СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познание мира 3 класс Урок 9.Тема: Как человек изучает природу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель. Знать, как с помощью наблюдения человек по­знает окружающий мир.

Задачи:

1.                   Перечислят и объяснят различные методы  изучения природы.

2.                   Выделят основные составляющие метода наблюдения.

3.                   В группе выберут объект наблюдения, определят цель наблюдения, составят план наблюдения.    

4.                   Cмогут сравнить метод наблюдения с опытом.

5.                   Установят,  в каком случае необходимо проводить наблюдение, а в каком лучше провести эксперимент.

6.                   В группах  проведут анализ, с помощью какого метода люди преобразовали окружающий мир. 

Просмотр содержимого документа
«Познание мира 3 класс Урок 9.Тема: Как человек изучает природу.»

Тема: Как человек изучает природу.


Цель. Знать, как с помощью наблюдения человек по­знает окружающий мир.

Задачи:

  1. Перечислят и объяснят различные методы изучения природы.

  2. Выделят основные составляющие метода наблюдения.

  3. В группе выберут объект наблюдения, определят цель наблюдения, составят план наблюдения.

  4. Cмогут сравнить метод наблюдения с опытом.

  5. Установят, в каком случае необходимо проводить наблюдение, а в каком лучше провести эксперимент.

  6. В группах проведут анализ, с помощью какого метода люди преобразовали окружающий мир.


Ход урока

  1. Психологический настрой.

  2. Работа в Дневнике наблюдений.

Стр. 15 около вопросов сделать отметку З – знаю У – умею, М – могу.

  1. Проверка домашнего задания. Обсуждение вариантов ответов.

  2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

«Мозговой штурм». Как человек изучает окружающую природу? Какие органы ему в этом помогают?

5. Работа над новым материалом.

Сообщение темы и цели урока.
– На все ли вопросы можно найти ответ в книгах?

– На некоторые вопросы вы можете ответить самостоятельно. Для этого проведём опыты и наблюдения.

– Посмотрите и скажите, веточки каких деревьев лежат у вас на столе слева. (Сосна и ель.)

– Как можно отличить сосну от ели? Наблюдаем: как расположены иголочки у сосны? (Они сидят парами.)

– Какие они по длине? (Длинные, узкие.)

– А что скажете про иголочки у ели? (Располагаются по одной. Короче, чем у сосны. Колючие.)

– Потрите пальчиками хвоинки, понюхайте. (Душистые, смолистые.)

– А можно ли назвать иголочки-хвоинки листьями? (Да.)

– Сбрасывают ли ель и сосна хвоинки на зиму? Кто был в хвойном лесу? Что видели под елью и сосной? (Они не сбрасывают хвою. Но всё же листопад у них идет понемногу и постепенно. На месте опавших хвоинок вырастают новые.)

– Проведем опыт.

В гладкую деревянную дощечку вобьём два гвоздика так, чтоб монетка могла пройти между ними. Возьмём монету щипцами и нагреем её на огне. Теперь монета не проходит между гвоздями. От нагрева она расширилась, Посмотрим, что произойдет с монетой дальше. Через несколько минут монета остынет, сожмется и снова будет легко проходить между гвоздями.

– Какой можно сделать вывод? Не только монета, но и все другие твёрдые тела расширяются при нагревании и сжимаются при охлаждении.

– А что произойдет с водой? Возьмём колбу, наполним её подкрашенной водой. Закроем ее пробкой с трубочкой. Часть воды войдет в трубочку. На трубочку приклеим бумажку в том месте, до которого дошла вода. Опустим колбу в горячую воду. Что произошло? (Вода в трубочке поднимается.)

– Это происходит потому, что от нагревания вода расширяется.

– Поставим теперь колбу в тарелку со льдом. Что происходит с водой? (Вода в трубке начнет опускаться.)

– Это происходит потому, что от охлаждения вода сжимается.

– Какой сделаем вывод?

Жидкости при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются.

– Мы провели опыт и наблюдение. Что же такое опыт и наблюдение? Откройте тетрадь и запишите.

– Чем опыт отличается от наблюдения? (Наблюдение происходит с расстояния, без личного контакта. А опыт мы проводим сами.)

Работа по учебнику.

1. Рассматривание рисунка.

Вопросы.

- Назовите, объекты живой и неживой природы.

- Как вы думаете, для изучения живой и неживой природы используются одни и те же методы или разные?

- Приходилось ли вам наблюдать за чем-нибудь? Как это происходило? Что вы заметили?

2. Чтение текста. По ходу чтения на доску выносятся основные понятия данного урока: метод наблюдения, объект наблюдения, цель наблюдения, план наблюдения.

Вопросы.

- Как вы думаете, обязательно ли определять цель наблюдения? Для чего это нужно?

- Подумайте и скажите, для чего составлять план наблюдения и нужно ли его придерживаться?

- Составляли ли вы план, когда наблюдали за чем-нибудь или кем-нибудь? Что из этого вышло?

Обсуждение прочитанного.

3.Рассматривание схемы. Объяснение последовательности проведения наблюдения.

Работа по учебнику.

- Объясните, почему люди начали проводить эксперименты.

- Найдите в тексте и прочитайте, для чего служит опыт? (для познания и исследования)

Выполнение практической работы.

Коллективное составление цепочки проведения эксперимента. Запись на доске и в тетрадях. Обсуждение каждого этапа.

Цель—план—время—предмет или явление

6. Рефлексия. Работа в группах. Задание: выбрать объект, продумать цель наблюдения, составить план. Учителю необходимо для этого этапа урока приготовить материал: стакан с водой и сахар, картинку с животным, стакан с водой и кофе, камень, комнатный цветок и т.д.

Время на работу 4-5 минут. Учащиеся на листе записывают, за каким объектом наблюдали, какую цель преследовали, по какому плану шло наблюдение, что обнаружили в ходе наблюдения.

Презентация работы. Демонстрация полученного результата.

Домашнее задание. Прочитать текст, ответить на вопросы. Провести процесс наблюдения и записать в тетрадь всю последовательность проведения наблюдения. Прочитать текст, ответить на вопросы. Провести и оформить свой опыт.



2