СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Полевое поведение подростка

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ОБЕЩАЕТ "ТАК БОЛЬШЕ  НЕ ДЕЛАТЬ"... И ВСЕ ПОВТОРЯЕТСЯ?

Просмотр содержимого документа
«Полевое поведение подростка»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

"КРАСНОДАРСКИЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ"


Педагог-психолог Бушкова Ася Анатольевна




ПОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА

или

Регуляция поведения ребенка через обучение навыкам анализа и построения причинно-следственных связей


Как часто вы сталкиваетесь с тем, что только что поговорили с ребенком, объяснили ему его ошибки, выслушали от него обещание «больше так и не делать» и… через несколько минут ситуация повторяется? И так несколько раз на дню.

Как часто вам кажется, что все бесполезно, все ваши разговоры с ребенком «мимо»?

Как часто «хотелки» ребенка правят его поведением и поступками?

И, наконец, можно ли с этим что-нибудь поделать?


У маленьких детей мы часто наблюдаем моментально переключение с одного предмета на другой, с одной деятельности - на третью. Они хватают один предмет, тут же его бросают, бегут к следующему. Так, маленький ребёнок увидел конфету на дороге, - схватит ее. Он не будет много думать о том, что подбирать её с земли и есть опасно, - ведь он знает, что это вкусно. Ребенок любит исследовать и не слишком задумывается о правилах, последствиях, приличиях.

Потом он так же берется за одно дело, не доводя до конца бросает, хватается за другое. Будучи постарше сводят с ума своей импульсивностью: такой ребёнок нахулиганит, а на вопрос: "Зачем ты это сделал?", он и сам не может ответить. И нам понятно, что после вопроса он понимает, что его действия были глупыми и бессмысленными. Но…

В более зрелом возрасте именно такие люди постоянно что-то верят в руках, переставляют предметы с места на место, сами с трудом могут усидеть на месте. Подобное поведение называется полевым. До трёх лет это можно считать нормой. Однако если проходит время, а ребёнок по-прежнему носится фурией, сметая все на своем пути, не может зафиксироваться на деле, предмете, человеке, не в состоянии контролировать свои порывы, а разговоры и наказания ничего не дают. Почему?

Впервые термин "полевое поведение" ввёл в оборот Курт Левин. Исследователи связывают это с недостаточной развитостью лобных долей мозга - они пока ещё не могут подавлять сиюминутные «хотелки» и потребности. В норме со временем у ребёнка вырабатывается волевое поведение.

Курт Левин провёл необычный для своего времени эксперимент: набрав группу людей, сказал, что будет изучаться память. Для этого он попросил группу человек подождать эксперимента в комнате, где было много разных предметов: карандаши, бисерные занавески, книги, колокольчик и т.д.

В ситуации ожидания взрослые люди, в том числе студенты и профессора берлинского института психологии бессмысленно ходили по комнате, листали книги, щупали занавески, - а ещё все без исключения звонили в колокольчик. В условиях скуки их начинало "тянуть" к предметам потому, что у них не было никакой цели, а значит волевое поведение выключалось и включалось полевое.

Но если для скуки это не проблема, а способ мозга развлечь себя, то при недостатке силы воли предметы и импульсы могут подчинять людей себе. Из распространённых примеров можно назвать тягу к «вкусняшкам» (чипсам, семечкам, сухарикам, тортикам и т.д.), постоянной проверкой новых сообщений в социальных сетях, зависимость от компьютерных игр и т.п..

Зачастую причины такого поведения комплексные. Это и особенности личности человека; нюансы воспитания (например, воспитания по «японской системе», когда ребенку до 3 лет ничего не запрещают, не выставляют границы дозволенного); акцентуации самих родителей (повышенная тревожность, псевдодемократичность, демонстративность и т.д.); травмы родов (угроза выкидыша, стремительные, ранние, затяжные роды, обвитие пуповины…), среда проживания и т.д.

Важно именно до 3 лет вырабатывать у ребенка понятие границ дозволенного, «можно», «нельзя», действие – последствие. И чем раньше мы начнем задумываться над этой проблемой, тем больше шансов сформировать у ребенка умения:

  1. контролировать себя;

  2. увидеть проблему и поставить вопросы по ней;

  3. найти несколько/ множество вариантов решений;

  4. найти оптимальный вариант и понимать его преимущества;

  5. предвидеть результат своих действий;

  6. делать выводы о последствиях.

Это всё пригодится не только в учёбе, но и в жизни потому, что решения ребенка будут подчинятся здравому смыслу и логике, а не случайным «хотелкам», импульсам, предложениям со стороны.

Поэтому одним из наиболее результативных методов для коррекции является АВА-терапия, где из раза в раз ребёнку выстраивают понимание разных ситуаций по типу "если сделаешь так, получится так". 

При этом важно: ваши объяснения должны попадать в формулу восприятия, которая гласит, что подросток (как и большинство взрослых людей) в ситуации, в которой «слишком много букв и эмоций», слушает только первые 30 секунд. Затем его глаза «затуманиваются поволокой» психологических шор, на уши словно невидимый щит опускается защитное забрало… При важных разговорах будете сконцентрированы, ясны, кратки. Чтобы оппонент не ушел в глухую защиту, сформулируйте первые слова во фразу, которая поможет зафиксировать ребенка на беседе. И … удачи!!

Но есть хорошая новость, которая заключается в том, что полевое поведение поддаётся корректировке и развитию. С подростком это система взаимодействия, которая строится на комплексности, выдержанности, пошаговом соблюдении договоренностей: Договорились о требованиях, разработали систему поощрений и наказаний. Ребенок должен знать, что будет в случае соблюдения и что – при нарушении. Настроится на выдержанность (по возможности при нарушениях, которые особенно часты будут первое время, важно не срываться на крик, унижения и обесценивание: «Я так и знала, что эо бесполезно…»№, «Ты неисправим…», «С тобой бесполезно…» и т.д.)

Можно ли с этим что-то сделать?

Если полевое поведение связано со зрелостью/ незрелостью определенных долей мозга, то напрашивается вполне очевидный вывод - нужно развивать лобные доли, укрепляя их связи с другими структурами мозга, чтобы они лучше тормозили импульсивные побуждения.

Однако проблема в том, что ребёнку это, мягко говоря, не надо. Он не слушает, не видит, ничего не усваивает. И как правило его все устраивает.

Поэтому в первую очередь важно уменьшать влияние окружающей среды, которое усиливает полевое поведение. Нужно:

- создать максимально стабильную (спокойную/ ровную) обстановку;

- чередовать периоды активности с периодами комфортного отдыха/ релаксации/ дела;

- уменьшить в пространстве подростка количество игрушек, сувениров, гаджетов (чтоб мозг ребенка не возбуждался от большого количество интересных раздражители);

- банальный, но организующий совет на все времена – соблюдать режим дня, выстроенный с учётом особенностей ребенка (на психофизиологическом уровне работа с плевым поведением будет более эффективной если хоть что-то в жизни ребенка будет предсказуемым, незыблемым, и психике не нужно будет адаптироваться к вопросу, чем заняться, что дальше и т.п.; предсказуемость жизни тоже "гасит" хаотичность поведения; благодаря повторяемым из раза в раз примерно в одно и то же время действий, ребёнок учится следованию правилам и распорядку, это ему приносит определенный комфорт);

- по возможности создавайте ритуалы для занятий (психологи и педагоги часто занятия начинают и заканчивают определённым образом: к примеру, вначале может быть массаж рук мячиком, артикуляционная/ пальчиковая гимнастика, а в конце какая-нибудь любимая игра с шуточным стихом, голосовое упражнение, - хоть клич Чингачгука);

- заключить с ребенком пакт «Не повышенного голоса» и «Не более трех раз» (или любое другое соглашение; главное, чтобы оно было реальным, позитивным и немого с юмором);

- взрослому настроится на спокойную, системную твёрдость в решимости не сорваться на ребенка (внутренний пакт «В любом случае»).

Одним из вариантов в работе с полевым поведением - дилеммы Кольберга, возможности кинематографа (просмотр и обсуждение тематических короткометражных фильмов, например «Человек без лица», «О жизни за 2 минуты», «Бумеранг», «Эхо», «Забитая правда», «Временные трудности», «Не суди», «Билет без места», «Замена батареек», «Время для тех, кого любите» и т.д.), ролевые и сюжетные игры.

Подростки с полевым поведением как никто другой нуждаются в разговорах по душам, на равных. Поэтому они хорошо окликаются на систему дилемм Кольберга. Разбирая одну из предложенных ситуаций из модуля дилемм (для удобства я часто придумываю ситуации сама, приближенные к конкретному ребенку), мы проходим ее через призму 20-25 вопросов, важных в разрезе духовно-нравственной, этической стороны жизни человека. Главные вопросы уже подобраны в самих дилеммах. Остальные Вы сами подбираете, исходя из реальности и ребенка.

С одной стороны дилеммы Кольберга по мнению ряда исследователей не всегда реальны, они скорее гипотетичны. И у нас мало оснований полагать, что человек будет действовать так же и в реальной ситуации. Но с другой стороны, - очень важно, чтобы одним из этапов взросления и социализации подростка были мозговые штурмы и погружения в ситуации, в которых нет и не может быть единого мнения. «Правильного» выбора. И мог его обосновать. Чтобы он размышлял, предполагал свои реакции сквозь призму понятий «социальные нормы», «правила», «этика», «моральный кодекс», «долг», «закон», «обязанности», «ответственность». Чтобы ребенок вставал перед моральной дилеммой: следовать импульсам, чувству привязанности к ближнему, сиюминутная правда одного человека против правды общечеловеческой, закона, морали. Это иногда становится отправной точкой при формировании новых социально ориентированных, одобряемых черт характера, привычек несовершеннолетних.

И самое главное – настроится на то, что результат не будет быстрым. Вы несколько разу устанете, разочаруетесь, опустите руки, обесцените себя, ребенка, ваши намерения. Но каждый раз – словно птица Феникс, побудьте в своем разочаровании, и снова возвращайтесь к выработанной системе. Что-то добавляйте свое. Креативьте. Лучше всего в соавторстве с ребенком (даже если Вы работаете с этим ребенком в учреждении). Общайтесь с людьми на тематическом форуме. И изменения в поведении ребенка обязательно будут!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!