БИОЛОГИЯ
Пояснительная записка
Направленность программы – ественнонаучная. Уровень освоения программы - базовый
Программа кружка «Практическая биология» ориентирована на приобретение знаний по разделам биологии (микробиологии, ботанике, зоологии), на развитие практических умений и навыков, поставлена на формирование интереса к опытной, экспериментальной исследовательской деятельности, которые способствуют познавательной и творческой активности обучающихся.
Актуальность и особенность программы.
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию кружковой работы, которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.
Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно-исследовательской деятельностью.
Программа «Практическая биология» направлена на формирование у учащихся 6 класса интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике. Программа «Практическая биология» в занимательной форме знакомит детей с разделами биологии: микробиологии, ботанике, зоологии, готовит к олимпиадам и конкурсам различных уровней.
В учебном плане по предмету «Биология» отведено всего 1 час в неделю в 6 классе, что дает возможность сформировать у обучающихся только базовые знания по предмету.
На уроках биологии в 6 классе закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Поэтому кружковая деятельность будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки практических умений учащихся.
Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой работы.
Цель и задачи программы
Цель: формирование у обучающихся глубокого и устойчивого интереса к миру живых организмов, приобретение необходимых практических умений и навыков проведения экспериментов, основ исследовательской деятельности.
Задачи:
Обучающие:
расширение кругозора обучающихся;
расширение и углубление знаний обучающихся по овладению основами методов познания, характерных для естественных наук (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение);
подготовка обучающихся, ориентированных на биологический профиль обучения, к усвоению материала повышенного уровня сложности по химии.
Развивающие:
развитие умений и навыков проектно - исследовательской деятельности;
развитие творческих способностей и умений учащихся самостоятельно приобретать и применять знания на практике.
Воспитательные:
воспитание экологической грамотности;
воспитание эмоционально - ценностного отношения к окружающему миру;
ориентация на выбор биологического профиля.
При организации образовательного процесса необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
-использование личностно-ориентированных технологий (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, метод проектов);
-организация проектной деятельности школьников и проведение м и н и - конференций, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по выбранной теме.
Формы проведения занятий: лабораторный практикум с использованием оборудования центра «Точка роста», экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ.
Срок реализации программы - 1 год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения: 34 часа.
Планируемые результаты освоения программы.
-иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
-знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
-уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
-уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
-владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
-знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
-развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы; - развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое);
-эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы
и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
-выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; -
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
-объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
-сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
-умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;
-овладение методами
биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
-знание основных правил поведения в природе;
-анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
В сфере трудовой деятельности:
-знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
-соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
В эстетической сфере:
-овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Структура программы
При изучении разделов программы изучаются разные области биологии. Ботаника— наука о растениях. Зоология — наука, предметом изучения которой являются
представители царства животных. Микология — наука о грибах. Физиология— наука о жизненных процессах. Экология— наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой. Бактериология— наука о бактериях. Орнитология — раздел зоологии, посвященный изучению птиц. Биогеография— наука, которая изучает закономерности географического распространения и распределения организмов. Систематика— научная дисциплина, о классификации живых организмов. Морфология изучает внешнее строение организма.
Тематический план
№ | Название раздела | Количество часов |
| Введение | 1 |
1 | Лаборатория Левенгука | 5 |
2 | Практическая ботаника | 19 |
3 | Биопрактикум | 9 |
ИТОГО | | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение. (1 час)
Во введении учащиеся знакомятся с планом работы и техникой безопасности при выполнении лабораторных работ.
Раздел 1. Лаборатория Левенгука (5 часов)
Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка
Лабораторные работы:
-Изучение устройства микроскопа
Приготовление и рассматривание микропрепаратов(чешуя лука)
Строение растительной клетки
-Явления плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке
Раздел 2. Практическая ботаника (19 часов)
Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения Красноярского края.
Лабораторные работы:
Зависимость транспирации и температуры от площади поверхности листа
Испарение воды листьями до и после полива
Тургорное состояние клетки
Значение кутикулы и пробки в защите растений от испарения
Обнаружение нитратов в листьях
Проектно-исследовательская деятельность:
Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории»
Проект «Редкие растения Красноярского края»
Раздел 3. Биопрактикум (9 часов)
Учебно-исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления результатов. Источники информации (библиотека, Интернет-ресурсы). Как оформить письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методик выращивания биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю. Представление результатов на конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков.
Лабораторные работы:
Влияние абиотических факторов на растение
Измерение влажности и температуры в разных зонах класса
Учебно-тематический план 2024-2025 учебный год
№ п/п | Тема | Лабораторные работы | Экскурсии | Дата |
План | Факт |
Введение 1ч. |
1 | Вводный инструктаж по ТБ при проведении лабораторных работ. | | | | |
Раздел 1. Лаборатория Левенгука 5 ч. |
1/2 | Приборы для научных исследований, лабораторное оборудование. Использование оборудования: микроскоп световой, цифровой, штативная лупа, ручная, лабораторное оборудование | | | | |
2/3 | Увеличительные приборы. Лабораторная работа №1 «Изучение устройства увеличительных приборов» Использование оборудования: микроскоп световой, цифровой | 1 | | | |
3/4 | Приготовление микропрепарата. Техника биологического рисунка Лабораторная работа №2 «Приготовление препарата клеток сочной чешуи лука» Использование оборудования: микроскоп световой, цифровой, предметные и покровные стекла, препаровальная игла. | 1 | | | |
4/5 | Мини-исследование «Микромир». Строение клетки. Ткани. Лабораторная работа №3 «Строение растительной клетки» Использование оборудования: микроскоп световой, цифровой, микропрепараты | 1 | | | |
5/6 | Мини-исследование «Микромир» Лабораторная работа №4 «Явление плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке» Использование оборудования: микроскоп световой, цифровой, предметные и покровные стекла, препаровальная игла | 1 | | | |
Раздел 2. Практическая ботаника 19 ч. |
1-2/ 7-8 | Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений». Экскурсия Использование оборудования: Работа с гербариями | | 2 | | |
3-4/ 9-10 | Техника сбора, высушивания и монтировки гербария Использование оборудования: Работа с гербариями | | | | |
5-6/ 11-12 | Техника сбора, высушивания и монтировки гербария Использование оборудования: Работа с гербариями | | | | |
7/13 | Техника сбора, высушивания и монтировки гербария Использование оборудования: Работа с гербариями | | | | |
8/14 | Физиология растений. Лабораторная работа №5.«Зависимость транспирации и температуры от площади поверхности листьев» Использование оборудования: Компьютер с программным обеспечением. Датчики: температуры и влажности Комнатное растение: монстера или пеларгония | 1 | | | |
9/15 | Физиология растений. Лабораторная работа № 6.«Испарение воды листьями до и после полива». Использование оборудования: компьютер с программным обеспечением, измерительный Интерфейс, датчик температуры, датчик влажности | 1 | | | |
10/16 | Физиология растений. Лабораторная работа № 7. «Тургорное состояние клеток» Использование оборудования: цифровой датчик электропроводности, вода, 1М раствор хлорида натрия, пробирки, штатив, химические стаканы,фильтровальная бумага, нож или скальпель, линейка или штангенциркуль | 1 | | | |
11/17 | Физиология растений. Лабораторная работа № 8. «Значение кутикулы и пробки в защите растений от испарения» Использование оборудования: Весы, датчик относительной влажности воздуха | 1 | | | |
12-13/ 18-19 | Физиология растений. Лабораторная работа № 9 «Обнаружение нитратов в листьях» Использование оборудования: цифровой датчик концентрации ионов, электрод нитрат-анионов,электрод сравнения | 1 | | | |
14-15/ 20-21 | Определяем и классифицируем Использование оборудования: определители растений | | | | |
16-17/ 22-23 | Морфологическое описание растений Использование оборудования: Определители растений | | | | |
18-19/ 24-25 | Определение растений в безлиственном состоянии Использование оборудования: Определители растений | | | | |
Раздел 3. Биопрактикум 9 ч. |
1/26 | Как выбрать тему для исследования | | | | |
2-3/ 27-28 | Постановка целей и задач. Источники информации | | | | |
4/29 | Как оформить результаты исследования | | | | |
5/30 | Краснокнижные растения Красноярского края Использование оборудования: Электронные таблицы и плакаты | | | | |
6/31 | Систематика растений Красноярского края. Использование оборудования: Электронные таблицы и плакаты | | | | |
7/32 | Систематика растений Красноярского края. Использование оборудования: Электронные таблицы и плакаты | | | | |
8/33 | Экологический практикум Лабораторная работа № 10 «Описание и измерение силы воздействия абиотических факторов на растения в классе» Использование оборудования: цифровые датчики, регистратор данных с ПО Releon Lite, комнатное растение, почвенная вытяжка из горшечного грунта | 1 | | | |
9/34 | Экологический практикум Лабораторная работа № 11 «Измерение влажности и температуры в разных зонах класса» Использование оборудования: цифровые датчики (температуры и влажности), регистратор данных с ПО Releon Lite | 1 | | | |
Итого: 34 | | 11 | 2 | | |
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Учебно-методическое обеспечение программы
Методика обучения по программе состоит из сочетания лекционного изложения теоретического материала с наглядным показом иллюстрирующего материала и приемов решения практических задач. Обучающиеся закрепляют полученные знания путем
самостоятельного выполнения практических работ. Для развития творческого мышления и навыков аналитической деятельности педагог проводит занятия по презентации творческих и практических работ, мозговые штурмы, интеллектуальные игры.
Материально-техническое обеспечение программы
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание дополнительной образовательной программы «Практическая биология» предполагают наличие оборудования центра «Точка роста»:
- помещения, укомплектованного стандартным учебным оборудованием и мебелью (доска, парты, стулья, шкафы, электрообеспечение, раковина с холодной водопроводной водой);
микроскоп цифровой;
комплект посуды и оборудования для ученических опытов;
комплект гербариев демонстрационный;
комплект коллекции демонстрационный (по разным темам);
- мультимедийного оборудования (компьютер, ноутбук, проектор, флэш- карты, экран, средства телекоммуникации (локальные школьные сети, выход в интернет).
Литература
1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: БШКАРКЕ88, 1996.
Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.: Агропромиздат, 1988.
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1991.
Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.
Интернет-ресурсы
http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие
России.
http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm —интернет-сайт
«Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов музея МГУ.
4. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.