УДК 378.014.3
Подготовка учителя к применению современных педагогических технологий в работе с детьми
с ограниченными возможностями здоровья
Г.А. Баранова
Рассмотрен процесс подготовки педагога к применению современных педагогических технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Показаны методические аспекты по использованию в учебном процессе различных видов педагогических технологий.
Ключевые слова: педагогические технологии, личностноориентированные технологии, педагогика сотрудничества, технология разноуровневого обучения, технологии компенсирующего обучения, индивидуализации и дифференциации обучения, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегаю-щие технологии, дети с ограниченными возможностями здоровья.
В условиях модернизации российской системы образования перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, проблема их социализации и интеграции в обществе, развитие их жизненных компетенций.
В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, способы повышения мотивации и качества обучения. Овладение современными педагогическими технологиями, их применение педагогом – обязательная компетенция профессиональной деятельности.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.
Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. В научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют разночтения. В.П. Беспалько - педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса. Б.Т. Лихачев рассматривает педагогическую технологию, как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств. Педагогическое мастерство педагога состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.
В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья можно использовать следующие виды педагогических технологий: личностноориентированные технологии, технология разноуровневого обучения, обучение в сотрудничестве, коррекционно - развивающие технологии, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Рассмотрим вышеназванные технологии подробнее: личностноориен-тированные технологии (Якиманская И.С., Амонашвили Ш.А.) направлены на организацию образовательного процесса с учетом инди-видуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.
Модель личностно-ориентированного обучения и воспитания включает:
- разноуровневый подход - ориентация на разный уровень сложности программного материала доступного ученику;
- дифференцированный подход - выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательной организации;
- индивидуальный подход - распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности;
- субъектно-личностный подход - отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.
Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения и воспитания является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо определить дидактическое обеспечение и особенности организации развивающей среды.
В личностно-ориентированном образовании ребенок - главное действующее лицо всего образовательного процесса. Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика. Поэтому педагог, реализующий в своей педагогической практике личностноориентированные технологии должен:
- строить работу по выявлению индивидуальных особенностей детей, использовать его при сообщении, закреплении, проверке знаний;
- гибко и вариативно предлагать материал в зависимости от разных ситуаций, возникающих на уроке или занятии;
- разнообразить дидактический материал с учетом индивидуальной избирательности детей к содержанию, виду и форме программного материала.
- давать позитивную оценку познавательных усилий ребенка, независимо от его успеваемости; организовывать и проводить на занятии диалог, включая по возможности всех детей, независимо от их готовности к занятию.
Педагогика сотрудничества – это особый вид педагогических технологий, так как является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей в состав современных технологий как их часть.
Целевые ориентации и структурные составляющие данной технологии можно представить следующим образом: переход от педагогики требований к педагогике отношений; гуманно-личностный подход к ребенку; единство обучения и воспитания.
Гуманизация и демократизация педагогических отношений: педагогическая любовь к детям, заинтересованность в их судьбе; оптимистическая вера в ребенка; сотрудничество, мастерство общения; приоритет положительного стимулирования; терпимость к детским недостаткам; отсутствие прямого принуждения; право ребенка на ошибку, свободный выбор; стиль отношений педагога и воспитанников: не принуждать, а убеждать; не запрещать, а направлять; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Новая трактовка индивидуального подхода:
-применение психолого-педагогической диагностики личности, предполагающей выявление и изучение: способностей, направленности, интересов личности; качеств характера, особенностей мыслительных процессов; Я-концепции;
- учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;
- прогнозирование развития личности ребенка;
- конструирование индивидуальных программ развития, их коррекция.
Технология разноуровневого обучения. Это относительно новая технология, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающая их мышление, самостоятельность. Относительно новая потому, что она базируется на тех же принципах, что и индивидуализация и дифференциация обучения, которые используются в педагогике давно. А в настоящее время технология разноуровневого обучения является одним из ключевых направлений образовательных организаций.
Технология разноуровневого обучения – это технология организации образовательного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого ребенка. Применение данной технологии особенно важно в работе с детьми с нарушением интеллектуального развития.
Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной технологии дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов. Чаще всего проверочные разноуровневые работы можно проводить на обобщающих уроках. Для этого определяем, что ученик должен усвоить в конце раздела и составляем разноуровневые задания. Также можно применять данную технологию и при изучении новой темы. Объясняем новый материал, используя принцип: от сложного к простому, а в конце определяем уровень усвоения учениками материала на уроке.
Игровые технологии позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интересы, возможности, уровень подготовки по предмету.
Игровые технологии предполагают реализацию в учебном процессе целый комплекса целевых ориентаций:
-Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, развитие трудовых навыков.
-Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, нрав-ственных, эстетических позиций, воспитание сотрудничества, коллек-тивизма, общительности, коммуникативности.
- Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, развитие мотивации учебной деятельности.
- Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению, психотерапия.
В учебном процессе игровая деятельность выполняет следующие функции: развлекательную; коммуникативную; самореализации; игротера-певтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности); диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры); функцию коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей); социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития); межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей).
Большинству игр присущи следующие особенности:
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности;
- творческий, в значительно мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;
-эмоциональная приподнятость деятельности, состязательность, соперничество;
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора, элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает различные методы и приемы организации учебного процесса в форме разнообразных педагогических игр.
«В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью» [1.С.52].
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения учащихся к участию в различных видах деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций на уроках осуществляется по следующим направлениям:
- дидактическая цель педагогической игры ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- выполняемая школьниками деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства;
- в игровую деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.
Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой). Большое значение имеют различные виды педагогической поддержки:
• обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
•урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
•адаптация содержания, удаление из учебного материала сложных подробностей, излишнего многообразия;
•одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
•использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
•оптимальность темпа организации учебной деятельности и др.
Технологии индивидуализации и дифференциации обучения
Технологии индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков). Содержание данной технологии предполагает:
- организацию учебного процесса, при котором выбор методов, приемов, темпа обучения определяется индивидуальными особенностями учащихся;
- педагог взаимодействует с отдельными детьми по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности;
-сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей;
- формирование у учащихся знаний, умений при опоре на зону ближайшего развития каждого ребенка;
- развитие познавательных интересов;
- формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества;
- обучение в индивидуальном темпе, стиле;
- формирование адекватной самооценки детей;
- оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным детям.
Технологии дифференцированного обучения
Дифференцированное обучение - форма организации учебного процесса, при которой педагог работает с группой детей, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа).
Технология дифференцированного обучения есть совокупность организационных решений, методов и средств дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.
По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:
- по возрастному составу;
- по области интересов;
- по уровню умственного развития;
- по личностно-психологическим типам: акцентуации характера, темпераменту, типу мышления и др.;
- по уровню здоровья и др.
В целом отметим, что технологии дифференцированного обучения содействуют организации учебного процесса направленного на:
-обучение каждого ребенка на уровне его возможностей и способностей;
- приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп младших школьников.
Технологии индивидуализации и дифференциации обучения представляют динамические системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы и средства.
Нужно отметить, что технологии индивидуализации и дифференциации обучения являются «проникающими технологиями», так как предполагают использование разнообразных методических средств, применяемых в реализации различных педагогических технологий. Однако в ряде педагогических систем индивидуализация или дифференциация учебного процесса является приоритетным направлением, ставящим их основными средствами достижения целей обучения и поэтому их можно рассматривать отдельно, как самостоятельные системы, обладающими всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии.
Информационно-коммуникационные технологии сегодня входят во все сферы жизни общества и виды деятельности людей, а с недавних пор компьютер стал неотъемлемым атрибутом системы образования на всех его ступенях. Использование ИКТ позволяет изменить преподавание школьных дисциплин, оптимизировать процессы понимания, запоминания и усвоения детьми учебного материала, повысив тем самым мотивацию обучения и эффективность урока, а также обеспечивая реализацию идей развивающего обучения, совершенствуя формы и методы организации учебного процесса.
Нужно отметить, что особое значение в формировании «инфор-мационной компетентности» как учителя, так и учащихся принадлежит информационно-образовательной среде образовательного учреждения (это одно из важных требований Федерального государственного образо-вательного стандарта начального общего образования 2010 г.).
«Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а так же наличие служб поддержки применения ИКТ» [2. С.32].
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:
- планирование образовательного процесса;
- размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов;
- фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
-взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное, посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью; …
-взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и с другими образовательными учреждениями, организациями.
Приняв за основу выше рассмотренные положения, сформулируем основные требования к подготовке учителя в сфере использования ИКТ в профессиональной деятельности:
Учителя должны осваивать целостные системы обучения на основе ИКТ. Например, презентация учебного материала, выполненная с использованием Power Point, может способствовать более эффективному проведению урока, но при этом не происходит изменения самого учебного процесса. Однако применение мультимедийных технологий, позволяющих моделировать изучаемые объекты или явления, может стать удачным примером того, как практика обучения трансформируется благодаря применению ИКТ.
Отметим, что вариантов применения ИКТ в образовательном процессе начальной школы достаточно много. Это уроки с мультимедийной поддержкой (в классе имеется один компьютер с медиапроектором, которым пользуется учитель в качестве «электронной доски»); уроки с использованием интерактивной доски; уроки с компьютерной поддержкой (в классе имеется несколько компьютеров, за которыми работают учащиеся группами или по очереди).
Рассмотрим данные варианты подробнее. Например, мультимедийную технологию можно представить как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, усиливающегося при подключении зрительной памяти.
Мультимедиапрограммы представляют информацию в различных формах и тем самым повышают эффективность процесса обучения. С методических позиций мультимедиа имеют следующие демонстрационные преимущества:
- представляют в трехмерном пространстве информацию, которая может быть дозирована в соответствии с особенностями процесса обучения;
- с помощью слайдов можно применять разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную;
- можно использовать различные видеофрагменты, картинки, схемы, диаграммы, показывать опыты, которые по требованиям охраны труда нельзя проводить в школе.
Мультимедиаресурсы за счет увеличения доли информации, представленной в визуальной форме, открывают перед учителем новые возможности подачи учебного материала (цветные динамические иллюстрации, звуковое сопровождение, фрагменты «живых» уроков и пр.). Электронные способы получения, хранения и переработки информации позволяют вводить новые виды педагогической и учебной деятельности (создание учебных сайтов, составление словарей, справочников и т. п.). У школ и отдельных учителей появляются возможности создания электронных библиотек с готовыми мультимедиаресурсами, автоматизи-рованного составления разнообразных дидактических материалов.
При использовании в обучении математике, русскому языку, окружающему миру мультимедийных технологий традиционная структура урока может принципиально не меняться. В ней сохраняются все основные этапы, изменяются только их временные характеристики и насыщенность. Очевидно, мультимедиапрезентации более востребованы для обучения учащихся с визуально-аудиальной модальностью восприятия и расширяют возможности в усвоении материала учащимися с кинестетической модальностью восприятия.
При использовании на уроке мультимедиаресурсов учитель получает возможность гибко менять формы учебного взаимодействия с учащимися (смена фронтальных, групповых и индивидуальных форм, варьирование доли самостоятельности обучаемых, индивидуализация обучения на основе учета познавательного стиля школьника, представление учащемуся возможности работать в индивидуальном темпе и т. п.), а также применять новые формы учебного взаимодействия учащихся между собой.
Использование интерактивной доски в организации процесса обучения направлено на решение широкого спектра задач: освоение, закрепление нового материала; обеспечение многократной смены видов деятельности; создание условий для быстрого применения новых знаний; осуществление обратной связи и управления педагогическим процессом; реализация индивидуального подхода в обучении.
Интерактивные доски позволяют учителю моделировать урок вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрировать учебный материал, создавать вместе с учениками общий конспект по изучению учебного материала.
Полученные выводы могут быть сохранены на магнитных носителях, по мере необходимости открыты на следующем уроке (или при закреплении, повторении материала), посланы по электронной почте ученикам, отсутствующим на уроке, открыты для обсуждения с другим классом, распечатаны. Во время такой работы улучшается концентрация внимания учащихся, активизируется познавательная деятельность, урок носит эвристический характер.
В целом, использование интерактивной доски направлено на обеспечение:
- наглядности, эмоционального восприятия изучаемых объектов, что позволяет сосредоточить внимание на ключевых моментах и активно задействовать зрительную память;
- мобильного решения вопросов повторения, систематизации и обоб-щения объемного материала;
- возможность дифференцировать обучение с привлечением большого числа учащихся к активным формам работы: заполнение таблиц; восстановление деформированного текста; исправление речевых ошибок; составление и коррекция планов к тексту; замена простых конструкций осложненными и др.;
- использование широкого спектра ресурсов презентации; текстового редактора; Интернет; изображений; звуковых файлов; ПО для интерактивной доски; документов, созданных программами MS Word, MS Excel; программ, разработанных в среде Macromedia Flash, VB…
- помогает учителю совершенствовать стиль работы, сделать урок более увлекательным и динамичным.
Проведение уроков с компьютерной поддержкой (в классе имеется несколько компьютеров, за которыми работают учащиеся группами или по очереди) связано с применением в учебном процессе информационно-обучающих, тестирующих программ. Они позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем, полностью реализовать принцип адаптивности к индивидуальным возможностям ребенка, соответствовать индивидуальному темпу учебно-познавательной деятельности. На уроках могут оптимально сочетаться индивидуальная и групповая формы работы. Достигаются идеальные варианты инди-видуального обучения с использованием визуальных и слуховых образов. Применение тестирующих программ типа «Репетитор» обеспечивает строго индивидуальные и дифференцированные диагностику и контроль знаний учащихся. Преимущества тестирования: объективность, простота и массовость.
Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность образовательного процесса, мотивировать учащихся, но и содействовать реализации дидактических и личностноориентированных параметров учебного процесса.
Здоровьесберегающие технологии
Понятие «здоровьесберегающие технологии» включает все направ-ления деятельности образовательной организации по формированию, сохранению, укреплению здоровья школьников.
Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить ребенку воз-можность сохранения здоровья в условиях школы; сформировать у него необходимые знания и умения по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель реализации здоровьесберегающих технологий в учебном процессе: регулярная экспресс-диагностика состояния школьников, отслеживание основных параметров развития организма в динамике, что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья детей.
Признаки индивидуального здоровья:
- специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
- показатели роста и развития;
-текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности;
- наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
- уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
Методы здоровьесберегающих технологий: воспитательные и образовательные программы; активные методы обучения; игровой, практический, ситуационный, соревновательный метод; дидактический рассказ; беседа; демонстрация; видеометод и др.
Педагогические приемы:
- защитно-профилактические: личная гигиена и гигиена обучения;
- компенсаторно-нейтрализующие: физкультминутки,
- оздоровительная, корригирующая, дыхательная, пальчиковая и др. гимнастика; психогимнастика; лечебная физкультура; массаж, самомассаж; тренинг;
- стимулирующие: элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии и др.
Средства здоровьесберегающих технологий:
- гигиенические средства;
- оздоровительные силы природы;
- средства двигательной направленности.
Гигиенические факторы:
- выполнение санитарно-гигиенических требований, регламенти-рованных СанПиНами;
- личная и общественная гигиена - чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и др.; проветривание и влажная уборка помещений; привитие учащимся элементарных умений и навыков при мытье рук, использовании носового платка;
- соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна;
- обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни, простейшим умениям и навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах.
Средства двигательной активности: разнообразные физические упражнения; лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка - занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков; физкультминутки, эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости; массаж, самомассаж; психогимнастика; тренинги и др.
Список литературы
1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С. 52
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения). С. 32.
1. Selevko G. K. encyclopedia of educational technologies. Moscow: NII of school technology, 2006. P. 52
2. Federal state educational standard of primary General education / Ministry of education and science of Russian Federation. Federation. Moscow: Prosveshchenie, 2010 (second generation Standards). P. 32.
PREPARING TEACHERS TO APPLY MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN WORK WITH CHILDREN WITH DISABILITIES
G.A. Baranova
The process of training teachers to the use of modern pedagogical technologies in work with children with disabilities. Shows methodological aspects on the use in educational process of various kinds of educational technology.
Keywords: educational technology, lichnostnoorientirovannoi technology, pedagogy of cooperation, the technology of multi-level training, technology, compensatory education, individualization and differentiation of learning, games technology, information and communication technology, zdorovesberegayuschie-ing technology, children with disabilities.
Baranova Galina Anatolevna, candidate pedagogical science, docent, [email protected], Russia, Tula, Institute rise qualification and professional overpreparation workers of education Tulsky region
Баранова Галина Анатольевна, канд. пед. наук, доцент, baranova@tula.net, Россия, Тула, ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО»