Тема: Как человек изучает природу.
Цель. Знать, как с помощью наблюдения человек познает окружающий мир.
Задачи:
Перечислят и объяснят различные методы изучения природы.
Выделят основные составляющие метода наблюдения.
В группе выберут объект наблюдения, определят цель наблюдения, составят план наблюдения.
Cмогут сравнить метод наблюдения с опытом.
Установят, в каком случае необходимо проводить наблюдение, а в каком лучше провести эксперимент.
В группах проведут анализ, с помощью какого метода люди преобразовали окружающий мир.
Ход урока
Психологический настрой.
Работа в Дневнике наблюдений.
Стр. 15 около вопросов сделать отметку З – знаю У – умею, М – могу.
Проверка домашнего задания. Обсуждение вариантов ответов.
Актуализация опорных знаний, умений и навыков.
«Мозговой штурм». Как человек изучает окружающую природу? Какие органы ему в этом помогают?
5. Работа над новым материалом.
Сообщение темы и цели урока.
– На все ли вопросы можно найти ответ в книгах?
– На некоторые вопросы вы можете ответить самостоятельно. Для этого проведём опыты и наблюдения.
– Посмотрите и скажите, веточки каких деревьев лежат у вас на столе слева. (Сосна и ель.)
– Как можно отличить сосну от ели? Наблюдаем: как расположены иголочки у сосны? (Они сидят парами.)
– Какие они по длине? (Длинные, узкие.)
– А что скажете про иголочки у ели? (Располагаются по одной. Короче, чем у сосны. Колючие.)
– Потрите пальчиками хвоинки, понюхайте. (Душистые, смолистые.)
– А можно ли назвать иголочки-хвоинки листьями? (Да.)
– Сбрасывают ли ель и сосна хвоинки на зиму? Кто был в хвойном лесу? Что видели под елью и сосной? (Они не сбрасывают хвою. Но всё же листопад у них идет понемногу и постепенно. На месте опавших хвоинок вырастают новые.)
– Проведем опыт.
В гладкую деревянную дощечку вобьём два гвоздика так, чтоб монетка могла пройти между ними. Возьмём монету щипцами и нагреем её на огне. Теперь монета не проходит между гвоздями. От нагрева она расширилась, Посмотрим, что произойдет с монетой дальше. Через несколько минут монета остынет, сожмется и снова будет легко проходить между гвоздями.
– Какой можно сделать вывод? Не только монета, но и все другие твёрдые тела расширяются при нагревании и сжимаются при охлаждении.
– А что произойдет с водой? Возьмём колбу, наполним её подкрашенной водой. Закроем ее пробкой с трубочкой. Часть воды войдет в трубочку. На трубочку приклеим бумажку в том месте, до которого дошла вода. Опустим колбу в горячую воду. Что произошло? (Вода в трубочке поднимается.)
– Это происходит потому, что от нагревания вода расширяется.
– Поставим теперь колбу в тарелку со льдом. Что происходит с водой? (Вода в трубке начнет опускаться.)
– Это происходит потому, что от охлаждения вода сжимается.
– Какой сделаем вывод?
Жидкости при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются.
– Мы провели опыт и наблюдение. Что же такое опыт и наблюдение? Откройте тетрадь и запишите.
– Чем опыт отличается от наблюдения? (Наблюдение происходит с расстояния, без личного контакта. А опыт мы проводим сами.)
Работа по учебнику.
1. Рассматривание рисунка.
Вопросы.
- Назовите, объекты живой и неживой природы.
- Как вы думаете, для изучения живой и неживой природы используются одни и те же методы или разные?
- Приходилось ли вам наблюдать за чем-нибудь? Как это происходило? Что вы заметили?
2. Чтение текста. По ходу чтения на доску выносятся основные понятия данного урока: метод наблюдения, объект наблюдения, цель наблюдения, план наблюдения.
Вопросы.
- Как вы думаете, обязательно ли определять цель наблюдения? Для чего это нужно?
- Подумайте и скажите, для чего составлять план наблюдения и нужно ли его придерживаться?
- Составляли ли вы план, когда наблюдали за чем-нибудь или кем-нибудь? Что из этого вышло?
Обсуждение прочитанного.
3.Рассматривание схемы. Объяснение последовательности проведения наблюдения.
Работа по учебнику.
- Объясните, почему люди начали проводить эксперименты.
- Найдите в тексте и прочитайте, для чего служит опыт? (для познания и исследования)
Выполнение практической работы.
Коллективное составление цепочки проведения эксперимента. Запись на доске и в тетрадях. Обсуждение каждого этапа.
Цель—план—время—предмет или явление
6. Рефлексия. Работа в группах. Задание: выбрать объект, продумать цель наблюдения, составить план. Учителю необходимо для этого этапа урока приготовить материал: стакан с водой и сахар, картинку с животным, стакан с водой и кофе, камень, комнатный цветок и т.д.
Время на работу 4-5 минут. Учащиеся на листе записывают, за каким объектом наблюдали, какую цель преследовали, по какому плану шло наблюдение, что обнаружили в ходе наблюдения.
Презентация работы. Демонстрация полученного результата.
Домашнее задание. Прочитать текст, ответить на вопросы. Провести процесс наблюдения и записать в тетрадь всю последовательность проведения наблюдения. Прочитать текст, ответить на вопросы. Провести и оформить свой опыт.
2