ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке разработана на основе:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Основной образовательной программы НОО МАОУ «Саган-Нурская СОШ»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования»;
- Устава школы;
- Авторской программы Е.В. Критской.
УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ - БАЗОВЫЙ
ЦЕЛЬ КУРСА:
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов.
ЗАДАЧИ:
- формировать основы музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
- развивать восприятие музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащать знания о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Общая характеристика учебного предмета
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определённые результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
УМК «ШКОЛА РОССИИ».
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение музыки во 2 классе начальной школы выделяется 34 часа(1 час в неделю, 34 учебных недели).
Современный ученик должен обладать рядом компетенций, т.е. наиболее общими и универсальными умениями, помогающими ему найти себе достойное место в обществе.
Интеллектуальная (способность самостоятельно работать с информацией разного типа, умение применять новые знания в нестандартных ситуациях; умение находить ошибки в работе и исправлять их; способность содержательно оценивать действия и суждения своих одноклассников - партнёров по совместной работе, владение умением выполнять инструкции, точно следовать простейшим алгоритмам; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи).
Деятельностная (способность конструировать свою деятельность от постановки цели до получения результата; умение строить алгоритм действий в нестандартной ситуации).
Социальная (умение использовать различные социальные технологии).
Креативная (нестандартный подход к решению учебных и практических задач).
Личностная (желание и умение проявлять инициативу, целеустремленность, владение правилами учебного и практического сотрудничества; умение оценить свои собственные мысли и действия «со стороны», не считая своё мнение единственно возможным, независимость в оценках и самооценках. Наличие положительной самооценки и уверенности в собственных возможностях, умение анализировать собственные интересы).
Коммуникативная (умение участвовать в диалоге и конструктивно его выстраивать, строить монологическое высказывание разного типа, готовность к социальному взаимодействию; способность к осуществлению учебного сотрудничества; умение договариваться распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности).
Рефлексивная (контроль и оценка своей деятельности, умение объективно оценивать свои учебные возможности и стремление к улучшению своих достижений).
Учебно-методическое обеспечение
1. Сборники песен и хоров.
2. Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству.
3. Портреты композиторов.
4. Альбомы с демонстрационным материалом.
5. Музыкальные инструменты.
6. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
7. Видеофильмы с записью фрагментов из оперных и балетных спектаклей.
8. Фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
9. Электронные музыкальные инструменты (синтезаторы).
10. DVD-проигрыватель.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться, прежде всего, ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.
3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся.
На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.
При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.
Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.
Слушание музыки.
На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.
Учитывается:
- степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;
- самостоятельность в разборе музыкального произведения;
- умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.
НОРМЫ ОЦЕНОК
Оценка «пять»: дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.
Оценка «четыре»: ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1-2) вопросами учителя.
Оценка «три»: ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
Оценка «два»: ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.
Содержательные линии образования
регионального (национально-регионального) компонента образовательных стандартов.
Национально-региональный компонент в содержании начального образования призван отражать образовательное пространство, которое обозначается понятием Республика Бурятия. Содержание и объём этого понятия определяются природно-географическим, социально-экономическим и историко-культурным единством региона. Национально-региональный компонент в содержании начального образования призван способствовать формированию личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций; гарантировать право на получение знаний о природе, истории, культуре Республики Бурятия каждым учащимся; повысить статус образования как фактора развития региона; расширить комплекс гуманитарных и естественнонаучных методов познания; содействовать формированию деятельностной структуры личности: познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической и физической культуры; расширять, углублять конкретизировать знания, предусмотренные федеральным компонентом.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДУЛЕЙ МЕТОДИЧЕСКОГО КОНСТРУКТОРА
НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Освоение техник «Методического конструктора» разработано с целью активизации учебно-воспитательного процесса, развития эмоциональной сферы младших школьников. Основная цель - помочь детям понять себя, стать увереннее, наладить отношения с окружающими, снизить свою тревогу. Использование предложенных техник модуля «Речевое мышление» позволит сделать уроки музыки более насыщенными и содержательными за счёт увеличения объёма информации. Освоение содержания модуля «Эмоциональное мышление» позволит учащимся расширить опят использования социальных умений (понимание других и взаимоотношений с ними, компетентное разрешение конфликтов, решение межличностных проблем, компетентная коммуникация, способность быть популярным (открытым, дружественным, вовлечённым и т.д.) в различных жизненных ситуациях.
СОДЕРЖАНИЕ курса
Россия – Родина моя (3 часа).
Мелодия. «Здравствуй, Родина моя! Моя Россия». Гимн России.
День, полный событий (6 часов).
Музыкальные инструменты (фортепиано). Природа и музыка. Прогулка. Танцы, танцы, танцы. Эти разные марши. Звучащие картины. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.
О России петь - что стремиться в храм (5 часов).
Великий колокольный звон. Звучащие картины. Святые земли русской. Александр Невский. Сергий Радонежский. Молитва. С Рождеством Христовым! Музыка на Новогоднем празднике.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 часа).
Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Русские народные праздники: Проводы зимы. Встреча весны.
В музыкальном театре (5 часов).
Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Опера. Балет. Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижёра. Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал.
В концертном зале (5 часов).
Симфоническая сказка (С.С.Прокофьев «Петя и Волк»). Картинки с выставки (М.П.Мусоргский). Музыкальное впечатление. «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония № 40. Увертюра.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. (6 часов).
Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И всё это - Бах. Всё в движении. Попутная песня. «Музыка учит людей понимать друг друга». Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла. Первый. Мир композитора (П.И.Чайковский, С. С. Прокофьев). Могут ли иссякнуть мелодии?
СТРУКТУРА КУРСА
№ | Разделы | Кол-во часов |
1. | Россия - Родина моя. | 3 |
2. | День, полный событий. | 6 |
3. | О России петь - что стремиться в храм. | 5 |
4. | Гори, гори ясно, чтобы не погасло. | 4 |
5. | В музыкальном театре. | 5 |
6. | В концертном зале. | 5 |
7. | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. | 6 |
Итого | | 34 ч. |
ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ | Разделы | Конт-рольные работы |
1. | Россия - Родина моя. | |
2. | День, полный событий. | 1 |
3. | О России петь - что стремиться в храм. | 1 |
4. | Гори, гори ясно, чтобы не погасло. | |
5. | В музыкальном театре. | |
6. | В концертном зале. | 1 |
7. | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. | 1 |
Итого | | 4 |
Тема урока № 24 от 8.03 «Симфоническая сказка (С. С. Прокофьев «Петя и волк»)» 01.03 вместе с темой урока №23«Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал.»в связи с праздничным днём «Международный женский день»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя:
Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений /Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина - М.: Просвещение, 2011.
Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. - М.: Просвещение, 2011.
Для обучающихся:
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Музыка: 2 класс, учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2010.
Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка»: 2 класс. М.: Просвещение, 2013.
Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 класс. М.: Просвещение, 2013.
Интернет-ресурсы:
1.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
2.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
3.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/