Поурочно-тематическое планирование по курсу обществознание 5 класс.
№ урока | План | Факт | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Основные элементы содержания | Характеристика основных видов деятельности учащихся на уровне учебных действий | Формы и виды контроля | Домашнее задание |
1 | | | Введение | 1 | Урок изучения новых знаний и способов действий | Знакомство с курсом «Обществознание». Структура, особенности методического аппарата учебника | Личностные УУД Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение. Познавательные УУД Извлекать информацию из текста Коммуникативные УУД Составлять целое из частей, работая в группах Регулятивные УУД Составлять план своих действий | Устный опрос | Составить короткий рассказ о самом лучшем друге |
Человек (5 часов) |
2-3 | | | Загадка человека | 2 | Урок изучения новых знаний и способов действий | Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое и социальное существо. Отличие человека от животных. Наследственность | Личностные УУД Высказывать свои предположения о том, зачем человек рождается и каковы ценности человеческой жизни. Высказывать свое мнение, что в этой истории можно считать правдой, а что – вымыслом. Познавательные УУД Проверять правильность своих выводов об отличиях человека и животного, рассматривая схему. Определять незнакомые слова и находить их значение. Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека. Коммуникативные УУД Готовить коллективный ответ на вопрос: «Как на поведение живого существа влияют инстинкты?» Готовить проект по теме: «Кто на кого похож», подобрав фотографии внешне похожих людей и используя ресурсы Интернета. Регулятивные УУД Составлять свой план текста и выделять основные смысловые части текста. | Устный опрос Работа с текстом учебника по вопросам Творческое задание | Заполни пропуски и объясни, как ты понимаешь это суждение: «По-моему, человека можно сравнить с__ потому что___» |
4-5 | | | Отрочество – особая пора жизни. | 2 | Урок комплексного применения знаний и способов действий | Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность - показатель взрослости. | Личностные УУД Сравнивать свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит с твоими сверстниками. Высказывать свое мнение может ли самостоятельность быть отрицательным качеством. Познавательные УУД Описывать отрочество как особую пору жизни. Самостоятельно составлять схему правил общения. Приводить примеры, когда мечты и целеустремленность человека помогли ему достичь в жизни значительных успехов, используя дополнительные источники или опираясь на жизненный опыт близких знакомых. Понимать смысл высказывания и приводить примеры из собственной жизни. Заполнять таблицу на основе текста, выписывая цитаты и свои мысли. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости Коммуникативные УУД Придумывать сценки из жизни : «Общение взрослого и подростка, разделившись на группы». Составлять в парах памятку – советы «Как всегда чувствовать себя хорошо». Регулятивные УУД Оценивать результатов работы. Прогнозировать свой результат работы. | Опрос, рабочий лист | Составление и решение кроссворда по заданной теме |
6 | | | Практикум по теме «Человек». | 1 | Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов действий | Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Пользу или вред приносит самостоятельность. | Личностные УУД Высказывать свое мнение. Почему очень часто дети хотят поскорее стать взрослыми, а многие взрослые не прочь вернуться в детство. Познавательные УУД Находить основную мысль прочитанного текста и записывать ее. Готовить сообщение об одном из мнений о происхождении человека, используя учебник истории, энциклопедию, Интернет. Коммуникативные УУД Инсценировать жизненные ситуации, работая в группах Регулятивные УУД Составлять план текста | Тестовые задания, рабочий лист | Составить сказку, где нужно описать основные черты отрочества как особого возраста перехода от детства к взрослости |
Семья (7 часов) |
7-8 | | | Семья и семейные отношения | 2 | Урок комплексного применения знаний и способов действий | Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. | Личностные УУД Составить свой кодекс семейных отношений. Высказывать свое мнение Познавательные УУД Объяснять значение слов, используя справочную литературу или материалы Интернета. Извлекать и преобразовывать текущую информацию Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов Выражать собственную точку зрения на значение семьи. Коммуникативные УУД Готовить совместные ответы на вопросы, работая в парах. Сравнивать двухпоколенные и трехпоколенные семьи, заполняя таблицу, работая в парах. Регулятивные УУД Составлять по плану рассказ о ценностях и традициях своей семьи. Вносить коррективы в план | Составить родословное дерево; Составить таблицу, разгадать кроссворд; | Составить родословное дерево. Принести фотографию семьи и рассказать о ней. «Семейная фотография» |
9-10 | | | Семейное хозяйство | 2 | Урок комплексного применения знаний и способов действий | Рациональное ведение хозяйства Распределение обязанностей. Обязанности подростка | Личностные УУД Формулировать свои правила ведения домашнего хозяйства. Формировать свою позицию. Познавательные УУД Готовить рассказ о роли техники в быту. Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства Характеризовать совместный труд членов семьи. Заполнять таблицу на основе текста, выписывая цитаты и свои мысли. Устанавливать соответствие между понятиями и определениями. Коммуникативные УУД Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя, работая в группах. Выполнять проект «Экономия семейных ресурсов». Регулятивные УУД Оценивать результаты работы. Контролировать что хотели бы получить и что получили. | Промежуточный Составить семейный бюджет; Творческое задание | Составить семейный бюджет; составить таблицу: потребности/ресурсы для их удовлетворения |
11 | | | Свободное время | 1 | Урок комплексного применения знаний и способов действий | Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. | Личностные УУД Высказывать свое мнение . Познавательные УУД Определять основную мысль текста. Приводить примеры из своего опыта, когда время летит очень быстро и тянется очень едленно Коммуникативные УУД Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени, работая в группах Регулятивные УУД Составлять план своего рабочего дня и выполнять его Вносить коррективы в план. | Создать проект «Свободное время школьника; Творческое | Составить маршрутный лист, где ты бываешь в свободное время |
12-13 | | | Практикум по теме «Семья» | 2 | Урок обобщения и систематизации знаний | Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье. | Личностные УУД Высказывать свое мнение Познавательные УУД Составлять вопросы к тексту, документу. Коммуникативные УУД Составлять коллективный портрет рачительного хозяина. Подготавливать рассказ по группам. Регулятивные УУД Планировать свой режим для будничного дня и свои занятия во время каникул. Проверять и оценивать результаты работы. | Тестовые задания | Задание «Секреты домашнего мастера», полезные советы, которыми ты можешь поделиться |
Школа (7 часов) |
14-15 | | | Образование в жизни человека. | 2 | Урок комплексного применения знаний и способов действий | Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Профессия – ученик. Чему учит школа. Учись – учиться. | Личностные УУД Высказывать свое мнение с каким настроением ходишь ты в школу. Высказывать свое мнение, что ты чувствуешь, когда после приложенных усилий добиваешься хорошего результата. Познавательные УУД Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом. Описывать ступени школьного образования. Объяснять смысл пословиц о школе. Заполнять схему «Чему можно научиться» Извлекать информацию из текста Коммуникативные УУД Участвовать в коллективном обсуждении проблем. Регулятивные УУД Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений. Составлять личный алгоритм – «Учись учиться». Прогнозировать какой будет школа в будущем, написав сочинение. | Опрос Составить синквейн «Школа» | Составить таблицу: Чему я научился в школе: Знания/Умения/Навыки |
16-17 | | | Образование и самообразование | 2 | Урок комплексного применения знаний и способов действий | Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться. | Личностные УУД Выявлять мотив деятельности: зачем я учусь. Высказывать свое мнение. Познавательные УУД Характеризовать учебу как основной труд школьника. Выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений. Оценивать собственные умения учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения полученных знаний в школе. Характеризовать значение самообразования для человека, опираясь на конкретные примеры. Составлять таблицу «Что общего и различного в образовании и самообразовании». Размышлять на тему «Хорошо учиться – это значит», аргументируя фактами из своей жизни. Коммуникативные УУД Участвовать в коллективно обсуждении проблем. Уметь слушать и вступать в диалог. Регулятивные УУД Осознавать качество и уровень подготовки. Оценивать результаты работы. | Опрос Письменные задания. Творческое задание | Составить загадки на школьную тему |
18 | | | Одноклассники, сверстники, друзья | 1 | Урок комплексного применения знаний и способов действий | Отношение младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс. | Личностные УУД Высказывать свое мнение. .Познавательные УУД Использовать элементы причинно – следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. Описывать случай из своей жизни, который говорил бы о настоящем товариществе Коммуникативные УУД Проводить игру по командам, продекламировав куплет любой известной песни о дружбе Регулятивные УУД Оценивать собственные умения общаться с одноклассниками и друзьями. Проверять и оценивать результаты работы | Опрос Творческое задание | Дать словесный портрет друга/подруги, показать достижения и увлечения этого человека |
19-20 | | | Практикум по теме «Школа» | 2 | Урок обобщения и систематизации знаний | Учимся жить дружно в классе. Классный коллектив. Коллективный досуг и взаимопомощь. | Личностные УУД Высказывать свое мнение по жизненным ситуациям. Познавательные УУД Готовить рассказ на тему «как учились раньше», опираясь на жизненный опыт родных. Коммуникативные УУД Готовить презентацию « О нас и нашем классе», распределяя задания в группах. Регулятивные УУД Оценивать результаты работы. | Тестовые задания Письменные задания | Готовить презентацию « О нас и нашем классе», распределяя задания в группах |
Труд (5 часов) |
21-22 | | | Труд – основа жизни | 2 | Урок комплексного применения знаний и способов действий | Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Труд – условия благополучия человека. Благотворительность и меценатство. | Личностные УУД Высказывать свое мнение Познавательные УУД Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Заполнять сравнительную таблицу «Труд свободного человека и труд рабов». Составлять синонимы со словом «Труд». Различать материальную и моральную оценку труда. Заполнять схему «Источники богатства». Приводить примеры благотворительности и меценатства Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде. Коммуникативные УУД Инсценировать труд раба, крепостного крестьянина и свободного человека. Готовить в группах ответ на вопрос: кого называют людьми творческих профессий и приводить примеры людей таких профессий. Обсуждать с друзьями ситуацию, разделившись на группы. Регулятивные УУД Различать материальное изделие и услугу по рисункам, заполняя таблицу. Составлять свои правила труда. Проверять и оценивать результаты работы | Составить кластер «Труд» Опрос Письменные задания | Составление и решение кроссворда |
23-24 | | | Труд и творчество | 2 | Урок комплексного применения знаний и способов действий | Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве. | Личностные УУД Давать характеристику своей трудовой деятельности. Высказывать свое мнение о проявлении творчества в учебном процессе и своих чувствах, которые ты испытал. Познавательные УУД Заполнять сравнительную таблицу «Труд» животных и труд человека. Объяснять смысл пословиц о труде. Составлять синквейн со словом «Творчество» Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров Коммуникативные УУД Оформлять выставку на тему «Труд и красота». Готовить сообщение на тему «творчество в науке» и «творчество в искусстве» на примере известной личности, разделив класс на 2 группы.. Регулятивные УУД Различать творчество и ремесло, рассматривая рисунки. Проверять и оценивать результаты работы | Опрос Письменные задания. Творческое задание | Подобрать и объяснить значение пословиц о мастерах своего дела |
25 | | | Практикум по теме «Труд». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Учимся трудиться и уважать труд. Учимся творчеству. | Личностные УУД Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы. Познавательные УУД Извлекать информацию из текста Осознавать какое значение и смысл для меня имеет труд Коммуникативные УУД Готовить проект «Творчество в науке и искусстве». Регулятивные УУД Соотносить то, что известно и что неизвестно, применяя метод незаконченных предложений. Проверять и оценивать результаты работы. | Тестовые задания Творческие задания | Задания по группам по заданным темам |
Родина (9 часов) |
26-27 | | | Наша Родина – Россия. | 2 | Урок комплексного применения знаний и способов действий | Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом. | Личностные УУД Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы. Познавательные УУД Объяснять смысл понятия субъект Российской Федерации. Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного. Отбирать информацию из источника. Подбирать синонимы к слову «Родина». Извлекать информацию из текста. Объяснять смысл пословиц. Приводить примеры проявления патриотизма Коммуникативные УУД Распределять задания по группам. Излагать мысли письменно своему сверстнику, живущему далеко от тебя, о своей малой родине. Регулятивные УУД Осознавать качество и уровень усвоения. Оценивать результаты работы | Составить синквейн со словом «родина» Опрос. Составить кластер «Патриот». Творческое задание | Ответить на вопросы: Что объединяет народы РФ С чего для тебя начинается Родина? |
28-29 | | | Государственные символы России. | 2 | Урок комплексного применения знаний и способов действий | Государственные символы России. Герб, гимн, флаг, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России. | Личностные УУД Придумывать свой личный герб, нарисовав его и описав. Рассказывать о своих чувствах при исполнении гимна РФ. Познавательные УУД Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России. Составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России. Извлекать информацию из текста. Описывать основные государственные символы Российской Федерации. Знать текст гимна. Коммуникативные УУД Уметь слушать и вступать в диалог. Предлагать варианты герба, флага и гимна вашего класса, разделившись на группы. Регулятивные УУД Проверять и оценивать результаты работы. Соотносить то, что известно и неизвестно, используя метод незаконченных предложений | Опрос Творческое задание | Задания по группам: создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России |
30-31 | | | Гражданин России. | 2 | Урок комплексного применения знаний и способов действий | Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России. Какие прав человек получает от рождения? | Личностные УУД Высказывать свое мнение по поводу участия в решении государственных дел в России таким же способом, как в Древних Афинах. Познавательные УУД Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин» Заполнять таблицу, используя словосочетания из приведенного ниже списка. Отбирать информацию из источника. Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей. Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ. Коммуникативные УУД Уметь слушать и вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении проблем. Регулятивные УУД Оценивать результаты работы | Опрос Творческое задание. Составить схему «Права и обязанности граждан» Письменные Задания. | Конституция РФ глава 2, читать |
32 | | | Мы – многонациональный народ | 1 | Урок комплексного применения знаний и способов действий | Россия – многонациональное государство. Народы России – одна семья. Национальность человека. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения. | Личностные УУД Приведите конкретные примеры из своей жизни о том, люди каких национальностей находятся рядом с вами и как ты к ним относишься. Познавательные УУД Составлять и записывать свои вопросы к кроссворду. Анализировать карту, о чем она тебе расскажет. Извлекать информацию из текста. Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. Коммуникативные УУД Подбирать материал и готовить компьютерную презентацию на тему «Обычаи народов России», разделившись на группы. Регулятивные УУД Соотносить то, что известно и неизвестно, используя метод незаконченных предложений. Прогнозировать результат. | Опрос Работа с картой по заданиям. Рабочий лист | Задания по группам: Подобрать материал и подготовить компьютерную презентацию на тему «Обычаи народов России» |
33 | | | Практикум по теме «Родина» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Систематизировать знания учащихся по теме «Родина». Учимся быть достойными гражданами. Учимся уважать людей любой национальности. Правила толерантного отношения к людям. | Личностные УУД Принимать личное участие в озеленении школьного двора, улиц села. Познавательные УУД Работать с учебником и дополнительной литературой. Коммуникативные УУД Готовить плакаты на тему «с чего начинается Родина». «Участие гражданина в делах государства». «Главные обязанности гражданина». Регулятивные УУД Осознавать качество и уровень подготовки и оценивать результаты работы. | Тестовые задания Самостоятельная работа | Подготовить и защитить плакаты на тему «с чего начинается Родина». «Участие гражданина в делах государства» «Главные обязанности гражданина». |
34 | | | Итоговое повторение | 1 | Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов действий | Обобщить и закрепить полученные знания и умения | Проанализировать результаты работы класса, отдельных учащихся за прошедший учебный год. Развивать рефлексивные умения, способности к адекватной самооценке. Наметить перспективы работы в следующем учебном году | Тестовые задания Самостоятельная работа | Подготовиться к тестовой работе |