№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | Основные виды деятельности обучающихся |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ | |
Раздел 1. Музыка моего края | |
1.1 | Наш край сегодня | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4 РЭШ 8 класс https://resh.edu.ru/subject/6/8/ МЭШ 8 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Разучивание и исполнение гимна республики, города, песен местных композиторов; знакомство с творческой биографией, деятельностью местных мастеров культуры и искусства; вариативно: посещение местных музыкальных театров, музеев, концертов, написание отзыва с анализом спектакля, концерта, экскурсии; исследовательские проекты, посвященные деятелям музыкальной культуры своей малой родины (композиторам, исполнителям, творческим коллективам); творческие проекты (сочинение песен, создание аранжировок народных мелодий; съемка, монтаж и озвучивание любительского фильма), направленные на сохранение и продолжение музыкальных традиций своего края |
Итого по разделу | 2 | | |
Раздел 2. Народное музыкальное творчество России | |
2.1 | На рубежах культур | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4 РЭШ 8 класс https://resh.edu.ru/subject/6/8/ МЭШ 8 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Изучение творчества и вклада в развитие культуры современных этно-исполнителей, исследователей традиционного фольклора; вариативно: участие в этнографической экспедиции; посещение (участие) в фестивале традиционной культуры |
Итого по разделу | 2 | | |
Раздел 3. Русская классическая музыка | |
3.1 | Русский балет | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4 РЭШ 8 класс https://resh.edu.ru/subject/6/8/ МЭШ 8 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Знакомство с шедеврами русской балетной музыки; поиск информации о постановках балетных спектаклей, гастролях российских балетных трупп за рубежом; посещение балетного спектакля (просмотр в видеозаписи); характеристика отдельных музыкальных номеров и спектакля в целом; вариативно: исследовательские проекты, посвященные истории создания знаменитых балетов, творческой биографии балерин, танцовщиков, балетмейстеров; съемки любительского фильма (в технике теневого, кукольного театра, мультипликации) на музыку какого-либо балета (фрагменты) |
3.2 | История страны и народа в музыке русских композиторов | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4 РЭШ 8 класс https://resh.edu.ru/subject/6/8/ МЭШ 8 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Знакомство с шедеврами русской музыки XIX–XX веков, анализ художественного содержания и способов выражения патриотической идеи, гражданского пафоса; вариативно: просмотр художественных фильмов, телепередач, посвященных творчеству композитора Д. Шостаковича |
3.3 | Русская исполнительская школа | 2 | | | Слушание одних и тех же произведений в исполнении разных музыкантов, оценка особенностей интерпретации; создание домашней фоно- и видеотеки из понравившихся произведений; дискуссия на тему «Исполнитель – соавтор композитора»; вариативно: исследовательские проекты, посвященные биографиям известных отечественных исполнителей классической музыки |
Итого по разделу | 5 | | |
Раздел 4. Жанры музыкального искусства | |
4.1 | Театральные жанры | 4 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4 РЭШ 8 класс https://resh.edu.ru/subject/6/8/ МЭШ 8 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Знакомство с отдельными номерами из известных опер; разучивание и исполнение небольшого хорового фрагмента из оперы, слушание данного хора в аудио- или видеозаписи, сравнение собственного и профессионального исполнений; музыкальная викторина на материале изученных фрагментов музыкальных спектаклей; различение, определение на слух: тембров голосов оперных певцов; оркестровых групп, тембров инструментов; типа номера (соло, дуэт, хор); вариативно: посещение театра оперы и балета (в том числе виртуального); предварительное изучение информации о музыкальном спектакле (сюжет, главные герои и исполнители, наиболее яркие музыкальные номера); последующее составление рецензии на спектакль |
4.2 | Симфоническая музыка | 4 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4 РЭШ 8 класс https://resh.edu.ru/subject/6/8/ МЭШ 8 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Знакомство с образцами симфонической музыки: программной увертюры, классической 4-частной симфонии; освоение основных тем (пропевание, графическая фиксация, пластическое интонирование), наблюдение за процессом развертывания музыкального повествования; образно-тематический конспект; исполнение (вокализация, пластическое интонирование, графическое моделирование, инструментальное музицирование) фрагментов симфонической музыки; вариативно: посещение концерта (в том числе виртуального) симфонической музыки; последующее составление рецензии на концерт |
Итого по разделу | 8 | | |
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ | |
Раздел 1. Музыка народов мира | |
1.1 | Музыкальный фольклор народов Азии и Африки | 3 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4 РЭШ 8 класс https://resh.edu.ru/subject/6/8/ МЭШ 8 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов Африки и Азии; выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов азиатского фольклора и фольклора народов России; разучивание и исполнение народных песен, танцев; коллективные ритмические импровизации на шумовых и ударных инструментах; вариативно: исследовательские проекты по теме «Музыка стран Азии и Африки» |
Итого по разделу | 3 | | |
Раздел 2. Европейская классическая музыка | |
2.1 | Музыка – зеркало эпохи | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4 РЭШ 8 класс https://resh.edu.ru/subject/6/8/ МЭШ 8 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Знакомство с образцами полифонической и гомофонно-гармонической музыки; разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного композитором-классиком (из числа изучаемых в данном разделе); исполнение вокальных, ритмических, речевых канонов; музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений; вариативно: составление сравнительной таблицы стилей барокко и классицизм (на примере музыкального искусства, либо музыки и живописи, музыки и архитектуры); просмотр художественных фильмов и телепередач, посвященных стилям барокко и классицизм, творческому пути изучаемых композиторов |
Итого по разделу | 2 | | |
Раздел 3. Духовная музыка | |
3.1 | Религиозные темы и образы в современной музыке | 3 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4 РЭШ 8 класс https://resh.edu.ru/subject/6/8/ МЭШ 8 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Сопоставление тенденций сохранения и переосмысления религиозной традиции в культуре XX–XXI веков; исполнение музыки духовного содержания, сочиненной современными композиторами; вариативно: исследовательские и творческие проекты по теме «Музыка и религия в наше время»; посещение концерта духовной музыки |
Итого по разделу | 3 | | |
Раздел 4. Современная музыка: основные жанры и направления | |
4.1 | Музыка цифрового мира | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4 РЭШ 8 класс https://resh.edu.ru/subject/6/8/ МЭШ 8 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Поиск информации о способах сохранения и передачи музыки прежде и сейчас; просмотр музыкального клипа популярного исполнителя, анализ его художественного образа, стиля, выразительных средств; разучивание и исполнение популярной современной песни; вариативно: проведение социального опроса о роли и месте музыки в жизни современного человека; создание собственного музыкального клипа |
4.2 | Мюзикл | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4 РЭШ 8 класс https://resh.edu.ru/subject/6/8/ МЭШ 8 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Знакомство с музыкальными произведениями, сочиненными в жанре мюзикла, сравнение с другими театральными жанрами (опера, балет, драматический спектакль); анализ рекламных объявлений о премьерах мюзиклов в современных средствах массовой информации; просмотр видеозаписи одного из мюзиклов |
4.3 | Традиции и новаторство в музыке | 2 | | | Знакомство с различными джазовыми музыкальными композициями и направлениями (регтайм, биг бэнд, блюз); определение на слух: принадлежности к джазовой или классической музыке; исполнительского состава (манера пения, состав инструментов); вариативно: сочинение блюза; посещение концерта джазовой музыки |
Итого по разделу | 5 | | |
Раздел 5. Связь музыки с другими видами искусства | |
5.1 | Музыка кино и телевидения | 4 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4 РЭШ 8 класс https://resh.edu.ru/subject/6/8/ МЭШ 8 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Знакомство с образцами киномузыки отечественных и зарубежных композиторов; просмотр фильмов с целью анализа выразительного эффекта, создаваемого музыкой; разучивание, исполнение песни из фильма |
Итого по разделу | 4 | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 | 0 | | |
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Милый сердцу край | 1 | | | Урок "С.В. Рахманинов. «И у меня был край родной...»" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2462405?menuReferrer=catalogue |
2 | Исследовательский проект на одну из тем | 1 | | | Урок "Песни народов мира" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1048444?menuReferrer=catalogue |
3 | Музыкальная панорама мира | 1 | | |
4 | Современная жизнь фольклора | 1 | | | Урок "Какая музыка является народной" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/3441?menuReferrer=catalogue |
5 | Классика балетного жанра | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eaa20c Урок "В музыкальном театре. Балет" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3192/start/ |
6 | В музыкальном театре | 1 | | | Урок "В музыкальном театре. Опера" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3193/start/ |
7 | В концертном зале | 1 | | | Урок "Инструментальный концерт. Часть 1" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/11756821?menuReferrer=catalogue |
8 | Музыкальная панорама мира | 1 | | | Урок "По странам и континентам. Отражение жанрового и интонационного своеобразия музыкального фольклора народов мира в классическом и современном искусстве" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/3463?menuReferrer=catalogue |
9 | Исследовательский проект | 1 | | |
10 | В музыкальном театре. Опера | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea9afa |
11 | «Князь Игорь» | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea9c62 |
12 | Опера: строение музыкального спектакля | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4 |
13 | Портреты великих исполнителей | 1 | | | Урок "Выдающиеся солисты оперы прошлого и современности. Мировые театры оперы и балета" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/28898?menuReferrer=catalogue |
14 | Музыкальные зарисовки | 1 | | | Урок "Камерное вокальное творчество М. П. Мусоргского" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10271350?menuReferrer=catalogue |
15 | Симфония: прошлое и настоящее | 1 | | | Урок "Развитие жанра симфонии" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3189/start/ |
16 | Приёмы музыкальной драматургии | 1 | | | Урок "Драматургия симфонической музыки современных композиторов" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/40912?menuReferrer=catalogue |
17 | Лирико-драматическая симфония | 1 | | | Видео "Мир композитора. Ф. Шуберт. Симфония № 8 (Неоконченная)" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/11349708?menuReferrer=catalogue |
18 | Музыкальные традиции Востока | 1 | | | Урок "Сюжеты восточных сказок в творчестве Н. А. Римского-Корсакова" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2326492?menuReferrer=catalogue |
19 | Воплощение восточной тематики в творчестве русских композиторов | 1 | | |
20 | Воплощение восточной тематики в творчестве русских композиторов | 1 | | |
21 | Музыкальные завещания потомкам | 1 | | | Урок "Музыка как завещание потомкам" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3354/start/ |
22 | Музыкальные завещания потомкам | 1 | | | Урок "Обобщающий урок - традиции и новации" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3251/start/ |
23 | Музыка в храмовом синтезе искусств | 1 | | | Урок "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/36645?menuReferrer=catalogue |
24 | Неизвестный Свиридов «О России петь — что стремиться в храм…» | 1 | | | Урок "Музыка в храмовом синтезе искусств. Неизвестный Свиридов" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3252/start/ |
25 | Свет фресок Дионисия — миру | 1 | | | Урок «Валерий Григорьевич Кикта "Фрески Святой Софии Киевской" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2325937?menuReferrer=catalogue |
26 | Классика в современной обработке | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eab27e https://m.edsoo.ru/f5eab4d6 Урок "Почему не стареет классика" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3115/start/ |
27 | В музыкальном театре. Мюзикл | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eabc2e https://m.edsoo.ru/f5eabff8 https://m.edsoo.ru/f5eac156 |
28 | Популярные авторы мюзиклов в России | 1 | | | Урок "В музыкальном театре. Мюзикл" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3405/start/ |
29 | «Музыканты – извечные маги» | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eab86e https://m.edsoo.ru/f5eab9c2 |
30 | «Музыканты – извечные маги» | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eabaf8 |
31 | Музыка в кино | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea85a6 |
32 | Жанры фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea8786 |
33 | Музыка к фильму «Властелин колец» | 1 | | | Урок "Музыка кино" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3410/start/ |
34 | Музыка и песни Б.Окуджавы | 1 | | | Урок "Авторская песня сегодня. Песни Б. Ш. Окуджавы. Спиричуэл и блюз. Джаз — музыка лёгкая или серьёзная?" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7162/start/254378/ |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 | 0 | |