Повторительно-обобщающий урок в 11 классе / 2 часа/ Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка урок разработала и провела учитель русского языка и литературы МБОУ «Самофаловская сош» Науменко Людмила Ивановна
Цели урока:
*обобщить и систематизировать знания учащихся о фонетике и орфоэпии как разделах лингвистики, о системе гласных и согласных звуков русского языка, о способах их обозначения на письме, показать соотношение звукового и буквенного (орфографического) облика слова; повторить основные правила произношения гласных и согласных звуков, нормы ударения в современном русском языке. *совершенствовать умения находить в слове основные звуковые процессы , производить фонетический разбор слова и транскрибировать слово; оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм современного русского языка; совершенствовать навыки работы с различными видами словарей и учить извлекать необходимую информацию из справочной литературы и современных источников информации. * воспитывать в детях чувство любви к русскому языку, чувство глубокой ответственности за чистоту и правильность русской речи.
Оборудование и учебные пособия к уроку:
- Таблица «Гласные и согласные звуки русского языка».
- Задания демонстрационных вариантов ЕГЭ-2013.
- У каждого учащегося на столе карточка-справочник « Особенности русского ударения и его роль в русском языке».
- Раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы.
- Орфоэпические и толковые словари.
- Магнитофон и звукозапись к конкурсу дикторов.
- Мультимедийная презентация
ЭПИГРАФ К УРОКУ:
… Язык имеет свои краски, то есть звуки. Он ими воображению нашему может весьма часто рисовать или живописать предметы…
Бестужев- Марлинский.
ЭПИГРАФ К УРОКУ:
… Язык имеет свои краски, то есть звуки. Он ими воображению нашему может весьма часто рисовать или живописать предметы…
Бестужев -Марлинский.
1 группа
* Что является предметом изучения фонетики и орфоэпии?
*В чем состоит отличие между буквами и звуками?
*На какие группы делятся звуки речи? Чем они отличаются друг от друга?
*Что называется слогом?
*Сколько звуков в русском языке?
Опираясь на таблицу «Гласные и согласные звуки русского языка», которая демонстрируется в классе, ребята работают следующим образом:
к доске вызывается уч-ся 1 группы, учащиеся этой группы задают ему подготовленный дома вопрос. Если отвечающий не дает верного ответа, то на поставленный вопрос отвечает тот, кто его задавал.
ФОНЕТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
Согласные звуки
Звон-кие
Глу-хие
Б
П
Легко запомнить: эти фразы содержат
В
Г
2. «У МН ая Г о Л о В а, Р а ЗБ иРа Й Бо Ж ьи Д еЛа!» - все звонкие
- « СТ ё ПК а, Х о Ч е Ш ь Щ е Ц ? – Ф у!» - все глухие согласные.
ф
согласные.
К
Д
Т
Ж
Ш
З
Й
С
-
Л
-
М
-
Н
-
Р
-
-
Х
-
Ц
-
Ч
-
Ш
Обратите внимание!
Перед звонкими согласными глухие озвончаются : с бить — [ з ] бить ; экзамен - э [ г ] замен.
Перед глухими согласными звонкие оглушаются : в сходы — [ ф ] сходы; по д ходить - по [ т ] ходить.
- Звонкие согласные оглушаются в конце слов : вездеход — вездехо [ т ], рассказ — расска [ с ].
- Помните это, когда будете выполнять следующие задания:
- В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?
- В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука?
- В каком слове все согласные глухие?
- В каком слове все согласные звонкие?
- В каком слове произносится звук [ указан ]?
Обратите внимание!
- Буквы Е, Ё, Ю, Я передают звуки [э], [о], [у],[а], если употребляются после мягкого согласного ( см. предыдущий слайд ).
- Два звука эти буквы передают:
- В начале слова : ест — [ ЙЭ ст ]; юноша — [ ЙУ ноша ].
- После Ъ и Ь : вьюга — [ в’ ЙУ га ].
- После гласного звука : приехал — [ пр’и ЙЭ хал ].
Учтите это, когда будете выполнять задания:
- В каком слове количество букв и звуков совпадает?
- В каком слове букв больше, чем звуков?
- В каком слове звуков больше, чем букв?
- В каком слове (количество указано) звуков?
Не забывайте при этом, что Ъ и Ь звуков речи не обозначают!
Фонетические задачи 2 группа ( анализ примеров )
Большее количество звуков в словах могут давать буквы Е, Ё, Ю, Я, если стоят в начале слова или после гласной. Такое слово одно — яблочный — 9 звуков, 8 букв.
В слове разъезд после Ъ буква Е также дает два звука, но звука не обозначает Ъ, поэтому в этом слове 7 букв и столько же звуков. Правильный ответ — 2.
* В каком слове звуков больше, чем букв?
1) окрестность
2) яблочный
3) разъезд
4) городской
В этом задании речь идет о звонком согласном звуке, т.к. оглушить глухой звук невозможно . Звонкие согласные оглушаются в абсолютном конце слова или перед глухим согласным. Слабой позиции в конце слов нет, значит, ищем стык звонкого и глухого согласных. Ни в первом, ни в четвертом вариантах такого стыка нет. В третьем случае наблюдаем озвончение глухого согласного — [зг]рести. Остается второй вариант: буква «в» перед глухим [х] обозначает [ф]. Правильный ответ — 2.
* В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука?
1) размять
2) входить
3) сгрести
4) вложить
ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО УДАРЕНИЯ И ЕГО РОЛЬ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.
Среди ударных орфоэпических норм существуют следующие варианты :
*Слово обладает единственно правильным значением (отк у порить, св е кла, кух о нный)
*Слово предполагает 2 равноправных варианта постановки ударения (тв о р о г, а вгуст о вский, к о лл е дж)
*Слово наряду с современным ударением допускает устаревшую ударную позицию
(р а курс – рак у рс)
*Ударение связано с употреблением слова в профессиональной речи ( к о мпас – комп а с, осужд е нный – ос у жденный)
Ударение выполняет в языке смыслоразличительную функцию:
* Различает формы разных слов (н о шу – нош у )
* Различает формы одного слова (сн е га – снег а ).
Изменение места ударения в слове.
* Типичным является ударение в кратких формах прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени.
*А также в глаголах прошедшего времени.
В этих случаях в женском роде ударение падает на окончание, а в мужском, среднем роде и во множественном числе на основу.
( Начат а , н а чат, н а чало, н а чаты.
Понял а , п о нял, п о няло, п о няли.
* В современном русском языке среди кратких прилагательных активно проявляется тенденция к постановке ударения в женском роде на основу, в результате чего появляются варианты:
вл а стный – вл а стна- вл а стны.
Тренировочные упражнения
Задание 2.
Словарно-орфоэпическая работа.
Используя карточку –справочник «особенности русского ударения» и при затруднении орфоэпические словари, расставьте в словах ударение. Какие звуки обозначают выделенные буквы?
2 группа (средний уровень) :
Ад е кватный, антит е за, аф е ра, камбала, маркетинг, м е неджм е нт, мизерный, р е ф е ри, пустячный, феном е н.
1 группа (низкий уровень) :
Статуя, факсимиле, форзац, украинцы, сосредоточение, пломбированный, дремота, облегчил, цыган, включит.
Тренировочные упражнения
Задание 3.
Подберите к данным словам омографы, расставьте ударение, составьте с полученными парами слов словосочетания, учитывая лексическое значение.
Атлас, броня, пасти, замок, ледник, характерный .
Тренировочные упражнения
Говорите правильно по-русски
1группа .
Составить с данными словами рассказ « А у нас сегодня гости!»
2 группа.
Конкурс дикторов центрального телевидения
Итоги урока
Индивидуальное задание .
Проблемный вопрос
* Нужно ли изучать фонетику и орфоэпию?
Докажите свою точку зрения в публицистическом стиле, опираясь на мнения ученых и писателей.
* Произвол в произношении почти так же недопустим, как анархия в письме. Отклонения от литературного произношения почти так же мешают языковому общению, как и неграмотное письмо.
Р.И.Аванесов
* При помощи звуков речи, музыки слов, великий Пушкин достигает в своих сказках предельной выразительности: в его стихах много значат не только каждое слово, но и каждый звук, каждый гласный и согласный.
С.Я.Маршак
Дифференцированное домашнее задание
Самостоятельный выбор уровня
Низкий уровень :
*Ответить на вопросы в учебнике
стр. 10-11 , упр. 8.
Средний уровень:
*Составить текст призыва изучать фонетику и орфоэпию в виде рассуждения, приводя аргументы в формате ЕГЭ(100 слов).
Сегодня на уроке
я научился...
я постарался...
мне понравилось...
мне было трудно...
мне было интересно…
Информационные источники
А.Г.Нарушевич «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку»
Г.Т.Егораева : материалы издательства «Экзамен»