СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая биология

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

При изучении курса используетс оборудование "Точка Роста"

Просмотр содержимого документа
«Практическая биология»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЕФИМОВСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» 461078, Оренбургская область, Курманаевский район, с.Ефимовка, ул.пл Победы 1

телефон/факс: (8-35341) 3-71-35; e-mail: 56uou 27sh-04@mail.ru ИНН 5633004139 КПП563301001



«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО

учителей химии, биологии, информатики

Протокол от №1 от ______


«СОГЛАСОВАНО»

заместитель директора

по УР________Т.В.Манакова

«УТВЕРЖДАЮ»

директор МАОУ «Ефимовская СОШ»

___________ М.П.Ярмушев


Приказ от 24.08.2022 №____






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Практическая биология»

Направленность программы: естественно -научное



Возраст обучающихся: 11-12 лет

Класс/ классы: 5-6 классы.

Срок реализации: 1 год

Количество часов в год: 34 часа






Составитель:

учитель химии и биологии высшей квалификационной категории

Самохина Галина Петровна



с. Ефимовка

2022

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Практическая биология» ООП разработана в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования и с учётом рекомендаций Федерального оператора учебного предмета «Биология». Использование оборудования центра «Точка роста» при реализации данной ОП позволяет создать условия: • для расширения содержания школьного биологического образования; • для повышения познавательной активности обучающихся в естественно-научной области; • для развития личности ребенка в процессе обучения биологии, его способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей; • для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности. Применяя цифровые лаборатории на занятиях кружка, учащиеся смогут выполнить множество лабораторных работ и экспериментов по программе основной школы.

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Практическая биология» реализуется педагогом с учетом рабочей программы воспитания МАОУ «Ефимовская СОШ» (Утверждена приказом № 61-о.д. от 31.08.2022 г.).

Цель: создание условий для успешного освоения учащимися практической составляющей школьной биологии, основ исследовательской деятельности.

Задачи:

- Формирование системы научных знаний о системе живой природы и начальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях;

- Приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения несложных биологических экспериментов;

- Содействие развитию умения работать на практике с оборудованием цифровой лаборатории;

- Развитие умений и навыков проектно – исследовательской деятельности;

- Подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении;

- Формирование основ экологической грамотности.


Содержание

Раздел 1. «Лаборатория Левенгука» (6 часов)

Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения

микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила

биологического рисунка. Решение олимпиадных задач (теоретическая часть)

Практические лабораторные работы:

- Устройство микроскопа

- Приготовление и рассматривание микропрепаратов

- Зарисовка биологических объектов

Раздел 2. Практическая ботаника (10 часов)

Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Морфологическое описание растений по плану. Рассматривание микропрепаратов клеток растений. Удивительные растения Водоросли. Покрытосеменные растения. Грибы. Плоды и семена. Лекарственные растения. Наблюдение разнообразных явлений в жизни растений. Исследовательская работа: "Лекарственные свойства растений", "Растения на моём подоконнике", "Растения за моим окном" Редкие и исчезающие растения Оренбургской области. Решение олимпиадных задач (теоретическая часть)

Практические и лабораторные работы:

Решение олимпиадных задач (практический тур)

- Морфологическое описание растений

- Рассматривание микропрепаратов клеток растений.

- Изучение лекарственных свойств растений

Проектно-исследовательская деятельность:

Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории»

Проект «Редкие растения Оренбургской области»

Раздел 3. Практическая зоология (10 часов)

Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп. Одноклеточные животные. Описание внешнего вида животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология). Пищевые цепочки. Жизнь животных зимой. Подкормка птиц.

Практические и лабораторные работы:

Решение олимпиадных задач (практический тур)

- Приготовление микропрепаратов одноклеточных животных

- Определение экологической группы животных по внешнему виду.

- Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных»

Проектно-исследовательская деятельность:  Мини – исследование «Птицы на кормушке».

Проект «Красная книга животных Оренбургской области»

Раздел 4. Биопрактикум (8 часов)

Учебно - исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления результатов. Источники информации (библиотека, интернет- ресурсы). Как оформить письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методик выращивания биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю. Представление результатов на конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков.

Практические и лабораторные работы:

Решение олимпиадных задач (практический тур)

- Оформление доклада и презентации по определенной теме Проектно-исследовательская деятельность: Модуль «Физиология растений»

- Движение растений

- Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений

- Прорастание семян

- Влияние прищипки на рост корня

- Модуль «Экологический практикум»

- Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации

- Определение запыленности воздуха в помещениях

Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности «Практическая биология»

Освоение учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования должно обеспечивать достижение следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Патриотическое воспитание:

  • отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки.

Гражданское воспитание:

  • готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.

Духовно-нравственное воспитание:

  • готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры;. понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии.

Эстетическое воспитание:

  • понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности.

Ценности научного познания:

  • ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

  • понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;

  • развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности.

Формирование культуры здоровья:

  • ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

  • осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;

  • соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;

  • сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием.

Трудовое воспитание:

  • активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией.

Экологическое воспитание:

  • ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды;

  • осознание экологических проблем и путей их решения;

  • готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

  • адекватная оценка изменяющихся условий;

  • принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации;

  • планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Универсальные познавательные действия

Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);

  • устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

  • с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

  • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

  • выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

  • самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

  • Базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение;

  • проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой;

  • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента;

  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

  • Работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;

  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления;

  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

  • оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

  • запоминать и систематизировать биологическую информацию.

Универсальные коммуникативные действия

Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ;

  • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

  • в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;

  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

  • публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта);

  • самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

Совместная деятельность (сотрудничество):

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической

  • проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

  • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);

  • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;

  • овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация:

  • выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания;

  • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

  • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;

  • делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль (рефлексия):

  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

  • давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;

  • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной

биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

  • оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:

  • различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

  • выявлять и анализировать причины эмоций;

  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

  • регулировать способ выражения эмоций.

Принятие себя и других:

  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

  • признавать своё право на ошибку и такое же право другого;

  • открытость себе и другим;

  • осознавать невозможность контролировать всё вокруг;

  • овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По учебному предмету «Биология» (на базовом уровне):

1) формирование ценностного отношения к живой природе, к собственному организму; понимание роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира;

2) умение применять систему биологических знаний: раскрывать сущность живого, называть отличия живого от неживого, перечислять основные закономерности организации, функционирования объектов, явлений, процессов живой природы, эволюционного развития органического мира в его единстве с неживой природой; сформированность представлений о современной теории эволюции и основных свидетельствах эволюции;

3) владение основами понятийного аппарата и научного языка биологии: использование изученных терминов, понятий, теорий, законов и закономерностей для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов;

4) понимание способов получения биологических знаний; наличие опыта использования методов биологии с целью изучения живых объектов, биологических явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных биологических опытов и экспериментов, в том числе с использованием аналоговых и цифровых приборов и инструментов;

5) умение описывать клетки, ткани, органы, системы органов и характеризовать важнейшие биологические процессы в организмах растений, животных и человека;

6) умение решать учебные задачи биологического содержания, в том числе выявлять причинно-следственные связи, проводить расчеты, делать выводы на основании полученных результатов;

7) умение создавать и применять словесные и графические модели для объяснения строения живых систем, явлений и процессов живой природы;

8) понимание вклада российских и зарубежных ученых в развитие биологических наук;

9) владение навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки ее достоверности;

10) умение планировать под руководством наставника и проводить учебное исследование или проектную работу в области биологии; с учетом намеченной цели формулировать проблему, гипотезу, ставить задачи, выбирать адекватные методы для их решения, формулировать выводы; публично представлять полученные результаты


  • характеризовать биологию как науку о живой природе; называть признаки живого,сравнивать объекты живой и неживой природы;

  • перечислять источники биологических знаний; характеризовать значение биологических знаний для современного человека; профессии, связанные с биологией (4—5);

  • иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение;

  • применять биологические термины и понятия

  • различать по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниям доядерные и ядерные организмы; различные биологические объекты: растения, животных, грибы, лишайники, бактерии; природные и искусственные сообщества, взаимосвязи организмов в природном и искусственном сообществах; представителей флоры и фауны природных зон Земли; ландшафты природные и культурные;

  • проводить описание организма (растения, животного) по заданному плану; выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов, характеризовать организмы как тела живой природы, перечислять особенности растений, животных, грибов, лишайников, бактерий и вирусов;

  • раскрывать понятие о среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной, внутриорганизменной), условиях среды обитания;

  • приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к среде обитания, взаимосвязи организмов в сообществах;

  • выделять отличительные признаки природных и искусственных сообществ;

  • аргументировать основные правила поведения человека в природе и объяснять значение природоохранной деятельности человека; анализировать глобальные экологические проблемы;

  • раскрывать роль биологии в практической деятельности человека;

  • демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями по математике, предметов гуманитарного цикла, различными видами искусства;

  • выполнять практические работы (поиск информации с использованием различных источников; описание организма по заданному плану) и лабораторные работы (работа с микроскопом; знакомство с различными способами измерения и сравнения живых объектов);

  • применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение, эксперимент): проводить наблюдения за организмами, описывать биологические объекты, процессы и явления; выполнять биологический рисунок и измерение биологических объектов;

  • владеть приёмами работы с лупой, световым и цифровым микроскопами при рассматривании биологических объектов;

  • соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке, во внеурочной деятельности;

  • использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы, ресурсы Интернета;

  • создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Виды
деятельности

Модуль воспитательной программы школьный урок

Электронные (цифровые)

образовательные ресурсы


всего

К.р

Лб.р

Пр.р


Раздел 1. «Лаборатория Левенгука»


1.1.

«Лаборатория Левенгука»

6

0

3

0

Познакомиться с правилами поведения в окружающей среде и правилами работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Рассматривать и обсуждать рисунки учебника, иллюстрирующие методы исследования природы.

День Знаний.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7842/main/268289/

https://www.youtube.com/watch?v=SJOCOVu_IiE

Итого по разделу

6

0

3

0


Раздел 2. Практическая ботаника

2.1.

Практическая ботаника

10

1

4

1

Характеризовать различных представителей царства Растения.

Определять предмет науки ботаники. Описывать историю развития науки о растениях. Распознавать и характеризовать растения различных жизненных форм.



Международный день школьных библиотек.

https://www.youtube.com/watch?v=ptG-WEEDaY8&list=PLvtJKssE5Nrg7rf3tTb0h5X2G61daV8cr&index=11


Итого по разделу

10

1

4

1





Раздел 3. Практическая зоология


3.1

Практическая зоология

10

0

4

1

Выявлять признаки сходства и различия животных и растений. Приводить примеры различных представителей царства Животные.

Анализировать и оценивать роль животных в экосистемах, в жизни человека.

Сравнивать и характеризовать внешние признаки животных различных сред обитания по рисункам

Интеллектуальные интернет – конкурсы («Учи. Ру», «Я-

класс»,«Российская электронная школа» и др.)


https://resh.edu.ru/subject/lesson/2466/main/


Итого по разделу

10

0

4

1





Раздел 4. Биопрактикум


4.1

Биопрактикум

8

1

4

2

Характеризовать основы исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.


Урок открытых мыслей

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_



Итого по разделу

8

1

4

2





ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

15

3











Методическое обеспечение:

Информационно-коммуникативные средства обучения

1. Компьютер

2. Мультимедийный проектор

Техническое оснащение (оборудование):

1. Микроскопы;

2. Цифровая лаборатория «Точка Роста»

3. Оборудование для опытов и экспериментов.

Литература для учителя

1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: LINKA PRESS, 1996.

3. Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.: Агропромиздат, 1988.

4. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1991.

5. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 3—5 классов //Биология в школе. - 2003. - № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7.

6. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.

Интернет-ресурсы

1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.

2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).

3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования»

4. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.














Приложение


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34 часа)


№ урока

Тема урока

Кол-

во часов

Дата



1

Методы научного исследования Вводный инструктаж по ТБ при проведении лабораторных работ.

1



2

Приборы для научных исследований, лабораторное оборудование

1



3

История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы.

1



4

Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка.

1



5 -6

- Мини – исследование «Микромир»

2



7

Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений»

1



8-9

Морфологическое описание растений

2



10

Рассматривание микропрепаратов клеток растений.

1



11-12

Удивительные растения Водоросли. Покрытосеменные растения. Грибы. Плоды и семена

2



13

Лекарственные растения. Наблюдение разнообразных явлений в жизни растений.

1



14

"Лекарственные свойства растений",

1



15-16

Проект «Редкие растения Оренбургской области»

2



17

Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов.

1



18

Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп.

1



19 -20

Одноклеточные животные.

2



21

Описание внешнего вида животных по плану.

1



22

О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология).

1



23-

Пищевые цепочки.

1



24

Жизнь животных зимой. Подкормка птиц.


1



25

Мини – исследование «Птицы на кормушке»

1



26

Проект «Красная книга животных Оренбургской области

1



27

Учебно - исследовательская деятельность

1



28-34

Экологический практикум

7




итого

34