Основные признаки сложносочиненного предложения:
1. Части самостоятельные, не зависят друг от друга, вопрос поставить нельзя
2. Части предложения связаны сочинительными союзами или союзными словами
Найдите ”четвертое лишнее” в зависимости от вида сложного предложения.
Начинало смеркаться, когда Гринёв подошёл к дому коменданта.
Василиса Егоровна ушла хлопотать об обеде, но разговор у коменданта продолжался.
Река ёщё не замёрзла, и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых снегом.
Пугачёв нахмурился, взмахнув белым платком, и казаки потащили старого капитана к виселице .
- Понятие о сложноподчиненном предложении
Цель урока: сформировать понятие о сложноподчиненном предложении
Задачи:
1.Познакомить с определением СПП, формировать понятие о его строении и средствах связи.
2.Совершенствовать пунктуационные навыки.
3.Развивать навыки мыслительной деятельности учащихся путём сравнения, сопоставления, анализа, коммуникативные умения детей.
4.Формировать навыки сотрудничества в учебной работе.
5. Воспитывать интерес к родному языку
План урока:
- Работа со «Слепой таблицей»
- Цифровой поэтический диктант
- Анализ предложений
- Конструирование предложений
- Работа с текстом. Формат ОГЭ
- Работа в парах
- Самостоятельная работа с учебником
- Подготовка к ОГЭ
Анализ предложений
Солнце еще согревало верхушки сосен, когда мы дошли до места.
(Ю. Казаков.)
– Определите грамматическую основу
- Назовите части. Какая главная, какая зависимая? В какой части находится союз?
- Какой союз служит средством связи простых предложений в главном?
- Определите тип сложного предложения.
- Составьте схему
Анализ предложений
Когда мы дошли до места, солнце еще согревало верхушки сосен.
(Когда …), […].
Солнце, когда мы дошли до места, еще согревало верхушки сосен.
[…, (когда…), …].
Самостоятельная работа с учебником
Параграф 11, теория
Признаки СПП:
- Наличие двух или более грамматических основ
- Придаточное предложение поясняет то, о чём говорится в главном и, как правило, может занимать любое положение по отношению к главному.
- Средства связи: подчинительный союз или союзное слово и интонация.
- Подчинительный союз или союзное слово находятся в придаточной части.
- Знаки препинания в СПП – выделительные.
Работа с текстом. Формат ОГЭ
(1) Всё самое важное и интересное, о чём могли бы рассказать вам писатели, вы найдете в их книгах. (2) В библиотеке, где книги стоят рядом на полках, всегда бывает очень тихо. (3) Но прислушайтесь: книги говорят с вами. (4) Они могут рассказать вам замечательную сказку, от которой у вас будут
гореть щеки и уши...
(5) Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран... (6) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга. (7) С ней вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на далеких планетах, совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать и любить людей. (8) Приобретайте самые широкие знания, читайте много и упорно. (По С.Маршаку)
Конструирование предложений:
Продолжить предложения, чтобы получились СПП. ( работа в парах).
- Книгу надо беречь (почему?).
- Будешь много знать (при каком условии?).
- Перечитывают те книги (какие?).
Цель урока: сформировать понятие о сложноподчиненном предложении
Задачи:
1.Познакомить с определением СПП, формировать понятие о его строении и средствах связи.
2.Совершенствовать пунктуационные навыки.
3.Развивать навыки мыслительной деятельности учащихся путём сравнения, сопоставления, анализа, коммуникативные умения детей.
4.Формировать навыки сотрудничества в учебной работе.
5. Воспитывать интерес к родному языку
Оценим себя!
Я работал(а) хорошо!
Я работал(а) плохо. Могу лучше!
Я работал(а) отлично!