СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение по теме: "Словосочетание. Предложение. Подлежащее"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Повторение по теме: "Словосочетание. Предложение. Подлежащее"»

Русский язык 8 класс. Масштабное повторение по теме: «Словосочетание. Предложение. Подлежащее и способы его выражения»

ФИ___________________________________________

  1. Определить вид связи слов в словосочетаниях (письменно).

Территория стадиона (_____________), привилегии депутатов (_____________), истинно сочувствующий (_____________), участвовать в репетиции (_____________), воплощенный замысел (_____________), увлекаться беллетристикой (_____________), ударить наотмашь (_____________), любуясь иллюминацией (_____________).

  1. Закончить утверждение (устно).

  1. Простое предложение - это предложение, в котором…

  2. Главными членами предложения являются…

  3. Подлежащее и сказуемое составляют…

  4. Распространенное предложение - это предложение, в котором…

  5. Предложение, в котором есть только главные члены предложения, называется…

  6. Предложение, в котором две и более грамматических основы, называется…

  7. По эмоциональной окраске предложения делятся на …

  8. Побудительные предложения - это предложения, в которых …

  9. Вопросительные предложения - это предложения, в которых …

  1. Конструирование.

- Прочитайте текст.

- Переделайте предложения так, чтобы получились отрывки из стихотворений А. С. Пушкина.

По зимней, скучной дороге
Борзая тройка бежит,
Однозвучный колокольчик
Гремит утомительно.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.


- Какой прием использует поэт, чтобы выделить самое важное слово? (инверсию)


- Что такое инверсия? (Инверсия – необычный порядок слов. Это одно из изобразительных средств языка.)


- Для чего используется инверсия? (Инверсия помогает выделить самое важное слово, а также придает речи стилистическую и эмоциональную окраску.)



4. Проанализируйте данные предложения и сделайте вывод о способе выражения подлежащего.

1) Двое уехали в столицу. 2) Десять делится на два. 3) Оба были заняты серьёзным разговором. 4) Неслось со всех сторон «ау». 5) Грянуло громкое ура. 6) И опять слышится «бу-бу-бу».7) Сегодня не похоже на вчера. 8) Вот настало и роковое послезавтра. 9) Любить – это прекрасно. 10) Учиться - дело нужное. 11) У него золотые руки. 12) Мастер на все руки быстро справился с ремонтом замка. 13) В жизни королевы наступили чёрные дни.

Чем может быть выражено подлежащее?(устно)

  1. Прочитать предложения, найти и назвать подлежащее. Определить, чем выражено подлежащее.



  1. Желтеют мутно купола.


  1. Аллея дремлет кружевная.


  1. Сытый голодного не разумеет.


  1. Лучшие погибли на войне.


  1. Я помню чудное мгновенье.


  1. Передо мной явилась ты.


  1. Никто не хотел умирать.


  1. Саша требователен к себе, что вызывает уважение товарищей.


  1. Журналист писал очерк, который будет опубликован в газете.


  1. Поднявший меч от меча и погибнет.


  1. Читающий всегда получает удовольствие от книги.
















  1. Соотнесите данные примеры со способом выражения подлежащего

Способ выражения подлежащего

Пример

Существительное в им. п.

Мы никогда не ссоримся

Местоимение в им. п.

Солнце светит всем.

Числительное в им. п.

Курить — здоровью вредить.

Прилагательное или причастие в значении существительного

Прошло несколько дней.

Неопределенная форма глагола

Двенадцать делится на шесть.

Наречие

Взрослые иногда не понимают детей. Вошедший привлек всеобщее внимание.

Междометие

Очевидно - не значит верно.

Неделимое словосочетание

Вдали послышалось ку-ку.



6. Определите, какие слова в данных предложениях могли бы быть подлежащими. Подчеркните их.

1.  Прил. И.п. — Сущ. И.п. — Глагол — Сущ. В.п.
2. Сущ. Т.п. — Мест. И.п. — Глагол — Нар. — Сущ. Д.п.
3. Сущ. И.п. — Сущ. И.п.
4. Числ. И.п. — Сущ. Р.п. — Глагол — Сущ. Т.п.


Итоги урока:

Доволен(довольна) ли ты результатом урока? Да/нет обведи нужное

  • Расширили ли мы сегодня наши знания о способах выражения подлежащего?

Да/нет обведи нужное

  • Чем может быть выражено подлежащее? ________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Какой способ выражения подлежащего тебе кажется самым трудным?

_______________________________________________________________

  • Какой способ выражения подлежащего тебе кажется самым лёгким?

_______________________________________________________________

  • Что теперь нужно сделать, чтобы уметь безошибочно находить и определять способ выражения подлежащего?

_______________________________________________________________


Домашнее задание: Тест по теме «Подлежащее и способы его выражения»

1. Какое утверждение верно?

1) Подлежащее даёт характеристику предмету речи.
2) Подлежащее — главный член предложения, который не зависит от других членов предложения и отвечает на вопросы именительного падежа: кто? что?
3) Подлежащее даёт характеристику образу действия.
4) Подлежащее — главный член предложения, кото­рый не зависит от других членов предложения и отвечает на вопросы: каков? какова? каково?

2. Чем может быть выражено подлежащее?

1) любой знаменательной частью речи;
2) только склоняемой частью речи;
3) только неизменяемой частью речи;
4) только спрягаемой частью речи.

3. В каком предложении подлежащее выражено местоимением?

1) Заросли кустарников и травы мешали их передвижению.
2) Наши пряли, а ваши спали.
3) Но за грохотом разбившейся стихии мой обострённый слух вновь уловил шум в коридоре.
4) Ни один из больших художников не был забыт так основательно, как Рокотов.

4. В каком предложении подлежащее выражено прилагательным?

1) Наши плачут, да и ваши не радуются.
2) Что-то с визгом пронеслось в воздухе и упало посередине реки.
3) Ложное не может быть красивым.
4) Царь Пётр находился в кабинете своего Преображенского полка.

5. В каком предложении подлежащее выражено глаголом?

1) Завистливый сохнет от зависти, а добрый плачет от радости.
2) Послушать умного человека — как при жажде холодной воды напиться.
3) Снежные вихри закружились в воздухе.
4) Над нами качался серебристо-зелёный шатёр тополя, переполнявший окружающий воздух зеленоватыми тенями и бродячими солнечными пятнами.

6. В каком предложении подлежащее выражено неделимым словосочетанием?

1) Все сорок человек немедленно сгрудились возле него.
2) Штатский что-то сказал полковнику вполголоса.
3) У ольхи зашевелились чешуйки на готовых с осени серёжках.
4) Чей это конь неутомимый бежит в степи необозримой?
7. В каком предложении подлежащее выражено числительным?

1) Чужой останется чужим.
2) Злой с лукавым водились, да оба в яму свалились.
3) Второй, опустившись на колено, пытался приладить соскочившую лыжу.
4) Ни души на улицах.
8. В каком предложении подлежащее выражено междометием?

1) На одной неделе семь пятниц не живёт.
2) Его «увы» прозвучало с горечью.
3) Спросите вы у тишины над ширью пашен и полей у берёз, и тополей.
4) Кто при звёздах и при луне так поздно едет на коне?

9. В каком предложении подлежащее выражено наречием?

1) «Вечор» — устаревшее слово.
2) Снова я шагаю по тёмным московским улицам.
3) Какой враг может выжечь любовь к тебе?
4) В утренней тишине слышатся какие-то переливчатые звуки.

10. В каком предложении подлежащее выражено существительным?

1) Я посмотрел на часы.
2) Пять часов утра на слабо светящихся вокзальных часах.
3) Что же это в небе происходит?
4) Как прекрасна светлая наша страна!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!