СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа "Разработка заданий по естественно-научной грамотности"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания по естественно - научной грамотности. Задания для учащихся 8,9 класса

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа "Разработка заданий по естественно-научной грамотности"»

«Разработка заданий по естественно-научной грамотности».

Выполнила: Семёнова Татьяна Владимировна

Цель: разработка заданий, направленных на развитие естественно-научной грамотности обучающихся.

Количество заданий – 8.

Задания должны проверять следующие группы естественнонаучных умений:


Научно объяснять явления (3 задания);

Задания на умение научно объяснять явления


Задание 1

Укажите на территории, какого из перечисленных субъектов Российской

Федерации будет активная сейсмическая активность?


Дальневосточный федеральный округ


А) Республика Саха (Якутия) Камчатский край

Б) Магаданская область

В) Чукотский автономный округ

Г) Республика Саха (Якутия)


Пояснение: научное объяснение явлений (вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания).

Учащимся для ответа на вопрос нужно вспомнить определение процесса сейсмической активности, в каких физико-географических районах она распространена на территории России и сравнить политическою карту с физической, чтобы верно определить субъект.


Задание 2

Текст к заданию

В горных районах страны достаточно обычным явлением бывают обвалы, оползни, селевые потоки и снежные лавины.

Катастрофа, произошедшая 20 сентября 2002 г. в Кармадонском ущелье в Северной Осетии на Кавказе, где произошло катастрофическое обрушение ледника Колка. О возможности такого бедствия уже давно предупреждали гляциологи, работающие на Кавказе. К сожалению, практически никаких мер по защите населения ущелья не было предпринято. Катастрофа повлекла за собой многочисленные человеческие жертвы.


Сопоставьте причину возникновения обвалов и ее характер:

1.Природная А. Неправильное проведение работ при строительстве

2.Антропогенная Б. Сильные проливные дожди

В. Горные разработки

Г. Воздействие сейсмических толчков


Пояснение:

Компетенции и умения: научное объяснение явлений (вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания) учащимся нужно вспомнить причины возникновения обвалов и классифицировать их по характеру возникновения (природные или антропогенные).


Задание №3.

Внимательно изучите схему рельефообразующих процессов и выберите правильные утверждения.

А. Движение литосферных плит относится к эндогенным процессам и создает горные формы рельефа.

Б. Движение литосферных плит относится к экзогенным процессам и разрушает горные формы рельефа

В. Деятельность текучих вод относится к эндогенному процессу и создает горные формы рельефа.

Г. Деятельность текучих вод относится к экзогенным процессам и разрушает

горные формы рельефа.


Пояснение:

Компетенции и умения: научное объяснение явлений (вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания).

Для ответа на вопрос учащимся нужно классифицировать эндогенные и экзогенные рельефообразующие процессы и вспомнить, как определенный фактор влияет на рельеф.


Интерпретировать научную информацию (3 задания)

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.


Природопользование

Природопользование -это система взаимоотношений человека с природой. Составными частями природопользования являются: изучение, освоение, преобразование и охрана природной среды.

Природопользование может быть рациональным и нерациональным. Рациональное природопользование является разумным и не влечет за собой снижения продуктивности природной среды. Нерациональное - это потребительское отношение к природе (стремление получить от нее как можно больше любыми способами), что приводит к истощению природных ресурсов и загрязнению природной среды. При нерациональном

природопользовании возникают две проблемы:

- ресурсная, связанная с истощением природных ресурсов;

- экологическая, связанная с ухудшением (загрязнением) среды жизни. Экологические проблемы связаны как с ростом численности населения и беспрецедентным увеличением масштабов производства, так и несовершенством технологических процессов, а часто и с экологической безграмотностью.

Поэтому необходимо не только находить пути вовлечения природных ресурсов в хозяйственную деятельность человека, но и разрабатывать мероприятия по восстановлению, преобразованию и охране естественных ресурсов и природной среды.

Задание 1

Какие виды деятельности относятся к рациональному природопользованию?

Выберите «да» или «нет» для каждого утверждения.

А) Повторное применение отходов

Б) Образование культурных ландшафтов

В) Вырубка лесов

Г) Создание заповедных территорий


Пояснение: Компетенции и умения: интерпретация данных и использование

научных доказательств для получения выводов.

Формат вопроса: с множественным выбором ответа


Задание № 2 к тексту Природопользование

Как вторичное использование сырья решает проблему истощения ресурсов и

загрязнения окружающей среды?

Напишите ответ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пояснение: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов. Выполняя задание необходимо установить

причинно - следственную зависимость использования сырья с глобальными проблемами истощения ресурсов и загрязнения окружающей среды.

Формат вопроса: развёрнутый ответ

Задание №3.

Используя данные из приведенной ниже таблицы, определите обеспеченность стран лесными ресурсами. Укажите две страны с наиболее высоким показателем ресурсообеспеченности.





Страна

Лесопокрытая площадь, млн га

Численность населения, млн человек

Россия

881,9

148

Бразилия

488

213

Австралия

160

25

Пояснение: Для выполнения задания необходимо внимательно изучить таблицу, на основе имеющихся данных вычислить показатель ресурсообеспеченности с помощью формулы Р=З/Н

Формат вопроса: множественный выбор ответов


Проводить учебное исследование (2 задания).

Задание № 1

Природа северной и южной части материка Африка различается: в Северной Африке расположена самая большая в мире пустыня Сахара.

Как можно объяснить, что на одинаковом удалении от экватора в северной части Африки климат более сухой, чем в южной? Сопоставьте причину и следствие.

Причина:

1.Северная часть Африки более широкая,

влияние океанов на территории незначительное

2. Северо-восточные пассаты, формирующиеся над Еврвзией, приносят сухие воздушные массы

3. Южная часть материка более узкая,влияние океанов на его территорию значительное

4. Юго-восточные пассаты с Индийского океана приносят влажные воздушные массы

Следствия:

А. В северной части Материка выпадает небольшое колличество осадков

Б. В южной части Африки осадков выпадает больше, чем в северной.

Пояснение: умение проводить учебное исследование.

По климатической карте Африки учащиеся должны провести учебное исследование, сопоставить климатообразующий фактор и его влияние на уровень влажности климата материка.

Формат вопроса: задание на сопоставление


Задание №2.

Текст к заданию.

В декабре 2016г. Из порта г.Кейптаун в большое плавание отправилась команда Антарктической кругосветной экспедиции, которая завершилась в марте 2017г. Это масштабный исследовательский проект Швейцарского полярного института и Российского географического общества(РГО). Экспедиция прошла по намеченному маршруту на российском научно-исследовательском судне «Академик Трешников», оснащенном современными научными лабораториями, вспомогательными плавательными средствами и даже тремя вертолетами. На борту судна находились 50 студентов из университетов разных стран мира, которые принимали участие в проекте «Морской университет РГО». В его рамках в течение 25 дней молодые специалисты под руководством опытных ученых проводили океанографические и гидрометеорологические исследования в пределах антарктического и субантарктического климатических поясов.

Объясните, почему период с декабря по март наиболее благоприятен для проведения исследовательских работ экспедиции? Какие типы воздушных масс формируют климат акватории, в пределах которой происходили исследования, указанные в тексте?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пояснение: умение проводить учебное исследование.

Формат вопроса: задание с развернутым ответом





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!