Повышение качества образования через проектную деятельность
на уроках английского языка
Качество знаний обучающихся остаётся актуальной задачей общеобразовательной школы. Педагог – ключевая движущаяся сила школьного образования. Качество образования – это процесс неизменного улучшения. Это соотношение образовательного результата ожиданиям педагогического коллектива, самих обучающихся и их родителей. Качественное образование сегодня в школе нельзя получить без применения ИКТ, без педагогического мастерства учителей, без материально – технического обеспечения средних общеобразовательных школ, без создания комфортности в обучении подростков, без соблюдения санитарно-гигиенических общепризнанных мер и прочности знаний обучающихся.
Качество знаний - это полнота, глубина, оперативность, конкретность, целостная совокупность, характеризующая итог учебно-познавательной работы обучающихся.
Я считаю, проектная деятельность занимает весомое место в образовательном процессе. Учебный проект оказывает существенное влияние на повышение способностей школьников.
Проектная работа – это среда, в которой главные компетентности складываются и имеют все шансы быть оценеными.
Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учениками комплекс заданий по решению важной для учеников проблемы, завершающийся созданием продукта. Учебный проект – средство достижения установленной учителем цели, помогающее решить задачу в итоге самостоятельных действий обучающихся с неотъемлемой демонстрацией результатов.
Повышение качества образования при применении учебного проекта станет происходить более действенно, в случае если:
- учебный проект носит креативный характер;
- работа ребят подразумевает создание инновационного объекта внешнего или же внутреннего мира.
Целью проектной деятельности считается создание технологии стойкого развития качества образования, разработка инструментария образовательной работы участников образовательного процесса на пути к качеству.
Об актуальности применения метода проектов говорят те доводы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др.
Одна из причин внимания к новому методу – проблема повышения мотивации обучающихся к изучению предмета. Современные школьники рациональны, они желают ясно понимать, для чего им надо то или же другое знание, где и в какой мере пригодиться. Молодое поколение и современные реалии жизни требуют новых методов обучения. Человек все меньше пишет ручкой, все больше на компьютере. Жизнь устанавливает перемены. Таким образом, проектирование относится к методу обучения, отвечающему современной жизни. В ходе проектной работы ученики не просто приобретают знания, они ещё и обучаются тому, как самостоятельно приобретать эти знания. Для учащегося проект - это возможность раскрыть собственный креативный потенциал.
Метод проектов
При изучении иностранных языков значимые результаты даёт метод проектов. Метод проектов - это технология, основанная на моделировании социального взаимодействия в малой группе в ходе учебного процесса.
Проектная методика
Проект – буквально означает «брошенный вперед», прообраз какого-либо вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.
Работа над проектом – процесс креативный. Ученик самостоятельно или же под управлением учителя занимается поиском решения какой –то проблемы, для чего потребуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и умственными умениями. Работа над проектами развивает фантазию, воображение, творческое мышление, самостоятельность и иные личные качества.
На уроках иностранного языка использую метод проектов в рамках программного материала практически по любой теме (начальный этап обучения). Например:
Моя семья (моя сестра, мой брат, Я),
Моё любимое домашнее животное,
Новые друзья,
Лесной ангел,
Снег идет, Остров Мистера Бига,
Свободное время,
Школьные занятия,
Члены семьи и т.д.
Предлагаю ученикам среднесрочные или же кратковременные – мини –проекты, которые производятся в рамках урока. Итоги проектной работы учеников оформляются в виде демонстрации плакатов или же презентаций.
Под проектом понимаем совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность обучающихся, имеющую общую задачу, согласованные методы работы, нацеленные на достижение общего результата работы.
Особенности проектов - уровень творчества: исполнительский, конструктивный, креативный. Об исполнительском проекте следует говорить, когда проект выполняется при конкретном руководстве учителя, ученики последовательно выполняют советы учителя. Данные проекты целесообразно применять, как правило, на начальном этапе проектного обучения, потому что у школьников недостаточно навыков и опыта для самостоятельного поиска. Конструктивный уровень проекта проекта возможен тогда , когда ученики готовы, обсудив с учителем тему, проблему, план действий, самостоятельно исполнить проект, в случае если ученики сами выдвигают идею проекта, сами разрабатывают проект и реализуют его, создав настоящий, качественный, владеющий новизной продукт, то возможно охарактеризовать это проект как творческий.
Любой проект от появления идеи до полного завершения проходит ряд ступеней становления, образуя «жизненный цикл проекта». Уровень активности учащихся и учителя на различных этапах работы может быть различной. В учебном проекте учащиеся должны работать самостоятельно, и уровень данной самостоятельности находится в зависимости не от их возраста, а от сформированности умений проектной деятельности. В том числе и учащиеся начальных классов имеют все шансы быть больше самостоятельными, в случае если они уже работали над одним-двумя проектами, чем старшеклассники, в первый раз занятые в проекте.
Этапы работы
Погружение в проект - мотивация, постановка проблемы, выбор темы проекта, определение цели, выдвижение задач.
Планирование - определение источников информации, способ ее сбора и анализа.
Представление результатов работы и ее оценка - открытый отчет участников проекта о проведенной работе. Защищают проект, принимают участие в обсуждении. Рефлексия. Оценивание персонального вклада каждого члена группы в реализацию проекта, в целом группы.
При работе над проектом особенное место занимает групповая форма работы учеников. Работа в группе при выполнении проектов позволяет ученикам объединяться по интересам, гарантирует для них многообразие видов ролевой деятельности, воспитывает чувство долга, обязательность и ответственность при выполнении заданий в намеченные сроки, содействует развитию коммуникативных навыков.
Представление результатов:
Устные (доклад, сообщение, социологический опрос, сравнительно-сопоставительный анализ);
Письменные (альманах, листовка, доклад, публикация, реферат, сборник, статья, сценарий, учебное пособие);
Наглядно-образные (видеофильм, выставка, деловая игра, информационный бюллетень, коллекция, макет, модели фигур, оформление кабинета, презентация в Powerpoint, web-сайт, стенгазета, тематический журнал).
Оценивание проектов
Следующие составляющие оценки
Рефлексия. Возможно пользоваться разными способами, к примеру, «листы рефлексии», «закончи предложение», синквейн.
Листы рефлексии: в результате их написания ученики могут поразмышлять, что дало выполнение учебного задания непосредственно ему, с какими сложностями он встретился в процессе работы над проектом. Образец листа рефлексии:
Лист рефлексии
Тема проекта:
Я считаю, что…(мнение о проекте)
Более успешным является…(достоинства, положительные моменты).
В то же время, я порекомендовал бы…(рекомендации)
«Закончи предложение». Мне видется увлекательным то, что…
А у меня на данный счет другое мнение…
Я бы желал (хотела) ещё раз услышать…
Синквейн – небольшая стихотворна форма, применяемая для фиксации эмоциональных оценок участников обучения. Во время рефлексии любой участник должен в течение 5 мин. описать собственные эмоции, чувства и ассоциации по следующим правилам:
1-ая строчка – одно имя существительное; 2-ая строчка – два прилагательных; 3-я строчка – три глагола; 4-ая строчка – одно законченное предложение (высказывание); 5-я строчка– одно итоговое слово. Например:
Проекты —
Интересные, креативные
Выделяют, зажигают, заполняют голову
Учиться – всегда пригодиться
Учеба
Оценка защиты проекта: качество публичного выступления, культура речи, манера поведения, использование наглядных средств, ответы на вопросы учеников и учителей, эрудиция.
Считается, что метод проектов является одним из более эффективных, гибких и универсальных способов обучения. Предоставленная разработка призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также создавать и дальше развивать мотивацию обучения, давая простор для творческой и созидательной деятельности.
Метод проектов имеет возможность с успехом использоваться как на уроках английского языка, так и во внеклассной работе с учениками. Особенно востребован и популярен этот метод на среднем этапе обучения.
На старшем этапе обучения проектнаядеятельность учеников приобретает характер научно-исследовательской работы с определением целей и задач, выдвижением гипотезы исследования.
Метод проектов возможно использовать уже на начальном этапе обучения. Внедрение метода проектов в процессе обучения английскому языку способствует использованию исследовательских навыков и умений на практике, в реальной жизни.
Участие в проектах увеличивает степень практического владения английским языком и компьютером, а также формирует навыки самостоятельной работы, инициативность, предприимчивость, креативность. В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого учащегося. Проект – это возможность учащихся высказать собственные идеи в увлекательной для них, творчески осмысленной форме.