Повышение качества образования.
Автор Ладыгина Мария Михайловна
Учитель русского языка и литературы
Целинное 2019г
Работа всех учебных заведений предусматривает целенаправленное получение результата – уровня образованности обучающихся. При этом оценивать образованность необходимо не только объемно, а и качественно. Что же такое качество образования.
Качество образования — это соответствие образования(как результата, как процесса, как социальной системы) многообразным потребностям, интересам личности, общества, государства.
Исходя из понятия уровень качества образования – это соответствие потребностям социума и личности. Требования к нему выдвигает государство. Они закреплены законодательно: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018)
Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты
1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ;
3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.
3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.
5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.
5.1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.
6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.
7. Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).
8. Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.
9. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.
10. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.
В Российской Федерации учебные заведения всех уровней формируют свой качественный и количественный стандарт качества образования, который не может быть ниже государственного образца стандартов. В том же законе содержится статья об оценке качества образования.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об образовании в Российской Федерации"
Статья 95. Независимая оценка качества образования
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 256-ФЗ)
1. Независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.
2. Независимая оценка качества образования включает в себя:
1) независимую оценку качества подготовки обучающихся;
2) независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)
3. Независимая оценка качества образования осуществляется юридическими лицами, выполняющими конкретные виды такой оценки, предусмотренной пунктом 1 части 2 настоящей статьи (далее - организации, осуществляющие независимую оценку качества образования).
(в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)
4. Организации, осуществляющие независимую оценку качества образования, размещают в сети "Интернет" информацию о порядке проведения и результатах независимой оценки качества образования и направляют ее при необходимости соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления.
5. Поступившая соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления информация о результатах независимой оценки качества образования подлежит обязательному рассмотрению указанными органами в месячный срок и учитывается ими при выработке мер по совершенствованию образовательной деятельности и оценке деятельности руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
(в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)
6. Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
7. На основе результатов независимой оценки качества образования могут формироваться рейтинги организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) реализуемых ими образовательных программ.
Каковы же пути повышения качества образования в общеобразовательных учреждениях:
Повышение качества основной учебной формы – урока. Изменение форм, методов работы с обучающимися на уроке, является основной задачей педагога во время работы при подборе самой качественно эффективной техники передачи материала. Роль учителя в качестве образования является основополагающей. Потому нельзя разделить качество и способности педагога. Повышение уровня педагогического мастерства, дает педагогу пространство для маневрирования среди форм преподавания. «Сильные» и «слабые» классы имеют различную скорость усвоения учебного материала, а потому их нельзя учить одинаково.
Внедрение новых методик, изменение старых их конвертация для современных реалий образования – ведет к повышению эффективности конкретного урока, и как следствие общего уровня образования.
Изменение форм организации и проведения учебных занятий. - изменение процесса дает возможность обучающимся получить знания в нестандартных ситуациях, применить на практике свои знания, умения и навыки. Таким образом, обучающийся видит не только необходимость получения образования, а и получает четко прослеживаемую связь получаемых знаний и их применимость в жизни.
Индивидуализация и дифференциация образования. – индивидуальный подход к каждому учащемуся, изменение целей и задач для него исходя из его знаний, умений и навыков.
Введение профильного обучения в старших классах. Такой процесс подразумевает повышение эффективности и качества за счет большей заинтересованности обучающихся в получении знаний непосредственно связанных с будущей профессией.
Введение вариативной части в учебные программы. Вариативная часть подразумевает усиление роли родителя в процессе образования его детей. Именно родители выбирают необходимые вариативные составляющие программ, исходя из предложенных учебным заведением( которое формирует их из опыта работы и материально –технической базы)
Усиление роли предметов предполагающих повышение уровня социализации обучающихся. Такой процесс наиболее эффективен в среднем и старшем звене, так как предполагает предпрофильную и профориентационную работу.
Оптимизация учебной , психологической и физической нагрузки учащихся. СаНпином предусмотрены нормы возрастных нагрузок обучающихся. Потому превышение уровня нагрузки не будет повышать эффективность, а наоборот приведет к экспоненциальному падению; ввиду перегруженности ребенка, повышению утомления и нехватки времени на восстановление организма.
Использование нравственного потенциала искусства как средства духовного развития личности. Внедрение предметов с аспектами духовного воспитания – литература, музыка, изобразительное искусство; внеурочной деятельности, театральных кружков и т.д. – подразумевает всестороннее развитие личности.
Государственная поддержка школ для одаренных детей, и одаренных детей в общеобразовательных учреждениях . Государственные целевые программы дают возможности обучающимся имеющим склонности к научной, опытной и исследовательской деятельности, получить поддержку и стимуляцию в ходе своих изысканий.
Создание эффективной системы контроля и проверки качества учебной литературы. Унификация учебников необходимый элемент повышения качества образования. Но выбор единого учебника не подразумевает упразднение остальных. Сбор наиболее хороших элементов от множества и адаптация их в единую систему станет качественным шагом в процессе повышения качества образования.
Создание государственной системы оценки качества образования. Такая система должна учитывать многообразие форм, методов образования, реальную ситуацию - материально техническую обеспеченность учебного заведения, место расположения и тд.
При использовании вышеперечисленных методов - повышение качества образования становится системно обоснованным, спланированным процессом. Повышение качества образования - процесс зависящий от множества составляющих на различных уровнях управления процессом образования. Системная работа учителя, методического объединения, школы, отделов образования и министерства должны позволить сформировать системный подход к процессу, его оценке и коррекции.