2. Актуализация опорных знаний и умений. | - Ребята, давайте вспомним, какую тему вы изучили на прошлом уроке? - На краю вашей парты лежать карточки. Они пронумерованы. Возьмите карточку №1, на ней небольшой тест по прошлой теме. Решите его. - Кто выполнил задания, отложите ручку и поднимите глазки на меня, чтобы я увидела. Работа с тестом «Найди лишнее слово» 1. Труд может быть: А) тяжелым; Б) физическим; В) умственным. 2. Успех труда зависит от: А) образования человека; Б) места жительства человека; В)здоровья человека. Работа с тестом «Допиши:» 1. Они требуются для производства товаров и услуг А) природные богатства Б) … (труд) 2. К природным богатствам относятся: А) воздух, вода, земля; Б) животные; В) растения; В) … (полезные ископаемые) - Теперь отложите ручки, возьмите в руку карандаш или ручку другого цвета, будем проверять. Каждый сам проверяет свою работу. (ответы на презентации) - Кто не допустил ошибок? Поставьте себе 5. - Кто допустил одну ошибку? Поставьте себе 4. - Кто допустил две ошибки? Поставьте себе 3. - Кто допустил три и больше ошибок? Поставьте галочку. - Отложите эти карточки на край стола, не потеряйте их. | - Природные богатства и труд людей – основа экономики. | |
3. Постановка целей и задач урока. 4. Открытие нового знания | - Чтобы узнать тему урока, давайте немного поиграем. Игра «Угадай, что находится в шкатулке». - Я буду читать загадки, а вам нужно их отгадать. (предметы показываю на презентации картинками) Он очень нужен детворе. Он на дорожке во дворе, Он и на стройке, и на пляже, И он в стекле расплавлен даже. (Песок) - Кто может сказать, что делают из песка? Очень прочен и упруг, Строителям надежный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (Гранит). - Гранит используют для изготовления памятников, щебня. Также его часто используют в строительстве фундаментов, заборов, облицовки. Он несет в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. Он черный, блестящий, Помощник настоящий. (Уголь) - В основном, уголь используют в качестве топлива для паровозов, котлов на электрических станциях, пароходов. Также уголь используют в производстве стройматериалов. Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу, Она понадобится сразу. (Глина) - Ребята, что же делают из глины? - Совершенно верно. Глина является основой гончарного и кирпичного производства. Покрывают им дороги, Улицы в селениях. А еще он есть в цементе. Сам он — удобрение. (Известняк) - Известняк широко применяется в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности используют для создания скульптур. А в сельском хозяйстве его используют как удобрение. - О каких богатствах идет речь? - Попробуйте объяснить значение слова «ископаемые»? Что значит полезные? - Посмотрите на слайд. Что вы увидели? - А что с ним не так? - Попробуйте собрать определение. все природные богатства, которые человек добывает из глубин земли или с её поверхности и использует в хозяйстве - Давайте сравним наше определение с определением из учебника. Откройте страницу 46. Кто прочитает? Полезные ископаемые – это богатства земных кладов, которые человек использует в хозяйстве. - А какие еще полезные ископаемые вы знаете? - В моей шкатулке находится еще одно полезное ископаемое. Отгадайте его название: Без нее не побежит Ни автобус, ни такси Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть) Нефть – жидкое, маслянистое, горючее вещество, черного цвета, которое употребляется в качестве топлива, а также как сырьё для получения различных продуктов (керосина, бензина и т. п.). - А еще бывают и такие полезные ископаемые. На кухне у мамы Помощник отличный. Он синим цветком Расцветает от спички (Газ) - На какие же три группы по своему состоянию делятся ископаемые? - Давайте сыграем в игру. Попробуйте распределить полезные ископаемые. Будьте внимательны. - Ребята, все понятия старые или вы увидели новые слова? - Давайте разберемся. Что такое минеральные воды? Это воды, которые насыщены полезными минералами и микроэлементами. Такую воду используют в качестве лечения. - Соль- это тоже полезное ископаемое. Где же ее применяют? - Совершенно верно. - Это мел. Он тоже является полезным ископаемым. кто знает, где его используют? - Помимо этого, мел используют как пищевую добавку в корма для животных. - Торф – это полезное ископаемое, которое образовывается на болотах. Другим словом – это разложившиеся остатки мхов. Предположите, как в нашей жизни используется торф. Игра «…» Жидкие | Твердые | Газообразные | | уголь железная руда глина известняк соль песок мел торф | | | - Песок - Стекло, бетон, кирпич - Гранит - Уголь - Глина - Посуду, кирпичи - Известняк - О полезных ископаемых - Ископаемые – это то, что выкопали, их добывают из-под земли. - Полезные – значит, они приносят пользу, их где-то применяют. - Непонятное предложение, слова. - Слова разбросаны. все природные богатства, которые человек добывает из глубин земли или с её поверхности и использует в хозяйстве - Соль, руда, песок, глина, известняк, уголь, торф, газ, мел и т.д. - Нефть - Газ - Они могут находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии. - Минеральные воды, соль, мел, торф. - Мы солим еду -В школе им пишут на доске. - Как топливо, его используют в садоводстве как удобрение. | |
| Практическая работа (с. 46) Работа в рабочей тетради (с.28 ) - А сейчас я предлагаю вам поработать в группах: определить свойства полезных ископаемых, которые находятся на ваших столах. - Сейчас я разделю вас на 6 групп. Каждая группа будет изучать одно природное ископаемое. - Каждая группа получает образец. Перед тем, как я раздам их, давайте подумаем над правилами работы. Железная руда Каменный уголь Известняк Нефть Гранит Глина - Возьмите карточку №2. Она поможет вам Карточка «Практическая работа» Рассмотрите кусочек полезного ископаемого. Определите, в каком состоянии находится, какого цвета и из чего состоит? Плотное или рыхлое (пористое). Выясните насколько прочен и тверд. Занесите полученные результаты в таблицу. - Результаты заносим в тетрадь, с.28, №2. - Проверяем – один человек от группы выходит к доске, читает, что записали. Остальные записывают в таблицу, без дела не сидят. Свои ответы начинаем со слов «Мы расскажем о…» | - Работать в группах - Не мешать друг другу - Аккуратно обращаться с образцами - Четко следовать инструкции | |
6. Рефлексия деятельности Подведение итогов урока | - Наш урок близится к завершению. Давайте вспомним, что мы сегодня изучили, какую работу проделали. - Какая была тема урока? - Что такое полезные ископаемые? - Какие они бывают? - Что легко удалось на уроке? - С чем справиться было труднее? - На ваших столах лежит карточка №3. Возьмите ее. - Нарисуйте человечка (себя) на самой высокой ступеньке, если у вас все получилось на уроке, вы были активны - На второй ступеньке, если у вас получилось не все, но вы хорошо работали. - И на самой низкой ступеньке, если на уроке вам не было интересно, вы отвлекались и ничего не сделали. - Передайте все карточки на первую парту. - Урок окончен. До свидания. | - Сегодня мы изучали полезные ископаемые. Выполнили практическую работу по этой теме. | |