СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая биология

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

дополнительная общнобразовательная программа по биологии

Просмотр содержимого документа
«Практическая биология»



БИОЛОГИЯ






Пояснительная записка

Направленность программы – ественнонаучная. Уровень освоения программы - базовый

Программа кружка «Практическая биология» ориентирована на приобретение знаний по разделам биологии (микробиологии, ботанике, зоологии), на развитие практических умений и навыков, поставлена на формирование интереса к опытной, экспериментальной исследовательской деятельности, которые способствуют познавательной и творческой активности обучающихся.


Актуальность и особенность программы.

Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию кружковой работы, которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.

Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно-исследовательской деятельностью.

Программа «Практическая биология» направлена на формирование у учащихся 6 класса интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике. Программа «Практическая биология» в занимательной форме знакомит детей с разделами биологии: микробиологии, ботанике, зоологии, готовит к олимпиадам и конкурсам различных уровней.

В учебном плане по предмету «Биология» отведено всего 1 час в неделю в 6 классе, что дает возможность сформировать у обучающихся только базовые знания по предмету.

На уроках биологии в 6 классе закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Поэтому кружковая деятельность будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки практических умений учащихся.

Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой работы.


Цель и задачи программы

Цель: формирование у обучающихся глубокого и устойчивого интереса к миру живых организмов, приобретение необходимых практических умений и навыков проведения экспериментов, основ исследовательской деятельности.

Задачи:

Обучающие:

  • расширение кругозора обучающихся;

  • расширение и углубление знаний обучающихся по овладению основами методов познания, характерных для естественных наук (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение);

  • подготовка обучающихся, ориентированных на биологический профиль обучения, к усвоению материала повышенного уровня сложности по химии.

Развивающие:
  • развитие умений и навыков проектно - исследовательской деятельности;

  • развитие творческих способностей и умений учащихся самостоятельно приобретать и применять знания на практике.

Воспитательные:
  • воспитание экологической грамотности;

  • воспитание эмоционально - ценностного отношения к окружающему миру;

  • ориентация на выбор биологического профиля.

При организации образовательного процесса необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

-использование личностно-ориентированных технологий (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, метод проектов);

-организация проектной деятельности школьников и проведение м и н и - конференций, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по выбранной теме.

Формы проведения занятий: лабораторный практикум с использованием оборудования центра «Точка роста», экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ.

Срок реализации программы - 1 год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения: 34 часа.

Планируемые результаты освоения программы.

-иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

-знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

-уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

-уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

-владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

-знания основных принципов и правил отношения к живой природе;

-развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы; - развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое);

-эстетического отношения к живым объектам.


Метапредметные результаты:

-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,

классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы

и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

-умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.


Предметные результаты:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

-выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; -

классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

-объяснение роли биологии в практической деятельности людей;

-сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

-умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;

-овладение методами

  1. биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

  2. В ценностно-ориентационной сфере:

-знание основных правил поведения в природе;

-анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

  1. В сфере трудовой деятельности:

-знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

-соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

  1. В эстетической сфере:

-овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Структура программы

При изучении разделов программы изучаются разные области биологии. Ботаника— наука о растениях. Зоология — наука, предметом изучения которой являются

представители царства животных. Микология — наука о грибах. Физиология— наука о жизненных процессах. Экология— наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой. Бактериология— наука о бактериях. Орнитология — раздел зоологии, посвященный изучению птиц. Биогеография— наука, которая изучает закономерности географического распространения и распределения организмов. Систематика— научная дисциплина, о классификации живых организмов. Морфология изучает внешнее строение организма.



Тематический план



Название раздела

Количество часов


Введение

1

1

Лаборатория Левенгука

5

2

Практическая ботаника

19

3

Биопрактикум

9

ИТОГО


34

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Введение. (1 час)


Во введении учащиеся знакомятся с планом работы и техникой безопасности при выполнении лабораторных работ.

Раздел 1. Лаборатория Левенгука (5 часов)

Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка

Лабораторные работы:

-Изучение устройства микроскопа

  • Приготовление и рассматривание микропрепаратов(чешуя лука)

  • Строение растительной клетки

-Явления плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке


Раздел 2. Практическая ботаника (19 часов)

Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения Красноярского края.

Лабораторные работы:
  • Зависимость транспирации и температуры от площади поверхности листа

  • Испарение воды листьями до и после полива

  • Тургорное состояние клетки

  • Значение кутикулы и пробки в защите растений от испарения

  • Обнаружение нитратов в листьях

Проектно-исследовательская деятельность:
  • Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории»

  • Проект «Редкие растения Красноярского края»


Раздел 3. Биопрактикум (9 часов)

Учебно-исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления результатов. Источники информации (библиотека, Интернет-ресурсы). Как оформить письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методик выращивания биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю. Представление результатов на конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков.

Лабораторные работы:

Влияние абиотических факторов на растение

Измерение влажности и температуры в разных зонах класса




Учебно-тематический план 2024-2025 учебный год

п/п

Тема

Лабораторные работы

Экскурсии

Дата

План

Факт

Введение 1ч.

1

Вводный инструктаж по ТБ при проведении лабораторных работ.





Раздел 1. Лаборатория Левенгука 5 ч.

1/2

Приборы для научных исследований, лабораторное оборудование.

Использование оборудования:

микроскоп световой, цифровой, штативная лупа, ручная, лабораторное оборудование





2/3

Увеличительные приборы. Лабораторная работа №1 «Изучение устройства увеличительных приборов»

Использование оборудования:

микроскоп световой, цифровой

1




3/4

Приготовление микропрепарата. Техника биологического рисунка Лабораторная работа №2 «Приготовление препарата клеток сочной чешуи лука»

Использование оборудования:

микроскоп световой, цифровой, предметные и покровные стекла, препаровальная игла.

1




4/5

Мини-исследование «Микромир». Строение клетки. Ткани. Лабораторная работа №3 «Строение растительной клетки»

Использование оборудования:

микроскоп световой, цифровой, микропрепараты

1




5/6

Мини-исследование «Микромир» Лабораторная работа №4 «Явление плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке»

Использование оборудования:

микроскоп световой, цифровой, предметные и покровные стекла, препаровальная игла

1




Раздел 2. Практическая ботаника 19 ч.

1-2/

7-8

Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений». Экскурсия

Использование оборудования:

Работа с гербариями


2



3-4/

9-10

Техника сбора, высушивания и монтировки гербария

Использование оборудования:

Работа с гербариями





5-6/

11-12

Техника сбора, высушивания и монтировки гербария

Использование оборудования:

Работа с гербариями





7/13

Техника сбора, высушивания и монтировки гербария

Использование оборудования:

Работа с гербариями





8/14

Физиология растений. Лабораторная работа №5.«Зависимость транспирации и температуры от площади поверхности листьев»

Использование оборудования:

Компьютер с программным обеспечением. Датчики: температуры и влажности Комнатное растение: монстера или пеларгония

1




9/15

Физиология растений. Лабораторная работа 6.«Испарение воды листьями до и после полива».

Использование оборудования:

компьютер с программным обеспечением, измерительный Интерфейс, датчик температуры, датчик влажности

1




10/16

Физиология растений. Лабораторная работа 7. «Тургорное состояние клеток»

Использование оборудования:

цифровой датчик электропроводности, вода, 1М раствор хлорида натрия, пробирки, штатив, химические стаканы,фильтровальная бумага, нож или скальпель, линейка или штангенциркуль

1




11/17

Физиология растений. Лабораторная работа № 8.
«Значение кутикулы и пробки в защите растений от испарения»
Использование оборудования:

Весы, датчик относительной влажности воздуха

1




12-13/

18-19

Физиология растений. Лабораторная работа 9 «Обнаружение нитратов в листьях»
Использование оборудования:
цифровой датчик концентрации ионов, электрод нитрат-анионов,электрод сравнения

1




14-15/

20-21

Определяем и классифицируем
Использование оборудования:
определители растений





16-17/

22-23

Морфологическое описание растений
Использование оборудования:
Определители растений





18-19/

24-25

Определение растений в безлиственном состоянии
Использование оборудования:
Определители растений





Раздел 3. Биопрактикум 9 ч.

1/26

Как выбрать тему для исследования





2-3/

27-28

Постановка целей и задач. Источники информации





4/29

Как оформить результаты исследования





5/30

Краснокнижные растения Красноярского края

Использование оборудования:
Электронные таблицы и плакаты





6/31

Систематика растений Красноярского края.
Использование оборудования:
Электронные таблицы и плакаты





7/32

Систематика растений Красноярского края.
Использование оборудования:
Электронные таблицы и плакаты





8/33

Экологический практикум
Лабораторная работа № 10 «Описание и измерение силы воздействия абиотических факторов на растения в классе»
Использование оборудования:
цифровые датчики, регистратор данных с ПО Releon Lite, комнатное растение, почвенная вытяжка из
горшечного грунта

1




9/34

Экологический практикум
Лабораторная работа № 11 «Измерение влажности и температуры в разных зонах класса»

Использование оборудования:
цифровые датчики (температуры и влажности), регистратор данных с ПО Releon Lite

1




Итого: 34



11

2










Организационно-педагогические условия реализации программы.

Учебно-методическое обеспечение программы

Методика обучения по программе состоит из сочетания лекционного изложения теоретического материала с наглядным показом иллюстрирующего материала и приемов решения практических задач. Обучающиеся закрепляют полученные знания путем

самостоятельного выполнения практических работ. Для развития творческого мышления и навыков аналитической деятельности педагог проводит занятия по презентации творческих и практических работ, мозговые штурмы, интеллектуальные игры.

Материально-техническое обеспечение программы

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание дополнительной образовательной программы «Практическая биология» предполагают наличие оборудования центра «Точка роста»:

  • цифровая лаборатория по биологии;

- помещения, укомплектованного стандартным учебным оборудованием и мебелью (доска, парты, стулья, шкафы, электрообеспечение, раковина с холодной водопроводной водой);

  • микроскоп цифровой;

  • комплект посуды и оборудования для ученических опытов;

  • комплект гербариев демонстрационный;

  • комплект коллекции демонстрационный (по разным темам);

- мультимедийного оборудования (компьютер, ноутбук, проектор, флэш- карты, экран, средства телекоммуникации (локальные школьные сети, выход в интернет).

Литература

1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: БШКАРКЕ88, 1996.

  1. Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.: Агропромиздат, 1988.

  2. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1991.

  3. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.


Интернет-ресурсы
    1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие

России.

    1. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).

    2. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm —интернет-сайт

«Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.

http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов музея МГУ.


4. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.