СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к сочинению - описанию. Имена прилагательные.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению - описанию. Имена прилагательные.»

Технологическая карта урока

Учебный предмет: русский язык

Класс: 3- В

Школа: МБОУ - СОШ № 2 п.Южный

Учитель: Удовенко Олеся Анатольевна

УМК: Образовательная система «Школа России»


Тема урока

Подготовна к сочинению – описанию. Имена прилагательные.

Цель урока

Познакомить учащихся с лексико – семантической группой имен прилагательных, обозначающих цвет. Обогатить словарь учащихся именами существительными, обозначающими названия цветов луга, а также именами прилагательными, обозначающими цвет луговых растений. Развивать речь учащихся, познавательный интерес к русскому языку. Воспитывать любовь к природе.

Планируемый результат обучения

В результате изучения темы обучающиеся

- научатся:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

• оценивать правильность выполнения действий;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

•основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять нужную и существенную информацию из текстов;

•осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков.

• правильно подбирать нужные формы имен прилагательных, использовать их в своей речи;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

•адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

Основные понятия

Имя прилагательное, имя существительное.

Методы

беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, практическая работа

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир.

Ресурсы

1.Учебник Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова «Русский язык»

2. Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова Тетрадь по русскому языку.

3.Презентация к уроку.

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Мотивация к учебной деятельности

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Познавательные:

- уметь выделять существенную информацию из текста.

-Прочтите слова замечательного русского писателя И.Сурикова. Слайд 1.

Бежит тропинка через луг,

Ныряет влево, вправо.

Куда ни глянь, цветы вокруг,

Да по колено травы.

Зелёный луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых, радужных цветов

На нем разбросаны букеты.

-Какими впечатлениями поделился с нами автор?

- В какое время суток описан сад?

- Какие слова помогают нам представить красоту луга и почувствовать льющийся запах утренней прохлады и луговых цветов?

- Кто догадался, с какими словами мы будем работать на уроке? Для чего они нужны?

Самоконтроль готовности.

Настрой на работу.

Чтение стихотворения










- Радость, восхищение…



- Утро.

- зеленый, радужный, красивых…




- С именами прилагательными. Они делают нашу речь образной, яркой, помогают представить то, о чем мы говорим.

Речевая разминка


«Разомнем язычок» (артикуляционные упражнения)

☺ Колечко – загнуть кончик языка так, чтобы он «заглянул» вам в гортань. При этом уздечка языка у вас растянется до боли. 2-3 секунды подержите в таком положении, а затем расслабьте.

☺ Грустно-весело – сжимать и растягивать губы 3-4 раза, постепенно увеличивая темп.

☺ Жуём конфетку.

☺ Чистим зубки.



Актуализация знаний, постановка учебной задачи

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.


Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.


Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Запись под диктовку.

(Текст стихотворения закрывается. Детям предлагается записать под диктовку первые две строки из четверостишия.)

- Назовите орфограммы. Проверьте написанное (текст открывается).

- Найдите в предложении имена прилагательные и докажите правильность своего ответа.

- Можно ли отнести к именам прилагательным слова пахуч и свеж?

Объяснение учителя:

Пахуч и свеж – краткая форма имен прилагательных.

Демонстрация знаний, умений.

Самостоятельная работа учащихся.


Беседа.







Принятие учебной задачи.


Открытие новых знаний.

1 этап. Работа с текстом.

Познавательные:

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;


Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;


Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Побеседуем.

Воспроизведение знаний о частях речи.

Конструирование и запись предложений.

  1. Продолжение работы с текстом стихотворения.

- Какие цветы можно встретить на лугу?

- Какой частью речи являются слова – названия луговых цветов?

- Какой частью речи являются слова, обозначающие признак цветов по цвету?

- Какого цвета могли быть луговые цветы, о которых И.Суриков сказал: «Красивых радужных цветов на нем разбросаны букеты»?

(Ответить на вопрос помогает изображение радуги – Слайд 2)

  1. Чтение записи на доске.

Какие красивые цветы на лугу! Тут…

(Слайд 3 – ромашки, колокольчики, гвоздики, лютики)

- Прочитайте. Как вы думаете, какую работу предстоит вам выполнить?

- Запишите предложения, заменяя рисунки названиями цветов, добавляя имена прилагательные, обозначающие признак этих цветов по цвету.

- Проверим выполненное задание.

- Объясните знаки препинания в предложениях и прочитайте предложение с правильной интонацией.

- Кто знает, почему так назвали колокольчик? Гвоздика? Лютик?



Восприятие информации.





Беседа.















Постановка задач урока.


Самостоятельная работа учащихся в тетради.



Контроль выполненной работы

Физкультминутка

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

физкультминутка

для глаз


2 этап. Запись предложения под диктовку. Комментированное письмо.



Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;


Познавательные:

- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);


Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

(слайд 4- изображение лугового клевера)

1.Чтение отрывка из стихотворения В.Рождественского «Клевер».

Здесь, у рощицы березовой,

Где к лугам сбегает рожь,

Кашки белой, кашки розовой,

Алой кашки не сочтешь!

С колокольчиком, с ромашкою

Клевер весело цветет.

И его «пчелиной кашкою»

Называет наш народ.


- Как называется цветок?

- Как по – другому автор называет этот цветок?

- Почему в народе этот цветок называют «пчелиной кашкой»?


3.Запись предложения под диктовку. Комментированное письмо.

Весело цветет белая, розовая, алая кашка.

- Найдите в предложении имена прилагательные, обозначающие цвет.

- Какого еще цвета могут быть луговая кашка, клевер?


Выражение своих чувств, мыслей.


















Работа в тетради



3 этап.игра «Угадай цветок».

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;


Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме;






Познавательные:

- уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;


- Чтение текста.(Слайд 5)

Есть на лугу растение, очень похожее на горох. Только листочки у него поменьше, цветочки помельче и горошинки совсем маленькие. На концах листьев у этого растения тонкие и гибкие усики. Коснётся такой усик стебелька другого растения и сразу начинает обвиваться вокруг него. Цветы у растения синие или фиолетовые. В цветах много нектара. Что это за растение?

- Составление предложения о мышином горошке, подобрав подходящие по смыслу сказуемое, обстоятельство, определения.

( что делает? ) ( где?) мышиный горошек.

Цветочки у него разные: (какие?) или (какие?) .

- Запись лучших предложений.

- Нахождение прилагательных, обозначающий цвет(синий, фиолетовый).

- подбор синонимов(васильковый, лиловый, сиреневый)

- Чтение текста(Слайд6)

Желтый….очень похож на маленькое солнце с золотыми лепестками – лучиками. Весь день, пока светит солнце, следом за солнцем поворачивают цветы свои золотистые головки. Уйдет солнце за тучи, и луговое солнышко тоже спрячется – с головой укроется зеленым платочком.

- О каком цветке речь?

- Какие слова помогли представить образ одуванчика?

- Списывание 1 предложения со вставленным словом одуванчик.

- Нахождение прилагательных, обозначающих цвет.

- Можно ли назвать имена прилагательные желтый и золотой синонимами?

- Подбор имен прилагательных , обозначающих близкие по окраске цвета к слову желтый.

- Чтение учащимися написанного в тетради.

- Можно ли считать запись в тетради текстом?

- Какова тема и главная мысль текста?

- Какой заголовок можно подобрать к тексту?




Работают в парах. Класс делится на пары. Каждая пара получает карточку со схемами предложений. Работа ведется с опорой на текст. Предложения обсуждается фронтально.












































Итог урока. Рефлексия

Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы,



Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;


Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;


Наш урок подходит к концу. Какие же выводы вы сделали для себя, что вам пригодится в жизни.

- Какая часть речи помогла нам сегодня представить радужные краски полевых цветов?

- Какие имена прилагательные , обозначающие цвет, нами были использованы на уроке?

Достигли мы целей поставленных нами в начале урока?

Оцените свою работу (сигнальные карточки). (Критерии самооценки: «Отлично» - 5, «Хорошо» - 4, «Старался, но не всё получилось» -+.

Оцените работу класса, коллектива.

Учитель и дети обмениваются своими впечатлениями об уроке, начиная фразы с таких слов: «Сегодня я ухожу с урока с мыслью о том, что…».

- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами.






Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.







Домашнее задание

(по выбору)

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой

Выбрать растение для сочинения, найти картинку с его изображением для описания внешнего вида, подобрать материал о растении по плану:

- Где оно встречается?

- Как выглядит?

- Как используется человеком?

- Как охраняется?

Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания.