Егиоя Сергей - учитель истории и обществознания.
МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа»
Урок в 10 классе.
Повторительно - обобщающий урок по теме: «Россия в первой половине XIX века».
Цель урока:
Оборудование:
компьютер
учебный фильм
презентация
раздаточный материал.
Цель учителя: обобщить знания учащихся по истории России 1-ой половины 19 века и охарактеризовать основные тенденции развития страны в этот период.
Цели ученика:
Образовательная: Знать основные даты и события из истории России 1-ой половины 19 в. Уметь характеризовать особенности правление двух императоров – Александра I и Николая I.
Развивающая: развитие коммуникативных навыков и критического мышления.
Воспитательная: Развитие интереса и уважения к историческому прошлому страны, развитие способности к сотрудничеству.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Формы организации учебной деятельности учащихся: групповая и индивидуальная
План урока:
Разминка – вспомни даты и собери слово
Фрагмент фильма «Император Николай Первый»
Игра-викторина «Россия в первой половине XIX века»
Рефлексия и подведение итогов.
Ход урока.
Организационный момент. Проверка готовности к уроку, приветствие учителя
Слово учителя: У нас сегодня необычный урок и проведем мы его в игровой форме. Работать вы будите в парах (разминка), а также выполнять задания индивидуально (слова Горького).
Формулирование темы и задач урока:
Тема урока: РОССИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. (слайд презентации).
Учитель: Какие задачи мы с вами можем определить для данной темы.
Задачи формулируют сами ученики (примерные ответы – вспомнить основные даты исторических событий, имена исторических деятелей и термины по данному периоду; закрепить особенности развития России первой половины XIX века)
Актуализация знаний:
Задание 1. Разминка – повторение хронологии
(Цель повторить основные даты истории России первой половины 19 века.)
(групповое задание) Расставьте в порядке возрастания следующие события, связанные с внутренней политикой Александра 1 и соберите ключевое слово.
С – указ о вольных хлебопашцах
И – дарование Конституции Польше
О – указ об учреждении министерств в России
С – создание Государственного Совета
Р – начало правления Александра I
Я – отмена крепостного права в Прибалтике
ответ (РОССИЯ)
2. Фрагмент фильма «Император Николай Первый» (33-40 мин, 7 мин).
3. Игра-викторина «Россия в первой половине XIX века»
Задания разного уровня:
Задание 2. Определите даты, события, понятия, факты, исторические личности (1 пол. 19 века).
В каком году Александр I подписал
Конституцию Царства Польского?
А) 1815
Б) 1818
В) 1820
Г) 1825
К какому времени относится оборона
Севастополя?
А) 1826 – 1828
Б) 1854 – 1855
В) 1869 – 1871
Г) 1877 – 1878
В каком году был заключен Тильзитский
Мирный договор?
А) 1804
Б) 1805
В) 1807
Г) 1814
«Жандармом Европы» называли императора
Николая I, царствовавшего в Российской
Империи
А) 1796 – 1801
Б) 1801 – 1825
В) 1825 – 1855
Г) 1855 – 1881
Кто из перечисленных людей связан с восстанием декабристов?
А) В. А. Жуковский
Б) Ю. Ф. Самарин
В) А. И. Герцен
Г) К. Ф. Рылеев
Какое из перечисленных событий относится к Крымской войне?
А) Гангутское сражение
Б) Синопское сражение
В) сражение на реке Рымник
Г) Чесменское сражение
Какое событие произошло в первой половине XIX века?
А) создание Государственного совета
Б) создание коллегий
В) создание городских дум
Г) созыв Земского собора
Александр I вступил на престол после:
А) неудачного восстания декабристов
Б) смерти Николая I от тяжелой болезни
В) убийства Павла I заговорщиками
Г) отречения Павла I от престола
Какое событие относится к первой четверти XIX века?
А) завершение промышленного переворота в России
Б) отмена выкупных платежей крестьян
В) восстание в Польше
Г) создание тайных обществ декабристов
Какой из названных указов был подписан императором в 1803 году?
А) «об обязанных крестьянах»
Б) «о вольных хлебопашцах»
В) «об учреждении III отделения Его Императорского Величества канцелярии»
Г) «о введении всеобщей воинской повинности»
После окончания войны с Наполеоном Россия получила
А) Вестфалию
Б) Сардинское королевство
В) большую часть герцогства Варшавского
Г) Силезию
Первой железной дорогой в России
Соединили
А) Петербург и Москву
Б) Петербург и Царское Село
В) Петербург и Варшаву
Г) Петербург и Вену
Прочтите отрывок из статьи К. С. Аксакова «О русском воззрении» и укажите, к какому направлению общественной мысли принадлежит автор:
«Русский народ имеет прямое право как народ на общее, человеческое, а не через посредство и не с позволения Западной Европы. К Европе относится он критически и свободно, принимая от нее лишь то, что может быть общим достоянием, а национальность европейскую откидывая…»
А) западник
Б) славянофил
В) декабрист
Г) народоволец
Основной конфессией в России в начале XIX века было
А) православие
Б) католичество
В) ислам
Г) буддизм
Хронология
Назовите дату Бородинской битвы.
Назовите дату, когда Александр I стал российским императором.
Когда состоялась «битва народов» под Лейпцигом?
Назовите дату восстания на Сенатской площади.
Какой период охватывала Крымская война?
Назовите полководца с именем, которого связаны победы в русско-турецкой войне 1806 – 1812 годов и Отечественной войне 1812 года
Кому из чиновников Александр I поручил разработку общероссийской крестьянской реформы, а впоследствии введение военных поселений
Назовите имя человека, который был назначен шефом III Отделения Е. И. В. канцелярии и корпуса жандармов.
Назовите имя командующего русским флотом в Синопском сражении.
Какие учреждения сменили коллегии согласно указу 1802 года?
Какая из войн объединяет сражение под Смоленском, Бородинское сражение, Тарутинский маневр?
Назовите европейский город, в котором европейские державы приняли решение об устройстве Европы после победы над Наполеоном.
В сентябре 1812 года в этой подмосковной деревне во время военного совета было принято решение оставить Москву без боя с целью сохранения армии.
Это государство было основным соперником России на Востоке.
В этом городе состоялась мирная конференция в феврале 1856 года, решившая исход Крымской войны.
Какую реку должны были перейти французские войска в 1812 году для вторжения в Россию?
Государство, в котором правителю принадлежит неограниченная верховная власть (законодательная, исполнительная и судебная).
Группа людей, обладающих одинаковыми правами и обязанностями, закрепленными обычаями или законами и передающимися по наследству.
Объединение (союз) государств, партий для достижения общей цели.
Ослабление и наметившийся распад Османской империи и борьба европейских государств за раздел её владений.
Просмотр произведений, предназначенных для печати, постановки, иногда даже писем с целью контроля.
Осознание представителями народа своего единства, права на независимость и свободу.
Задание 3. Распределите полководцев на 2 группы. Группы озаглавьте.
Нахимов П. С., Кутузов М. И., Барклай де Толли М. Б., Корнилов В. А., Багратион П. И
Распределите полководцев на 2 группы. Группы озаглавьте.
Нахимов П. С., Кутузов М. И., Барклай де Толли М. Б., Корнилов В. А., Багратион П. И.
Распределите государственных деятелей на 2 группы. Группы озаглавьте.
Аракчеев А. А., Бенкендорф А. Х., Уваров С. С.
Задание 4. Расположите в хронологическом порядке следующие события
Б) организация Союза Спасения
В) Организация Союза Благоденствия
А) организация Северного и Южного обществ
………………………………………….
В) учреждение министерств
А) указ о вольных хлебопашцах
Б) учреждение Государственного совета
Г) организация военных поселений
……………………………………………
Б) Синопская битва
Г) высадка союзников в Крыму
А) оборона Севастополя
В) Парижский мир
Задание 5. Работа с документом.
Прочтите отрывок из статьи К. С. Аксакова «О русском воззрении» и укажите к какому направлению общественной мысли принадлежит автор:
«Русский народ имеет прямое право как народ на общее, человеческое, а не через посредство и не с позволения Западной Европы. К Европе относится он критически и свободно, принимая от нее лишь то, что может быть общим достоянием, а национальность европейскую откидывая…»
А) западник
Б) славянофил
В) декабрист
Г) народоволец
Задание 6. Исправь ошибки в тексте:
«После отречения Павла I от престола 11 марта 1801 года Александр I в возрасте 24 лет стал российским императором.
В манифесте о восшествии на престол Александр обещал управлять «по законам отца своего – Николая I». Новый царь полагал, что необходимо проведение жестоких репрессий.
Сподвижниками царя стали сверстники молодого царя, с которыми он некогда вместе воспитывался и учился. Среди них были граф П. А. Строганов, М. М. Сперанский, П. Д. Киселев. Вместе с Александром они составили Его императорского величества канцелярию»
Рефлексия:
Самым интересным (познавательным, удивительным, невероятным, необыкновенным) сегодня было …………………………………………………
Труднее всего мне сегодня показалось, когда ………………………………….,
Если бы вы оказались в тех исторических реалиях, что бы вы предложили от себя…………………………………………………………………………………
Домашнее задание:
Задание по выбору:
49 параграф (реформы Александра II), стр. 348-351.
Сравнить реформы Александра Первого и Александра Второго.
Подготовить презентацию о детстве и юности Александра II (не более 10 слайдов)
Подведение итогов, выставление оценок.