Знатоки профессий (ИГРА)
Цель:
актуализация компетенций обучающихся о мире профессий, повышении готовности подростков с ограниченными возможностями здоровья к социально - профессиональному определению.
Задачи:
Воспитывающая: воспитывать чувства товарищества через работу в коллективе, группах, привитие интереса к различным видам деятельности; формировать культуру речи через ответы на вопросы;
Обучающая: обобщить теоретические представления учащихся о мире профессий в игровой форме, создать информационное поле о профессиях, расширить словарный запас обучающихся (притча, квест, фонендоскоп, визажист, дизайнер)
Коррекционная: Коррекция зрительного внимания при работе с зашумлёнными картинками. Коррекция мелкой моторики на основе завязывания узлов. Коррекция долговременной памяти на основе воспоминания ранее изученного материала. Коррекция аналитико-синтетической функции мышления при соединении определения и профессии.
Оборудование:
Компьютер, проектор для показа презентации, дидактические карточки, верёвочки, ручки, листы бумаги
Форма проведения: квест-игра
Предварительная работа: дидактические игры «Профессии», «Кем быть?», подбор пословиц и загадок, беседы о профессиях.
Ход мероприятия.
Добрый день дорогие ребята и уважаемые гости.
Сегодня вас ожидает игра-соревнование по теме…. А тему вы сейчас сами назовете, прослушав притчу, но сначала, вспомнив уроки литературного чтения, объясните слово притча. (Ответы детей)
Притча - это короткий назидательный рассказ, заключающий в себе нравственное поучение.
И так внимательно слушаем и называем тему нашего занятия..
(аудиозапись)
Нам посчастливилось попасть на праздник Великих Мастеров всей Земли.
Первый, кого мы увидели на празднике, был сухонький старичок с рабочими инструментами в руках.
— Этот человек — Великий Строитель, — сказал нам на ухо один из гостей. — Его дома выдерживают ураганы и даже землетрясения.
— А это, наверное, Великий портной? — усмехнулись мы, увидев рядом со строителем человека с иголками и нитками.
— Да, — серьезно ответили нам. — Это, действительно, Великий Портной. Одежда, сшитая им, делает людей прекраснее и лучше.
— А вот там стоит Великий Правитель, — нам указали на человека, походившего скорее на ученого, чем на правителя.
— Вы его не знаете, но во время своего правления он развивал науки, ремесла и торговлю, строил церкви и соборы — снова объяснили нам.
Мы пошли дальше, и вдруг увидели самого обыкновенного дворника с метлой. «Неужели и дворника считают здесь Великим Мастером?» — удивились мы и услышали в ответ:
— Конечно, когда этот человек убирает свой двор, он дарит людям столько радости, что даже хмурое небо начинает улыбаться. Звание Великого Мастера принадлежит ему по праву.
И так о чём мы будем говорить? (ответы детей) о профессиях, и ен просто о профессиях, а сегодня вы, внимание на слайд, знатоки профессий. И вас ждёт квест. Кто мне скажет, что означает слово квест? (ответы детей)
Квест – игра, которая заключается в решении головоломок и задач.
Квест – это поиск, в ходе которого вы себя покажете, я надеюсь, истинными знатоками профессий.
Сегодня у нас две команды знатоков профессий. Вас ожидает несколько уровней, где каждая команда будет зарабатывать баллы за правильные ответы.
1 уровень – «ОТГАДАТЬ НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ» (работа у доски)
Уровень состоит из нескольких заданий.
И первое задание собрать разрезанную пословицу о труде, на задание 15 секунд.
Второе задание: прочитайте пословицу и объясните её смысл.
Третье задание. Как вы заметили каждое слово, имеет свой цвет. На доске на цветных кружках разбросаны буквы, из которых можно составить слово (название вашей команды) соответствующие цветовому сигналу карточки.
У семи нянек дитя без глазу. (МАСТЕР)
(никакая няня не заменить родную мать, а так же каждая нянька понадеется на другую, и не углядит за ребёнком)
Мастер — человек, достигший высокого искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные, а также превосходно знающий своё ремесло.
Землю солнце красит, а человека - труд. (ПРОФИ)
(как земля не может существовать без солнца, так и человек без труда, если никто не будет трудиться, то всё человечество вымрет)
Профи: Профессионал, специалист своего дела.
С заданием вы справились, и мы переходим к следующему уровню.
2 уровень «РАЗМИНКА» (работа с места)
Командам поочерёдно будут задаваться вопросы. За каждый правильный ответ балл. Если команда не отвечает, вторая команда может заработать балл, дав правильный ответ. Ответ засчитывается после поднятой руки.
На заводе, в проходной он дежурит день-деньской. На завод пройти хотите? Значит, пропуск предъявите (вахтёр)
Он весь город вам покажет, всё о нём всегда расскажет. Он от нас вопросы ждёт, и на все ответ найдёт (экскурсовод)
Из кирпича я строю дом, чтобы смеялось солнце в нём; чтобы выше, чтобы шире были комнаты в квартире (каменщик)
Он проснётся на заре, снег расчистит на дворе, все дорожки подметёт и песком посыплет лёд (дворник)
3 уровень «ПРОФСЛОВАРЬ»
Определите, к каким профессиям относятся группы слов, которые вы видите на слайде
Кожа, каблук, гвозди, подошва, голенище (сапожник)
Нитка, выкройка, ножницы, ткань, сантиметр, иголка. (портной)
Стройка, бетон, глазомер, конструкции, свежий воздух, стена, кладка. (Строитель)
Ремонт, трубопровод, отопление, водопровод, авария, техническая грамотность, слесарный инструмент. (Слесарь-сантехник)
4 уровень «ФИЗКУЛЬТПАУЗА»
Чтобы перейти на следующий уровень проведём офтальмологическую паузу.
Методика «Зрительная дуга»
Сядьте на стул перед окном. Опустите взгляд на колени, внимательно на них посмотрите, и начните медленно поднимать глаза вверх, фиксируя взглядом и рассматривая по нескольку секунд все интересные объекты, которые вы заметите, в том числе расположенные за окном: дома, деревья, облака, небо. Перенесите взгляд наверх оконной рамы и карниз. После этого столь же постепенно опустите глаза, рассматривая все попадающиеся на пути предметы и по возможности четко фиксируя их детали. Повторите движение глаз по дуге три раза подряд. Окончив упражнение, трижды зажмурьте глаза и широко их откройте.
А теперь быстро закройте правой рукой левый глаз, левой рукой – правый глаз, левой рукой – левый глаз и т.д. На скорость и правильность выполнения инструкций.
5 уровень «ПРОФЕССИЯ, СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»
Позволит показать ваши знания о профессиях, специальностях и должностях. Внимание на слайд, вспомните, что означает данное выражение
вид трудовой деятельности человека, который требует определённого уровня специальных умений и может служить источником дохода (профессия)
вид занятий в рамках одной профессии (специальность)
За каждый правильный ответ жетон.
А теперь знатоки профессий задание. На доске вы видите карточки с профессиями и специальностями
Из предложенных профессий и специальностей (швея, директор, бригадир, маляр, обувщик, агроном, слесарь, каменщик, стоматолог, математик, цветовод, продавец, шофёр, врач):
Команде «Профи» выбрать специальности;
Команде «Мастер» выбрать профессии по окончании разбор.
(Работа у доски (индивидуальная) сразу выходят по одному из одной команды и другой)
Почему у нас остались слова, что это такое? (ответы детей) должность
6 уровень «УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ» (работа со слайдом и на местах)
Сейчас, вы внимательно, течение 20 секунд будете смотреть на слайд. На слайде изображены орудия труда людей различных профессий и специальностей. Задание, запишите, людям каких профессий, специальностей они принадлежат.
Фонендоскоп - медицинский прибор, применяемый для выслушивания звуков, возникающих в организме
7 уровень «ТИПЫ ПРОФЕССИЙ» (работа на местах)
В конверте, на листочках перечислены типы профессий, команда «Профи» выбирает профессии типа человек-человек, команда «Мастер» профессии типа человек-техника
Официант, визажист, электромонтёр, крановщик, горничная, бухгалтер, ветеринар, столяр, санитар, библиотекарь, машинист.
официант
крановщик
горничная
столяр
санитар,
машинист
библиотекарь,
электромонтёр
Чтобы перейти к следующему этапу и заработать дополнительный балл, командам нужно сказать к какому типу профессий относятся слова: визажист, бухгалтер, ветеринар?
Вам все слова понятны? А кто такой визажист? Визажист — специалист в областимакияжа, специалист по уходу за красотой лица;
8 уровень «САМЫЙ БЫСТРЫЙ» на сплочённость, ловкость и быстроту.
Во многих профессиях требуется умение вязать узлы, узелки, бантики. Попробуйте назвать эти профессии
(швея, матрос, врач, музыкант (струны у гитары), парикмахер, рыбак (крючки к леске))
Вообще, вязать хорошие узлы вам пригодиться на протяжении все вашей жизни, хотя бы уметь завязывать шнурки на ботинках.
Команды за 30 секунд должны связать короткие нити в одну длинную. Связывать можно любыми узлами. Оцениваться будет длина нити, её крепость, и конечно командный дух и взаимопомощь.
9 уровень «СОЕДЕНИ СТРЕЛКАМИ» (работа со слайдом и на местах)
Уровень на знание, чем занимаются люди разных специальностей. Внимание на слайд. Слева написаны специальности, справа – краткое описание этой специальности, соедините их правильно стрелками. На задание 30 секунд.
Соедините стрелками профессию справа и соответствующее ей краткое описание слева. На задание 30 секунд.
Затем вслух, поочерёдно команды говорят, чем занимаются люди той или иной профессии.
РЕФЛЕКСИЯ
Вы прошли все уровни квеста и прежде чем вы выйдите из игры, вас ожидают вопросы наугад: (вопросы в конвертах)
1. что такое квест?
2. правда ли, что визажист занимается оформлением интерьера квартир?
3. какая профессия является лишней: продавец, медсестра, автослесарь, официант.
4. считаете ли вы, что выбор профессии это лёгкое дело
5. бригадир – это должность, профессия или специальность?
6. как называется медицинский прибор для выслушивания звуков в организме?
Выбор профессии, это трудное и ответственное дело и сейчас вам надо понять, какая же профессия является самой главной для вас, потому что для каждого человека, она своя! А теперь подсчитайте количество жетонов. Победила команда….
Закончить нашу игру мне бы хотелось следующим стихотворением.
Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет – тропинка твоя
Это тебе доказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны –
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе –
Не узнаешь, пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.
«Тропинка» Саматовой Л.С