СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочное планирование по русскому языку 2 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочное планирование по русскому языку 2 класс Т.Г. Рамзаева. Русский язык. 2 класс. В 2 ч. / М.: ООО Дрофа,2013 по прграмме " Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование по русскому языку 2 класс»

Пояснительная записка


Рабочая учебная программа по русскому языку для 2 «А» разработана на основе нормативно – правовых документов:


1. Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.


2. ФГОС НОО (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373)


3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).


4. Т.Г. Рамзаева, Программа «Русский язык» - М.: ООО « Дрофа», 2011.


5. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ гимназии №2 г. Сальска на 2016-2020 годы с изменениями (приказ №223 от 30.08.2018).


6. Положение о рабочей программе МБОУ гимназии №2 г. Сальска.


7. Учебный план МБОУ гимназии №2 г. Сальска (утверждён приказом директора от 25.06.2018 г. № 197)


8. Календарный учебный график МБОУ гимназии №2 г. Сальска (утверждён приказом директора от 25.06.2018 г. № 197)


9. Положение об организации текущего и промежуточного контроля за уровнем освоения обучающимися 2 – 11 классов общеобразовательных программ МБОУ гимназии №2 г. Сальска.


Для реализации данной программы используется учебно -методический комплект «Школа России»


Состав УМК:

Т.Г. Рамзаева. Русский язык. 2 класс. В 2 ч. / М.: ООО Дрофа,2013


Цели и задачи учебного предмета

Целями изучения предмета «Русский язык» во 2 «А» классе являются:

достижение выпускником начальной общеобразовательной школы программных установок, знаний, умений, навыков и компетенций;

формирование и развитие личностной сферы выпускника начальной школы; формирование языковой личности учащегося в первую очередь средствами ведущего учебного предмета начальной школы — русского (родного) языка;

реализация познавательной цели; развитие коммуникативных компетенций.



Основными задачами обучения предмету «Русский язык» во 2 классе являются:

- совершенствование всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения, письма;

- освоение системы языковых понятий из области фонетики, лексики, морфемики, грамматики;

- формирование познавательной деятельности учащихся средствами родного языка;

- совершенствование психических функций ребенка в процессе усвоения языка как средства общения: восприятия, анализа, синтеза, сопоставления, сравнения и др.


Ребенок воспитывается средствами языка и посредством языка. Именно в начальной школе он вступает в систему активных социальных отношений, для чего ему совершенно необходимо владеть социально значимыми средствами для развития личности и социализации. К числу таких средств относятся универсальные способы деятельности ребенка, которые формируются на первоначальном этапе лингвистического образования и речевого развития учащихся в начальной школе: познавательные, регулятивные и коммуникативные учебные действия. На базе всех учебных предметов, в первую очередь на базе русского языка, формируются важнейшие качества младшего школьника как субъекта учебной деятельности: ориентировка в учебной ситуации, планирование, контроль, оценка, обобщение, классификация. Процесс овладения языком в младшем школьном возрасте является средством формирования у учащихся представлений о мире и языке как составляющей целостной научной картины мира. Уровень владения языком (предметные результаты) во многом определяет формирование знаково-символического и логического мышления учеников.


Место предмета в учебном плане

В учебном плане МБОУ гимназии №2 на изучение предмета «Русский язык» во 2 «А» классе выделено 5 часов в неделю, всего 170 часов в год. В связи с тем, что государственные праздники (8 Марта – Международный женский день, 1,2 мая – Праздник весны и труда, 9 мая – День Победы) приходятся на рабочие дни, фактически будет проведен 166 часа. Программа будет реализована в полном объёме за счёт уплотнения учебного материала.

(Роль прилагательных в речи.– 1 час-12.03.2019г ;

Роль подлежащего и сказуемого в предложении.– 1 час-06.05.2019г ;

Упражнение в нахождении главных членов предложения. – 1 час-13.05.2019г ;

Слова с сочетаниями чк, чн. – 1 час-22.05.2019г ).


Содержание учебного предмета


Повторяем то, что знаем ( 4 ч. )

Слово, предложение, текст – единицы речи. Звуки и буквы. Слово и слог; перенос слов.

Речь ( 4 ч. )

Язык как средство общения людей (общее понятие). Роль речи в жизни человека. Речь устная и письменная. Слово, предложение, текст – единицы речи (наблюдение в процессе общения).

Звуки и буквы ( 9 ч. )

Звуки и буквы. Роль звуков в различении смысла слов. Звуки гласные и согласные (их признаки). Гласные звуки и буквы. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Слова с буквой Э. Шипящие согласные звуки ( 14 ч. )

Шипящие согласные звуки [Ж], [Ш], [Ч], [Щ]. Буквы И, А, У в сочетаниях ЖИ, ШИ, ЧА, ЩЧ, ЧУ, ЩУ. Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

Алфавит, или азбука ( 2 ч. )

Алфавит. Роль алфавита. Сопоставление произношения звука и названия буквы.

Слово и слог. Перенос слов ( 7ч. )

Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.


Предложение и текст ( 14 ч. )

Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Связь слов в предложении (по вопросам). Наблюдения за интонацией предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки на конце предложения. Логическое ударение в предложении.

Тема текста. Сопоставление текста и набора отдельных предложений, не объединенных общей темой. Связь по смыслу предложений в тексте.

Заголовок. Опорные слова в тексте.

Текст – повествование, описание, рассуждение (ознакомление). Части повествовательного текста: начало, основная часть, концовка (ознакомление). Красная строка в тексте.

Мягкие и твердые согласные звуки ( 10 ч. )

Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение твердости согласных звуков буквами А, О, У, Ы, Э. Обозначение мягкости согласных звуков буквами Е, Ё, И, Ю, Я. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.

Звонкие и глухие согласные звуки ( 6 ч. )

Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные звонкие и глухие согласные. Обозначение их буквами. Буква, которую перед записью нужно проверять (общее понятие об орфограмме). Проверка согласных на конце слова.

Ударение. Обозначение гласных звуков ( 9 ч. )

Ударение. Роль ударения в различении смысла слов. Ударные и безударные гласные. Умение правильно выделять в слове ударный слог.

Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. Проверка путем изменения формы слова.

Разделительный мягкий знак ( 8 ч. )

Разделительный Ь. Сопоставление Ь -показателя мягкости согласных и разделительного Ь.

Двойные согласные ( 3 ч. )

Двойные согласные в словах. Перенос слов с двойными согласными.

Слово и предложение. Имя существительное ( 17 ч. )

Слова как названия предметов, признаков предметов, действий предметов (сопоставление).

Имя существительное (ознакомление). Общее значение. Вопросы кто? что? Роль имен существительных в речи. Заглавная буква в собственных именах существительных (в фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях городов, деревень, улиц, рек, озер, морей). Изменение имен существительных по числам. Имена существительные, близкие и противоположные по смыслу.

Глагол ( 10 ч. )

Глагол (ознакомление). Общее значение. Вопросы что делать? что делает? что делают? что делал? что делал и? что сделать? что сделает? что сделают? что сделал? что сделали? и др. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи. Наблюдения за употреблением глаголов в различных временных формах. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу.

Имя прилагательное ( 13ч. )

Имя прилагательное (ознакомление). Общее значение. Вопросы какой? какая? какое? какие? Роль имен прилагательных в речи. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Наблюдения за согласованием в числе имени существительного и глагола, имени существительного и прилагательного (практически, в процессе составления предложений).

Предлог ( 6 ч. )

Предлоги. Раздельное написание со словами наиболее распространенных предлогов: В, НА, О, ОБ, С, ИЗ, БЕЗ, НАД, ПОД, ОТ, ДО, У, ОКОЛО.



Родственные (однокоренные слова) ( 7 ч. )

Корень слова. Однокоренные слова (общее понятие). Признаки однокоренных слов. Подбор однокоренных слов и выделение корня. Наблюдение за единообразным написанием корней в однокоренных словах.

Безударные гласные в корне ( 4 ч. )

Способы проверки безударных гласных в корне. Проверка безударных гласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Правописание непроверяемых гласных в однокоренных словах.

Парные согласные в корне ( 6 ч. )

Способы проверки парных глухих и звонких согласных. Проверка парных глухих и звонких согласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.


Предложение ( 5 ч. )

Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Распространенные и нераспространенные предложения. Связь слов в предложении (по вопросам).

Повторение в конце учебного года ( 8 ч. )

Речь устная и письменная. Звуки и буквы. Алфавит. Буквы И, А, У в сочетаниях ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. Обозначение мягкости согласных звуков буквами И, Е, Ё, Ю, Я, Ь. Разделительный Ь. Двойные согласные. Главные члены предложения. Слова, обозначающие предмет, признаки предмета, действие предмета. Предлоги. Корень, однокоренные слова. Проверка безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

  • представление о своей этнической принадлежности;

  • развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;

  • представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);

  • осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;

  • осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;

  • представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;

  • положительное отношение к языковой деятельности;

  • заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;

  • понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

  • этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;

  • развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;


  • представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.


Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу;

  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

  • проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

  • понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.


Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

  • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

  • пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;

  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

  • осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);

  • составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);

  • составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

  • анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);

  • осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;

  • обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);

  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД

  • слушать собеседника и понимать речь других;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

  • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;

  • задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;

  • признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;

  • формулировать собственное мнение и аргументировать его;

  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;


Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

  • понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;

  • воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы;

  • понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;

  • первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);

  • начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;

  • овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);

  • применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);

  • первоначальные умения проверять написанное;

  • овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;

  • формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).


Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);

  • строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);

  • (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);

  • пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;

  • различать устную и письменную речь;

  • различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;

  • отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

  • анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

  • понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;

  • читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;

  • составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

  • соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;

  • озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;

  • распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;

  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

  • составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);

  • находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);

  • составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;

  • составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);

  • письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;

  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;

  • определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);

  • характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

  • понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуком обозначении);

  • анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;

  • определять функции букв е, ё, ю, я в слове;

  • определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];

  • определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;

  • определять ударный и безударные слоги в слове;

  • правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;

  • использовать знание алфавита при работе со словарями;

  • определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;

  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;

  • находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);

  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;

  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;

  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие–глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);

  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать слово как единство звучания и значения;

  • выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

  • различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);

  • иметь представление о синонимах и антонимах;

  • распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;

  • подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;

  • наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;

  • наблюдать над словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

  • на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;

  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;

  • владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;

  • распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;

  • определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

  • подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.

Морфология

Обучающийся научится:

  • различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;

  • находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;

  • находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам кто? и что?, собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;

  • находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;

  • находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;

  • находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;

  • подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;

  • выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;

  • различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);

  • выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;

  • использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

  • пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;

  • определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

  • сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;

  • находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;

  • различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);

  • устанавливать связи слов между словами в предложении;

  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

  • восстанавливать деформированные предложения;

  • составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;

  • находить предложения с обращениями.


Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

— применять изученные правила правописания:

  • раздельное написание слов в предложении;

  • написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);

  • отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;

  • перенос слов;

  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

  • проверяемые безударные гласные в корне слова;

  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;

  • разделительный мягкий знак (ь);

  • знаки препинания конца предложения (. ? !);

  • раздельное написание предлогов с именами существительными;

  • раздельное написание частицы не с глаголами;

— применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;

— безошибочно списывать текст с доски и учебника объёмом 40—50 слов;

— писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами объёмом 30—40 слов.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;

  • определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами;

  • разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;

  • обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;

  • применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

  • пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.



Система оценки индивидуальных достижений обучающихся

В соответствии с требованиями ФГОС НОО основной задачей и критерием оценки выступает овладение системой учебных действий с изучаемым материалом. Достижение личностных результатов образовательной деятельности обучающихся не подлежит итоговой оценке. Оценка предметных и метапредметных результатов осуществляется на основе Положения об организации контроля за уровнем освоения обучающимися 2 – 11 классов образовательных программ Муниципального общеобразовательного учреждения гимназии №2 г. Сальска.


Критерии оценивания контрольных работ по русскому языку

Диктант

«5» - за работу, в которой нет ошибок.

«4» - за работу, в которой допущено 1-2 ошибки.

«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.

«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Учёт ошибок в диктанте:

  • Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).

  • Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка»).

Ошибкой считается:

  • Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;

  • Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

Примечание:

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность её выполнения. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

Грамматическое задание

«5» - без ошибок.

«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

«3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.


Контрольное списывание

Оценки

Допустимое количество ошибок

II класс

III класс

IV класс

1

2

3

4

«5»

Нет ошибок.

Один недочёт графического характера.

Нет ошибок.


Нет ошибок.


«4»

1 -2 ошибки

1 исправление

1 ошибка

1 исправление

1 ошибка

1 исправление

«3»

3 ошибки

1 исправление

2 ошибки

1 исправление

2 ошибки

1 исправление

«2»

3 ошибки

1 - 2 исправления

3 ошибки

1 - 2 исправления

3 ошибки

1 - 2 исправления


Словарный диктант

Классы

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

Количество слов

6-8 слов

8-10 слов

10-12 слов

12-15 слов

Критерии оценки

«4» - 1 ошибка и 1 исправление.

«3» - 2 ошибки и 1 исправление.

«2» -3-5 ошибок.

Сочинение и изложение

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: пер­вая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая - за соблюде­ние орфографических и пунктуационных норм.

Обе оценки считаются оценками по русскому языку.


Изложение 

Отметка за содержание и речевое оформление:

   Отметка "5" – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст.

   Отметка "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.

   Отметка "3" – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.

   Отметка "2" – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.


Отметка за соблюде­ние орфографических и пунктуационных норм:

Отметка "5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.

Отметка "4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.

Отметка "3" – имеются  3-6 орфографические ошибки и 1-2 исправления.

Отметка "2" – имеются более 6 орфографических ошибок.


Сочинение

Отметка за содержание и речевое оформление:

  Отметка "5" – логически последовательно раскрыта тема.

  Отметка "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.

   Отметка "3" – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.

   Отметка "2" – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.

 

Отметка за соблюде­ние орфографических и пунктуационных норм:

Отметка "5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.

 Отметка "4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.

 Отметка "3" – имеются  3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

 Отметка "2" – имеются  более 6 орфографических ошибок.
















Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

I четверть

Повторяем, то что знаем ( 4 ч. )

1.

Вводный урок. Знакомство с учебником. Что мы знаем о тексте и предложении

1

3.09

2.

Предложение и слово

1

4.09

3.

Слово и слог.

1

5.09

4.

Звуки и буквы

1

6.09

Речь ( 4 ч. )

5.

Речь в жизни человека.

1

7.09

6.

Речь устная и письменная.

1

10.09

7.

Выделение предложений в устной и письменной речи.

1

11.09

8.

Выделение предложений в устной и письменной речи ( закрепление).

1

12.09

Звуки и буквы ( 9 ч. )

9.

Особенности звуков и букв.

1

13.09

10.

Гласные и согласные звуки.

1

14.09

11.

Гласные звуки и буквы.

1

17.09

12.

Слова с буквой э в начале слова.

1

18.09

13.

Письменные ответы на вопросы к тексту.

1

19.09

14.

Административный контрольный диктант.

1

20.09

15.

Речевой этикет. Слова-приветствия.

1

21.09

16.

Согласные звуки и буквы.

1

24.09

17.

Контрольное списывание с делением текста на предложения.

1

25.09

Гласные и, а, у после шипяших. Сочетание чн, чк. ( 14 ч. )

18.

Шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч], [щ]. Написание слов с сочетаниями жи, ши.

1

26.09

19.

Слова с сочетаниями жи, ши.

1

27.09

20.

21.

Упражнение в написании слов с сочетаниями жи, ши.

Написание слов с сочетаниями жи, ши.

1

1

28.09

1.10

22.

23.

Устное сочинение по серии картинок. Списывание текста.

1

1

2.10

3.10

24.

Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу.

1

4.10

25.

26.

27.

Упражнение в написании с сочетаниями ча, ща.

Упражнение в написании с сочетаниями чу, щу.

Упражнение в написании с сочетаниями ча, ща, чу, щу.


1

1

1

5.10

8.10

9.10

28.

Слова с сочетаниями чк, чн.

1

10.10

29.

30.

Слова с сочетаниями чк, чн, чт.

Слова с сочетаниями чк, чн, чт( закрепление).

1

1

11.10

12.10

31.

Диктант по теме «Гласные и, а, у после шипяших. Сочетание чн, чк».


1

15.10

Алфавит ( 2 ч. )

32

33

Алфавит, или азбука.

Алфавит, или азбука (закрепление).

1

1

16.10

17.10

Слово и слог. Перенос слов ( 7 ч. )

34.

Контрольный диктант за 1-ю четверть.

1

18.10


35.

Работа над ошибками. Слово и слог.

1

19.10

36.

37.

Деление слов на слоги.

Упражнение в делении слов на слоги.


1

1

22.10

23.10

38.

39.

Перенос слов.

Упражнение в переносе слов.


1

1

24.10

25.10

40.

Слова, которые не переносят. Перенос слов с буквой й в середине.

1

26.10

II четверть

Предложение ( 14 ч. )

41.

Предложение как единица речи.

1

6.11

42.

Знаки препинания в конце предложения.

1

7.11

43.

Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

1

8.11

44.

Общее понятие о тексте.

1

9.11

45.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

1

12.11

46

47

48

49

Структурные части текста.

Упражнение в определении частей текста.

Текст- повествование ( знакомство).

Упражнение в составлении текста- повествования.

1

1

1

1

13.11

14.11

15.11

16.11

50

Обучающее изложение зрительно воспринятого текста.

1

19.11

51

52


53

Работа над ошибками.

Закрепление материала по теме: «Предложение и текст».

Повторение материала по теме: «Предложение и текст».

1

1


1

20.11

21.11

22.11

54

Составление устного рассказа по картинкам.

1

23.11

Мягкие и твердые согласные звуки и их обозначение на письме ( 10 ч. )

55.

Обозначение мягкости и твердости на письме гласными буквами.

1

26.11

56.

Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.

1

27.11

57

58

Обозначение мягкости согласного в конце слова.

Обозначение мягкости согласного в середине слова.

1

1

28.11

29.11

59.

Обучающее изложение.

1

30.11

60.

Работа над ошибками.

1

3.12

61.

Правописание и перенос слов с мягким знаком.

1

4.12

62.

Контрольный диктант по теме «Обозначение мягкости согласного в конце и в середине слова»

1

5.12

63.

Работа над ошибками.


1

6.12

64.

Обучающее сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка»

1

7.12

Звонкие и глухие согласные звуки ( 6 ч. )

65.

Особенности произношения звонких и глухих согласных.

1

10.12

66.

67.

Парные согласные по звонкости - глухости, мягкости - твердости.

Парные звонкие и глухие согласные.

1


1

11.12

12.12

68.

69.

Особенности проверочных и проверяемых слов.

Способ проверки парных согласных на конце слова.

1

1

13.12

14.12

70.

Упражнение в написании слов с парными согласными на конце слова. Контрольное списывание.

1

17.12

Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах ( 9 ч. )

71.

Ударение. Ударный и безударный слог.

1

18.12

72.

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах.

1

19.12

73.

Особенности проверочного слова.

1

20.12

74.

Контрольная работа за II четверть

1

21.12

75.

Работа над ошибками.

1

24.12

76.

Обучающее изложение.

1

25.12

77.

Работа над ошибками.

1

26.12

78.


79.

Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах.

Проверка безударных гласных в двусложных словах.

1


1

27.12

28.12

III четверть

Разделительный Ь ( 8 ч. )

80.

81.

Понятие о разделительном мягком знаке.

Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком.

1

1

10.01

11.01

82.

Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости согласных и разделительного мягкого знака.

1

14.01

83.

Проверочный диктант

1

15.01

84.

Работа над ошибками.

1

16.01

85.

Правописание слов с разделительным ь

1

17.01

86.

Написании слов с разделительным ь

1

18.01

87.

Упражнение в написании слов с разделительным ь.

1

21.01

Двойные согласные. ( 3 ч. )

88.

Слова, в которых пишутся две одинаковые буквы..

1

22.01

89.

90.

Перенос слов с двойными согласными.

Упражнение в написании слов с двойными согласными.

1

1

23.01

24.01

Слово и предложение. Имя существительное ( 17 ч. )

91.

92.

93.

Слово и предложение.

Текст и предложение.

Упражнение в написании слов с проверяемыми безударными гласными.

1

1

1

25.01

28.01

29.01

94.

Понятие о словах называющих предметы (имена существительные).

1

30.01

95.

Распознавание существительных, отвечающих на вопросы кто? и что?

1

31.01

96.

Обучающее сочинение по картине И,Э. Грабаря «Февральская лазурь»

1

1.02

97.

Работа над ошибками

1

4.02

98.

Упражнение в распознавании одушевленных и неодушевленных имен существительных.

1

5.02

99.

Обобщение знаний об имени существительном


1

6.02

100.


101.

Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей.

Заглавная буква в кличках животных, названиях городов, деревень, улиц, рек.

1


1

7.02


8.02

102.


103.

Заглавная буква в собственных именах существительных.

Упражнение в написании слов с заглавной буквы.

1


1

11.02


12.02

104

Обучающее изложение по вопросам с дополнением текста.

1

13.02

105.

Работа над ошибками.

1

14.02

106.

Контрольный диктант по теме «Слово и предложение»

1

15.02

107.

Работа над ошибками.

1

18.02

Глагол ( 10 ч. )

108.

Понятие о словах, обозначающих действие предметов.

1

19.02

109.

Слова, отвечающие на вопросы что делает? что сделают?

1

20.02

110.

Глаголы в единственном и во множественном числе.

1

21.02

111.

Употребление глаголов в разных временных формах.

1

22.02

112.

Глаголы, отвечающие на вопрос что делать? что сделать?

1

25.02

113.

Обучающее изложение

1

26.02

114.

Работа над ошибками.

1

27.02

115.

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

28.02

116.

Работа над ошибками.

1

1.03

117.

Закрепление по теме: «Глагол».

1

4.03

Имя прилагательное ( 13 ч. )

118.

Понятие о словах, обозначающих признаки предметов.

1

5.03

119.

Различение слов отвечающих на вопросы какой? какая? какое?

1

6.03

120.

Различение прилагательных в единственном и во множественном числе

1

7.03

121.

Прилагательные, противоположные по смыслу.

1

11.03

122.

Употребление прилагательных в речи.

Роль прилагательных в речи.

1

12.03

123.

Обобщение знаний о словах – названиях предметов, признаков предметов, действий предметов.

1

13.03

124.

Контрольная работа за III четверть.

1

14.03

125.

Работа над ошибками.

1

15.03

126.

Обобщение знаний о словах – названиях предметов.

1

18.03

127.

Контрольное списывание по теме «Имя прилагательное»

1

19.03

128.

Работа над ошибками.

1

20.03

129.

130.

Закрепление по теме: «Имя прилагательное».

Прилагательные, их употребление в речи.




1

1

21.03

22.03

IV четверть

Предлог ( 6 ч. )

131.

Предлог как слово и его роль в речи.

1

1.04

132.

Раздельное написание предлогов со словами.

1

2.04

133.

Единообразное написание предлогов не зависимо от их произношения.

1

3.04

134.

Озаглавливание текста, связь предложений в тексте.

1

4.04

135.

Контрольный диктант по теме «Предлог»

1

5.04

136.

Работа над ошибками.

1

8.04

Родственные (однокоренные) слова ( 7 ч. )

137.

Общее понятие об однокоренных словах.

1

9.04

138.

Признаки однокоренных слов.

1

10.04

139.

Обучающее сочинение

1

11.04

140.

Работа над ошибками.

1

12.04

141.

Единообразное написание корня в однокоренных словах.

1

15.04

142.

Контрольный диктант по теме «Однокоренные (родственные) слова».

1

16.04

143.

Работа над ошибками. Закрепление по теме: «Однокоренные (родственные) слова».


1

17.04

Безударные гласные в корне ( 4 ч. )

144.

Способы проверки безударных гласных в корне.

1

18.04

145.

Распознавание проверочных слов и слов, которые нужно проверять.

1

19.04

146.

Проверка в написании слов с безударными гласными в корне.

1

22.04

147

Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне.


1

23.04

Парные звонкие и глухие согласные в корне ( 6 ч. )

148.

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне.

1

24.04

149.

Проверка парных согласных в корне путем подбора однокоренных слов.

1

25.04

150.

Диктант по теме: «Правописание парных согласных и безударных гласных в корне слова».

1

26.04

151.

Работа над ошибками.

1

29.04

152.

Проверка парных согласных в корне путем подбора однокоренных слов.

1

30.04

153.

Упражнение в написании парных согласных в корне.




1

3.05

Предложение ( 5 ч. )

154.

Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.

Роль подлежащего и сказуемого.

1

6.05

155.

Связь слов в предложении.

1

7.05

156.

Обучающее сочинение по серии картинок и началу.

1

8.05

157.

Работа над ошибками. Упражнение в нахождении главных членов предложения.

1

13.05

158.

Упражнение в установлении связи слов в предложении.

1

14.05

Повторение ( 8 ч. )

159.

Обобщение знаний о предложении и тексте как единицах речи.

1

15.05

160.

Обобщение знаний об алфавите.

1

16.05

161.

Итоговый контрольный диктант.

1

17.05

162.

Работа над ошибками. Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1

20.05

163.

Контрольное списывание.

1

21.05

164.

Работа над ошибками. Слова с сочетаниями чк, чн.

1

22.05

165.

Обобщение знаний об имени существительном, имени прилагательном, глаголе.

1

23.05

166.

Правописание слов с ь - показателем мягкости и разделительным ь.

1

24.05


Итого за год:

Диктантов – 10

Контрольная работа - 2

Контрольных списываний – 3

Обучающее сочинение - 4

Обучающее изложение - 5






























Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

п/п

Название учебника, тетради, методической литературы; год издания

Авторы

1.

Учебник «Русский язык». 2013 г.

Т. Г. Рамзаева

2.

Методическая литература:

Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Т. Г. Рамзаевой «Русский язык». 2 класс. 2013г.

О.И. Дмитриева



Информационно-коммуникативные средства:

Электронное приложение к учебнику «Русский язык». (CD).

Наглядные пособия:

Комплект демонстрационных таблиц к «Русскому языку» 2 класс

Материально-технические средства: Компьютерная техника, интерактивная доска, видеопроектор, экспозиционный экран, магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Интернет-ресурсы.

- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

- Газета «1 сентября». – Режим доступа : www.festival.1september.ru

- Михеева, А. В. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе (на материале учебников А. В. Поляковой). – Режим доступа : http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=50

- Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru

- Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

- Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа : http:// www.gramota.ru

- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1 september.ru/urok

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Мин-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2010.- 31с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–022995-1.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система знаний [Текст]. В 2 ч. Ч. 1./[М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред.













Лист корректировки рабочей программы


Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту










































































































































































































32



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!