класс алгебра
Тема : Показательная функция, ее свойства и график.
Цели урока: ввести понятие показательной функции; рассмотреть свойства показательной функции; рассмотреть график показательной функции; развитие математической речи; воспитание самостоятельности, аккуратности, формирование у учащихся наблюдательности.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: набор чертежных инструментов.
Ход урока:
1. Организационный момент
Включает в себя приветствие учителем класса, проверку отсутствующих, готовность помещения к уроку.
2. Актуализация знаний
Учитель: Посмотрите на доску и ответьте на вопрос: Какие из следующих функций вам знакомы?
(запись на доске)
1) y = 2x; ; 3) y = ( )x; 5) y =
2) y = x2; 4) y = x3;
Ученик: 2, 4 и 5.
Учитель: Как называется вид таких функций?
Ученик: степенная функция.
Учитель: Обратите внимание на другие функции. Функции такого вида называются показательными. Запишите определение в тетрадь.
Показательной называется функция вида y = ах, где а – заданное число, а0, а≠1. Число а называется основанием показательной функции.
(запись на доске)
y = ах, а0, а≠1
Учитель: Начертим график одной из показательных функций, а именно y = 2х. Для этого составим таблицу и будем подставлять удобные значения для вычисления в формулу и отмечать точки на координатной плоскости.
Учитель: Посмотрим на график функции y = 2х. При каких условия х функция имеет смысл?
Ученик: на оси абсцисс.
Учитель: Запишем после графика его свойства.
1) Обл. опр. – множество вещественных чисел (R).
2) Множество значений – все положительные числа, y0.
3) Функция является возрастающей.
Учитель: Посмотрите внимательно на доску, основание построенной функции больше 0 и больше 1. Построим график функции, основание которого будет меньше 1, к например y = x. Строим график таким же способом.
Учитель: Какими свойствами обладает данная функция? Запишем их в тетрадь.
1) Обл. опр. – множество вещественных чисел (R).
2) Множество значений – все положительные числа, y0.
Учитель: Что будет написано в третьем пункте? И обратите внимание на основание показательной функции.
Ученик: Основание меньше 1 но больше 0 и данная функция является убывающей.
Учитель: Запишите в тетрадь третий пункт.
3) Функция является убывающей.
Учитель: Обратите внимание на закономерность оснований. Что вы можете сказать, про анализировав данные свойства?
Ученик: Если основание больше 1 и больше 0, то функция является возрастающей. Если основание 0
Учитель: Запишите общие свойства для показательной функции.
1) Обл. опр. – множество вещественных чисел (R).
2) Множество значений – все положительные числа, y0.
3) Функция возрастает, если а1; убывает, если 0
Притча «Всё в наших руках»
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая, я ее омертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Физминутка. 1.Сложить ладони перед грудью, интенсивно протереть друг о дружку (это упражнение способствует мобилизации энергетического потенциала и работы всех внутренних органов, так как на ладонях находятся много биологически активных зон).
2. Раздвиньте указательный и средний палец на обеих руках, просуньте между ними уши и растирайте (этот массаж улучшит зрение и активизирует работу головного мозга).
3. Закрепление
1) В одной системе координат построить графики функции
; ;
2. Решение упражнений. Открываем учебник на странице 214, приступаем к решению задач.
Пример 1. Построить графики функции и
График функции проходит через точку (0,1) и расположен выше оси .
Если и увеличивается, то график функции быстро приближается у оси .
Если и увеличивается, то график поднимается вверх.
График функции проходит через точку (0,1) и расположен выше оси .
Если и увеличивается, то график функции быстро приближается у оси .
Если и увеличивается, то график поднимается вверх.
Пример 2. Решить уравнение .
По свойству (2) показательной функции данное уравнение имеет корень, так как 27
Ответ: Других корней нет, так как функция возрастает на всей числовой прямой.
5. Домашнее задание – 2-3 мин.
- № 445, № 446 ст. 224
6. Подведение итогов, выставление оценок- 3-4 мин.
- Какие цели стояли перед нами?
- Удалось ли нам достичь поставленных целей урока?