№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | Основные виды деятельности обучающихся |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ | |
Раздел 1. Музыка моего края | |
1.1 | Календарный фольклор | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea40f0 РЭШ 7 класс https://resh.edu.ru/subject/6/7/ МЭШ 7 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Знакомство с символикой календарных обрядов, поиск информации о соответствующих фольклорных традициях; разучивание и исполнение народных песен, танцев; вариативно: реконструкция фольклорного обряда или его фрагмента; участие в народном гулянии, празднике на улицах своего города, поселка |
1.2 | Семейный фольклор | 1 | | | Знакомство с фольклорными жанрами семейного цикла; изучение особенностей их исполнения и звучания; определение на слух жанровой принадлежности, анализ символики традиционных образов; разучивание и исполнение отдельных песен, фрагментов обрядов (по выбору учителя); вариативно: реконструкция фольклорного обряда или его фрагмента; исследовательские проекты по теме «Жанры семейного фольклора» |
Итого по разделу | 2 | | |
Раздел 2. Народное музыкальное творчество России | |
2.1 | Фольклорные жанры | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea40f0 РЭШ 7 класс https://resh.edu.ru/subject/6/7/ МЭШ 7 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Знакомство со звучанием фольклора разных регионов России в аудио- и видеозаписи; аутентичная манера исполнения; выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки разных народов; выявление общего и особенного при сравнении танцевальных, лирических и эпических песенных образцов фольклора разных народов России; разучивание и исполнение народных песен, танцев, эпических сказаний; двигательная, ритмическая, интонационная импровизация в характере изученных народных танцев и песен; вариативно: исследовательские проекты, посвященные музыке разных народов России; музыкальный фестиваль «Народы России» |
Итого по разделу | 2 | | |
Раздел 3. Русская классическая музыка | |
3.1 | История страны и народа в музыке русских композиторов | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea40f0 РЭШ 7 класс https://resh.edu.ru/subject/6/7/ МЭШ 7 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Знакомство с шедеврами русской музыки XIX–XX веков, анализ художественного содержания и способов выражения патриотической идеи, гражданского пафоса; разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения патриотического содержания, сочиненного русским композитором-классиком; вариативно: просмотр видеозаписи оперы одного из русских композиторов (или посещение театра) или фильма, основанного на музыкальных сочинениях русских композиторов. |
3.2 | Русский балет | 2 | | | Знакомство с шедеврами русской балетной музыки; поиск информации о постановках балетных спектаклей, гастролях российских балетных трупп за рубежом; посещение балетного спектакля (просмотр в видеозаписи); характеристика отдельных музыкальных номеров и спектакля в целом; вариативно: исследовательские проекты, посвященные истории создания знаменитых балетов, творческой биографии балерин, танцовщиков, балетмейстеров; съемки любительского фильма (в технике теневого, кукольного театра, мультипликации) на музыку какого-либо балета (фрагменты) |
Итого по разделу | 4 | | |
Раздел 4. Жанры музыкального искусства | |
4.1 | Камерная музыка | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea40f0 РЭШ 7 класс https://resh.edu.ru/subject/6/7/ МЭШ 7 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Слушание музыкальных произведений изучаемых жанров, (зарубежных и русских композиторов), анализ выразительных средств, характеристика музыкального образа; определение на слух музыкальной формы и составление ее буквенной наглядной схемы; разучивание и исполнение произведений вокальных и инструментальных жанров; вариативно: импровизация, сочинение кратких фрагментов с соблюдением основных признаков жанра (вокализ пение без слов, вальс – трехдольный метр); индивидуальная или коллективная импровизация в заданной форме; выражение музыкального образа камерной миниатюры через устный или письменный текст, рисунок, пластический этюд |
4.2 | Театральные жанры | 2 | | | Знакомство с шедеврами русской музыки XIX века, анализ художественного содержания, выразительных средств; разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения лирического характера, сочиненного русским композитором-классиком; музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений; вариативно: просмотр художественных фильмов, телепередач, посвященных русской культуре XIX века; создание любительского фильма, радиопередачи, театрализованной музыкально-литературной композиции на основе музыки и литературы XIX века; реконструкция костюмированного бала, музыкального салона |
4.3 | Симфоническая музыка | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea40f0 РЭШ 7 класс https://resh.edu.ru/subject/6/7/ МЭШ 7 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Знакомство с образцами симфонической музыки: программной увертюры, классической 4-частной симфонии; освоение основных тем (пропевание, графическая фиксация, пластическое интонирование), наблюдение за процессом развертывания музыкального повествования; образно-тематический конспект; исполнение (вокализация, пластическое интонирование, графическое моделирование, инструментальное музицирование) фрагментов симфонической музыки; слушание целиком не менее одного симфонического произведения; вариативно: посещение концерта (в том числе виртуального) симфонической музыки; предварительное изучение информации о произведениях концерта (сколько в них частей, как они называются, когда могут звучать аплодисменты); последующее составление рецензии на концерт |
4.4 | Циклические формы и жанры | 3 | | | Знакомство с циклом миниатюр, определение принципа, основного художественного замысла цикла; разучивание и исполнение небольшого вокального цикла; знакомство со строением сонатной формы; определение на слух основных партий-тем в одной из классических сонат; вариативно: посещение концерта (в том числе виртуального); предварительное изучение информации о произведениях концерта (сколько в них частей, как они называются, когда могут звучать аплодисменты); последующее составление рецензии на концерт |
Итого по разделу | 9 | | |
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ | |
Раздел 1. Музыка народов мира | |
1.1 | По странам и континентам | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea40f0 РЭШ 7 класс https://resh.edu.ru/subject/6/7/ МЭШ 7 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов Европы; выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов европейского фольклора и фольклора народов России; разучивание и исполнение народных песен, танцев; двигательная, ритмическая, интонационная импровизация по мотивам изученных традиций народов Европы (в том числе в форме рондо) |
Итого по разделу | 2 | | |
Раздел 2. Европейская классическая музыка | |
2.1 | Музыкальная драматургия | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea40f0 РЭШ 7 класс https://resh.edu.ru/subject/6/7/ МЭШ 7 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Наблюдение за развитием музыкальных тем, образов, восприятие логики музыкального развития; умение слышать, запоминать основные изменения, последовательность настроений, чувств, характеров в развертывании музыкальной драматургии; узнавание на слух музыкальных тем, их вариантов, видоизмененных в процессе развития; составление наглядной (буквенной, цифровой) схемы строения музыкального произведения; создание сюжета любительского фильма (в том числе в жанре теневого театра, мультфильма), основанного на развитии образов, музыкальной драматургии одного из произведений композиторов-классиков |
2.2 | Музыкальный образ | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea40f0 РЭШ 7 класс https://resh.edu.ru/subject/6/7/ МЭШ 7 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Знакомство с произведениями композиторов – венских классиков, композиторов-романтиков, сравнение образов их произведений, сопереживание музыкальному образу, идентификация с лирическим героем произведения; узнавание на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие темы, ритмоинтонации; разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного композитором-классиком, художественная интерпретация его музыкального образа; музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений; вариативно: сочинение музыки, импровизация; литературное, художественное творчество, созвучное кругу образов изучаемого композитора; составление сравнительной таблицы стилей классицизм и романтизм (только на примере музыки, либо в музыке и живописи, в музыке и литературе) |
2.3 | Музыкант и публика | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea40f0 РЭШ 7 класс https://resh.edu.ru/subject/6/7/ МЭШ 7 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Знакомство с образцами виртуозной музыки; размышление над фактами биографий великих музыкантов – как любимцев публики, так и непонятых современниками; определение на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка, изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие ритмоинтонации; музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений; знание и соблюдение общепринятых норм слушания музыки, правил поведения в концертном зале, театре оперы и балета; вариативно: работа с интерактивной картой (география путешествий, гастролей), лентой времени (имена, факты, явления, музыкальные произведения); посещение концерта классической музыки с последующим обсуждением в классе; создание тематической подборки музыкальных произведений для домашнего прослушивания |
2.4 | Музыкальный стиль | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea40f0 РЭШ 7 класс https://resh.edu.ru/subject/6/7/ МЭШ 7 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Обобщение и систематизация знаний о различных проявлениях музыкального стиля; исполнение 2–3 вокальных произведений – образцов барокко, классицизма, романтизма, импрессионизма; музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений; определение на слух в звучании незнакомого произведения: принадлежности к одному из изученных стилей; исполнительского состава; жанра, круга образов; способа музыкального изложения и развития в простых и сложных музыкальных формах; вариативно: исследовательские проекты, посвященные эстетике и особенностям музыкального искусства различных стилей XX в. |
Итого по разделу | 6 | | |
Раздел 3. Духовная музыка | |
3.1 | Музыкальные жанры богослужения | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea40f0 РЭШ 7 класс https://resh.edu.ru/subject/6/7/ МЭШ 7 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Знакомство с одним (более полно) или несколькими (фрагментарно) произведениями мировой музыкальной классики, написанными в соответствии с религиозным каноном; вокализация музыкальных тем изучаемых духовных произведений; определение на слух изученных произведений и их авторов, иметь представление об особенностях их построения и образов; устный или письменный рассказ о духовной музыке с использованием терминологии, примерами из соответствующей традиции, формулировкой собственного отношения к данной музыке, рассуждениями, аргументацией своей позиции |
Итого по разделу | 2 | | |
Раздел 4. Современная музыка: основные жанры и направления | |
4.1 | Молодежная музыкальная культура | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea40f0 РЭШ 7 класс https://resh.edu.ru/subject/6/7/ МЭШ 7 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Знакомство с музыкальными произведениями, ставшими «классикой жанра» молодежной культуры; разучивание и исполнение песни, относящейся к одному из молодежных музыкальных течений; дискуссия на тему «Современная музыка»; вариативно: презентация альбома своей любимой группы |
4.2 | Джазовые композиции и популярные хиты | 2 | | | Знакомство с различными джазовыми музыкальными композициями и направлениями (блюз); разучивание, исполнение одной из джазовых тем, элементы ритмической и вокальной импровизации на ее основе; определение на слух: принадлежности к джазовой или классической музыке; исполнительского состава (манера пения, состав инструментов); вариативно: сочинение блюза; посещение концерта джазовой музыки |
Итого по разделу | 4 | | |
Раздел 5. Связь музыки с другими видами искусства | |
5.1 | Музыка и живопись. Симфоническая картина | 3 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea40f0 РЭШ 7 класс https://resh.edu.ru/subject/6/7/ МЭШ 7 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Знакомство с музыкальными произведениями программной музыки, выявление интонаций изобразительного характера; музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений; разучивание, исполнение песни с элементами изобразительности, сочинение к ней ритмического и шумового аккомпанемента с целью усиления изобразительного эффекта; вариативно: рисование под впечатлением от восприятия музыки программно-изобразительного характера; сочинение музыки, импровизация, озвучивание картин художников |
Итого по разделу | 3 | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 | 0 | | |
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Музыкальное путешествие: моя Россия | 1 | | | Урок "Широка страна моя родная. Музыка народов России" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/91680?menuReferrer=catalogue |
2 | Семейный фольклор | 1 | | | Урок "Жанры русской народной песни. Детский и материнский фольклор" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2299?menuReferrer=catalogue |
3 | Музыкальный народный календарь | 1 | | | Урок "Годовой круг календарных праздников" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/85200?menuReferrer=catalogue |
4 | Календарные народные песни | 1 | | | Видео "Календарно-обрядовые песни" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/11081805?menuReferrer=catalogue |
5 | Этюды | 1 | | | Урок "Этюд. Часть 1" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/11350107?menuReferrer=catalogue |
6 | «Я русский композитор, и… это русская музыка» | 1 | | | Урок "Мир композитора. С. В. Рахманинов" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/11214380?menuReferrer=catalogue |
7 | В музыкальном театре. Балет | 1 | | | Урок "В музыкальном театре. Балет" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3248/start/ |
8 | Балеты | 1 | | | Видео "История русского балета" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10822894?menuReferrer=catalogue |
9 | Вокальные циклы | 1 | | | Урок "Вокальный цикл Франца Шуберта «Прекрасная мельничиха»" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1432127?menuReferrer=catalogue |
10 | Камерная музыка | 1 | | | Урок "Камерная музыка" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3353/start/ |
11 | В музыкальном театре | 1 | | | Урок "В музыкальном театре. Опера" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3250/start/ |
12 | Судьба человеческая – судьба народная | 1 | | | Урок "Народное творчество как феномен искусства" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/8381207?menuReferrer=catalogue |
13 | Классика и современность | 1 | | | Урок "Классика в современном мире" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3176/start/ |
14 | В концертном зале | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea6ed6 |
15 | Прелюдия | 1 | | | Видео "Прелюдии. Клод Дебюсси" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9669686?menuReferrer=catalogue |
16 | Концерт | 1 | | | Урок "В концертном зале. Симфония" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3185/start/ |
17 | Соната | 1 | | | Урок "Классическая соната" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3172/start/ |
18 | По странам и континентам | 1 | | | Урок "По странам и континентам. Жанровое и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов мира" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/3457?menuReferrer=catalogue |
19 | Традиционная музыка народов Европы | 1 | | | Урок "Европейские традиции духовных песнопений от средневековья до ХХ века" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/6723?menuReferrer=catalogue |
20 | Музыкальная драматургия - развитие музыки | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea6576 |
21 | Музыкальная драматургия - развитие музыки | 1 | | | Урок "Обобщающий урок - Музыкальная драматургия" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3247/start/ |
22 | Героические образы в музыке, литературе, изобразительном искусстве | 1 | | | Урок "Тема героизма в музыке" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3249/start/ |
23 | Инструментальная музыка | 1 | | | Урок "Жанры инструментальной фортепианной музыки" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3171/start/ |
24 | Транскрипция | 1 | | | Урок "Транскрипция. Часть 1" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/11537497?menuReferrer=catalogue |
25 | Музыкальный стиль | 1 | | | Урок "Классика и современность" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2311610?menuReferrer=catalogue |
26 | Сюжеты и образы религиозной музыки | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea694a https://m.edsoo.ru/f5ea5036 https://m.edsoo.ru/f5ea5fae https://m.edsoo.ru/f5ea59aa Урок "Религиозная музыка. Сюжеты и образы религиозной музыки" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3170/start/ |
27 | Образы «Вечерни» и «Утрени» | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea613e |
28 | Рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» | 1 | | | Урок "Рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда»" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3184/start/ |
29 | Рок-опера «Юнона и Авось» А. Рыбникова | 1 | | | Урок "Рок-опера «Юнона и Авось»" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3178/start/ |
30 | «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина | 1 | | | Урок "«Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3183/start/ |
31 | Популярные хиты | 1 | | | Урок "Международные хиты" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3179/start/ |
32 | Симфоническая картина | 1 | | | Урок "Симфоническая картина. Симфония" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3181/start/ |
33 | Вечная красота жизни | 1 | | | Урок "Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/43815?menuReferrer=catalogue |
34 | Мир образов природы родного края в музыке, литературе, живописи | 1 | | | Урок "Музыкальная картина мира" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3180/start/ |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 | 0 | |