СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Повышение качества образования через использование инновационных технологий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал подготовлен для выступления на педсовете по теме: 

Просмотр содержимого документа
«"Повышение качества образования через использование инновационных технологий"»



"Повышение качества образования через использование инновационных технологий"





1 слайд:

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я смогу запомнить.

Позволь мне сделать это самому,

И это станет моим навсегда!»

Древняя мудрость

2 слайд:

Т ехнология проблемно – диалогического обучения



У рок объяснения нового материала Урок «открытия» знаний

Цель: научить самостоятельно решать проблемы.

Средство её достижения – открывать знания вместе с детьми.

3 слайд:

Технология проблемно – диалогического обучения является:

  • Результативность

Обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;

  • Здоровьесберегающей

Позволяет снижать нервно – психические нагрузки учащихся, за счет стимулирующей, познавательной мотивации и «открытия» знаний;

  • Общепедагогический

Реализуется в любом предметном содержании и в любой образовательной ступени.

Проблемно – диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. В сложном прилагательном «проблемно – диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы – это этап формирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формирования нового знания.

Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск её решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Мы различаем два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они имеют разную структуры, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогут ученику работать по – настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы, учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формирования проблемы учениками.

А на этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т. е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т. е. ведет к «открытию» прямой дороги. При этом подведению к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.

Таким образом, на проблемно – диалогических уроках учитель сначала посредством диалога (иногда побуждающего, иногда подводящего) помогает ученикам поставить учебную проблему, т. е сформировать тему урока или вопрос для исследования (в крайнем случае, учитель сообщает тему с мотивирующим приемом). Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация.

Затем учитель посредством побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения, т. е. «открытие» знания школьниками.

4 слайд:

Приемы создания проблемных ситуаций:

  • проблемная ситуация «с удивлением»;

  • проблемная ситуация «с затруднением»;

  • побуждающий диалог;

  • подводящий диалог;

  • сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно»;

  • демонстрация непонятных явлений;

  • прием – апелляция к жизненному опыту детей.

5 слайд:

Прием 1. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: Вопрос был один? А мнений сколько? или «Задание было одно? А выполнили вы его как?» , «Поэтому так получилось?, Чего мы еще не знаем?»

Тема: «Правила переноса»

- Помогите составить предложение:

солнце яркие цветы любят первые лучи весенние

Запись на доске:

Первые весенние цветы любят яркие лучи солнца. (Слово яркие не вмещается) Что же делать?

Слово яркие на строке не помещается.

- Что же мне делать, ребята?

- А что значит перенести? Какой знак нужен?

- Помогите мне перенести слово яркие.

Работа в парах.

Посмотрим, что вы предлагаете.

(Варианты детей: (я–ркие, ярки–е, яр–кие, ярк–ие). (Проблемная ситуация).

- Задание было одно? А выполнили вы его как? (Выполнили по разному) (Осознание противоречия)

- Почему так получилось? Что мы пока еще не знаем? (Как переносятся слова?)

- Тема урока сегодня «Правила переноса» (фиксирую тему на доске).

6 слайд:

Прием 2. Проблемная ситуация «с удивлением».

Напишите слова под диктовку

деревья

съехал

воробьи

объявил

- Сравним полученные результаты.

Слова вы написали по – разному? Почему? (У нас получились разные ответы, потому что мы не знаем как доказать выбор Ъ и Ь)

- Так чему будем учиться на уроке? Какова цель?

7 слайд:

Прием 3. Проблемная ситуация «с затруднением».

Тема: «Несклоняемые имена существительные»

- Просклоняйте существительные окно (Дети легко справляются с заданием, способ выполнения которого известен).

- Просклоняйте существительное кино (Ученики испытывают затруднение, возникает проблемная ситуация).

8 слайд:

Прием 4. Подводящий без проблем диалог

Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».

На доске:

человек

камень

ребенок

трамвай

учитель

страна

- Прочитайте слова.

- Чем похожи слова? (Это имена существительные)

- Чем имена существительные в столбиках отличаются? (Вопросом)

- На какой вопрос отвечают слова 1 столбика? (Отвечают на вопрос кто?)

- На какой вопрос отвечают слова 2 столбика? (Отвечают на вопрос что?)

Существительные 1 столбика называются одушевленные, 2 столбика – неодушевленные.

9 слайд:

Прием 5. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

Тема: «Связь слов в предложении».

На доске: Смелый лягушонок взобрался на плот.

- Прочитайте предложение на доске. Выделите его основу. (Выделяют основу)

- Установите связь остальных слов в предложении. Испытывают затруднение (Проблемная ситуация)

- Смогли выполнить задание? (Нет, не смогли).

- В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? (Мы такого еще не делали. Там надо было выделить грамматическую основу, а здесь связывать остальные слова). (Осознание проблемы).

- Какова же тема урока? («Связь слов в предложении»).

10 слайд

Прием 6. Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно».

Тема: «Дательный падеж».

«Яркое пятно» в форме шуточного стихотворения.

- Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения, сказал так:

На доске:

Такой падеж…

Я с детства не терплю.

Давать, делиться

чем – нибудь

С друзьями не люблю.

Г. Граубин

- Кто догадался, о каком – падеже идет речь?

Значит тема нашего урока?













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!