РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Педагогика»
тема: «Подготовка учителя к уроку»
| Исполнитель: БУРКОВНИКОВ ДМИТРИЙ АНДРЕЕВИЧ |
| |
Смоленск 2021 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………….. …………….
Глава 1………………………………………………………………………….
1.1. Современный урок: сущность понятия и особенности.
1.2. Основные этапы подготовки учителя к уроку
Глава 2…………………………………………………………………………..
2.1. Проблемы подготовки учителя к уроку: импровизация или чёткий план
2.2. Практический опыт ведения документации по подготовке учителя к уроку: план, конспект, технологическая карта
Заключение.
Список литературы.
Введение
Актуальность исследования. В современных условиях, когда объем научной информации огромен, а время обучения ограничено, одним из самых актуальных требований становится нахождение оптимального (в первую очередь с точки зрения затрат времени) изложения содержания и выбора методов обучения. Это требование относится к каждому уроку. Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя.
Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь. Такова духовная и философская основа этой профессии. В. А. Сухомлинский писал: «Какое бы образование, какую бы категорию, какой бы стаж работы не имел учитель, всё равно ему необходимо готовиться к урокам». Почему это необходимо? Потому что наша познавательная психика такова, что мы не можем в отношении умственного развития стоять на месте. Мы или работаем над собой и движемся вперёд, или же мы постоянно будем забывать, терять приобретённые ранее знания и отступать назад.
Как раньше, так и теперь учитель должен заранее спланировать урок, продумать его организацию. А после проведения урока осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).
Продуктивность урока во многом зависит от качества его подготовки. Учитель, систематически готовящийся к урокам, работает творчески и с интересом. Подготовка к занятиям – это нелёгкий повседневный труд, но в то же время это труд творческий. А творческий труд, полный энергии, не воспринимается как тяжелый — такова психологическая особенность человека.
Перепробовать десять методов и выбрать свой, пересмотреть десять учебников или учебных пособий и не держаться ни одного неукоснительно – вот единственно возможный путь творчески мыслящего учителя. Постоянно изобретать, требовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс его повседневной деятельности.
Каждое учебное занятие, даже самое маленькое выступление перед учениками, требует серьезной подготовки. Порядок подготовки к текущему учебному занятию можно представить в виде некоторого алгоритма, при этом этапами творчества его являются и замысел занятия, и разработка этого замысла, и, конечно, его реализация. Таким образом, темой данного реферата стала проблема подготовки учителя к уроку.
Степень научной разработанности.
Изучение проблемы подготовки учителя к уроку является чрезвычайно важным для понимания факторов, влияющих на качество урока и его результативность. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие педагоги не обошли эту проблему вниманием. Я.А.Коменский предъявлял к народным наставникам исключительно высокие требования. Он не мыслил себе учителя без глубоких и разносторонних знаний. Личности педагога, его профессиональным качествам и вопросам образования особое внимание уделяет Адольф Дистервег. Исключительно жизненными и полезными являются его идеи о подготовке народных учителей. Проблеме подготовки учителя к уроку посвящено немало статей и современных педагогов.
Объект исследования – деятельность учителя
Предмет исследования – этапы подготовки учителя к уроку
Цель исследования – изучить основные этапы подготовки учителя к уроку
На пути к поставленной цели решались следующие задачи:
1. Уточнить сущность понятия «урок»
2. Систематизировать основные этапы подготовки учителя к уроку
3. Раскрыть современное представление о деятельности учителя по подготовке к уроку
4. Проанализировать практический опыт составления учителем документации, необходимой при подготовке к уроку
Глава I
1.1. Современный урок: сущность понятия и особенности.
Современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.
Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.
Каждый урок должен иметь четко поставленную цель, достижение которой требует решения основных задач урока. Формулировка цели и задач урока должна быть лаконичной и точно определять все виды деятельности учителя и учащихся на уроке и каждом его этапе.
Хороший урок отличает плановость, четкость построения.
Качество урока во многом зависит от организации учащихся и мобилизации их внутренних сил на овладение материалом урока. Это достигается посредством доведения цели и плана урока до сознания школьников.
Каждый урок должен быть направлен на формирование у учащихся умения учиться. Каждый урок должен быть шагом вперед для школьников, рождать у них ощущение необходимости хорошо знать материал урока. Возникновение ощущения постоянного движения вперед стимулирует учебную деятельность учащихся.
Уроки должны убеждать учащихся в ограниченности знаний отдельного человека, в ограниченности информации, которую дает учитель на уроке, и давать пищу для самостоятельного раздумья, постоянной работы ума.
Каждое занятие должно быть воспитывающим. Учение должно приносить человеку чувство удовлетворенности, радости, пробуждать в нем новые силы.
Так как время урока ограничено, оно должно экономно использоваться. Это достигается подготовленностью учителя и учащихся, наличием дисциплины и психологической готовности детей, оборудованием урока, доведением до конца его замысла.
Урок — главная составная часть учебного процесса. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем подготовки и проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.
Анализ проводимых уроков показывает, что их структура и методика во многом зависит от дидактических целей и задач, которые учитель решает в процессе обучения, а также от тех средств, что имеются в распоряжении учителя. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков, которые можно классифицировать по типам:
уроки-лекции (практически — это монолог учителя на заданную тему, хотя при известном мастерстве учителя такие уроки приобретают характер беседы);
лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и навыков);
уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.);
комбинированные уроки, такие уроки проводятся по одной из схем:
— повторение пройденного — воспроизведение учащимися ранее пройденного материала, проверка домашнего задания, устный и письменный опрос и т. д.
— освоение нового материала. На этом этапе новый материал излагается учителем, либо «добывается» в процессе самостоятельной работы учащихся с литературой;
— отработка навыков и умений применения знаний на практике (чаще всего — решение задач по новому материалу);
— объяснение домашнего задания;
Можно говорить о традиционном уроке и уроке по ФГОС. Чем они отличаются?
Особенность ФГОС нового поколения — деятельностный характер обучения и достижение главной задачи — развитие личности учащегося. Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих преподавателей. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Проведение занятий в соответствии с новыми образовательными стандартами в корне отличается от привычных традиционных представлений о процессе. Вот некоторые отличительные черты:
-
Педагог в традиционной школе ставил цели урока сам, а современные стандарты требуют, чтобы этот этап работы проводился совместно с ребятами для полного осмысления ими тех задач, которые необходимо решить.
-
Для усвоения материала важна мотивация, так обычно учитель мотивирует сам за счет внешних стимулов, а современная школа требует наличие опоры на внутренние мотивы школьников.
-
Для достижения целей и учебных задач на традиционном занятии педагог сам выбирает подходящие средства обучения, а на современном происходит совместный выбор наиболее эффективных средств.
-
Педагог полностью организует и регламентирует все действия на традиционном уроке, а образовательные стандарты приветствуют, когда есть для учащихся вариативность в соответствии с их возможностями.
-
На современном уроке важно достижение учащимися личностно-значимого результата, на первом плане внутренние позитивные изменения, а на традиционном уроке сам педагог подводит класс к тому результату, который был им намечен.
-
Традиционный урок не предполагал самооценку, учитель всегда сам оценивал результаты труда своих воспитанников. Стандарты ориентируют на возможность производить оценку своей работы на уроке самим ученикам.
Какой бы урок ни давал учитель, занятие требует тщательной подготовки. Какие же этапы подготовки урока есть в деятельности учителя. Рассмотрим их в следующей части нашей работы.
1.2. Основные этапы подготовки учителя к уроку
Для педагога урок начинается задолго до того, как он встретится в классе с учеником.
Тщательная подготовка — необходимое условие для проведения урока.
Подготовка учителя к уроку — комплекс действий, направленных на достижение оптимального результата урока.
Процесс подготовки к занятиям можно условно разбить на два этапа: перспективный, включающий подготовку к учебному году, и текущий — подготовка к изучению определенной темы учебной программы и очередному уроку.
Подготовка к уроку предполагает следующие моменты:
- определение места данного урока в цикле уроков по теме или разделу;
- анализ результатов предыдущих уроков,
- проверки тетрадей и пр.;
- осмысление образовательной и воспитательной цели данного урока;
- установление объема учебного материала, меры умений, над которыми будет проводиться работа на уроке;
- выбор материала из учебника, сборника задач и упражнений, дидактических пособий, дополнительной литературы для данного урока;
- определение и выбор методических приемов для коллективной, дифференцированной и индивидуальной работы на уроке;
- подготовка наглядных и иных пособий для урока;
- составление плана (конспекта) урока;
- прогнозирование итога урока, определение перспективы последующих уроков.
Как правило, приступая к новой теме, учителя готовятся одновременно к нескольким урокам, создавая их систему, определяя преемственную связь между ними, распределяя материал, виды работы, обеспечивая разнообразие типов урока. Работающие с применением новых педагогических технологий преподаватели применяют информационные карты урока в соответствии с его темой на каждом занятии.
Требования к подготовке, организации и содержанию урока
Готовясь к уроку, современный учитель не должен упускать из виду следующие моменты:
-
Здоровье каждого школьника на уроке превыше всего.
-
Каждое занятие должно являться частью системы занятий по данной теме.
-
Для более эффективного усвоения материала должен на уроке присутствовать раздаточный демонстрационный материал. Сухое объяснение не даст никакого результата.
-
Изучая одну тему, желательно использовать различные типы занятий.
-
На уроке педагог должен быть неким проводником в мир знаний, а не простым оратором. Необходимо создать такие условия, чтобы учащиеся самостоятельно могли получать знания.
-
В учебном процессе должны присутствовать воспитывающие моменты, но не в виде назиданий, а в завуалированной форме: на примере ситуаций, случаев из жизни, посредством подачи определенной информации. Особенно если это начальная школа, уроки по ФГОС в этом случае требуют особой подготовки и отбора информации.
-
На занятиях учитель должен формировать у ребят умение работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения, с достоинством признавать свое поражение. Упорство в достижении поставленных целей – это очень пригодится во взрослой жизни.
Этапы подготовки к уроку
Успех или неудача урока во многом зависят от той подготовки, которую проведет учитель. Она состоит из двух этапов: планирование системы уроков по теме и планирование каждого конкретного урока.
Выделим несколько основных этапов:
1-й этап — изучение учебной программы. Эта часть работы выполняется в ходе подготовки к учебному году. При этом особое внимание обращают на основные цели и задачи учебного предмета в целом и на цели и задачи, стоящие перед каждой учебной темой. Изучая содержание конкретной учебной темы, учитель уяснит логическую взаимосвязь учебного материала с ранее изученным, а также с материалом, который предстоит изучить позже. Это позволит более глубоко и четко сформулировать ближние и дальние цели изучения учебного материала.
2-й этап — изучение методической литературы. Изучив содержание очередной учебной темы по программе, учитель просматривает соответствующие разделы учебника, методических руководств и статьи в методических журналах, собирает материал для общего плана изучения темы (тематическое планирование). Тематический план не должен быть громоздким. В нем предусматривается самое важное и существенное, а именно: разбивка учебного материала по урокам, логическая взаимосвязь материала, календарные сроки проведения уроков (по неделям).
3-й этап — изучение материала конкретного урока в учебнике. Изучая учебник, учитель мысленно соотносит характер и логику изложения в нем учебного материала с достигнутым уровнем подготовки и уровнем развития своих учеников. Особенно большое внимание он уделяет доступности изложения учебного материала, отмечает то, что в учебнике изложено просто и доступно, с тем, чтобы часть материала поручить учащимся для самостоятельного изучения. Одновременно надо отметить и то, что может оказаться труднодоступным для учащихся. Особенно тщательно продумывается методика изложения этих вопросов на уроке.
4-й этап — изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока. Учитель знакомится не только с имеющимися пособиями, просматривает учебные диски и кинофильмы, но и с аннотациями учебных телевизионных передач, прослушивает звуковые пособия. Особое внимание необходимо уделить учебным демонстрационным и лабораторным работам. Технику и методику их постановки учитель тщательно отрабатывает, чтобы на уроке не было неудачи. Определяя цели, непременно надо учитывать четыре возможные цели урока — усвоение знаний, привитие навыков и умений, развитие творческого опыта и воспитание. Цели следует обозначать конкретно в соответствии с темой, в зависимости от типа урока, но воспитательную цель надо иметь в виду всегда. Сообразно целям темы следует намечать упражнения, творческие задачи, конструируя их, если их нет в пособиях.
5-й этап — разработка плана урока. План урока — это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению урока. Он составляется на основе тематического плана с учетом реального продвижения в изучении темы.
Таким образом, работа учителя по подготовке к уроку состоит из нескольких этапов, её можно разделить на перспективную и текущую. Все этапы работы взаимосвязаны и один плавно перетекает в другой.
Глава I I
2.1. Практический опыт ведения документации по подготовке учителя к уроку: план, конспект, технологическая карта
Рассмотрим примерную документацию, которую готовит учитель при подготовке к уроку.
Тематический план
Тематический план должен раскрывать дидактическую последовательность изучения тем и включать определённое количество часов на их изучение. Преподавателю следует дидактически осмыслить содержание каждой темы, используя теоретические положения, исследования, исторические факты и т.д. Цель такой дидактической перестройки — активизировать интерес обучающихся к предмету.
Чёткое и детальное представление о содержании курса позволяет преподавателю приступить к разработке перспективного тематического плана. Продуманный тематический план помогает преподавателю рационально распределить учебный материал по занятиям, осуществить межпредметные связи, заблаговременно подобрать и подготовить необходимые учебно-наглядные пособия и технические средства обучения.
Структура тематического плана должна содержать следующие пункты: номер занятия, тему занятия и основные вопросы, количество часов, цель занятия, тип занятия, основные методы учебной работы, способ изучения нового материала, работу обучающихся на занятиях , учебно-наглядные пособия и технические средства обучения, межпредметные связи, содержания для самостоятельной работы, основную и дополнительную литературу. Объём знаний, который должен получить ученик в результате изучения предмета, определён «примерной программой».
Учитель, знакомясь с программой по дисциплине, должен обратить внимание на то, что в ней приводится примерное распределение учебного времени по темам, распределение учебного времени по отдельным темам может быть изменено.
Составление тематического плана следует начинать с распределения материала внутри каждой темы, на отдельные занятия. На изучение сложных и больших по объему вопросов требуется три-четыре учебных часа, и наоборот, в течение одного учебного занятия можно рассмотреть несколько вопросов.
План урока (или конспект)
Поурочное планирование. Для начинающего учителя обязательным является написание так называемого плана-конспекта, или планирование поурочного плана. Даже опытные учителя используют поурочные планы, составленные в той или иной форме — краткой или развернутой, которая наиболее приемлема для них. План для учителя — это опора, руководство к действию. Он не должен сковывать учителя: при необходимости от него можно отойти, внести коррективы по ходу урока. План составляется так, чтобы по возможности отражать действительный ход работы учителя на уроке. План должен быть достаточно подробным и оформленным таким образом, чтобы при необходимости в любой момент урока им можно было легко воспользоваться. При планировании конкретного урока начинающему педагогу следует вначале проработать материал соответствующего параграфа учебника, изучить методическую литературу с целью ознакомления с рекомендуемыми методиками проведения урока, затем подобрать средства обучения, проверить их соответствие содержанию материала урока.
Молодые учителя обычно остро нуждаются в приобретении навыков работы над словом при подготовке к уроку. К характерным недостаткам начинающих учителей относятся многословие, непоследовательность изложения материала изучаемой темы, нарушение запланированного времени (регламент), отсутствие аргументации, неумение чётко сформулировать выдвигаемые положения и др. Поэтому, кроме плана урока начинающим преподавателям необходимо иметь конспект занятия, освещающий весь ход занятия с формулировкой вопросов, содержанием изучаемого материала, методикой использования наглядных пособий и т.д. В то же время преподаватель никогда не должен читать конспект на уроке. Преподаватель должен так усвоить материл, чтобы свободно рассказывать, зачитывать можно только цитаты, выдержки.
Примерная структура плана-конспекта к уроку:
-
дата проведения, название темы урока, тип урока, вид урока;
-
цель урока; образовательные задачи: обучающие, развивающие, воспитательные;
-
оснащение урока средствами наглядности, дидактическим материалом, техническими средствами обучения, оборудованием;
-
структура урока по этапам с указанием распределения времени;
-
содержание учебного материала в продуманной последовательности и с указанием применяемых основных методов обучения и видов деятельности школьников;
-
домашнее задание с указанием характера и объема, инструктаж к нему;
-
список литературы для учителя и для учащихся.
При использовании технических средств необходимо проверить их работоспособность, убедиться в хорошей видимости демонстрируемого с ученических мест в классе.
Записи на доске (планирование)
Отдельно следует продумать и даже набросать вариант распределения записей на классной доске, особенно когда излагается важный материал, требующий большого количества записей. Информацию, которую надо будет воспроизвести учителю на доске, следует выделить в плане-конспекте красным карандашом.
Планирование домашнего задания
Что касается домашнего задания, то его не обязательно давать в конце урока: лучше это сделать после объяснения нового материала и перед закреплением, когда уже видно, как ученики его усвоили. Дать домашнее задание во время звонка — это означает не дать его совсем. Некоторые начинающие учителя в стремлении избежать такой ситуации дают домашнее задание в начале урока, но в этом случае возникает психологически негативная ситуация для ученика: еще не изучили новый материал, а уже дают по нему задание! Кроме того, учитель не сможет в полной мере прокомментировать выдаваемое задание. Наиболее приемлемым является предъявление домашнего задания и инструктаж к нему после того, как учащиеся восприняли новый материал и готовы услышать задание для домашней работы. Предъявление домашнего задания должно проходить в развернутой форме на основе инструктажа по выполнению работы дома, с обязательным показом по развернутому учебнику, какие параграфы и на каких страницах следует прочитать, что необходимо запомнить, что выучить наизусть, какие упражнения выполнить.
Важным моментом при планировании урока является учет возможностей учащихся. Это касается в первую очередь выбора методов и средств обучения, а также распределения времени на уроке для опроса и объяснения нового материала.
В план-конспект следует включать перечень вопросов для контроля усвоения учебного материала. Этих вопросов должно быть достаточное количество, чтобы при необходимости их использовать как резерв времени. Начинающему учителю полезно записать вкратце и ответы на них. При необходимости учитель может по одному уроку составить два разных поурочных плана в случае, если он работает в параллельных классах, которые значительно отличаются по уровню подготовки и общего развития.
Подготовка к уроку включает и подготовку учеников к работе на уроке. Эта подготовка учащихся включает: ознакомление учеников с планом изучения темы, ориентировку на содержание предстоящей работы, показ ее перспектив, на будущие результаты.
Подготовка дидактического материала
Некоторые учителя практикуют следующую форму подготовки дидактического оснащения к уроку. На каждый урок заводится отдельный конверт большого формата, в который помимо плана-конспекта вкладывается различный дидактический и дополнительный материал: карточки контроля знаний, раздаточный материал, иллюстрации для кодоскопа, слайды, фотографии, вырезки из газет и журналов с интересным дополнительным материалом и т.п. Такой конверт позволяет удобно хранить весь дидактический материал урока в одном месте, легко дополнять его, при необходимости заменять устаревший материал или пришедший в негодность. Со временем в конверте накапливается довольно много дидактического материала, который можно с успехом использовать при появлении нескольких минут свободного времени на уроке или во внеклассной работе.
Технологическая карта
Традиционным способом планирования занятия до сих пор остается составление конспектов. Однако, постепенно разрабатываются и внедряются другие шаблоны представления информации. Например, технологическая карта урока, позволяющая законспектировать процесс более живо и наглядно, несмотря на кажущуюся краткость. Стандарты ее заполнения регулируются современными ФГОС НОО.
В рамках подготовки учителя к современному уроку технологическая карта должна иметь следующую структуру:
-
Название темы и количество выделяемых часов на нее.
-
Результаты занятия (личные, в рамках данной дисциплины и в связи с другими).
-
Межпредметные связи и специфика организации места.
-
Этапы изучения темы.
-
Формы контроля усвоения знаний, формирования умений и отработки навыков.
Возможности, которые предоставляет технологическая карта, составляемая в процессе методической подготовки учителя к уроку:
-
реализация требований ФГОС;
-
выявление УУД, развивающихся по ходу урока и в рамках учебной программы;
-
системное формирование и закрепление универсальных учебных действий;
-
переработка имеющейся схемы обучения с учетом корректив и новых данных;
-
осуществление контроля за усвоением на каждом этапе разбора материала (посредством соответствующих методик, которые вносятся в конспект занятия);
-
переход от планирования конкретного урока ко всей теме (за четверть, семестр, год) и обратно;
-
больше времени для работы с классом (благодаря использованию готовых шаблонов);
-
формирование и закрепление межпредметных знаний;
-
их реализация в рамках спланированной совместной работы педагога и школьников;
-
промежуточная диагностика усвоения материала, которую подготовка учителя к уроку включает в себя;
-
быстрое решение организационных вопросов (выполнение плана, замещение, перестановки и т.п.);
-
проверка результатов после составления технологических карт на соответствие целях учебной программы;
-
повышение качества образования.
Анализ проведенного урока. После проведения урока учителю необходимо провести его самоанализ, определить, что хорошо получилось, а что — нет. Наметить меры для устранения допущенных недостатков как в своей деятельности, так и в организации деятельности учеников на уроке. Такой анализ необходимо делать сразу после проведения урока, по свежим впечатлениям, и кратко записать выводы. По выражению В.Ф. Шаталова, учителя-новаторы отличаются от обычных учителей одним: все, что делают, они записывают. Потом к этим записям можно вернуться даже через несколько лет и проанализировать свою работу с позиций приобретенного опыта, сделать выводы.
В ходе самоанализа необходимо остановиться на следующих вопросах:
-
Была ли достигнута цель урока?
-
Что в ходе урока оказалось неожиданным и не предусмотренным при планировании? Как удалось разрешить возникшие проблемы?
-
Какие были допущены ошибки и просчеты, неудачные действия? Чем они были вызваны? Как их можно было избежать? Каким образом теперь можно исправить ситуацию?
-
На какие вопросы и действия учеников не смог адекватно среагировать? Чем это можно объяснить? А каким образом следовало отреагировать на вопросы или действия учеников?
Подведём итоги этой части работы. В результате деятельности учителя по подготовке к уроку создаётся несколько документов: тематическое планирование, план-конспект урока или тематическая карта, а также макет самоанализа урока. Все эти материалы являются опорными для проведения качественного урока.
2.2. Проблемы подготовки учителя к уроку: импровизация или чёткий план
Но так ли необходимо поэтапное планирование урока учителем? Обычно возражения против планирования сводятся обычно к следующему:
-
планирование мешает творческому проведению урока;
-
планирование урока малореально, так как нельзя предусмотреть всех неожиданностей в ходе самостоятельной работы ученика;
-
планирование является непосильной задачей для педагога с большим составом класса.
Планирование учебной работы не только не мешает, но способствует творческому проведению урока, ибо само является интенсивным творческим процессом: приходится тонко взвешивать, какие задачи являются первоочередными в работе с данным учеником и за какие можно приняться позднее; приходится рисовать в своём воображении конкретный ход основных моментов ближайшего урока и решать, какой вид должна иметь очередная работа ученике над учебным материалом, какие способы педагогического воздействия дадут в предполагаемых ситуациях урока наибольший эффект. Психика педагога продолжает работать дальше в этом направлении, в результате чего и на самом уроке неожиданно проявляется ряд новых интересных мыслей. Если же урок не спланирован, педагог, не имея времени на его спокойное обдумывание, начинает вести работу, лишь над наиболее привычными его задачами, применять наиболее привычные способы работы. Планирование ни в какой мере не связано с обязательством педантичного проведения намеченного плана. Педагогическая гибкость, умение в случае надобности решать на ходу даже самые сложные вопросы, так же обязательна, как и тщательное планирование – конкретная ситуация всегда неизбежно чем-то отличается от заранее предусмотренной.
Детально обдумывать ход урока с большим количеством учащихся трудно, в этом случае можно поступать следующим образом:
-
Обдумывать работу лишь с некоторой частью учащихся. Это, конечно, будут наиболее способные учащиеся. Однако не следует забывать и менее продвинутых учащихся: тщательная работа с такими учениками заставляет педагога совершенствовать свою технику преподавания. Педагог, не подходящий творчески к работе с более слабыми учениками, не только лишает их своего культурно-воспитательного воздействия, но и себя лишает возможности приобрести более изощрённые навыки преподавания, которые могут оказаться полезными и в работе с остальной частью класса.
-
Следует переносить внимание с одной группы учеников на другую, это поможет охватить процессом детального планирования весь состав класса.
-
Следует применять вспомогательные педагогические записи, хотя бы они состояли из отдельных отрывочных замечаний и были понятны только самому писавшему их педагогу.
Только поистине любящий всем сердцем своих учеников и полностью отдающийся работе учитель может подготовить и провести незабываемые занятия, где время для ребят пролетит совсем незаметно, а в головках отложится ценная и нужная информация.
Планирование основных моментов очередного занятия естественно сочетается с резюмированием предыдущего урока. При этом внимание педагога должно остановиться на следующих моментах: что было обнаружено при проверке домашнего задания, чего удалось достигнуть, что нового узнал педагог об ученике, о его характере, работоспособности. Важно восстановить в памяти всё положительное, что ученик сделал по собственной инициативе – эти первые ростки самостоятельной личности всегда нуждаются в бережном отношении.
Мысленно обозревая итоги урока, необходимо поставить себе следующие вопросы:
-
дал ли урок ученику новый, свежий импульс к самостоятельной работе, повысил ли он его увлечение предметом, повысил ли его волю к преодолению трудностей;
-
чем данный урок вооружил ученика
-
какие были допущены педагогом психологические ошибки: раздражительность, переживание скуки, трафаретность словесных пояснений, чувство антипатии к ученику и к работе с ним, или что, наоборот, в общении с учеником хорошего, свежего, нового.
-
чем обогатился методический опыт педагога, какие были на уроке удачные находки, какие привычные приёмы «притупились» и требуют замены или видоизменения, или правильность каких прежде применявшихся или вновь задуманных подходов подтвердилась.
При мысленном анализе проделанной на уроке работы в уме педагога всегда должно вставать отчётливое представление о том, чего он из-за недостатка времени не успел сделать. Не менее важно задать себе и обратный вопрос: что было на уроке лишним, на чём можно было сэкономить время.
Очень полезно бывает сопоставить реальное проведение урока с ранее намеченным планом: какие моменты плана были забыты на уроке, какие не были реализованы вследствие неудачного расчёта времени, неудачного расчёта восприимчивости ученика или же вследствие возникновения новых неотложных задач, какие отклонения от плана были целесообразными, вытекающими из свежего творческого импульса, и каких отклонений, вытекающих из лишнего педантизма или вредного чувства досады, лучше было бы не допускать. Такое сопоставление реального хода урока с ранее сделанной наметкой даёт возможность, с одной стороны, лучше намечать содержание следующих уроков, а с другой стороны, более чётко в дальнейшем проводить в жизнь свои намерения.
Любой учитель ставит перед собой педагогические цели, оценивая «зону ближайшего развития» ученика. Что для ученика доступно, что ему трудно? Какие из возникающих (стоящих перед ним) задач лучше всего будут стимулировать его продвижение? На эти вопросы можно ответить, учитывая особенности психологии ученика, его дарования, характера, его отношения к занятиям, условиям жизни. Всё это следует учитывать при подготовке к уроку.
Заключение
Итак, целью нашего исследования было изучить основные этапы подготовки учителя к уроку. На пути к поставленной цели мы уточнили сущность понятия «урок», выяснили, что урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.
Нами систематизированы основные этапы подготовки учителя к уроку. Работа учителя по подготовке к уроку состоит из нескольких этапов, её можно разделить на перспективную и текущую. Все этапы работы взаимосвязаны и один плавно перетекает в другой.
В работе проанализирован практический опыт работы по оформлению необходимой для подготовки урока документации. В результате деятельности учителя по подготовке к уроку создаётся несколько документов: тематическое планирование, план-конспект урока или тематическая карта, а также макет самоанализа урока. Все эти материалы являются опорными для проведения качественного урока.
Также часть нашей работы посвящена проблемам, трудностям, с которыми сталкивается учитель при подготовке к уроку, рассмотрен дискуссионный вопрос о неоходимости чёткого планирования, приведены некоторые советы по подготовке урока, которые могут быть полезны молодым начинающим педагогам.
Есть принцип общей педагогики, согласно которому педагог должен подробно представить себе ход урока, порядок и постепенность его отдельных частей и точное определение продолжительности каждой части. Нельзя этот принцип переносить в свою работу механически, безоговорочно. Но всё же основное содержание урока и основные контуры его построения должны быть заранее ясны. Необходимо:
-
Обдумать вопрос о том, на какие стороны развития ученика необходимо в первую очередь обратить внимание, какой вспомогательный материал нужно ему дать. Педагогу нужно проявить способность «предвидения» на основании знания индивидуальных особенностей ученика и на основании критического обзора предыдущего урока.
-
Важно заранее обдумывать не только содержание и ход урока, но и своё общее отношение к ученику на предстоящем уроке: общий уровень требовательности, степень строгости, или, наоборот, мягкости, общий характер обращения с учеником, а главное – своё внутреннее отношение к ученику, которое во всех случаях должно быть симпатизирующим, независимо от необходимой в иных случаях внешней сдержанной или даже несколько суровой формы общения. Необходимо обдумать также и воспитательное воздействие, те беседы, которые следует вкрапливать в ход урока.
-
Совершенно необходимо достаточно часто вносить нечто новое и в общий подход к каждому ученику, и в распорядок урока, и в систему проверки знаний, в способы тренировки и инструктажа. Педагог, разговаривающий с учеником в течение всего года одинаковым тоном, повторяющий одни и те же правила всё время в одинаковых выражениях, едва ли может пробудить в ученике творческое отношение к работе. Наоборот, всякая удачная новизна, неожиданность в стиле и приёмах работы педагога всегда повышает тонус работы ученика и даёт положительный эффект. Каждый удачный приём, подход надо применять до тех пор, пока он хорошо действует, пока он не «притупился», пока он не надоел педагогу и ученику.
-
Нужно планировать урок так, чтобы он был интересным не только для ученика, но им для самого педагога. Если педагог старается заинтересовать ученика, но сам при этом внутренне скучает, то положительный эффект не достигается. Наоборот, заинтересованность педагога легко передаётся ученику, если только педагог не забывает о личности ученика и не начинает перегружать его психику трудными задачами или выматывать его нервную систему чрезмерным числом повторений, или увлекается собственным объяснением и показом, не замечая, как ученик их воспринимает.
Заинтересованность в предстоящей работе является основной предпосылкой возникновения творческого состояния на самом уроке, её нужно уметь создавать даже в самых трудных случаях.
Хочется закончить словами Берты Львовны Кременштейн – пианистки, профессора Академии музыки им. Гнесиных: «Без критического отношения к себе и своему труду вряд ли возможны какие-либо серьёзные достижения».
Список литературы
Горбункова, Л. А. Качественная подготовка учителя к уроку / Л. А. Горбункова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 2 (5). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/27/729/ (дата обращения: 14.12.2022).