Международный конкурс «Математика и проектирование»
Тема:
«Построение правильных многоугольников»
Автор проекта:
Косова Татьяна Анатольевна –
Учитель математики МОУ гимназии имени А.С. Пушкина
Г.Шахты, Ростовская обл.
Цели и задачи
- Углубить знания по основному курсу геометрии;
- Привить графическую культуру учащимся;
- Сформировать умения и навыки решения задач на построение правильных многоугольников;
- Повысить у учащихся интерес к изучению математики, развить способности к исследовательской и проектной деятельности, развивать наблюдательность, умение мыслить логически;
- Воспитывать внимательность и аккуратность в выполнении чертежей.
СОДЕРЖАНИЕ
- Практическое применение знаний
Вступление
На практике нередко бывает необходимо разделить окружность на некоторое число равных частей.
Это находит практическое применение в технике :
технические детали: колеса, гайки, диски, плашки.
В живописи, архитектуре, дизайне:
Логотип компании
Витраж «роза» собора Парижской
Богоматери (12 метров 90 см.)
Орден св. Георгия
Различные виды орнамента
С задачей деления окружности на равные части связана важная для практики задача построения правильных многоугольников:
Построение квадрата
Если разделим окружность на n равных частей циркулем и линейкой, то легко построим правильный n -угольник.
Деление окружности на
восемь равных частей
Построение восьмиугольника
Исторический экскурс
Задача деления окружности на равные части привлекала внимание математиков и нематематиков в течение многих столетий .
Ещё две с половиной тысячи лет назад решали и решили задачу о делении окружности на 5 равных частей древнегреческие математики из школы Пифагора .
Исторический экскурс
Большой интерес к построению правильных многоугольников проявил гениальный художник и учёный эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519 )
Крупнейший греческий геометр Архимед 2200 лет назад занимался делением окружности 7 равных частей.
звёздчатые семиугольники (гептаграммы)
Можно ли циркулем и линейкой разделить окружность на n равных частей при любом n ?
Только в конце XVIII века математика оказалась в состоянии справиться с задачей деления окружности на n равных частей.
В 1796 г. девятнадцатилетний юноша Карл Фридрих Гаусс (1777-1855), вследствие один из крупнейших немецких математиков, доказал , что не при всяком n можно циркулем и линейкой разделить окружность на n равных частей.
Более того, он точно установил, при каких значениях n это возможно и при каких невозможно.
Теорема Гаусса
- Если n – простое число, то правильный n- угольник можно построить циркулем и линейкой тогда и только тогда, когда n имеет вид
( k - простое неотрицательное число)
- Если n – составное число, то правильный n- угольник можно построить циркулем и линейкой тогда и только тогда, все нечётные простые сомножители различные и каждый из них имеет вид
Например,
Следовательно, по теореме Гаусса циркулем и линейкой можно построить правильные треугольник, пятиугольник, семьнадцатиугольник.
Можно ли построить циркулем и линейкой 257-угольник? А 65537-угольник?
В тридцатых годах XIX века германский математик Фридрих Юлиус Ришело (1808-1875) провёл построение 257 –угольн ика. И посвятил этому обширную статью в одном из немецких
Журналов.
При k = 3, n = 257
Построить 257-угольник циркулем и линейкой возможно, так как 257 – простое число.
Фридрих Юлиус Ришело
В конце XIX века профессор О. Гермес 10 лет жизни выполнял построение 65537 – угольника. Рукопись с описанием этого построения занимает солидный чемодан и хранится в одном из германских университетов.
При k = 4, n = 65537
Построить 65537-угольник циркулем и линейкой возможно, так как 65537– простое число.
Можно ли построить циркулем и линейкой правильный 7-угольник? А 15 – угольник?
По теореме Гаусса правильный семиугольник циркулем и линейкой построить невозможно.
7 – простое число, но оно не может быть представлено в виде
То же можно повторить относительно правильного одиннадцатиугольника, тринадцатиугольника.
Построить правильный пятнадцатиугольник циркулем и линейкой возможно.
Число 15 разлагается на два различных простых сомножителя (15 = 3*5), причём каждый из них имеет вид
Практическое применение знаний
Построение правильных многоугольников тесно тесно связано с задачей деления окружности на равные части или задачей построения угла, содержащее данное целое число градусов.
Например, как построить циркулем и линейкой угол в 15° ?
∆ АОВ – равносторонний
ے АОВ равен 60°
ОК – биссектриса ے АОВ
ے КОВ равен 30°
ОМ –биссектриса ے КОВ
ے МОВ равен 15°
Отрезок МВ – сторона правильного 24-угольника.
Задачи для практического применения знаний
1. Как вписать в окружность правильный десятиугольник? Правильный пятиугольник?
2. Как построить циркулем и линейкой угол в 18° ?
3. Как построить циркулем и линейкой угол в 3° ?
4. Как разделить окружность на 15 равных частей?
5. Представьте себе, что перед вами окружность, разделённая на 17 равных частей . Как вы впишите в неё правильный 51-угольник?
Задачи для практического применения знаний
6. Если вы хотите вписать в окружность правильный пятиугольник, то можете воспользоваться приближённым способом: разделите диаметр d на 5 равных частей и положите сторону а 5 искомого треугольника равной 3 ∕ 5 d ; а 5 ≈ 3 ∕ 5 d . Выполните это построение. Как велика ошибка, которую вы при этом допустите?
7. Разделить окружность циркулем и линейкой на 7 равных частей в точности невозможно. Но это возможно сделать приближённо с более чем достаточной для практики точностью. Такой способ указал в III веке до н.э. Архимед, знаменитый греческий геометр. Он строит сначала сторону правильного треугольника, вписанного в окружность (обозначим эту сторону через а 3 ), делит её пополам и принимает , что сторона правильного семиугольника (обозначим её через а 7 ), вписанного в ту же окружность, равна 1 ∕ 2 а 3 ; а 7 ≈ 1 ∕ 2 а 3 . Как велика ошибка, которую мы при этом допустим?
Заключение
Ни один вид задач не даёт столько материала для развития математической инициативы, практических умений и логических навыков учащегося , как геометрические задачи на построение.
Эти задачи, обычно, не допускают стандартного подхода, способствуют развитию научного любопытства , то есть желания не только приобрести знания, но и умножить их.
Изучение истории математики способствует развитию мышления . Великий естествоиспытатель, математик и историк Г.В. Лейбниц подчёркивал, что
история науки учит искусству открытий!!!
Список литературы
1. Школьник А.Г. , «Задача деления круга», 1948, стр.72
2. Адлер А., «Теория геометрических построений», 1940
3. Аргунов Б.И., Балк М.Б. «Геометрические построения на плоскости», 1955