СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение и обобщение по теме "Глагол"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок поможет учащимся повторить и обобщить материал по теме "Глагол".

Просмотр содержимого документа
«Повторение и обобщение по теме "Глагол"»

Урок русского языка № 160 5 класс

Тема. Повторение и обобщение по теме «Глагол».

Цель: обобщить знания по теме “Глагол”; научить ребят применять свои знания на практике.

Задачи:

Обучающие:

  • Организовать деятельность обучающихся по повторению изученного материала.

  • Стимулировать интерес у школьников к самостоятельной творческой деятельности.

  • Совершенствовать речевые умения.

Развивающие:

  • Способствовать развитию способностей и умений учащихся самостоятельно добывать знания, систематизировать и применять их на практике.

  • Способствовать развитию у обучающихся потребности в творческом самовыражении через различные виды работы.

Воспитывающие:

  • Формировать умение чувствовать красоту слова через работу с текстом.

Вид урока: обобщение знаний

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2Актуализация знаний учащихся.

 -Ребята, тема нашего сегодняшнего урока - одна из частей речи. Попробуйте угадать, о какой части речи мы сегодня будем говорить:

Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам (глагол).

– А что вы можете рассказать об этой части речи?

– Я вижу, что вы многое знаете о глаголе. А вот насколько хорошо вы знаете эту часть речи? Чтобы вы смогли проверить свои знания, я приготовила вам задания. Проверим себя?

3. Проверка домашнего задания

– Я вижу, что вы многое знаете о глаголе. А вот насколько хорошо вы знаете эту часть речи? Чтобы вы смогли проверить свои знания, я приготовила вам задания. Проверим себя?

4.Сообщение темы, цели и задач урока.

5.Работа по теме урока.

1.Слово учителя.

- Расскажите, что вы знаете о глаголе:

Глагол – это часть речи, которая… (продолжите), (обозначает действие и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?)

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида (соверш.в. – что сделать? несоверш.в. – что делать?)

Глаголы изменяются по временам (прош., настоящ., будущ.), (в настоящ. и будущ. Изменяются по лицам и родам, а в прош. – по числам и родам (в ед.ч.) ).

В предложении глагол обычно бывает сказуемым.

У глагола можно определить спряжение.

2.Творческое задание.

Жить (1) – живет, уметь (1) – умеет, ценить (2) – ценит, будить (2) – будит, стать (1) – станет, говорить (2) – говорит, вставать (1) – встает.

Делать (1) – делает, мыть (1) – моет, застилать (1) – застилает, успеть (1) – успевает, одеться (1) – одевает, умыться (1) – умывается, успеть (1) – успевает, встать (1) – встает,

 - Как вы определили спряжение глаголов?

3. Синтаксический разбор предложений.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна. (повест., невоскл., простое, распростр., двусоставное) – I вариант

Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. (повест., невоскл., сложносочин., союзное, распрост.) – II вариант

 - Назовите глаголы и докажите, что слова являются глаголами.

- выпишите глагол пробирается и произведите морфологический разбор. (ученик работает у доски)

Пробирается – глагол

I.(что делает?) пробирается

Н.ф. – пробираться.

II. пост. – несов.в., I- спр.; непост. – наст.в., 3-е л.,ед.ч.

III. Луна (что делает?) пробирается.

4. Запишите глаголы по памяти, выделите окончания, определите спряжение. (работа по карточке) (работа в группах)

У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том,
И днём и ночью кот учёный
Всё … по цепи кругом,
… направо – песнь …,
Налево – сказку …
Там чудеса, там леший …
Русалка на ветвях …
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей
Избушка там на курьих ножках
… без окон, без дверей.
Там лес и дол видений полны,
Там о заре … волны
На брег песчаный и пустой,
И 30 витязей прекрасных
Чредой из вод … ясных
И с ними дядька их морской.

(ходит -2, идет – 1, заводит – 2, говорит – 2, бродит – 2, сидит – 2, стоит – 2, прихлынут – 1, выходят - 2). 

- Как определить спряжение глаголов? (работа с таблицей).

V. Физминутка.


5. Работа по карточке.

- Выпишите глагол видел.

 - Давайте объясним написание гласной перед суф. Л (видел – видеть – видит (иск.)).

6. Работа  с учебником (упр. 458).

7. Творческая работа по р\р. (по картинкам)

Вам надо рассказать о том, чем вы будете заниматься завтра с самого утра, но только одними глаголами. 

(Проснусь, встану, уберу постель, сделаю зарядку, почищу зубы, оденусь, позавтракаю, пойду в школу, буду учиться, пойду домой, пообедаю, буду делать уроки, буду помогать родным, буду играть, буду ужинать, лягу спать.)

-На какие вопросы отвечают названные вами глаголы?

8. Тест.

1). В каком глаголе пишется ь?

а) вам дремлет…ся
б) приходит…ся решать
в) не годит…ся портить
г) надумала трудит…ся

2). В каком глаголе пишется Е?

а) наполн…шь
б) ворот…шь
в) стро…шь
г) ед…шь

3). В каком глаголе пишется И?

а) рассе…лся
б) кле…л
в) вид…л
г) слыш…л

4). Укажите ошибку в определении спряжения глагола.

а) бежать – 2 спр. 
б) дышать - 2 спр. 
в) ненавидеть – 2 спр.

5). В каком глаголе Ь не пишется?

а) Остав…те его в покое!
б) Пряч…те понадёжнее!
в) Немедленно отреж…!
г) Ему не спит…ся.


6.Домашнее задание .Написать сочинение о глаголе.


7. Итог урока.

-Чем мы с вами занимались на уроке?                     

-Что у вас получилось, что не получилось ?

 -Оцените свою работу.

-У вас на столах лежат маленькие звездочки разного цвета, возьмите тот кружок, который, по вашему мнению, отражает ваше настроение и впечатления от сегодняшнего урока. В этом нам поможет характеристика цветов Макса Лютера

(красный, желтый, зеленый, синий, черный)

                 

-красный цвет– радостное, восторженное настроение, передающее активность и уверенность;

-синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;

-зелёный цвет – активность, но прослеживается усталость;

-жёлтый цвет – спокойный цвет, цвет пассивности ребёнка;

-чёрный цвет – уныние, отрицание, нежелание выполнять задание.


-А закончить урок я хочу словами поэта:

Спросят меня: что похоже на море?
Русский язык, - не замедлю с ответом.
Он, словно море, согреет землю,
Свежесть подарит засушливым летом,
Воды его, разливаясь без края,
Блещут немеркнущим солнечным светом,
К людям хорошим в дальние страны,
Катятся волны с горячим приветом.
Русский язык ! Словно горы и воздух,
Словно огни городов и селений.
Русский язык! В нем как в море бездонном,
Черпаю силы для смелых решений.
Он вдохновляет на труд беззаветный
Ради грядущих прекрасных свершений.