СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие об обособлении.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка. "Понятие об обособлении". 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Понятие об обособлении.»


Урок русского языка в 8 классе

Тема: Понятие об обособлении.


Цели: познакомить учащихся с обособленными членами предложения

Задачи:

Образовательные: научить с помощью определённой последовательности действий находить обособленные члены предложения;

показать, что обособление – один из способов смыслового выделения (или уточнения) части предложения;

развивающие: развивать умение самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка, воспитывать коммуникативные отношения.


Планируемый результат обучения


Личностные УУД:

  • формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке

  • формирование осознания смысла своих учебных действий

Регулятивные УУД:

  • развитие  умения осознавать и формулировать тему и цели урока

  • контролировать и оценивать свою деятельность на уроке

Познавательные УУД:

  • развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение

  • формировать умение  осознавать и формулировать проблему

Коммуникативные УУД:

  • формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач

  • развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания


Тип урока урок объяснения нового материала

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент.

Приветствие.

Приветствие.

2.Актуализация опорных знаний.


-Вспомним, чем может быть осложнено простое предложение?


- Верно. Поработаем с предложением, записанным на доске. Выполним синтаксический и пунктуационный разборы.


Луна только что выбралась из-за бугра и освещала две маленькие, тонкие, низкие тучки.








-Какие члены предложения называются однородными?




-Когда определения считаются однородными?


- Знания, которые мы повторили, пригодятся при рассмотрении нового материала.

- Однородными членами предложения, обращением, вводными словами и др.



Комментарий учащихся: предложение простое, повествовательное, невосклицательное. Между однородными сказуемыми выбралась и освещала запятая не ставится, так как они соединены неповторяющемся соединительным союзом И.

Между определениями маленькие, тонкие, низкие ставятся разделительные запятые, так как это однородные определения, связь между ними бессоюзная.


- Однородными называются члены предложения, которые относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос и выполняют одинаковую синтаксическую функцию.

- Определение является однородными, если характеризуют предмет с одной стороны

3. Определение темы, цели урока.

Попробуем определить тему урока, прослушав грамматическую сказку. Переведите её на язык науки.


Из жизни Обособленных членов предложения

Живут в государстве Синтаксис необычные единицы предложения – Обособленные. Они не похожи ни на Главные, ни на Второстепенные члены, хотя и находятся с последними в прямом родстве. Родство это обязывает их отвечать на те же вопросы, иметь то же имя, что и у Дополнений, Определений и Обстоятельств. Но в остальном… Эти Обособленные такие гордые, такие себялюбивые, такие самостоятельные! Окружат себя Запятыми, как забором, словно не хотят ни с кем знаться. Иногда заставляют на себя работать Зависимые слова, иногда Предлоги, иногда связывают между собой с помощью Союзов. А уж как интонация служит! Попробуй произнеси из без должного уважения, сразу пунктуационных ошибок нахватаешься. В Пунктуационном своде законов им посвящено не одно правило, не два, а не меньше пятнадцати! Уж очень они значимы, очень нужны всем. Посмотришь на них и сразу понимаешь: важные птицы.


Предложения на доске:


Свежий ветер подгонял лодку рыбака.

Свежий ветер, дувший с моря, подгонял лодку.

Свежий ветер дул с моря, подгоняя лодку.


-Так о чем сего дня на уроке пойдет речь? Какова тема урока?

- Действительно, тема нашего урока: «Понятие об обособлении. Обособленные определения». Откройте тетради, запишите дату, классная работа и тему урока: «Понятие об обособлении.».

-- Попробуйте сформулировать цель урока

- Итак, что мы должны узнать сегодня нового на уроке?









- Правильно.

























- Понятие об обособлении.





Выслушиваются ответы учащихся

Знать: что называется обособлением; случаи употребления обособленных членов предложения в речи; постановку знаков препинания при обособлении.

Уметь: находить обособленные члены предложения в речи, правильно ставить знаки препинания, конструировать предложения с обособленными членами предложения; находить в тексте и выделять на письме смысловые отрезки - обособленные члены предложения.

4. Объяснение нового материала.

1. Работа с учебником
























2.Анализ предложений.

- Ребята, откройте учебник на стр. 167.

- Прочитайте параграф и ответьте на вопросы:

1. Что такое обособление?




    1. На какие группы делятся обособленные члены?





3. Как выделяются обособленные члены на письме и в устной речи?



Обратимся к словарю.


Обособить – определить особо, выделить, выгородить, исключить из общего. В. Даль

Обособление – интонационное и смысловое выделение в составе простого предложения словоформы или группы словоформ.

Краткий справочник по современному русскому языку.

Ребята, термин «обособленные члены предложения» ввел в науку известный ученый-лингвист Плешковский.

Обособленными могут быть только второстепенные члены предложения.


  1. Наконец выплыл тусклый и красный месяц.

  2. Наконец выплыл месяц,/тусклый и красный.

Задание. В каком из предложений определения только характеризуют месяц? А в каком предложении определения имеют большую смысловую нагрузку? Во втором. С помощью каких языковых средств выражены эти определения?



1. Обособление – это выделение членов предложения для того, чтобы придать им относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании.

2. Они делятся на обособленные второстепенные члены со значением добавочного сообщения ( обособленные определения и приложения, обособленные обстоятельства) и обособленные уточняющие члены предложения.

3. В устной речи обособленные члены произносятся с особой выделительной интонацией, в письменной – выделяются запятыми.


5.Закрепление материала.

Запись предложений (работа с текстом).

Задания. Спишите текст, разделяя запятыми однородные члены и выделяя запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами. Подчеркните эти обороты как члены предложения.


Настоящий любитель природы замечает малейшие изменения, происходящие в лесу весной летом осенью.

Равнодушный к природе шагает по лесной дороге ни на что не обращая внимания. Любитель природы обязательно заметит тонкий голубоватый туман, висящий над дорогой и над полянами, заметит капельки росы на траве и кустах многообразие красок утренней и вечерней зорь и многое из того, чего не увидят равнодушные к природе. И запахи осеннего леса почувствует человек, близкий к природе.


(По А. Перегудову).



-Что такое обособление?

-С помощью каких языковых средств обособляются члены предложения?


Задание № 2.

Запишите, графически объясните постановку знаков препинания

  1. Отголоском языческой старины считают и чучело Масленицы, сооружённое из соломы и одетое в женское платье.

  2. Блинами как бы хоронили Масленицу, принося их в жертву (блины бросали в костёр) как символ будущего плодородия.

  3. Плох человек, ничего не знающий и не пытающийся что-либо узнать. (Козьма Прутков)

  4. Вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчишками, поднимая пыль, промчался отдохнувший табун. (И. Тургенев)

Оказать помощь слабым.


6. Физминутка.

Релаксация для глаз


7.Вторичное закрепление изученного материала.

Задание № 3. Из двух предложений постройте одно с обособленным членом.

  1. На вершине гор лежали густые облака. Они не позволят различать верхние их очертания.

На вершине гор лежали густые облака, /не позволяющие различать верхние их очертания/.

  1. Свежий ветер подгонял лодку рыбака. Дующий ветер подгонял лодку. Свежий ветер,/дувший с моря/, подгонял лодку.


Задание № 4.

Тест по теме «Обособленные члены предложения»

  1. Укажите неверное утверждение.

    1. Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными.

    2. На письме обособленные члены выделяются запятыми.

    3. Обособленными могут быть только второстепенные члены предложения.

    4. Обособленные члены предложения выделяются по смыслу при помощи интонации в устной речи и при помощи знаков препинания в письменной речи.

  2. Не могут обособляться:

    1. Подлежащее

    2. Дополнение

    3. Обстоятельство

    4. Определение

  3. В предложении «Порицая других, мы чаще всего просто косвенно хвалим себя.» обособлено:

    1. Определение

    2. Обстоятельство

    3. Дополнение

    4. Подлежащее

  4. В предложении «Человек, не помнящий прошлого, лишает себя грядущего.» обособлено:

    1. Обстоятельство

    2. Дополнение

    3. Подлежащее

    4. Определение

  5. Укажите пунктуационную ошибку.

    1. Озеро, замкнутое поясом непроходимых зарослей поблёскивало внизу.

    2. Наступила тишина, нарушаемая пением сверчка.

    3. Усталый и зноем томимый, он в роще дубовой прилёг.

    4. Возвратясь с фабрики, мать провела весь день у Марии.

  6. В каком предложении определение станет необособленным, если изменить его место?

    1. Поднятые по тревоге, мы спрятались в траншеи.

    2. Медленно идёт по городу старик седой, житель гор.

    3. Вершины гор, покрытые снегом, отчётливо виднелись вдали.

    4. Усталый и зноем утомлённый, он в роще дубовой прилёг.

Ответ:

  1. – 3

  2. – 1

  3. – 2

  4. – 4

  5. – 1

  6. – 3



8. Выставление оценок.



9. Задание на дом

Параграфы 38-39 (учить), упр. 292


10. Рефлексия.

  1. Сегодня на уроке я повторил (а)/ вспомнил (а)…

  2. Лучше всех на уроке работал (а)…

  3. Я могу похвалить за работу на уроке ….

  4. Урок сегодня был …


11. Подведение итогов урока.

- Какие члены предложения называются обособленными?

-Как выделяются обособленные члены в речи и на письме?

-В каких случаях обособляются определения?
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!