Урок русского языка № 160 5 класс
Тема. Повторение и обобщение по теме «Глагол».
Цель: обобщить знания по теме “Глагол”; научить ребят применять свои знания на практике.
Задачи:
Обучающие:
Организовать деятельность обучающихся по повторению изученного материала.
Стимулировать интерес у школьников к самостоятельной творческой деятельности.
Совершенствовать речевые умения.
Развивающие:
Способствовать развитию способностей и умений учащихся самостоятельно добывать знания, систематизировать и применять их на практике.
Способствовать развитию у обучающихся потребности в творческом самовыражении через различные виды работы.
Воспитывающие:
Вид урока: обобщение знаний
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2Актуализация знаний учащихся.
-Ребята, тема нашего сегодняшнего урока - одна из частей речи. Попробуйте угадать, о какой части речи мы сегодня будем говорить:
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам (глагол).
– А что вы можете рассказать об этой части речи?
– Я вижу, что вы многое знаете о глаголе. А вот насколько хорошо вы знаете эту часть речи? Чтобы вы смогли проверить свои знания, я приготовила вам задания. Проверим себя?
3. Проверка домашнего задания
– Я вижу, что вы многое знаете о глаголе. А вот насколько хорошо вы знаете эту часть речи? Чтобы вы смогли проверить свои знания, я приготовила вам задания. Проверим себя?
4.Сообщение темы, цели и задач урока.
5.Работа по теме урока.
1.Слово учителя.
- Расскажите, что вы знаете о глаголе:
Глагол – это часть речи, которая… (продолжите), (обозначает действие и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?)
Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида (соверш.в. – что сделать? несоверш.в. – что делать?)
Глаголы изменяются по временам (прош., настоящ., будущ.), (в настоящ. и будущ. Изменяются по лицам и родам, а в прош. – по числам и родам (в ед.ч.) ).
В предложении глагол обычно бывает сказуемым.
У глагола можно определить спряжение.
2.Творческое задание.
Жить (1) – живет, уметь (1) – умеет, ценить (2) – ценит, будить (2) – будит, стать (1) – станет, говорить (2) – говорит, вставать (1) – встает.
Делать (1) – делает, мыть (1) – моет, застилать (1) – застилает, успеть (1) – успевает, одеться (1) – одевает, умыться (1) – умывается, успеть (1) – успевает, встать (1) – встает,
- Как вы определили спряжение глаголов?
3. Синтаксический разбор предложений.
Сквозь волнистые туманы пробирается луна. (повест., невоскл., простое, распростр., двусоставное) – I вариант
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. (повест., невоскл., сложносочин., союзное, распрост.) – II вариант
- Назовите глаголы и докажите, что слова являются глаголами.
- выпишите глагол пробирается и произведите морфологический разбор. (ученик работает у доски)
Пробирается – глагол
I.(что делает?) пробирается
Н.ф. – пробираться.
II. пост. – несов.в., I- спр.; непост. – наст.в., 3-е л.,ед.ч.
III. Луна (что делает?) пробирается.
4. Запишите глаголы по памяти, выделите окончания, определите спряжение. (работа по карточке) (работа в группах)
У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том,
И днём и ночью кот учёный
Всё … по цепи кругом,
… направо – песнь …,
Налево – сказку …
Там чудеса, там леший …
Русалка на ветвях …
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей
Избушка там на курьих ножках
… без окон, без дверей.
Там лес и дол видений полны,
Там о заре … волны
На брег песчаный и пустой,
И 30 витязей прекрасных
Чредой из вод … ясных
И с ними дядька их морской.
(ходит -2, идет – 1, заводит – 2, говорит – 2, бродит – 2, сидит – 2, стоит – 2, прихлынут – 1, выходят - 2).
- Как определить спряжение глаголов? (работа с таблицей).
V. Физминутка.
5. Работа по карточке.
- Выпишите глагол видел.
- Давайте объясним написание гласной перед суф. Л (видел – видеть – видит (иск.)).
6. Работа с учебником (упр. 458).
7. Творческая работа по р\р. (по картинкам)
Вам надо рассказать о том, чем вы будете заниматься завтра с самого утра, но только одними глаголами.
(Проснусь, встану, уберу постель, сделаю зарядку, почищу зубы, оденусь, позавтракаю, пойду в школу, буду учиться, пойду домой, пообедаю, буду делать уроки, буду помогать родным, буду играть, буду ужинать, лягу спать.)
-На какие вопросы отвечают названные вами глаголы?
8. Тест.
1). В каком глаголе пишется ь?
а) вам дремлет…ся
б) приходит…ся решать
в) не годит…ся портить
г) надумала трудит…ся
2). В каком глаголе пишется Е?
а) наполн…шь
б) ворот…шь
в) стро…шь
г) ед…шь
3). В каком глаголе пишется И?
а) рассе…лся
б) кле…л
в) вид…л
г) слыш…л
4). Укажите ошибку в определении спряжения глагола.
а) бежать – 2 спр.
б) дышать - 2 спр.
в) ненавидеть – 2 спр.
5). В каком глаголе Ь не пишется?
а) Остав…те его в покое!
б) Пряч…те понадёжнее!
в) Немедленно отреж…!
г) Ему не спит…ся.
6.Домашнее задание .Написать сочинение о глаголе.
7. Итог урока.
-Чем мы с вами занимались на уроке?
-Что у вас получилось, что не получилось ?
-Оцените свою работу.
-У вас на столах лежат маленькие звездочки разного цвета, возьмите тот кружок, который, по вашему мнению, отражает ваше настроение и впечатления от сегодняшнего урока. В этом нам поможет характеристика цветов Макса Лютера
(красный, желтый, зеленый, синий, черный)
-красный цвет– радостное, восторженное настроение, передающее активность и уверенность;
-синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;
-зелёный цвет – активность, но прослеживается усталость;
-жёлтый цвет – спокойный цвет, цвет пассивности ребёнка;
-чёрный цвет – уныние, отрицание, нежелание выполнять задание.
-А закончить урок я хочу словами поэта:
Спросят меня: что похоже на море?
Русский язык, - не замедлю с ответом.
Он, словно море, согреет землю,
Свежесть подарит засушливым летом,
Воды его, разливаясь без края,
Блещут немеркнущим солнечным светом,
К людям хорошим в дальние страны,
Катятся волны с горячим приветом.
Русский язык ! Словно горы и воздух,
Словно огни городов и селений.
Русский язык! В нем как в море бездонном,
Черпаю силы для смелых решений.
Он вдохновляет на труд беззаветный
Ради грядущих прекрасных свершений.