Конспект урока в 9 классе по русскому языку
«Повторение и обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение»
Цель: Закрепить и обобщить знания о сложноподчинённых предложениях
Задачи:
-
Общеобразовательные: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподчиненные предложения, определять его виды, составлять графически схемы, делать синтаксический разбор, ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении, привести в систему знания по теме.
-
Воспитывающие: содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий; воспитывать любовь к родному языку, нормы поведения.
-
Развивающие: учить выделять главное, существенное в изученном материале; развивать познавательные интересы, творческие способности и монологическую речь учащихся.
Оборудование:
Ход урока.
I.Организационный момент.
Объявление учителем темы урока. Постановка целей урока. Запись числа и темы в тетрадь.
III. Работа по теме урока.
1.Словарная работа с последующей самопроверкой.
Комментарий, деятельный, традиция, результат, резервы, гостиная, аккомпанемент, мировоззрение, гуманный.
2. Устная работа. Вспомните классификацию предложений. Какая связь есть внутри СП?
Простые Сложные
Бессоюзные Сложносочиненные Сложноподчиненные
3.Запись предложений под диктовку.
Я поднял книгу, упавшую со стола. (ПП)
-
Светило солнце, но было очень холодно. (ССП)
-
Не выходи на улицу, потому что уже стемнело.(СПП)
-
Я вышел во двор, на небе стояла полная луна.(БCП)
4. Фронтальный опрос о сложноподчинённом предложении (структура, связь, виды придаточных, СПП с несколькими придаточными, знаки препинания)
Задание: найти и выписать из данных предложений СПП.
Пришло время, когда необходимо души человеческие спасать.
Мы каждое утро шли на работу с приподнятым настроением, чтобы передать детям все тепло, какое в нас есть.
Я стал читать, и во мне проявилась охота к литературе.
Нужно читать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, желания людей и мотивы их поступков.
5. Cоюзы и союзные слова.
Распределить предложения в 2 столбика (Союз или союзное слово?):
С притаившейся радостью, которая смешалась с грустью, я выхожу из церкви.
Ты спросишь, кто велит мне?
Пока мы переходили поляну, турки успели сделать несколько выстрелов.
Днём в доме, где я живу, идёт привычная жизнь.
Он пообещал, что вернётся до заката.
Подай мне книгу, что лежит на столе.
6. Виды придаточных предложений.
-Как определить вид придаточного?
7. Работа с изъяснительными предложениями.
В лучах росистых, в лучах зелёных течёт речонка, что мне мила. (Ф.Фатьянов)
Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали, усадили в уголок, подносили пирожок. (А.Пушкин)
-
Замена прямой речи косвенной с помощью СПП с придаточными изъяснительными. К. Паустовский утверждал: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».
-
Анализ пунктуации. Слышно было, как на улице скрипели полозья, как проезжали к фабрике углевозы и как хрипло покрикивали на лошадей люди. [ ], (как ), (как ) и (как ).
8. Работа с придаточными определительными.
Кто сам на себя много берёт, тот и от других вправе ждать многого. (Л.Фейхтвангер)
И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт.(Р.Тагор)
| Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух. |
| Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами. |
| Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы! |
| Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе. |
9. Работа с придаточными обстоятельственными.
10. Пунктуация.
1. Знаки препинания при стечении 2 союзов.
Говорят, что, если любишь, побежишь за милым вслед.
Я давно заметил, что когда ветер, проникающий в лес, качает ветви деревьев,
то в этом есть особая прелесть.
Учитель: А теперь, ребята поработаем с текстом по читательской грамотности.
11.Работа с текстом по читательской грамотности.
Проблема мусорного загрязнения планеты стояла всегда — например, в Средние века в развитых странах Европы издавались специальные законы, запрещающие выливать на улицу нечистоты и прочие отходы жизнедеятельности человека.
В 20 веке, после того как была изобретена пластмасса и другие материалы, незаменимые в производстве буквально всего, что можно произвести, проблема мусорного загрязнения встала очень остро — дело в том, что пластмасса и другие синтетические материалы практически не разлагаются в земле, нанося колоссальный вред всему живому и неживому на сотни километров вокруг от мест организованных захоронений. Масла в огонь добавляет и тот факт, что производители различных товаров заботятся только о собственной прибыли, принуждая потребителя приобретать всё новые и новые товары, выкидывая старые на свалку, где они могут лежать десятилетиями и постепенно убивать всё живое вокруг.
В России в радиусе 10-20 километров от любого мегаполиса можно найти несколько десятков свалок, дым с которых иногда заволакивает весь город. Понимая, как вреден дым со свалок, муниципальные власти крупных городов принимают меры для уменьшения количества пластмассового мусора в городе и за его пределами, но, к сожалению, мусора за прошедшее столетие скопилось настолько много, что утилизировать или избавиться от него полностью практически невозможно.
Умение: Нахождение информации.
1. Ответь на вопросы. Обведи правильный ответ.
1) Свалки возле мегаполисов в радиусе 10-15 км помогают решить проблему загрязнения окружающей среды | А) ДА | Б) НЕТ |
2) В средневековой Европе уже стояла проблема загрязнения окружающей среды | А) ДА | Б) НЕТ |
3) Производители товаров борются с проблемой окружающей среды | А) ДА | Б) НЕТ |
Умение: Интерпретация текста.
Тип вопроса: установление соответствия
2. Выбери и запиши, как ты рассортируешь мусор по бакам А, Б,В.
Мусор: 1 - исписанный блокнот 2 - колпачок ручки, 3 - коробка из- под сока, 4 - пакет "Пятерочка", 5- журнал,6 - консервная банка, 7 - коробка из- под обуви, 8 - одноразовый стаканчик, 9 - железная крышка.
Бак А ________________________________________________
Бак Б ________________________________________________
Бак В _____________________________________________
3.Выбери вариант, который объясняет смысл выражения "Добавить масла в огонь":
А. Налить масло в пламя огня .
Б. Усиливать какие-то настроения (чаще отрицательные), поступками обострять отношения, разжигать интерес, внимание к чему-либо.
В. Добавлять растительное масло на раскалённую сковороду.
12.Вид подчинения:
-
однородное (Ася оставалась в моей памяти той самой девочкой, какой я знавал её в лучшую пору моей жизни, какою её я видел в последний раз.)
-
параллельное (Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое.)
-
последовательное (Княжна Мария умоляла брата подождать ещё день, говорила о том, что она знает, как будет несчастлив отец, если Андрей уедет.
-
смешанное (Когда он смотрел на часы, он был так растревожен, что видел стрелки на циферблате, но не мог понять, который час.)
13.Синтаксический разбор СПП.
1. Голос сердца чаще мы слышим в юности, когда ничто не приглушило и не растрепало по клочкам свежий мир наших чувств. (1 уровень)
2. Знание – сокровище, которое повсюду следует за тем, кто им обладает. (2 уровень)
14. Конструирование СПП по группам.
1. Чаще улыбайтесь; (Если …), [то…].
2. Искренне интересуйтесь жизнью других людей; […тем],(чем …).
3. Умейте выслушать до конца говорящего с вами; […того], (с кем…)
4. Говорите об интересующем вашего собеседника; […о том], (что…)
5. Чаще обращайтесь к собеседнику по имени. (Когда…), […].
Заполнение листа самооценки учащегося.
15. Подведение итога урока. Рефлексия. Оценки и их комментарий.
- Какую роль в нашей речи играют сложноподчиненные предложения?
(Украшают нашу речь, позволяют более полно выразить свои мысли, помогают сформулировать вопросы и дать на них полные, раскрытые ответы, помогают дать яркую характеристику человеку).
Учитель. Мы обобщили и систематизировали материал по теме «Сложноподчиненное предложение», работали над составлением схем, предложений, отрабатывали навыки постановки знаков препинания. Я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями.
Домашнее задание: Комплексный анализ текста, который школьники получат на отдельных листочках.