«Повышение мотивации познавательной деятельности учащихся на уроках математики»
Маленького ребёнка называют «почемучкой». И это справедливо. Но с годами чудесная пытливость идет на убыль. Учебно-воспитательный процесс, построенный на сугубо-информационном изложении материала, приводит к тому, что у ученика «вопросительное» отношение к действительности оскудевает. Его перестают терзать сомнения, пропадает интерес.
Естественно возникают вопросы: Как быть? Что делать?
Чему учить и как учить? Два основных вопроса педагогики. Нашей задачей в рамках реализации ФГОС 2 поколения является формирование у обучающегося ключевых компетенций, составляющих основу умения учиться. (универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные)). Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа
Цель: Создать условия для перехода от репродуктивной деятельности к творческой, научить приобретать знания самостоятельно, пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
Задача учителя – организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся, научить его самостоятельно добывать знания и применять полученные знания на практике. А это требует умения отбирать такие методы, технологии обучения, которые бы не только и не столько позволяли усваивать готовые знания, сколько приобретать их самостоятельно из разных источников, формировать собственную точку зрения, уметь ее аргументировать, использовать ранее полученные знания в качестве инструмента для получения новых знаний.
В связи с этим у меня сложилась собственное видение решения этой проблемы, своя система работы, основу которой составляют следующие элементы:
Учёт возрастных особенностей ребёнка;
Использование современных образовательных технологий;
Применение полученных знаний во внеурочной деятельности:
Сотрудничество, как способ формирование коммуникативной компетентности.
В этом году я преподаю математику в пятом классе, следовательно, исхожу из возрастных особенностей ученика-подростка. Данный период примечателен тем, что происходит смена характера познавательной деятельности. В подростковом возрасте – пространство проб и многообразия новых видов деятельности. Таким образом, мне предстоит работа по вхождению в пространство проб и освоения новых видов деятельности. При этом я осознаю, что именно на мне лежит большая ответственность за то, насколько я благополучно справлюсь с этой работой и от этого будет зависеть успешность моих подопечных в будущем.
Считаю, что успешного развития творческих способностей учащихся можно добиться лишь путем организации их активной самостоятельной деятельности, путем создания условий для успешного проявления творчества, т. е. сам учащийся должен активно включаться в процесс «добывания» знаний, проявляя при этом максимум самостоятельности, пытаться творчески применить свои знания к решению разнообразных вопросов. В такой деятельности происходит усвоение знаний, и, в то же время, вырабатываются гибкие приемы мыслительных действий, формируются прочные умения и навыки самостоятельной творческой работы.
Образовательной технологией, удовлетворяющей этому требованию, на мой взгляд, является проектная технология. Проектная деятельность способствует: изменению структуры урока, развитию инициативы школьников, приучению к самостоятельности и ведению плановой работы.
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить - основной тезис современного понимания метода проектов.
Само понятие проект имеет несколько трактовок. Но во всех определениях основой является - решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный результат, готовый к внедрению.
Актуальность применения данной технологии имеет конкретное обоснование:
необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника, пр.);
актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Организация деятельности учащихся с использованием данной технологии предполагает следующее:
Начинать нужно с примера проекта-образца.
Уловив идею пробного проекта, учащиеся будут положительно относиться к ней. Регулярная проектная работа (по степени сложности) станет привычной для них, и они будут с нетерпением ждать следующего проекта.
Выслушав мнение учащихся сначала о своей работе, а потом о работе других учащихся, учитель сможет оценить вклад каждого. Отдельные учащиеся, получив одобрение, будут обсуждать, делать предложения, как организовать работу, что нужно для этого сделать, как использовать виды речевой деятельности, умения.
Воплощение проекта в жизнь необычным, неожиданным способом открывает возможности и для «слабых» учащихся. Ученики всегда поддерживают интересные идеи.
Составляя в этом году тематическое планирование учебного материала по математике в 5 классе, сразу обозначила разделы учебного курса, и темы, при изучении которых планирую применить проектную технологию.
Действия с натуральными числами. «Расчёт рентабельности подсобного хозяйства»
Площади и объёмы. «Оценка затрат на ремонт своей комнаты», «Оценка условий работы в компьютерном классе школы»
Совместные действия с десятичными дробями. «Расчёт рентабельности личного огорода»
Инструменты для вычислений и измерений. «Проектирование детского городка»
Повторение материала. «Задачник» - создание сборника задач по теме.
Работа на этих уроках потребует усвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого творческого опыта. Определяется список основной и дополнительной литературы, обновляется дидактический материал, подбираются творческие задания и задания исследовательского характера.
При использовании проектной технологии перед проведением уроков учащиеся делятся на учебные группы. Каждый участник вправе выбрать группу и участок работы. Каждый этап работы должен быть проанализирован и оценен в первую очередь самим участником. Методика работы группы состоит из нескольких стадий:
Подготовка к работе над проектом;
Определение проблемы;
Сбор информации;
Разработка собственного варианта решения проблемы;
Подготовка к защите проекта;
Презентация проекта;
Рефлексия.
Каждая позиция направлена на то, чтобы вызвать живой отклик участников проекта, развить любопытство, вызвать интерес, пробудить творчество. Во время защиты ребята демонстрируют знание проблемы, умение четко отвечать на вопросы, отстаивать разработанную позицию и принимать критику. Независимо от трудности осуществления выбранного проекта, самым важным здесь является то, что идея исходит от самих учащихся, от их творчества. Ребята, не понукаемые никем, трудятся с удовольствием. Даже те, кто молчал, почувствовав, что могут оказать существенное влияние на общий результат, работают на пределе своих возможностей. Как здорово услышать от ученика, закончившего работу над проектом: «Как же много я узнал!» В проектном обучении ценны не только результаты, а в большей степени сам процесс.
В проектном обучении ценны не только результаты, а в большей степени сам процесс. При такой работе учащихся меняются функции учителя:
* он помогает ученикам в поиске нужной информации;
* сам является источником информации;
* координирует весь процесс;
* отслеживает результаты работы.
На каждом этапе проекта функции учителя различны.
Эффективность использования проектной технологии зависит от умения педагога интегрировать в образовательный процесс информационно-коммуникационные технологии. Использование медиа-презентаций, ресурсов Интернет по поиску информации дает возможность учащимся ощутить себя активными участниками процесса обучения, получить новые навыки, умения, учиться анализировать, сопоставлять, находиться в постоянном поиске. Использование компьютерных программ на уроке математики позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно.
Основными показателями практической значимости считаю:
Повышение качества знаний учащихся;
Повышение уровня активности школьников на уроке;
Интеграция между предметами различных образовательных областей;
Умение работать с различной информацией, в том числе электронной, и анализировать ее;
Профессиональное самоопределение учащихся.
Вот ключевые моменты моей педагогической системы, умелое сочетание которых способствует развитию познавательной активности учащихся. Проектная методика дает возможность учителю ввести своих учеников в процесс познания, нацелить на поиск знаний, а значит, способствует развитию личности, формирует и развивает познавательную компетенцию учащихся.
В качестве заключения заметим, что невозможно заставить человека творить. Как писал фантаст А.Азимов в своем замечательном рассказе “Профессия”, человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, а наша с вами задача, дорогие коллеги, - мотивировать учащихся на это творчество, помочь им делать свои маленькие, а может, (кто знает?) и большие открытия.
4