Пропаганда "ЗОЖ"
Пропаганда здорового образа жизни. Зачем рассказывать незнакомым людям о вреде курения, алкоголя, наркотиков, вредной еды? Кто они вам - все эти люди на улице?! С одной стороны никто... А с другой стороны - это общество, в котором мы живем. Если оно не влияет на Вас, то может повлиять на ваших детей или друзей. Ведь невозможно отгородиться от общества. Да и ужасно это - жить среди людей, от которых нужно прятаться. Именно поэтому, можно и нужно говорить о здоровом образе жизни, показывать пример окружающим.
Если присмотреться и задуматься, то вокруг идет скрытая реклама "анти-здоровья". Компании тратят миллиарды долларов, чтобы заманить в свои алкогольные и никотиновые сети. Это все преподносится как веселая, запоминающаяся реклама. О вреде никто не рассказывает. Как будто его нет. А есть только утонченный вкус и аромат "избранных". Ну-ну... Конечно, открыть бутылку пива проще, чем пробежать кросс или подтянуться на турнике. А с годами вырабатывается зависимость, от которой не так просто избавиться.
Но читать кому-либо нравоучения - это большая глупость, это не работает! Нужно действовать по другому. Как? А очень просто и эффективно. Всего лишь не стыдитесь своего увлечения здоровым образом жизни, не скрывайте его.
Реальным выходом из создавшейся ситуации является привлечение к профилактической работе педагогов и психологов средних школ и других учреждений системы образования. Очевидно, что максимальной возможностью при проведении профилактики обладают люди, имеющие постоянный контакт с детьми и подростками, которые могут уловить те нюансы состояния и поведения, зачастую ускользающие от родителей и специалистов - наркологов. Обучение педагогов основам профилактической работы, предоставление им адекватной информации о наркологических заболеваниях, вооружение их конкретными психотехническими и психотерапевтическими приемами, способами формирования системы альтернативных наркотикам увлечений позволит уже в ближайшем будущем оградить подрастающие поколение страны от наркотической эпидемии.
Целью профилактической работы является создание в молодежной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению любыми наркотиками и снижающей вред от их употребления.
Профилактическая программа должна включать в себя распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами, а также формирование у подростков навыков анализа и оценки полученной информации и умения принимать правильные решения.
Работа с группой риска заключается в определении групп риска и оказании адекватной помощи в преодолении проблем, которые могут привести к наркотической, алкогольной или табачной зависимости. Необходимо пресекать любые попытки распространения идей о легализации наркотиков, правомочности их употребления и облегчении доступа к ним.
Школа обладает рядом возможностей для успешной реализации принципов профилактической работы. Например, возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроль за их усвоением, влияние на уровень самооценки, свободный доступ к семье подростка для контроля ситуации, а также возможность привлечения специалистов по профилактике.
Составляющие здорового образа жизни
По современным представлениям, в понятие ЗОЖ входят следующие составляющие:
- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
В то же время сложившаяся ситуация в современном мире не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим вредным привычкам. Современная российская официальная образовательная система целью воспитания и обучения ставят подготовку самореализующейся личности к жизни в рыночных отношениях. Для воспитания здорового образа жизни необходимо проникнуть вглубь самой проблемы. Важно выяснить, что послужило причиной ведения не здорового образа жизни, и что способствует ведению здорового образа жизни. Для выяснения этого во многих школах проводится профилактическая работа, направленная на пропаганду здорового образа жизни.
Особое внимание в настоящее время следует уделять формированию здорового образа жизни школьников. В частности, здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Мы выяснили, что на здоровее влияют многие факторы, среди которых выделяют следующие: правильное питание, здоровый сон, закаливание организма и другие.
Существенное значение для формирования здорового образа жизни детей имеет режим дня. Режим имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Строгое его соблюдение воспитывает такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность.
Режим позволяет человеку рационально использовать каждый час, каждую минуту своего времени, что значительно расширяет возможность разносторонней и содержательной жизни. Каждому человеку следует выработать режим, исходя из конкретных условий своей жизни.
Из этого вытекает важнейшая роль воспитания у обучающихся в образовательном процессе отношения к здоровью как главной человеческой ценности.
Решение этой задачи возможно при сочетанной работе по следующим направлениям:
- необходимо побуждать школьников к сохранению и укреплению здоровья, пропагандировать и поддерживать культуру здорового образа жизни среди молодежи, культивировать своего рода «моду» на здоровье, другими словами, назрела острая необходимость в создании национальной программы, которая планируется и обеспечивается государством, чего пока нет;
- внедрять в образовательный процесс знания, направленные на формирования здорового образа жизни начиная с самого раннего возраста;
- самовоспитание личности - сотвори сам себя.