"Повышение качества образования через использование инновационных технологий"
1 слайд:
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я смогу запомнить.
Позволь мне сделать это самому,
И это станет моим навсегда!»
Древняя мудрость
2 слайд:
Т ехнология проблемно – диалогического обучения
У рок объяснения нового материала Урок «открытия» знаний
Цель: научить самостоятельно решать проблемы.
Средство её достижения – открывать знания вместе с детьми.
3 слайд:
Технология проблемно – диалогического обучения является:
Обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;
Позволяет снижать нервно – психические нагрузки учащихся, за счет стимулирующей, познавательной мотивации и «открытия» знаний;
Реализуется в любом предметном содержании и в любой образовательной ступени.
Проблемно – диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. В сложном прилагательном «проблемно – диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы – это этап формирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формирования нового знания.
Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск её решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Мы различаем два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они имеют разную структуры, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогут ученику работать по – настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы, учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формирования проблемы учениками.
А на этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т. е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т. е. ведет к «открытию» прямой дороги. При этом подведению к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.
Таким образом, на проблемно – диалогических уроках учитель сначала посредством диалога (иногда побуждающего, иногда подводящего) помогает ученикам поставить учебную проблему, т. е сформировать тему урока или вопрос для исследования (в крайнем случае, учитель сообщает тему с мотивирующим приемом). Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация.
Затем учитель посредством побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения, т. е. «открытие» знания школьниками.
4 слайд:
Приемы создания проблемных ситуаций:
проблемная ситуация «с удивлением»;
проблемная ситуация «с затруднением»;
побуждающий диалог;
подводящий диалог;
сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно»;
демонстрация непонятных явлений;
прием – апелляция к жизненному опыту детей.
5 слайд:
Прием 1. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: Вопрос был один? А мнений сколько? или «Задание было одно? А выполнили вы его как?» , «Поэтому так получилось?, Чего мы еще не знаем?»
Тема: «Правила переноса»
- Помогите составить предложение:
солнце яркие цветы любят первые лучи весенние
Запись на доске:
Первые весенние цветы любят яркие лучи солнца. (Слово яркие не вмещается) Что же делать?
Слово яркие на строке не помещается.
- Что же мне делать, ребята?
- А что значит перенести? Какой знак нужен?
- Помогите мне перенести слово яркие.
Работа в парах.
Посмотрим, что вы предлагаете.
(Варианты детей: (я–ркие, ярки–е, яр–кие, ярк–ие). (Проблемная ситуация).
- Задание было одно? А выполнили вы его как? (Выполнили по разному) (Осознание противоречия)
- Почему так получилось? Что мы пока еще не знаем? (Как переносятся слова?)
- Тема урока сегодня «Правила переноса» (фиксирую тему на доске).
6 слайд:
Прием 2. Проблемная ситуация «с удивлением».
Напишите слова под диктовку
деревья | съехал |
воробьи | объявил |
- Сравним полученные результаты.
Слова вы написали по – разному? Почему? (У нас получились разные ответы, потому что мы не знаем как доказать выбор Ъ и Ь)
- Так чему будем учиться на уроке? Какова цель?
7 слайд:
Прием 3. Проблемная ситуация «с затруднением».
Тема: «Несклоняемые имена существительные»
- Просклоняйте существительные окно (Дети легко справляются с заданием, способ выполнения которого известен).
- Просклоняйте существительное кино (Ученики испытывают затруднение, возникает проблемная ситуация).
8 слайд:
Прием 4. Подводящий без проблем диалог
Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».
На доске:
человек | камень |
ребенок | трамвай |
учитель | страна |
- Прочитайте слова.
- Чем похожи слова? (Это имена существительные)
- Чем имена существительные в столбиках отличаются? (Вопросом)
- На какой вопрос отвечают слова 1 столбика? (Отвечают на вопрос кто?)
- На какой вопрос отвечают слова 2 столбика? (Отвечают на вопрос что?)
Существительные 1 столбика называются одушевленные, 2 столбика – неодушевленные.
9 слайд:
Прием 5. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?
Тема: «Связь слов в предложении».
На доске: Смелый лягушонок взобрался на плот.
- Прочитайте предложение на доске. Выделите его основу. (Выделяют основу)
- Установите связь остальных слов в предложении. Испытывают затруднение (Проблемная ситуация)
- Смогли выполнить задание? (Нет, не смогли).
- В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? (Мы такого еще не делали. Там надо было выделить грамматическую основу, а здесь связывать остальные слова). (Осознание проблемы).
- Какова же тема урока? («Связь слов в предложении»).
10 слайд
Прием 6. Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно».
Тема: «Дательный падеж».
«Яркое пятно» в форме шуточного стихотворения.
- Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения, сказал так:
На доске:
Такой падеж…
Я с детства не терплю.
Давать, делиться
чем – нибудь
С друзьями не люблю.
Г. Граубин
- Кто догадался, о каком – падеже идет речь?
Значит тема нашего урока?