СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторительно - обобщающий урок по теме: «Россия в первой половине XIX века».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторительно - обобщающий  урок  по  теме: «Россия в первой половине XIX века».

Цель урока:

  • закрепить материал о развитии России в первой половине XIX века

Просмотр содержимого документа
«Повторительно - обобщающий урок по теме: «Россия в первой половине XIX века».»

Егиоя Сергей - учитель истории и обществознания.

МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа»

Урок в 10 классе.

Повторительно - обобщающий урок по теме: «Россия в первой половине XIX века».


Цель урока:

  • закрепить материал о развитии России в первой половине XIX века

Оборудование:

  • компьютер

  • учебный фильм

  • презентация

  • раздаточный материал.


Цель учителя: обобщить знания учащихся по истории России 1-ой половины 19 века и охарактеризовать основные тенденции развития страны в этот период.


Цели ученика:

Образовательная: Знать основные даты и события из истории России 1-ой половины 19 в. Уметь характеризовать особенности правление двух императоров – Александра I и Николая I.

Развивающая: развитие коммуникативных навыков и критического мышления.

Воспитательная: Развитие интереса и уважения к историческому прошлому страны, развитие способности к сотрудничеству.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Формы организации учебной деятельности учащихся: групповая и индивидуальная

План урока:

  1. Разминка – вспомни даты и собери слово

  2. Фрагмент фильма «Император Николай Первый»

  3. Игра-викторина «Россия в первой половине XIX века»

  4. Рефлексия и подведение итогов.


Ход урока.

Организационный момент. Проверка готовности к уроку, приветствие учителя

Слово учителя: У нас сегодня необычный урок и проведем мы его в игровой форме. Работать вы будите в парах (разминка), а также выполнять задания индивидуально (слова Горького).

Формулирование темы и задач урока:

Тема урока: РОССИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. (слайд презентации).

Учитель: Какие задачи мы с вами можем определить для данной темы.

Задачи формулируют сами ученики (примерные ответы – вспомнить основные даты исторических событий, имена исторических деятелей и термины по данному периоду; закрепить особенности развития России первой половины XIX века)

Актуализация знаний:

Задание 1. Разминка – повторение хронологии

(Цель повторить основные даты истории России первой половины 19 века.)

(групповое задание) Расставьте в порядке возрастания следующие события, связанные с внутренней политикой Александра 1 и соберите ключевое слово.

С – указ о вольных хлебопашцах

И – дарование Конституции Польше

О – указ об учреждении министерств в России

С – создание Государственного Совета

Р – начало правления Александра I

Я – отмена крепостного права в Прибалтике

ответ (РОССИЯ)


2. Фрагмент фильма «Император Николай Первый» (33-40 мин, 7 мин).

3. Игра-викторина «Россия в первой половине XIX века»

Задания разного уровня:

Задание 2. Определите даты, события, понятия, факты, исторические личности (1 пол. 19 века).

В каком году Александр I подписал

Конституцию Царства Польского?

А) 1815

Б) 1818

В) 1820

Г) 1825

К какому времени относится оборона

Севастополя?

А) 1826 – 1828

Б) 1854 – 1855

В) 1869 – 1871

Г) 1877 – 1878

В каком году был заключен Тильзитский

Мирный договор?

А) 1804

Б) 1805

В) 1807

Г) 1814

«Жандармом Европы» называли императора

Николая I, царствовавшего в Российской

Империи

А) 1796 – 1801

Б) 1801 – 1825

В) 1825 – 1855

Г) 1855 – 1881

Кто из перечисленных людей связан с восстанием декабристов?

А) В. А. Жуковский

Б) Ю. Ф. Самарин

В) А. И. Герцен

Г) К. Ф. Рылеев

Какое из перечисленных событий относится к Крымской войне?

А) Гангутское сражение

Б) Синопское сражение

В) сражение на реке Рымник

Г) Чесменское сражение

Какое событие произошло в первой половине XIX века?

А) создание Государственного совета

Б) создание коллегий

В) создание городских дум

Г) созыв Земского собора

Александр I вступил на престол после:

А) неудачного восстания декабристов

Б) смерти Николая I от тяжелой болезни

В) убийства Павла I заговорщиками

Г) отречения Павла I от престола

Какое событие относится к первой четверти XIX века?

А) завершение промышленного переворота в России

Б) отмена выкупных платежей крестьян

В) восстание в Польше

Г) создание тайных обществ декабристов

Какой из названных указов был подписан императором в 1803 году?

А) «об обязанных крестьянах»

Б) «о вольных хлебопашцах»

В) «об учреждении III отделения Его Императорского Величества канцелярии»

Г) «о введении всеобщей воинской повинности»

После окончания войны с Наполеоном Россия получила

А) Вестфалию

Б) Сардинское королевство

В) большую часть герцогства Варшавского

Г) Силезию

Первой железной дорогой в России

Соединили

А) Петербург и Москву

Б) Петербург и Царское Село

В) Петербург и Варшаву

Г) Петербург и Вену

Прочтите отрывок из статьи К. С. Аксакова «О русском воззрении» и укажите, к какому направлению общественной мысли принадлежит автор:

«Русский народ имеет прямое право как народ на общее, человеческое, а не через посредство и не с позволения Западной Европы. К Европе относится он критически и свободно, принимая от нее лишь то, что может быть общим достоянием, а национальность европейскую откидывая…»

А) западник

Б) славянофил

В) декабрист

Г) народоволец

Основной конфессией в России в начале XIX века было

А) православие

Б) католичество

В) ислам

Г) буддизм

Хронология

Назовите дату Бородинской битвы.

Назовите дату, когда Александр I стал российским императором.

Когда состоялась «битва народов» под Лейпцигом?

Назовите дату восстания на Сенатской площади.

Какой период охватывала Крымская война?

Назовите полководца с именем, которого связаны победы в русско-турецкой войне 1806 – 1812 годов и Отечественной войне 1812 года

Кому из чиновников Александр I поручил разработку общероссийской крестьянской реформы, а впоследствии введение военных поселений

Назовите имя человека, который был назначен шефом III Отделения Е. И. В. канцелярии и корпуса жандармов.

Назовите имя командующего русским флотом в Синопском сражении.

Какие учреждения сменили коллегии согласно указу 1802 года?

Какая из войн объединяет сражение под Смоленском, Бородинское сражение, Тарутинский маневр?

Назовите европейский город, в котором европейские державы приняли решение об устройстве Европы после победы над Наполеоном.

В сентябре 1812 года в этой подмосковной деревне во время военного совета было принято решение оставить Москву без боя с целью сохранения армии.

Это государство было основным соперником России на Востоке.

В этом городе состоялась мирная конференция в феврале 1856 года, решившая исход Крымской войны.

Какую реку должны были перейти французские войска в 1812 году для вторжения в Россию?

Государство, в котором правителю принадлежит неограниченная верховная власть (законодательная, исполнительная и судебная).

Группа людей, обладающих одинаковыми правами и обязанностями, закрепленными обычаями или законами и передающимися по наследству.

Объединение (союз) государств, партий для достижения общей цели.

Ослабление и наметившийся распад Османской империи и борьба европейских государств за раздел её владений.

Просмотр произведений, предназначенных для печати, постановки, иногда даже писем с целью контроля.

Осознание представителями народа своего единства, права на независимость и свободу.


Задание 3. Распределите полководцев на 2 группы. Группы озаглавьте.

Нахимов П. С., Кутузов М. И., Барклай де Толли М. Б., Корнилов В. А., Багратион П. И

Распределите полководцев на 2 группы. Группы озаглавьте.

Нахимов П. С., Кутузов М. И., Барклай де Толли М. Б., Корнилов В. А., Багратион П. И.

Распределите государственных деятелей на 2 группы. Группы озаглавьте.

Аракчеев А. А., Бенкендорф А. Х., Уваров С. С.


Задание 4. Расположите в хронологическом порядке следующие события

Б) организация Союза Спасения

В) Организация Союза Благоденствия

А) организация Северного и Южного обществ

………………………………………….

В) учреждение министерств

А) указ о вольных хлебопашцах

Б) учреждение Государственного совета

Г) организация военных поселений

……………………………………………

Б) Синопская битва

Г) высадка союзников в Крыму

А) оборона Севастополя

В) Парижский мир

Задание 5. Работа с документом.

Прочтите отрывок из статьи К. С. Аксакова «О русском воззрении» и укажите к какому направлению общественной мысли принадлежит автор:

«Русский народ имеет прямое право как народ на общее, человеческое, а не через посредство и не с позволения Западной Европы. К Европе относится он критически и свободно, принимая от нее лишь то, что может быть общим достоянием, а национальность европейскую откидывая…»

А) западник

Б) славянофил

В) декабрист

Г) народоволец


Задание 6. Исправь ошибки в тексте:

«После отречения Павла I от престола 11 марта 1801 года Александр I в возрасте 24 лет стал российским императором.

В манифесте о восшествии на престол Александр обещал управлять «по законам отца своего – Николая I». Новый царь полагал, что необходимо проведение жестоких репрессий.

Сподвижниками царя стали сверстники молодого царя, с которыми он некогда вместе воспитывался и учился. Среди них были граф П. А. Строганов, М. М. Сперанский, П. Д. Киселев. Вместе с Александром они составили Его императорского величества канцелярию»



Рефлексия:

Самым интересным (познавательным, удивительным, невероятным, необыкновенным) сегодня было …………………………………………………

Труднее всего мне сегодня показалось, когда ………………………………….,

Если бы вы оказались в тех исторических реалиях, что бы вы предложили от себя…………………………………………………………………………………


Домашнее задание:

Задание по выбору:

  1. 49 параграф (реформы Александра II), стр. 348-351.

  2. Сравнить реформы Александра Первого и Александра Второго.

  3. Подготовить презентацию о детстве и юности Александра II (не более 10 слайдов)

Подведение итогов, выставление оценок.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!