мог бы преодолевать».

Вильгельм Швёбель

  • Философы заметили, что человеку свойственно желание стать знаменитым, чем-то выделиться, заслужить признание.
  • Назовите, что помогает человеку достичь этого?
Деятельность способствует самореализации личности. Как вы понимаете, что такое самореализация? Запишите слова, которые приходят на ум, когда вы слышите слово «самореализация». «Человек непременно должен израсходовать адаптационную энергию – наследственно определённый ограниченный запас жизнеспособности, чтобы удовлетворить врождённую потребность в самовыражении» Ганс Селье (канадский физиолог)

Деятельность способствует самореализации личности.

  • Как вы понимаете, что такое самореализация?
  • Запишите слова, которые приходят на ум, когда вы слышите слово «самореализация».

«Человек непременно должен израсходовать адаптационную энергию – наследственно определённый ограниченный запас жизнеспособности, чтобы удовлетворить врождённую потребность в самовыражении»

Ганс Селье (канадский физиолог)

5. Закрепляем  Как вы понимаете слова: «Человек существо биологическое», «Человек существо социальное»? Приведите примеры биологического и социального в человеке. Как человек может проявить свои способности? Что такое самореализация?

5. Закрепляем

  • Как вы понимаете слова: «Человек существо биологическое», «Человек существо социальное»?
  • Приведите примеры биологического и социального в человеке.
  • Как человек может проявить свои способности?
  • Что такое самореализация?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!