Повторительно - обобщающий урок по истории России в 7 классе по теме "Россия в XVI веке"
Тема: «Назад в прошлое!».
Цели:
1. Обобщение и закрепление в игровой форме знаний учащихся об историческом периоде «Московская Русь конец XV- XVIвв.»
2. Развитие индивидуальных познавательных способностей и наклонностей учащихся в области истории.
3. Воспитание у подростков чувства патриотизма, гордость за героическое прошлое страны, повышение общей культуры средствами учебного предмета.
Задачи:
1. Научить самостоятельно работать с историческими источниками,
дополнительной литературой, подбирать материал по теме.
2. Развивать умения работать в команде, высказывать и защищать свою точку зрения, быстро и кратко давать ответ на поставленный вопрос.
3. Вовлечь слабоуспевающих учащихся в творческую деятельность, воспитывать у них веру в свои силы.
Оборудование: раздаточный материал, ноутбуки, проектор, экран, портреты исторических деятелей.
Подготовительный этап:
1. Учащимся заранее дается домашнее задание
- придумать название команды, девиз, приветствие, эмблему;
- подготовить вопросы соперникам;
2.Индивидуальные и общекомандные консультации по теме.
3. Оформление аудитории.
Ход игры:
Ведущий: Добрый день, ребята и уважаемые взрослые. Каждый человек, любящий Родину, должен знать ее историю. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в далёкий 16 век.
Наша игра так и называется « Назад в прошлое!»
Перед вами представители 2 команд: 71 и 73 классов.
А активную помощь в подведении итогов нашего интеллектуального состязания нам окажет наше компетентное жюри. …..
Идёт представление жюри.
Ведущий: Я вижу, что вы уже готовы начать наше сегодняшнее интеллектуальное состязание. Мы начинаем! Для начала поприветствуем друг друга.
Команды, представьтесь, пожалуйста!
I. Конкурс «Приветствие».
(участники игры представляют свою команду: название ,девиз, , эмблему , конкурс оценивается в 4 балла).
Ведущий: Отлично! И теперь нас ждет первый конкурс – разминка.
II. Конкурс «Разминка». За каждый правильно угаданный ответ 1 балл
(команды задают друг другу по 3 подготовленных вопроса, за каждый правильный ответ- 1 балл, если нет ответа, то отвечают представители другой команды или болельщики).
Назовите дату венчания Ивана IV на царство. (1547год)
Боярская дума – это ……..
Дата присоединения Казанского ханства. (1552)
Что такое Избранная рада?
Дата присоединения Астраханского ханства? (1556)
В первой половине 16 века стали возникать органы гос. управления. Как они назывались? (приказы)
Князь, при котором Русь сбросила татаро-монгольское иго?
Назовите первого известного по имени русского военного инженера. (Иван Выродков)
Что такое опричнина?
(подведение итогов первых двух конкурсов).
Ведущий
“О наших предках, людях долга
Могли рассказывать мы долго,
Их славная течет в нас кровь,
Им – наша память и любовь”.
- Сейчас каждой команде будет представлен портрет исторической личности, вам необходимо назвать его имя, фамилию, сказать, чем знаменит.
III. Конкурс «Кто есть кто? ». ( назвали имя – 1 балл, чем знаменит – 2)
Афанасий Никитин
Ермак Тимофеевич
Елена Глинская
Иван Грозный
Ведущий: Дорогие ребята – участники команд, а давайте проверим, правильно ли вы выбрали своих капитанов. Конкурс капитанов! Капитаны прошу пройти онлайн тестирование по данной эпохе??
IV. Конкурс капитанов ( Тест ) ( макимум 8 баллов)
( Проверка тоже онлайн )
Результат сразу.
Пока капитаны проходят тест , команды определяют понятия.
V Конкурс «Определить понятие»
- Вы должны определить понятие, термин по четырем подсказкам. Если угадываете с 1 подсказки – 4 балла, со второй – 3 балла, с третьей – 2 балла, с 4 – 1 балл.
Определите название формы землепользования:
а) это комплекс феодальной земельной собственности;
б) с этой собственностью связаны права на зависимых крестьян;
в) для нее типично широкое использование барщины;
г) передавалась по наследству.
(вотчина)
Дайте название категории торговых людей в Древней Руси:
а) они приезжали торговать из других стран;
б) позже – это местные купцы, торговавшие в других городах;
в) они имели определенные привилегии;
г) с XVI в. так стали называть и русских купцов.
(гости)
Определите название повествования:
а) это особый вид исторического повествования;
б) состоял из погодных записей;
в) были общерусские и местные;
г) сохранились главным образом в поздних списках.
(летопись)
Определите название войска:
а) это первое постоянное войско на Руси;
б) они имели на вооружении огнестрельное и холодное оружие;
в) они набирались по «прибору» из свободного сельского и городского населения;
г) они получали жалование хлебом, деньгами, иногда землей.
(стрельцы)
- А сейчас командам предстоит разгадать кроссворд. На это им даётся 7 минут.
Будет оцениваться то, сколько слов вы разгадали и за какое количество времени. (Максимум 8 баллов)
VI Конкурс «Разгадай кроссворд»
“Россия , 16 век” По горизонтали: 1. Пошлина в России конца 15—17 вв. , которую уплачивал крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и неделю после Юрьева дня осеннего. 5. Как назывались органы центрального государственного управления в Русском государстве? 6. Свод законов Русского государства. 7. Наследственное земельное владение. По вертикали: 2. Часть государственной политики в Русском государстве с 1565 по 1572 годы, состоявшей в реализации чрезвычайных репрессивных мер, конфискации феодального имущества и земель в пользу государства . 3. Натуральный налог с народов Сибири и Севера, главным образом пушниной. 4. Крупнейшая территориально-административная единица. |
Пока команды разгадывают кроссворд , болельщики постараются помочь своим командам, ответив на вопросы.
Ведущий: Это интересно. История в поговорках, пословицах, фразеологизмах.
VII. Конкурс для зрителей «История в поговорках и пословицах».
Команде даётся время на обсуждение значения выражения.
- В чем смысл поговорки «по Сеньке шапка, по Фоме колпак»?
Во время правления Ивана Грозного бояре красовались друг перед другом высокими меховыми шапками. Считалось: чем выше шапка, тем более знатный род. Простые же люди не имели права, да и не по средствам им было носить такие роскошные шапки. Отсюда и поговорка «по Сеньке и шапка».
- В чем смысл выражения Сирота Казанская.
Когда Иван Грозный завоевал Казань, местные князья, чтобы добиться снисходительности новоиспеченного государя, делали вид убогих и несчастных. С того времени людей, которые специально прибедняются для своих корыстных целей, называют сиротой казанской.
- В чем смысл выражения «Филькина грамота».
Впервые так высказываться начали в XVI веке, в период правления Ивана IV. Митрополит московский Филипп, будучи не согласным с кровавыми реформами государя, писал и распространял разоблачительные грамоты против царя. Впоследствии Иван Грозный приказал поймать его и закрыть в монастыре, где вскоре митрополита и убили. В результате, филькиной грамотой стали называть ничего не стоящий документ, фальшивку.
( Жюри выставляет баллы )
VIII. Конкурс « Игра со зрителями»
Жюри подсчитывает баллы, в это время проводятся игровые задания.
Любая команда на них отвечает .
Игровые задания
1. Исторический портрет
Сложите правильно фрагменты портрета и назовите личность.
2. Одно имя на двоих
Отгадайте слово, имеющее два разных значенияи запишите его
1. Не только старинное пахотное орудие, но и единица податного обложения в России XIII-XVII вв.(Соха).
2. Не только часть тела, в которой располагаются органы пишеварения, но и устаревшее слово «жизнь». (Живот).
3. Не только противоположность злу, но и кириллическая буква. (Добро – предшественница нашей буквы д).
4. Не только умение читать и писать, но и официальный документ Древней Руси. (Грамота).
5. Не только атмосферные осадки в летний период, но и старинное название города на Руси. (Град).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Приложение 1. Команда : Опричники! Девиз: выметем нечисть, выгрызем измену !
Команда : Опричники! Девиз: выметем нечисть, выгрызем измену !
Команда : Опричники! Девиз: выметем нечисть, выгрызем измену !
Команда : Опричники! Девиз: выметем нечисть, выгрызем измену !
Команда : Опричники! Девиз: выметем нечисть, выгрызем измену !
Команда : Опричники! Девиз: выметем нечисть, выгрызем измену !
Команда : Стрельцы
Девиз: Где мы – там победа!
Команда : Стрельцы
Девиз: Где мы – там победа!
Команда : Стрельцы
Девиз: Где мы – там победа!
Команда : Стрельцы
Девиз: Где мы – там победа!
Команда : Стрельцы
Девиз: Где мы – там победа!
Команда : Стрельцы
Девиз: Где мы – там победа!
Команда : Цари
Девиз: Мы первые в России цари! Из династии Рюриковичей мы!
Команда : Цари
Девиз: Мы первые в России цари! Из династии Рюриковичей мы!
Команда : Цари
Девиз: Мы первые в России цари! Из династии Рюриковичей мы!
Команда : Цари
Девиз: Мы первые в России цари! Из династии Рюриковичей мы!
Команда : Цари
Девиз: Мы первые в России цари! Из династии Рюриковичей мы!
Команда : Цари
Девиз: Мы первые в России цари! Из династии Рюриковичей мы!
Команда : Цари
Девиз: Мы первые в России цари! Из династии Рюриковичей мы!
Приложение 2
Протокол оценивания ответов команд
Жюри
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Этапы | Команда 1 ________________ | Команда 2 ________________ |
I. Конкурс «Приветствие». | | |
II. Конкурс «Разминка». | | |
III. Конкурс «Кто есть кто?». | | |
IV. Конкурс капитанов (Тест) | | |
V Конкурс «Определить понятие» | | |
VI Конкурс «Разгадай кроссворд» | | |
VII. Конкурс для зрителей «История в поговорках и пословицах». | | |
Итого | | |
Ваше впечатление о проведенной игре:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________