Тема внеклассного мероприятия: "Поговорим о милосердии".
Цель: воспитание в детях человечность, милосердие, умение прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.
Задачи:
Обучающие
1. Научить оценивать поступки людей, через анализ жизненных ситуаций, по отношению к смыслу жизни, милосердию.
Коррекционно- развивающие
Развивать познавательную активность, кругозор воспитанников.
2. Развивать и корригировать словарь учащихся, связную речь.
Воспитывающие
Воспитывать: навыки коллективного творчества в процессе группового общения через совместные диалоги, сюжетные инсценировки, видеоматериал.
Воспитывать стремление совершать добрые дела.
Воспитывать ответственность за свой собственный выбор и внимательное и бережное отношение к окружающим людям.
Психологическая: Создать обстановку доброжелательности, доверительности.
Тип: проблемно- диалогический.
Оборудование: компьютер, толковые словари русского языка (словарь С. И. Ожегова), компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация "Поговорим о милосердии"
1.Организационный момент:
1.Звучит музыка А.Рыбникова «Музыка счастья». (слайд 1)
2. Настрой на занятие . Приветствие .
Упражнение «Я рад общаться с тобой" (слайд 2)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята.
Я попрошу вас выполнить следующее задание: встаньте пожалуйста в круг, протяните рядом стоящему руку со словами "Я рад общаться с тобой", а тот, кому вы протянули руку, протянет ее следующему с этими же словами.
(Так «по цепочке» все берутся за руки и образуют круг.)
Воспитатель: Круг – это символ сплочения, энергии, творчества.
Я надеюсь, что вы сегодня будете активными, дружными.
И я прошу вас обязательно высказывать свое мнение, при этом помнить:
Говорите просто, ясно, последовательно;
Не позволяйте себе вольных выражений;
Уважайте собеседников и их мнение.
Ребята, пройдите на свои места.
2. Ход занятия.
2.1 Актуальность темы
Воспитатель: Красота светится всем, но не каждый в состоянии встретить её. Но бывает не красота, а что-то другое лучится в улыбке, в глазах человека, что-то на редкость удивительное, небывало хорошее… (слайд 3)
Воспитатель: Что подразумевается под словами «что-то другое», "на редкость удивительное", «небывало хорошее». (ответы детей: доброта, радость, красота, любовь)
Воспитатель: Чтобы уточнить Ваши ответы давайте послушаем стихотворение.
Чтец 1 (слайд 4)
Знавал я нищего: как тень,
С утра, бывало, целый день
Старик под окнами бродил
И подаяние просил;
Но все, что в день насобирал,
Бывало, к ночи раздавал
Больным, калекам и слепцам,
Таким же нищим, как и сам.
Я.П. Полонский
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, о чем говорилось в этом стихотворении? (ответы детей)
Воспитатель: Верно, а сейчас давайте послушаем еще одно стихотворение и тоже подумаем, о чем говорится в нем.
Чтец 2
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку
М. Ю. Лермонтов
Воспитатель: О чем говорится в этом стихотворении? (ответы детей: о жестокости людей)
Воспитатель: Одинаковые ли по смыслу стихотворения? (Ответы детей. )
Воспитатель: Да, ребята, вы правы. В одном стихотворении проявляется – доброта, милосердие, в другом – жестокость, зло.
Воспитатель: Ребята, послушайте еще одно стихотворение.
Чтец 3
Слово это серьезное,
Главное, важное,
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважней, чем лица красота.
Догадались, что это?
Милосердие! Сердец доброта!
Воспитатель: Как вы понимаете значение слова «милосердие»?
(Ответы детей МИЛОСЕРДИЕ – милое сердце, доброта, сострадание, любовь, сочувствие)
Воспитатель: А теперь давайте обратимся к словарю С . Ожегова и узнаем, какое определение там дано? (ответы детей)
Воспитатель: Тема нашего занятия, "Поговорим о милосердии". (слайд 5)
3. Основная часть
Воспитатель: Давайте представим образ «милосердия». Как вы думаете это образ мужской или женский? Какие глаза?
(Это женский образ, т.к. созвучен со словом милость, светлые волосы олицетворяют солнце, тепло; голубые глаза –мирное небо; теплая лучезарная улыбка – радушие, гостеприимство; руки у сердца- все от доброты)
Воспитатель: (обращаясь на экран(слайд 6)) Скажите, а этот образ соответствует тому, который представили мы с вами?
Воспитатель: Хорошо ребята, а с какой интонацией мы произносим слово «милосердие»?
(Ответы детей. С мягкой, тёплой, с нежностью )
Воспитатель: Все верно, потому что это слово состоит из двух добрых и красивых слов - милое сердце ( Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встречи, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет). (слайд 7)
Воспитатель: А какими качествами должен обладать милосердный человек мы сейчас вспомним. Я предлагаю вам сходить на «ярмарку достоинств»:
В этой маленькой корзине
Много качеств разных есть
Всех их нам не перечесть
Выбирая не спеши
Бери, что важно для души.
/в корзине человеколюбие, отзывчивость, сострадание, щедрость, внимание, забота, доброта, обман, терпение, ложь, жадность, ненависть и т.д./Дети выбирают, объясняют, почему по их мнению этим качеством должен обладать милосердный человек.
Воспитатель: Да, конечно, милосердный человек должен обладать этими качествами.
Ребята, часто люди говорят: “У этого человека доброе Сердце”. О каком человеке говорится?.. (Ответы детей: добром, отзывчивом, делающем людям хорошее, совершает поступки на благо другого).
Воспитатель: Обратите внимание на этих сказочных персонажей. Из какой они сказки? (Да , верно, это сказка "Снежная Королева, Ганса Христиана Андерсена) (слайд 8)
Воспитатель: Как вы думаете, у Герды какое сердце? А почему? А у Снежной Королевы? (Ответы детей)
Воспитатель: Конечно, у неё сердце холодное, ледяное, а человек с таким сердцем не может делать добро людям.
Но к сожалению такие люди встречаются. Давайте попробуем растопить ледяные сердца и наполнить их добром.
Физминутка.
Воспитатель: В природе есть солнце.
Оно всем светит и всех любит и греет.
Давайте сотворим солнце в себе.
Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Представили?
Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь.
Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир.
Звездочка опять увеличилась.
Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше.
Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем-всем.
Ребята, вам стало теплее?
Воспитатель: Откройте глаза, посмотрите, добро творит чудеса и ледяное сердце Кая превратилось в красивое, теплое, доброе. Вы согласны со мной? (Ответы детей)(слайд 9)
Актуализация знаний.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм. Обратите внимание, все ли герои мультфильма искренны и стараются делать приятное другому сразу.(просмотр мультфильма "Просто так") (слайд 10)
Воспитатель: Ну вот, мы посмотрели мультфильм, ребята, все ли герои были искренними и сразу старались делать приятное другому? (ответы детей)
Воспитатель: Действительно, ребята, если сам сделаешь добро, то тебе отвечают тем же самым - добром.
Воспитатель: У человека, сердце которого наполнено любовью, есть одно желание: помочь людям, сделать мир прекрасным, чтобы все, живущие в нем, были счастливы. И самое главное, такой человек, отдавая себя людям, никогда не ждет благодарности, у него даже мысль такая не возникает.
Воспитатель: Ребята, а вы можете привести примеры милосердных поступков в нашей школе?
Ученик 1.Примером милосердия в нашей школе является то, что мы помогаем малышам из "Дома малютки", вяжем для них одежду; (слайд 11)
Ученик 2. Регулярно посещаем ВОВ .
Ученик 3. В прошлом учебном году в нашей школе проходила акция "Кто, если не я?", мы помогали ученице 8 а класса, Смолиной Наташе, сбором денежных средств на операцию. (слайд 12)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Наша жизнь, наша история дают нам многочисленные примеры истинного милосердия и любви. И это прекрасно. Всегда делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга. И тогда ваше сердце будет гореть ярким светом.
Подведение итога.
Воспитатель: Ребята, наше мероприятие подошло к концу и мне очень хотелось бы узнать, полезна ли была для вас наша беседа о милосердии?
Какие выводы вы сделали для себя? (ответы детей)
Воспитатель: В память о нашем мероприятии я хочу подарить вам памятку, которая будет подсказкой в сложных ситуациях.
Воспитатель: В древности Сердце называли “Солнце солнц”. И закончить мне хотелось бы позитивным моментом. Встаньте, пожалуйста, в круг, с которого мы и начали занятие и скажите свои пожелания, обращаясь друг к другу.(Дети встают в круг, в центре которого воздушные шары в форме сердца)(слайд 13)
Воспитатель: Как сделать свое Сердце горящим? Только самоотверженной и бескорыстной любовью к людям.
Если вы готовы раскрыть свои сердца для других, то
Возьми свое Сердце,
Зажги его смело,
Отдай его людям,
Чтоб вечно горело!
Воспитатель: Уважаемые гости нашего мероприятия и ребята, если вам понравилось занятие, возьмите пожалуйста себе сердце на память. (слайд 14)
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа №1
г. Усолье – Сибирское»
Внеклассное мероприятие
Поговорим о милосердии
Провела : воспитатель, Харитонова О.И.
2015 год
Список использованной литературы.
1. Азбука нравственного воспитания. Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. – М.: Просвещение, 1996.
2. Божович, Л.И., Конникова, Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 2000.
3. Лунина Е.И., Щепурева Н.С. Классное руководство.- Ростов на Дону:Феникс,2002.
4. Нравственное воспитание личности школьника. Под ред. Колдунова, Я.И.- Калуга, 1997.
5. Солдадова Г.У. и др. Жить в мире с собой и другими. – М.: Генезис, 2000.
6. Ожегов, С.И. , Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание – М.,2002.
7. Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. Классный руководитель. 2001 №6.
8. Интернет ресурс: http://mults.info/mults/?id=306; http://plus-music.org; yandex.ru/images