Русский язык 8 класс. Масштабное повторение по теме: «Словосочетание. Предложение. Подлежащее и способы его выражения»
ФИ___________________________________________
Определить вид связи слов в словосочетаниях (письменно).
Территория стадиона (_____________), привилегии депутатов (_____________), истинно сочувствующий (_____________), участвовать в репетиции (_____________), воплощенный замысел (_____________), увлекаться беллетристикой (_____________), ударить наотмашь (_____________), любуясь иллюминацией (_____________).
Закончить утверждение (устно).
Простое предложение - это предложение, в котором…
Главными членами предложения являются…
Подлежащее и сказуемое составляют…
Распространенное предложение - это предложение, в котором…
Предложение, в котором есть только главные члены предложения, называется…
Предложение, в котором две и более грамматических основы, называется…
По эмоциональной окраске предложения делятся на …
Побудительные предложения - это предложения, в которых …
Вопросительные предложения - это предложения, в которых …
Конструирование.
- Прочитайте текст.
- Переделайте предложения так, чтобы получились отрывки из стихотворений А. С. Пушкина.
По зимней, скучной дороге Борзая тройка бежит, Однозвучный колокольчик Гремит утомительно. | По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. |
- Какой прием использует поэт, чтобы выделить самое важное слово? (инверсию)
- Что такое инверсия? (Инверсия – необычный порядок слов. Это одно из изобразительных средств языка.)
- Для чего используется инверсия? (Инверсия помогает выделить самое важное слово, а также придает речи стилистическую и эмоциональную окраску.)
4. Проанализируйте данные предложения и сделайте вывод о способе выражения подлежащего.
1) Двое уехали в столицу. 2) Десять делится на два. 3) Оба были заняты серьёзным разговором. 4) Неслось со всех сторон «ау». 5) Грянуло громкое ура. 6) И опять слышится «бу-бу-бу».7) Сегодня не похоже на вчера. 8) Вот настало и роковое послезавтра. 9) Любить – это прекрасно. 10) Учиться - дело нужное. 11) У него золотые руки. 12) Мастер на все руки быстро справился с ремонтом замка. 13) В жизни королевы наступили чёрные дни.
Чем может быть выражено подлежащее?(устно)
Прочитать предложения, найти и назвать подлежащее. Определить, чем выражено подлежащее.
Желтеют мутно купола. | |
Аллея дремлет кружевная. | |
Сытый голодного не разумеет. | |
Лучшие погибли на войне. | |
Я помню чудное мгновенье. | |
Передо мной явилась ты. | |
Никто не хотел умирать. | |
Саша требователен к себе, что вызывает уважение товарищей. | |
Журналист писал очерк, который будет опубликован в газете. | |
Поднявший меч от меча и погибнет. | |
Читающий всегда получает удовольствие от книги. | |
Соотнесите данные примеры со способом выражения подлежащего
Способ выражения подлежащего | Пример |
Существительное в им. п. | Мы никогда не ссоримся |
Местоимение в им. п. | Солнце светит всем. |
Числительное в им. п. | Курить — здоровью вредить. |
Прилагательное или причастие в значении существительного | Прошло несколько дней. |
Неопределенная форма глагола | Двенадцать делится на шесть. |
Наречие | Взрослые иногда не понимают детей. Вошедший привлек всеобщее внимание. |
Междометие | Очевидно - не значит верно. |
Неделимое словосочетание | Вдали послышалось ку-ку. |
6. Определите, какие слова в данных предложениях могли бы быть подлежащими. Подчеркните их.
1. Прил. И.п. — Сущ. И.п. — Глагол — Сущ. В.п.
2. Сущ. Т.п. — Мест. И.п. — Глагол — Нар. — Сущ. Д.п.
3. Сущ. И.п. — Сущ. И.п.
4. Числ. И.п. — Сущ. Р.п. — Глагол — Сущ. Т.п.
Итоги урока:
Доволен(довольна) ли ты результатом урока? Да/нет обведи нужное
Да/нет обведи нужное
______________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Что теперь нужно сделать, чтобы уметь безошибочно находить и определять способ выражения подлежащего?
_______________________________________________________________
Домашнее задание: Тест по теме «Подлежащее и способы его выражения»
1. Какое утверждение верно?
1) Подлежащее даёт характеристику предмету речи.
2) Подлежащее — главный член предложения, который не зависит от других членов предложения и отвечает на вопросы именительного падежа: кто? что?
3) Подлежащее даёт характеристику образу действия.
4) Подлежащее — главный член предложения, который не зависит от других членов предложения и отвечает на вопросы: каков? какова? каково?
2. Чем может быть выражено подлежащее?
1) любой знаменательной частью речи;
2) только склоняемой частью речи;
3) только неизменяемой частью речи;
4) только спрягаемой частью речи.
3. В каком предложении подлежащее выражено местоимением?
1) Заросли кустарников и травы мешали их передвижению.
2) Наши пряли, а ваши спали.
3) Но за грохотом разбившейся стихии мой обострённый слух вновь уловил шум в коридоре.
4) Ни один из больших художников не был забыт так основательно, как Рокотов.
4. В каком предложении подлежащее выражено прилагательным?
1) Наши плачут, да и ваши не радуются.
2) Что-то с визгом пронеслось в воздухе и упало посередине реки.
3) Ложное не может быть красивым.
4) Царь Пётр находился в кабинете своего Преображенского полка.
5. В каком предложении подлежащее выражено глаголом?
1) Завистливый сохнет от зависти, а добрый плачет от радости.
2) Послушать умного человека — как при жажде холодной воды напиться.
3) Снежные вихри закружились в воздухе.
4) Над нами качался серебристо-зелёный шатёр тополя, переполнявший окружающий воздух зеленоватыми тенями и бродячими солнечными пятнами.
6. В каком предложении подлежащее выражено неделимым словосочетанием?
1) Все сорок человек немедленно сгрудились возле него.
2) Штатский что-то сказал полковнику вполголоса.
3) У ольхи зашевелились чешуйки на готовых с осени серёжках.
4) Чей это конь неутомимый бежит в степи необозримой?
7. В каком предложении подлежащее выражено числительным?
1) Чужой останется чужим.
2) Злой с лукавым водились, да оба в яму свалились.
3) Второй, опустившись на колено, пытался приладить соскочившую лыжу.
4) Ни души на улицах.
8. В каком предложении подлежащее выражено междометием?
1) На одной неделе семь пятниц не живёт.
2) Его «увы» прозвучало с горечью.
3) Спросите вы у тишины над ширью пашен и полей у берёз, и тополей.
4) Кто при звёздах и при луне так поздно едет на коне?
9. В каком предложении подлежащее выражено наречием?
1) «Вечор» — устаревшее слово.
2) Снова я шагаю по тёмным московским улицам.
3) Какой враг может выжечь любовь к тебе?
4) В утренней тишине слышатся какие-то переливчатые звуки.
10. В каком предложении подлежащее выражено существительным?
1) Я посмотрел на часы.
2) Пять часов утра на слабо светящихся вокзальных часах.
3) Что же это в небе происходит?
4) Как прекрасна светлая наша страна!