ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19декабря 2014 г. №1599 и на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 24.11.2022г. № 1026 ( вариант 1).
Цели:
1. научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
2.повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
3. научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форм.
Задачи:
Овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова;
Воспитание интереса к чтению и книге, обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Общая характеристика учебного предмета
Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств, необходимых для самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся читают произведения устного народного творчества (сказки, загадки), небольшие по объёму стихотворения и рассказы русских и зарубежных авторов на темы, связанные с жизнью и бытом детей, с окружающей их природой, на темы, описывающие простейшие морально-этические ситуации.Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым учащиеся с ОВЗ в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтенииВ третьем классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. Дети знакомятся с выразительностью речи, учатся соблюдать при чтении интонацию в соответствии со знаками препинания.Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Особое внимание уделяется работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Место учебного предмета, курса в учебном плане.
Согласно учебному плану КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» учебный предмет «Чтение и развитие речи» относится к обязательной части, формируемой участниками образовательных отношений.
Сроки изучения учебного предмета - 3 года.
Кол-во часов на изучение предмета в 3 классе -1 час в неделю.
Кол-во учебных недель -34.
Кол-во часов на изучение в 3 классе за учебный год – 34 часа.
Кол-во часов на изучение предмета на весь период обучения -102 часа.
Личностные и предметные результаты
Личностные результаты:
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений.
Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;
Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо);
Знакомить с профессиями учитель, воспитатель, повар;
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
Отличать устную и письменную речь
Различать на слух выделенные из слов звуки речи, последовательно вычленять звуки из слов, написание которых не расходится с произношением;
Выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной речи;
Разделять слово на слоги с использованием графических схем;
Делить слова на слоги; определять ударный слог в слове;
Определять главную мысль предложения;
Отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков;
Минимальный уровень:
осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;
группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух) с помощью учителя;
использовать знако-символические средства с помощью учителя;
пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
Достаточный уровень:
чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;
чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;
выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.
участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.
Базовые учебные действия
Регулятивные УД
• Входить и выходить из учебного помещения со звонком.
• Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения).
• Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).
• Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя.
• Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя.
Познавательные УД
• Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.
• Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя.
• Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя.
Коммуникативные УД
1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
4. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Личностные УД
1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».
2. Ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей.
3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
4 Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения дома, в школе, на улице и в транспорте.
Содержание учебного предмета.
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В программе даётся примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию, навыков устной речи и объёму внеклассного чтения.
Тематика произведений подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстрационным материалом как одним из эффективных средств формирования обучающихся. Большое внимание уделяется развитию связной устной речи.
Примерная тематика
Произведения о Родине; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.
Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.
Темы разделов:
«О школе и школьниках»
«Верные помощники»
«Крылатые друзья»
«Листьям – время опадать»
«Здравствуй, зимушка-зима!»
«Вот такие истории»
«Трудолюбие – это клад»
«Настали дни весенние!»
«Сказочные истории»
«Летняя пора»
Основные направления коррекционной работы:
Развитие зрительного восприятия и узнавания;
Развитие пространственных представлений и ориентации;
Развитие основных мыслительных операций;
Развитие наглядно - образного и словесно - логического мышления;
Коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы;
Обогащение словаря;
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках
Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета.
В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа: «удовлетворительно» (зачет), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий; «хорошо» — от 51% до 65% заданий, «очень хорошо» (отлично) свыше 65%. Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Тематическое планирование
№ п/п | Перечень разделов | Кол-во часов |
Всего | Теоретических | Практических |
1 | «О школе и школьниках» | 5 | | 5 |
2 | «Верные помощники» | 3 | | 3 |
3 | «Крылатые друзья» | 4 | | 4 |
4 | «Листьям – время опадать» | 4 | | 4 |
5 | «Здравствуй, зимушка-зима!» | 6 | | 6 |
6 | «Вот такие истории» | 1 | | 1 |
7 | «Трудолюбие – это клад» | 2 | | 2 |
8 | «Настали дни весенние!» | 6 | | 6 |
9 | «Сказочные истории» | 1 | | 1 |
10 | «Летняя пора» | 2 | | 2 |
| | 34 | | 34 |
Учебно – методическоеи материально-технического обеспечение программы:
Средства обучения:
1. Наглядные пособия:
Алфавит.
Лента букв.
2. Технические средства обучения:
1. Компьютер.
2.Телевизор.
Основная литература
Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с интеллектуальными нарушениями и документы по его реализации
2.ФАООП УО( утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022г.№1026
3. Учебник чтения для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. С.Ю.Ильина - Санкт- Петербург.»Просвещение». 2014ч.
4. Методическое руководство к учебнику « Книга для чтения» для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида С.Ю.ИльинаМ.»Просвещение» 2004 г.
Дополнительная литература
1.Методическое пособие по обучению грамоте и письму «Книга для учителя» В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2001.
Пособие для учителя. Обучение грамоте и правописанию в 1—4 классах вспомогательной школы. В.В. Воронкова — М.: Просвещение, 1988.
Полная Библиотека внеклассного чтения. Времена года"Сост.: Позина Е., Давыдова Т.– М.: Стрекоза, 2014.
Пособие«Читаю самостоятельно» Д.Л. КолдинаМ.: ТЦ Сфера, 2011.
Пособие «Учусь составлять рассказы» Т.А. Чохонелидзе. - М.: Сфера, 2011.
Пособие «Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова» О.И. Крупенчук. М.: ИД Литера, 2013.
Пособие «Решаем кроссворды» А.И. Баева. – М.: Сфера, 2011.
Пособие «Правильно называем предлоги».О.Н. Митропольская. – М.: Сфера, 2011.
Литературное чтение. Родная речь: учебник для 2 класса начальной школы.Л.Ф.Климова, В.Г. Горецкий. – М: Просвещение, 2008.
Пособие:Знакомимся с гласными звуками.Авт. Чохонелидзе Т.А. – М.: Сфера, 2011.