СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение и обобщение по теме "Глагол"

Категория: Русский язык
Тема: Глагол

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Повторение и обобщение по теме "Глагол"»

Карта урока

Предмет

Русский язык

Учитель

Рагозина Л.М.

Класс

6

Дата проведения

12.05.2020

Тема урока

«Повторение и обобщение материала по теме «Глагол»

План урока

Ресурсы

Задание

Связь

Учебник:

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.



1.Запиши число, тему урока:

2. Теоретический материал для самостоятельного повторения темы:

Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?». Например:  говорить, читать, привезти, расти, сберечь, задуматься.

Спряжение глагола – это изменение глаголов по лицам и числам.

Неопределённая форма глагола (или инфинитивом). – это начальная форма глагола, которая отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?». Она оканчивается на -ть, -ти‚ -чь. Неопределённая форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица.

Наклонение глагола – это категория глагола, которая характеризует каждое конкретное действие, процесс относительно реальности.

Разноспрягаемые глаголы в русском языке – это особый вид глаголов, которые при спряжении по лицам и числам имеют окончания I и II спряжений.

Глаголы бывают переходные и непереходные. Переходными являются те глаголы, которые управляют или способны управлять прямым дополнением, выраженным чаще всего формой винительного падежа без предлога существительного или местоимения, например, читать журнал, любить оперу, отправить телеграмму, привезти газеты. Все остальные глаголы – непереходные, например, расти в лесу, улететь на юг, грозить неприятелю.

Глаголы, имеющие особый суффикс -ся(сь), называются возвратными, например, дымиться (дымить), купаться (купать), строиться (строить). Суффикс -ся(сь) всегда стоит на конце глагола после других суффиксов или окончаний, например, купается, купаются, купался, купаются. Все возвратные глаголы – непереходные.

Глаголы имеют два вида – совершенный и несовершенный.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?». Например: бросить, отцвести, спеть, запеть. Они имеют две формы времени: прошедшее («что сделали?» – бросили, отцвели, спели, запели) и будущее простое, состоящее из одного слова («что сделают?» – нарисуют, бросят, отцветут, споют, запоют). Форм настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?». Например, бросать, цвести, петь. Они имеют три формы времени: прошедшее («что делали?» – бросали, цвели, пели), настоящее (что делают? – бросают, цветут, поют) и будущее сложное, состоящее из двух слов – слова будубудешь и неопределённой формы глагола («что будут делать?» – будут бросать, будут цвести, будут петь).

Глаголы имеют формы наклонений, которые показывают, как действие оценивается: считается ли реальным или возможным при каком-либо условии, желательным. В русском языке три наклонения.

В изъявительном наклонении глаголы обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить. В изъявительном наклонении глаголы имеют формы настоящего, прошедшего и будущего времени, т есть изменяются по временам:  читал,  читаю,  буду читать.

В условном (сослагательном) наклонении глагол обозначает действие, которое может произойти при определённых условиях. Например, прочитал бы. Форма условного наклонения образуется от формы прошедшего времени прибавлением частицы бы, которая пишется отдельно от глагола.

В повелительном наклонении глагол обозначает побуждение. Это может быть приказ, пожелание, просьба, совет. Сравните:

Сядьте немедленно! – (приказ)

Прочти, пожалуйста, книгу (просьба).

Посоветуйтесь лучше со специалистом (совет).

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам называется спряжением. В зависимости от личных окончаний, которые представлены в таблице, различаются два спряжения глаголов.

Глаголы хотеть, бежать относятся к разноспрягаемым. В единственном числе глагол хотеть спрягается по первому спряжению (хочу, хочешь, хочет), во множественном – по второму (хотим, хотите, хотят). Глагол бежать имеет в 3-м лице множественного числа форму бегут (первое спряжение), остальные формы – второго спряжения: бежишь, бежит, бежим, бежите.

Глаголы, которые обозначают действие, происходящее само по себе, без действующего лица, называются безличными. Они не изменяются ни по числам, ни по лицам, ни по родам. Безличные глаголы употребляются в двух формах:

в форме, которая совпадает с формой 3-го лица единственного числа настоящего (будущего) времени (светает, знобит, смеркается);

в форме, которая совпадает с формой среднего рода прошедшего времени (светало, знобило, смеркалось).

В предложении безличные глаголы являются сказуемыми, причём при них не бывает (и быть не может) подлежащего. 

Подморозило.

Мне нездоровится что-то. 

Не спится, няня.

В безличном значении могут выступать и личные глаголы. 

Зажгло грозою дерево. 

Пахнет сеном над лугами.

3. Выполните задания:

1. Укажите предложения с переходными глаголами.

А) Люблю родную сторону во всём её наряде скромном.

Б) Мужество рождается в борьбе.

В) Красота спасёт мир.

Г) Верить в победу добра и справедливости.

2. Найдите характеристики, которые относятся к глаголу:

а) изменяются по лицам, числам, падежам;

б) бывают совершенного и несовершенного вида;

в) в прошедшем времени изменяются по числам и родам;

г) в настоящем времени изменяются по родам.

Списать предложения, расставить знаки препинания, подчеркнуть главные члены предложения, составить схемы предложений.

  1. Стемнело и я наугад бреду вдоль аллей над сонными прудами.

  2. Вечереет и на горе перед нами лес щетинит вершины.

  3. Серая птичья стая кружилась по ветру и хотелось вместе с ней кружиться и кричать.

Выполнить морфологический разбор глагола бреду из 1-го предложения.


4. Домашнее задание: Знать материал урока, выполнить упр. 593.



Выполненные работы сфотографировать и

отправить на


WhatsApp:

созданной группы для дистанционного обучения