СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Повторение по теме "Графика. Орфоэпия" 11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по русскому языку для отработки и закрепления знаний по разделу "Орфоэпия"

Просмотр содержимого документа
«"Повторение по теме "Графика. Орфоэпия" 11 класс»

Повторительно-обобщающий урок в 11 классе / 2 часа/  Фонетика. Орфоэпия.  Орфоэпические нормы современного русского языка  урок разработала и провела  учитель русского языка и литературы  МБОУ «Самофаловская сош»  Науменко Людмила Ивановна

Повторительно-обобщающий урок в 11 классе / 2 часа/ Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка урок разработала и провела учитель русского языка и литературы МБОУ «Самофаловская сош» Науменко Людмила Ивановна

 Цели урока: *обобщить и систематизировать знания учащихся о фонетике и орфоэпии как разделах лингвистики, о системе гласных и согласных звуков русского языка, о способах их обозначения на письме, показать соотношение звукового и буквенного (орфографического) облика слова; повторить основные правила произношения гласных и согласных звуков, нормы ударения в современном русском языке.   *совершенствовать умения находить в слове основные звуковые процессы , производить фонетический разбор слова и транскрибировать слово; оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм современного русского языка; совершенствовать навыки работы с различными видами словарей и учить извлекать необходимую информацию из справочной литературы и современных источников информации.   * воспитывать в детях чувство любви к русскому языку, чувство глубокой ответственности за чистоту и правильность русской речи.

Цели урока:

*обобщить и систематизировать знания учащихся о фонетике и орфоэпии как разделах лингвистики, о системе гласных и согласных звуков русского языка, о способах их обозначения на письме, показать соотношение звукового и буквенного (орфографического) облика слова; повторить основные правила произношения гласных и согласных звуков, нормы ударения в современном русском языке. *совершенствовать умения находить в слове основные звуковые процессы , производить фонетический разбор слова и транскрибировать слово; оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм современного русского языка; совершенствовать навыки работы с различными видами словарей и учить извлекать необходимую информацию из справочной литературы и современных источников информации. * воспитывать в детях чувство любви к русскому языку, чувство глубокой ответственности за чистоту и правильность русской речи.

 Оборудование и учебные пособия к уроку: Таблица «Гласные и согласные звуки русского языка». Задания демонстрационных вариантов ЕГЭ-2013. У каждого учащегося на столе карточка-справочник « Особенности русского ударения и его роль в русском языке». Раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы. Орфоэпические и толковые словари. Магнитофон и звукозапись к конкурсу дикторов. Мультимедийная презентация

Оборудование и учебные пособия к уроку:

  • Таблица «Гласные и согласные звуки русского языка».
  • Задания демонстрационных вариантов ЕГЭ-2013.
  • У каждого учащегося на столе карточка-справочник « Особенности русского ударения и его роль в русском языке».
  • Раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы.
  • Орфоэпические и толковые словари.
  • Магнитофон и звукозапись к конкурсу дикторов.
  • Мультимедийная презентация

 ЭПИГРАФ К УРОКУ: … Язык имеет свои краски, то есть звуки. Он ими воображению нашему может весьма часто рисовать или живописать предметы…  Бестужев- Марлинский.  ЭПИГРАФ К УРОКУ: … Язык имеет свои краски, то есть звуки. Он ими воображению нашему может весьма часто рисовать или живописать предметы…  Бестужев -Марлинский.

ЭПИГРАФ К УРОКУ:

Язык имеет свои краски, то есть звуки. Он ими воображению нашему может весьма часто рисовать или живописать предметы…

Бестужев- Марлинский.

ЭПИГРАФ К УРОКУ:

Язык имеет свои краски, то есть звуки. Он ими воображению нашему может весьма часто рисовать или живописать предметы…

Бестужев -Марлинский.

1 группа * Что является предметом изучения фонетики и орфоэпии? *В чем состоит отличие между буквами и звуками? *На какие группы делятся звуки речи? Чем они отличаются друг от друга? *Что называется слогом? *Сколько звуков в русском языке?  Опираясь на таблицу «Гласные и согласные звуки русского языка», которая демонстрируется в классе, ребята работают следующим образом: к доске вызывается уч-ся 1 группы, учащиеся этой группы задают ему подготовленный дома вопрос. Если отвечающий не дает верного ответа, то на поставленный вопрос отвечает тот, кто его задавал.  ФОНЕТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

1 группа

* Что является предметом изучения фонетики и орфоэпии?

*В чем состоит отличие между буквами и звуками?

*На какие группы делятся звуки речи? Чем они отличаются друг от друга?

*Что называется слогом?

*Сколько звуков в русском языке?

Опираясь на таблицу «Гласные и согласные звуки русского языка», которая демонстрируется в классе, ребята работают следующим образом:

к доске вызывается уч-ся 1 группы, учащиеся этой группы задают ему подготовленный дома вопрос. Если отвечающий не дает верного ответа, то на поставленный вопрос отвечает тот, кто его задавал.

ФОНЕТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

Согласные звуки  Звон-кие Глу-хие Б П Легко запомнить: эти фразы содержат В Г 2. «У МН ая Г о Л о В а, Р а ЗБ иРа Й Бо Ж ьи Д еЛа!» - все  звонкие « СТ ё ПК а, Х о Ч е Ш ь Щ е Ц ? – Ф у!» - все  глухие  согласные. ф согласные. К Д Т Ж Ш З Й С  - Л - М - Н - Р - - Х - Ц - Ч - Ш

Согласные звуки

Звон-кие

Глу-хие

Б

П

Легко запомнить: эти фразы содержат

В

Г

2. «У МН ая Г о Л о В а, Р а ЗБ иРа Й Бо Ж ьи Д еЛа!» - все звонкие

  • « СТ ё ПК а, Х о Ч е Ш ь Щ е Ц ? – Ф у!» - все глухие согласные.

ф

согласные.

К

Д

Т

Ж

Ш

З

Й

С

-

Л

-

М

-

Н

-

Р

-

-

Х

-

Ц

-

Ч

-

Ш

 Обратите внимание!   Перед звонкими согласными глухие озвончаются : с бить — [ з ] бить ;  экзамен - э [ г ] замен.   Перед глухими согласными звонкие оглушаются : в сходы — [ ф ] сходы; по д ходить - по [ т ] ходить. Звонкие согласные оглушаются  в конце слов : вездеход — вездехо [ т ], рассказ — расска [ с ]. Помните это, когда будете выполнять следующие задания: В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука? В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука? В каком слове все согласные глухие? В каком слове все согласные звонкие? В каком слове произносится звук [ указан ]?

Обратите внимание!

Перед звонкими согласными глухие озвончаются : с бить[ з ] бить ; экзамен - э [ г ] замен.

Перед глухими согласными звонкие оглушаются : в сходы[ ф ] сходы; по д ходить - по [ т ] ходить.

  • Звонкие согласные оглушаются в конце слов : вездеход — вездехо [ т ], рассказ — расска [ с ].
  • Помните это, когда будете выполнять следующие задания:
  • В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?
  • В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука?
  • В каком слове все согласные глухие?
  • В каком слове все согласные звонкие?
  • В каком слове произносится звук [ указан ]?
Обратите внимание!  Буквы Е, Ё, Ю, Я передают звуки [э], [о], [у],[а], если употребляются после мягкого согласного ( см. предыдущий слайд ).  Два звука  эти буквы передают: В начале слова : ест — [ ЙЭ ст ]; юноша — [ ЙУ ноша ]. После Ъ и Ь : вьюга — [ в’ ЙУ га ]. После гласного звука : приехал — [ пр’и ЙЭ хал ]. Учтите это, когда будете выполнять задания: В каком слове количество букв и звуков совпадает? В каком слове букв больше, чем звуков? В каком слове звуков больше, чем букв? В каком слове (количество указано) звуков? Не забывайте при этом, что  Ъ и Ь звуков речи не обозначают!

Обратите внимание!

  • Буквы Е, Ё, Ю, Я передают звуки [э], [о], [у],[а], если употребляются после мягкого согласного ( см. предыдущий слайд ).
  • Два звука эти буквы передают:
  • В начале слова : ест[ ЙЭ ст ]; юноша[ ЙУ ноша ].
  • После Ъ и Ь : вьюга — [ в’ ЙУ га ].
  • После гласного звука : приехал[ пр’и ЙЭ хал ].

Учтите это, когда будете выполнять задания:

  • В каком слове количество букв и звуков совпадает?
  • В каком слове букв больше, чем звуков?
  • В каком слове звуков больше, чем букв?
  • В каком слове (количество указано) звуков?

Не забывайте при этом, что Ъ и Ь звуков речи не обозначают!

Фонетические задачи  2 группа ( анализ примеров )  Большее количество звуков в словах могут давать буквы  Е, Ё, Ю, Я, если стоят в начале слова или после гласной.  Такое слово одно — яблочный — 9 звуков, 8 букв.   В слове разъезд после Ъ буква Е также дает два звука, но звука не обозначает Ъ, поэтому в этом слове 7 букв и столько же звуков. Правильный ответ — 2. *  В каком слове звуков больше, чем букв? 1) окрестность 2) яблочный 3) разъезд 4) городской

Фонетические задачи 2 группа ( анализ примеров )

Большее количество звуков в словах могут давать буквы Е, Ё, Ю, Я, если стоят в начале слова или после гласной. Такое слово одно — яблочный — 9 звуков, 8 букв.

В слове разъезд после Ъ буква Е также дает два звука, но звука не обозначает Ъ, поэтому в этом слове 7 букв и столько же звуков. Правильный ответ — 2.

* В каком слове звуков больше, чем букв?

1) окрестность

2) яблочный

3) разъезд

4) городской

В этом задании речь идет о звонком согласном звуке, т.к. оглушить глухой звук невозможно . Звонкие согласные оглушаются в абсолютном конце слова или перед глухим согласным. Слабой позиции в конце слов нет, значит, ищем стык звонкого и глухого согласных. Ни в первом, ни в четвертом вариантах такого стыка нет. В третьем случае наблюдаем озвончение глухого согласного — [зг]рести. Остается второй вариант: буква «в» перед глухим [х] обозначает [ф]. Правильный ответ — 2.  *  В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука? 1) размять 2) входить 3) сгрести 4) вложить

В этом задании речь идет о звонком согласном звуке, т.к. оглушить глухой звук невозможно . Звонкие согласные оглушаются в абсолютном конце слова или перед глухим согласным. Слабой позиции в конце слов нет, значит, ищем стык звонкого и глухого согласных. Ни в первом, ни в четвертом вариантах такого стыка нет. В третьем случае наблюдаем озвончение глухого согласного — [зг]рести. Остается второй вариант: буква «в» перед глухим [х] обозначает [ф]. Правильный ответ — 2.

* В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука?

1) размять

2) входить

3) сгрести

4) вложить

ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО УДАРЕНИЯ И ЕГО РОЛЬ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.  Среди ударных орфоэпических норм существуют следующие варианты : *Слово обладает единственно правильным значением (отк у порить, св е кла, кух о нный) *Слово предполагает 2 равноправных варианта постановки ударения (тв о р о г, а вгуст о вский, к о лл е дж) *Слово наряду с современным ударением допускает устаревшую ударную позицию  (р а курс – рак у рс) *Ударение связано с употреблением слова в профессиональной речи ( к о мпас – комп а с, осужд е нный – ос у жденный)

ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО УДАРЕНИЯ И ЕГО РОЛЬ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.

Среди ударных орфоэпических норм существуют следующие варианты :

*Слово обладает единственно правильным значением (отк у порить, св е кла, кух о нный)

*Слово предполагает 2 равноправных варианта постановки ударения (тв о р о г, а вгуст о вский, к о лл е дж)

*Слово наряду с современным ударением допускает устаревшую ударную позицию

(р а курс – рак у рс)

*Ударение связано с употреблением слова в профессиональной речи ( к о мпас – комп а с, осужд е нный – ос у жденный)

Ударение выполняет в языке смыслоразличительную функцию:  * Различает формы разных слов (н о шу – нош у ) * Различает формы одного слова (сн е га – снег а ).

Ударение выполняет в языке смыслоразличительную функцию:

* Различает формы разных слов (н о шу – нош у )

* Различает формы одного слова (сн е га – снег а ).

 Изменение места ударения в слове. * Типичным является ударение в кратких формах прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени. *А также в глаголах прошедшего времени. В этих случаях в женском роде ударение падает на окончание, а в мужском, среднем роде и во множественном числе на основу. ( Начат а , н а чат, н а чало, н а чаты. Понял а , п о нял, п о няло, п о няли.

Изменение места ударения в слове.

* Типичным является ударение в кратких формах прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени.

*А также в глаголах прошедшего времени.

В этих случаях в женском роде ударение падает на окончание, а в мужском, среднем роде и во множественном числе на основу.

( Начат а , н а чат, н а чало, н а чаты.

Понял а , п о нял, п о няло, п о няли.

 * В современном русском языке среди кратких прилагательных активно проявляется тенденция к постановке ударения в женском роде на основу, в результате чего появляются варианты: вл а стный – вл а стна- вл а стны.

* В современном русском языке среди кратких прилагательных активно проявляется тенденция к постановке ударения в женском роде на основу, в результате чего появляются варианты:

вл а стный – вл а стна- вл а стны.

Тренировочные упражнения Задание 2. Словарно-орфоэпическая работа. Используя карточку –справочник «особенности русского ударения» и при затруднении орфоэпические словари, расставьте в словах ударение. Какие звуки обозначают выделенные буквы? 2 группа (средний уровень) : Ад е кватный, антит е за, аф е ра, камбала, маркетинг, м е неджм е нт, мизерный, р е ф е ри, пустячный, феном е н. 1 группа (низкий уровень) : Статуя, факсимиле, форзац, украинцы, сосредоточение, пломбированный, дремота, облегчил, цыган, включит.

Тренировочные упражнения

Задание 2.

Словарно-орфоэпическая работа.

Используя карточку –справочник «особенности русского ударения» и при затруднении орфоэпические словари, расставьте в словах ударение. Какие звуки обозначают выделенные буквы?

2 группа (средний уровень) :

Ад е кватный, антит е за, аф е ра, камбала, маркетинг, м е неджм е нт, мизерный, р е ф е ри, пустячный, феном е н.

1 группа (низкий уровень) :

Статуя, факсимиле, форзац, украинцы, сосредоточение, пломбированный, дремота, облегчил, цыган, включит.

Тренировочные упражнения Задание 3. Подберите к данным словам омографы, расставьте ударение, составьте с полученными парами слов словосочетания, учитывая лексическое значение. Атлас, броня, пасти, замок, ледник, характерный .

Тренировочные упражнения

Задание 3.

Подберите к данным словам омографы, расставьте ударение, составьте с полученными парами слов словосочетания, учитывая лексическое значение.

Атлас, броня, пасти, замок, ледник, характерный .

Тренировочные упражнения  Говорите правильно по-русски  1группа . Составить с данными словами рассказ « А у нас сегодня гости!»  2 группа. Конкурс дикторов центрального телевидения

Тренировочные упражнения

Говорите правильно по-русски

1группа .

Составить с данными словами рассказ « А у нас сегодня гости!»

2 группа.

Конкурс дикторов центрального телевидения

Итоги урока  Индивидуальное задание . Проблемный вопрос * Нужно ли изучать фонетику и орфоэпию? Докажите свою точку зрения в публицистическом стиле, опираясь на мнения ученых и писателей.

Итоги урока

Индивидуальное задание .

Проблемный вопрос

* Нужно ли изучать фонетику и орфоэпию?

Докажите свою точку зрения в публицистическом стиле, опираясь на мнения ученых и писателей.

 * Произвол в произношении почти так же недопустим, как анархия в письме. Отклонения от литературного произношения почти так же мешают языковому общению, как и неграмотное письмо.  Р.И.Аванесов    *  При помощи звуков речи, музыки слов, великий Пушкин достигает в своих сказках предельной выразительности: в его стихах много значат не только каждое слово, но и каждый звук, каждый гласный и согласный.  С.Я.Маршак

* Произвол в произношении почти так же недопустим, как анархия в письме. Отклонения от литературного произношения почти так же мешают языковому общению, как и неграмотное письмо.

Р.И.Аванесов

* При помощи звуков речи, музыки слов, великий Пушкин достигает в своих сказках предельной выразительности: в его стихах много значат не только каждое слово, но и каждый звук, каждый гласный и согласный.

С.Я.Маршак

 Дифференцированное домашнее задание Самостоятельный выбор уровня Низкий уровень : *Ответить на вопросы в учебнике  стр. 10-11 , упр. 8. Средний уровень: *Составить текст призыва изучать фонетику и орфоэпию в виде рассуждения, приводя аргументы в формате ЕГЭ(100 слов).

Дифференцированное домашнее задание

Самостоятельный выбор уровня

Низкий уровень :

*Ответить на вопросы в учебнике

стр. 10-11 , упр. 8.

Средний уровень:

*Составить текст призыва изучать фонетику и орфоэпию в виде рассуждения, приводя аргументы в формате ЕГЭ(100 слов).

Сегодня на уроке я научился... я постарался... мне понравилось... мне было трудно...  мне было интересно…

Сегодня на уроке

я научился...

я постарался...

мне понравилось...

мне было трудно...

мне было интересно…

Информационные источники А.Г.Нарушевич «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку» Г.Т.Егораева : материалы издательства «Экзамен»

Информационные источники

А.Г.Нарушевич «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку»

Г.Т.Егораева : материалы издательства «Экзамен»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!