СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие о сложноподчиненном предложении (урок 2)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

Просмотр содержимого документа
«Понятие о сложноподчиненном предложении (урок 2)»

Урок 36. Понятие о сложноподчиненном предложении


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя

2

Актуализация опорных знаний

- Что такое сложноподчиненное предложение? Чем отличается от сложносочиненного?

Проверочная работа. Каждый вопрос — на отдельном листе

1 вариант

1. Какое предложение является сложноподчиненным?

а) Все было бесполезно: дела не клеились.

б) Все было бесполезно, потому что дела не клеились.

в) Все ему не нравилось, и дела не клеились.

г) Все ему не нравилось: получившийся эскиз, цвет, пропорции.

2. В каком из сложноподчиненных предложений придаточное стоит перед главным? (Знаки препинания не расставлены)

а) Пока жена готовила завтрак Данилов вышел в огород.

б) Ее пронзительный голос какие бывают только на юге легко рассекал расстояние.

в) Капустин обещал договориться с начальником школы чтобы он увеличил Мересьеву число вылетов и предложил Алексею самому составить себе программу тренировок.

г) Старик приказал сварить мясо по-настоящему чтобы оно имело хороший вид.

3. Какое из предложений является сложноподчиненным?

а) Я совершенно утратил способность писать, так как вдохновение покинуло меня.

б) Вблизи дороги росли полевые цветы и небольшие кусты.

в) Безродного пригрел и ввел в мое семейство.

г) Глубина впадины равна одиннадцати километрам, вокруг высятся горы.

4. Какое из предложений не является сложноподчиненным?

а) На дереве мы увидели дятла-барабанщика, что заставило нас остановиться.

б) Подосиновик — один из тех грибов, которые вкусны независимо от способа приготовления.

в) Никто никогда не видел таких грибов, которые росли на этом плёсе.

г) Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь.

5. Укажите количество грамматических основ

Агностицизм является разумной позицией во многих научных вопросах, таких, например, как следующий: что привело к массовому, самому крупному, согласно данным ископаемой летописи, вымиранию организмов в конце пермского периода?

2 вариант

1. Какое предложение не является сложноподчиненным?

а) Я не знаю, кто пришел.

б) Тренер сказал, когда будет матч.

в) Меня расстроила новость, но я не показал виду.

г) Расскажи мне, что тебя огорчило.

2. В каком из сложноподчиненных предложений придаточное стоит после главного? (Знаки препинания не расставлены)

а) Если буду свободен я выполню эту работу.

б) Надо иметь при себе удостоверение личности когда будете получать деньги по почтовому переводу.

в) Он приехал чтобы помочь нам и увидел реальное положение дел.

г) Когда закончим ремонт тогда и приезжайте.

3. Какое из предложений является сложноподчиненным?

а) Первый сборник рассказов Чехова вышел в 1884 году, а известен он стал гораздо позже.

б) Гришутка внимательно следил, как в воздухе одиноко кружили снеговые хлопья.

в) Игра актеров понравилась зрителям, спектакль имел успех.

г) Это была обычная кукла с голубыми глазами и льняными локонами, с несколькими разведенными руками.

4. Какое из предложений не является сложноподчиненным?

а) Кто не знал адреса, тот шел за другим.

б) Сегодня посетителей было столько, что входная дверь открывалась непрестанно.

в) Его одолевали разные мысли, и сон совсем пропал.

г) По его лицу все поняли, что он сообщит сейчас страшную весть.

5. Укажите количество грамматических основ

Причиной могло послужить падение метеорита, аналогичное вызвавшему более позднее вымирание динозавров, о чем мы можем утверждать с большей долей вероятности.

Отвечают на вопросы, актуализируя знания о пройденной теме


Выполняют проверочную работу

3

Мотивация к учебной деятельности

- Сегодня мы с вами продолжаем изучать сложноподчиненное предложение

Проверка домашнего задания

Взаимопроверка домашнего задания

4

Изучение нового материала

1. Знакомство с теоретическим материалом на с. 63-64

2. «Возьмите на заметку!» с.66 (после выполнения упр.99,101)

Знакомятся с материалами учебника

5

Закрепление изученного

Работа с упр.99:

1. Прочитайте текст. Определите стиль; укажите признаки стиля.

2. Перескажите подробно. Ответьте письменно на вопрос: Какой вклад внес С.И. Абакумов в методику преподавания русского языка?

3. Из двух последних абзацев выпишите сложноподчиненные предложения и составьте схемы

4. Выполните второе задание упражнения

Выполнение упражнения 101 (1)

Выполняют упражнение 99 по заданию учителя






Выполняют упражнение

6

Подведение итогов урока

- Какие средства связи сложноподчиненного предложения вы запомнили?

Подводят итоги урока, рассуждая о поставленном вопросе

7

Домашнее задание

Выполните упражнение

Выпишите из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» по 2 — 3 сложноподчиненных предложения:

а) с простыми и составными подчинительными союзами, покажите, что союзы не являются членами предложения; составьте вертикальные схемы предложений

б) с союзными словами, докажите, что союзные слова — члены предложения; составьте горизонтальные схемы предлолжений.

Выделите грамматические основы

Записывают домашнее задание



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!