Урок №6 21.09.2022
Тема: Практическая работа 3 "Очистка поваренной соли".
Цель: сформировать практические умения разделения и очистки смесей: растворение, фильтрование, выпаривание. Закрепить знания правил техники безопасности в химической лаборатории.
Задачи:
Образовательные: совершенствовать практические умения и навыки выполнения химического эксперимента, соблюдая правила ОТ и ТБ. Получить прочные знания по теме, научиться применять их на практике. Развивающие: развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы по результатам проведенного эксперимента. Развитие интереса к изучению химии через практическо–исследовательскую работу обучающихся. Воспитательные: продолжить формирование у обучающихся научного мировоззрения, умения самостоятельной работы, самоконтроля, умения сотрудничать со сверстниками, ответственное отношение к обучению.
Методы преподавания: исследовательские методы, беседа, самостоятельная работа, практические задания.
Оборудование: инструкции, тестовые задания, стакан, воронка, стакан с водой, фильтровальная бумага, спиртовка, спички, держатель, предметное стекло, смесь соли с речным песком, палочка для размешивания.
Ход работы
1.Организационный этап урока.
Организация начала урока, проверка отсутствующих и готовность учащихся к уроку.
2. Мотивация учебной деятельности.
«Просто знать – ещё не всё, знания нужно уметь использовать»
3. Выполнение практической работы. Оформление отчёта о проделанной работе:
Образец оформления работы:
Что делали? | Что наблюдали? | Выводы |
1. Растворили смесь соли с песком в воде | Кристаллики соли хорошо растворяются в воде, песок оседает на дно стакана | Смесь неоднородная, соль, растворилась, песок остался на дне стакана. |
2. Приготовили фильтр и провели фильтрование | На фильтре остаются песчинки, не растворившиеся в воде, в стакане – прозрачный раствор соли (фильтрат) | Неоднородную смесь можно разделить фильтрованием. В стакане однородная смесь воды и соли. |
3. Провели выпаривание | Вода испаряется, а в фарфоровой чашке остались кристаллики соли | Однородную смесь можно разделить выпариванием |
Все ребята выполняют отчёты в тетрадях для практических работ.
Вывод. Учащиеся самостоятельно под руководством учителя делают вывод. Очистить загрязнённую поваренную соль можно фильтрованием раствора соли и затем выпариванием однородной смеси.
4. Домашнее задание:
Повторить изученный материал
Инструкция по выполнению практической работы №3.
«Очистка загрязненной поваренной соли»
Цель работы: очистить загрязненную поваренную соль от речного песка, используя, способы разделения смесей .
Оборудование и реактивы: стакан, воронка, стакан с водой, бумага фильтровальная, спиртовка, спички, держатель, предметное стекло, смесь соли с песком, палочка для размешивания.
Ход работы:
ТЕСТ на знание правил безопасного поведения во время проведения практической работы.
1. Как положено вести себя в школьной химической лаборатории?
А) можно перекусить; Б) можно смешивать реактивы, не пользуясь инструкцией
В) можно бегать и шуметь; Г) следует соблюдать на рабочем месте чистоту и порядок
2.Чего нельзя делать при работе со спиртовкой?
А) тушить огонь колпачком; Б) зажигать спичками; В) зажигать от другой спиртовки
Г) заполнять этиловым спиртом
3.Фарфоровую чашечку нагревают в пламени спиртовки, держа:
А) руками; Б) держателем; В) щипцами
4.Полученную в школьной лаборатории очищенную соль:
А) можно попробовать на вкус; Б) нельзя пробовать на вкус
5.Что нужно делать, если разлил раствор вещества:
А) сообщить учителю; Б) самостоятельно убрать разлитое вещество; В) сделать вид, что ничего не случилось.
Ход работы. План.
-
Растворите смесь песка и соли в воде;
-
Приготовьте фильтр, вставить его в воронку, воронку поместить в чистый стакан.
-
Отфильтруйте смесь.
-
Капните немного фильтрата на предметное стекло, проведите выпаривание, соблюдая осторожность;
-
Ответьте на вопросы:
а) каков характер разделяемой смеси?
б) на чем основаны методы разделения?
По итогам проведенных опытов заполните таблицу, сделайте вывод.
Образец оформления работы:
Что делали? | Что наблюдали? | Выводы |
1. Растворили смесь соли с песком в воде | | |
2. Приготовили фильтр и провели фильтрование | | |
3. Провели выпаривание | | |
Закончите фразы:
1. Неоднородную смесь можно разделить …
2. При выполнении практической работы были использованы следующие способы очистки соли …
3. Метод разделения песка и соли основан...
Вывод: очистить загрязненную поваренную соль от речного песка можно………….. Данный метод основан на……………………...