Тема: Понятие об обособлении.
показать, что обособление – один из способов смыслового выделения (или уточнения) части предложения;
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Организационный момент. | Приветствие. | Приветствие. |
2.Актуализация опорных знаний. | -Вспомним, чем может быть осложнено простое предложение? - Верно. Поработаем с предложением, записанным на доске. Выполним синтаксический и пунктуационный разборы. Луна только что выбралась из-за бугра и освещала две маленькие, тонкие, низкие тучки. -Какие члены предложения называются однородными? -Когда определения считаются однородными? - Знания, которые мы повторили, пригодятся при рассмотрении нового материала. | - Однородными членами предложения, обращением, вводными словами и др. Комментарий учащихся: предложение простое, повествовательное, невосклицательное. Между однородными сказуемыми выбралась и освещала запятая не ставится, так как они соединены неповторяющемся соединительным союзом И. Между определениями маленькие, тонкие, низкие ставятся разделительные запятые, так как это однородные определения, связь между ними бессоюзная. - Однородными называются члены предложения, которые относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос и выполняют одинаковую синтаксическую функцию. - Определение является однородными, если характеризуют предмет с одной стороны |
3. Определение темы, цели урока. | Попробуем определить тему урока, прослушав грамматическую сказку. Переведите её на язык науки. Из жизни Обособленных членов предложения Живут в государстве Синтаксис необычные единицы предложения – Обособленные. Они не похожи ни на Главные, ни на Второстепенные члены, хотя и находятся с последними в прямом родстве. Родство это обязывает их отвечать на те же вопросы, иметь то же имя, что и у Дополнений, Определений и Обстоятельств. Но в остальном… Эти Обособленные такие гордые, такие себялюбивые, такие самостоятельные! Окружат себя Запятыми, как забором, словно не хотят ни с кем знаться. Иногда заставляют на себя работать Зависимые слова, иногда Предлоги, иногда связывают между собой с помощью Союзов. А уж как интонация служит! Попробуй произнеси из без должного уважения, сразу пунктуационных ошибок нахватаешься. В Пунктуационном своде законов им посвящено не одно правило, не два, а не меньше пятнадцати! Уж очень они значимы, очень нужны всем. Посмотришь на них и сразу понимаешь: важные птицы. Предложения на доске: Свежий ветер подгонял лодку рыбака. Свежий ветер, дувший с моря, подгонял лодку. Свежий ветер дул с моря, подгоняя лодку. -Так о чем сего дня на уроке пойдет речь? Какова тема урока? - Действительно, тема нашего урока: «Понятие об обособлении. Обособленные определения». Откройте тетради, запишите дату, классная работа и тему урока: «Понятие об обособлении.». -- Попробуйте сформулировать цель урока - Итак, что мы должны узнать сегодня нового на уроке? - Правильно. | - Понятие об обособлении. Выслушиваются ответы учащихся Знать: что называется обособлением; случаи употребления обособленных членов предложения в речи; постановку знаков препинания при обособлении. Уметь: находить обособленные члены предложения в речи, правильно ставить знаки препинания, конструировать предложения с обособленными членами предложения; находить в тексте и выделять на письме смысловые отрезки - обособленные члены предложения. |
4. Объяснение нового материала. 1. Работа с учебником 2.Анализ предложений. | - Ребята, откройте учебник на стр. 167. - Прочитайте параграф и ответьте на вопросы: 1. Что такое обособление? На какие группы делятся обособленные члены? 3. Как выделяются обособленные члены на письме и в устной речи? Обратимся к словарю. Обособить – определить особо, выделить, выгородить, исключить из общего. В. Даль Обособление – интонационное и смысловое выделение в составе простого предложения словоформы или группы словоформ. Краткий справочник по современному русскому языку. Ребята, термин «обособленные члены предложения» ввел в науку известный ученый-лингвист Плешковский. Обособленными могут быть только второстепенные члены предложения. Наконец выплыл тусклый и красный месяц. Наконец выплыл месяц,/тусклый и красный. Задание. В каком из предложений определения только характеризуют месяц? А в каком предложении определения имеют большую смысловую нагрузку? Во втором. С помощью каких языковых средств выражены эти определения? | 1. Обособление – это выделение членов предложения для того, чтобы придать им относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании. 2. Они делятся на обособленные второстепенные члены со значением добавочного сообщения ( обособленные определения и приложения, обособленные обстоятельства) и обособленные уточняющие члены предложения. 3. В устной речи обособленные члены произносятся с особой выделительной интонацией, в письменной – выделяются запятыми. |
5.Закрепление материала. | Запись предложений (работа с текстом). Задания. Спишите текст, разделяя запятыми однородные члены и выделяя запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами. Подчеркните эти обороты как члены предложения. Настоящий любитель природы замечает малейшие изменения, происходящие в лесу весной летом осенью. Равнодушный к природе шагает по лесной дороге ни на что не обращая внимания. Любитель природы обязательно заметит тонкий голубоватый туман, висящий над дорогой и над полянами, заметит капельки росы на траве и кустах многообразие красок утренней и вечерней зорь и многое из того, чего не увидят равнодушные к природе. И запахи осеннего леса почувствует человек, близкий к природе. (По А. Перегудову). -Что такое обособление? -С помощью каких языковых средств обособляются члены предложения? Задание № 2. Запишите, графически объясните постановку знаков препинания Отголоском языческой старины считают и чучело Масленицы, сооружённое из соломы и одетое в женское платье. Блинами как бы хоронили Масленицу, принося их в жертву (блины бросали в костёр) как символ будущего плодородия. Плох человек, ничего не знающий и не пытающийся что-либо узнать. (Козьма Прутков) Вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчишками, поднимая пыль, промчался отдохнувший табун. (И. Тургенев) Оказать помощь слабым. | |
6. Физминутка. | Релаксация для глаз | |
7.Вторичное закрепление изученного материала. | Задание № 3. Из двух предложений постройте одно с обособленным членом. На вершине гор лежали густые облака. Они не позволят различать верхние их очертания. На вершине гор лежали густые облака, /не позволяющие различать верхние их очертания/. Свежий ветер подгонял лодку рыбака. Дующий ветер подгонял лодку. Свежий ветер,/дувший с моря/, подгонял лодку. Задание № 4. Тест по теме «Обособленные члены предложения» Укажите неверное утверждение. Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными. На письме обособленные члены выделяются запятыми. Обособленными могут быть только второстепенные члены предложения. Обособленные члены предложения выделяются по смыслу при помощи интонации в устной речи и при помощи знаков препинания в письменной речи. Не могут обособляться: Подлежащее Дополнение Обстоятельство Определение В предложении «Порицая других, мы чаще всего просто косвенно хвалим себя.» обособлено: Определение Обстоятельство Дополнение Подлежащее В предложении «Человек, не помнящий прошлого, лишает себя грядущего.» обособлено: Обстоятельство Дополнение Подлежащее Определение Укажите пунктуационную ошибку. Озеро, замкнутое поясом непроходимых зарослей поблёскивало внизу. Наступила тишина, нарушаемая пением сверчка. Усталый и зноем томимый, он в роще дубовой прилёг. Возвратясь с фабрики, мать провела весь день у Марии. В каком предложении определение станет необособленным, если изменить его место? Поднятые по тревоге, мы спрятались в траншеи. Медленно идёт по городу старик седой, житель гор. Вершины гор, покрытые снегом, отчётливо виднелись вдали. Усталый и зноем утомлённый, он в роще дубовой прилёг. Ответ: – 3 – 1 – 2 – 4 – 1 – 3 | |
8. Выставление оценок. | | |
9. Задание на дом | Параграфы 38-39 (учить), упр. 292 | |
10. Рефлексия. | Сегодня на уроке я повторил (а)/ вспомнил (а)… Лучше всех на уроке работал (а)… Я могу похвалить за работу на уроке …. Урок сегодня был … | |
11. Подведение итогов урока. | - Какие члены предложения называются обособленными? -Как выделяются обособленные члены в речи и на письме? -В каких случаях обособляются определения? | |