СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа "Задание на развитие естественнонаучной грамотности"; 10 - 11 классы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа "Задание на развитие естественнонаучной грамотности"; 10 - 11 классы»

Практическая работа.

Автор: Райымкулова Гулнара Мамбетсадыковна

Организация: МБОУ Дугдинская СОШ

Населенный пункт: Амурская область, п. Дугда

Предмет: Биология (генетика).

Курс: Общая биология

Класс: 10-11.

Цель: Развитие естественнонаучной грамотности учащихся при изучении раздела "Наследование генов, локализованных в половых хромосомах" в курсе общей биологии. 

Задачи: 

1. Формировать умение актуализировать знания, использовать их для принятия решения.

2. Развивать навыки использования естественнонаучных знаний для решения реальных жизненных задач.

3. Уметь работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать, делать заключение).

4. Находить точную информацию в тексте.

Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:

  • находить точную информацию в тексте;

  • переводить один вид текста в другой (от схемы к словесному описанию);

  • работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать, делать заключение);

  • при решении задачи неоднократно возвращаться к ее условию;

  • привлекать личный опыт, известные знания для решения поставленной задачи;

  • заполнение пропусков в тексте.

Использованная  литература:

  1. Биология. Общая биология. 11 класс /Под ред. И. П. Пономаревой. - М.: Вентана-Графф, 2003.

  2. Сборник задач по генетике с решениями./ Под ред.Крестьянинов В.Ю., Вайнера Г.Б.- М.: Лицей, 2017.

 

Текст задачи



У человека, как у большинства других организмов, женщина продуцирует гаметы, содержащие только Х-хромосомы (гомогаметные). Мужчины являются гетерогаметными и производят два типа гамет (с Х- и с Y-хромосомой). У некоторых организмов: птиц, бабочек, отдельных видов рыб и растений (например земляники) гетерогаметными являются женские особи, а мужские – гомогаметными.

Половые хромосомы Х и Y не являются полностью гомологичными друг другу. Поэтому наследование признаков, гены которых находятся в негомологичных участках половых хромосом, имеет свои особенности:

  1. Отец всегда передает свою Х-хромосому дочери, а Y-хромосому – сыну. Мать передает Х-хромосому или сыну, или дочери.

  2. Признаки, развитие которых определяется генами, расположенными в негомологичных участках Y-хромосомы, всегда встречаются у мужчин и никогда не встречаются у женщин.

  3. Рецессивные гены, расположенные в Х-хромосомах, всегда проявляются у мужчин, а у женщин – только в гомозиготном состоянии.

  4. Доминантные гены в Х-хромосомах у женщин могут быть в гомозиготном или гетерозиготном состоянии, а у мужчин – только в гомозиготном.

Решение задач, в которых рассматриваются признаки, гены которых расположены в Х-хромосомах, следует начинать с мужских особей, поскольку у них всегда проявляется действие и рецессивных, и доминантных генов. Затем можно определить генотип матери по генотипу сыновей и генотип дочерей по генотипу отца или братьев.

У человека некоторые патологические состояния сцеплены с полом. К ним относится, например, гемофилия. Гемофилия - это генетическое заболевание, при котором способность организма контролировать свертываемость крови (и, следовательно, останавливать кровотечение) нарушается. Аллель гена, контролирующий нормальную свертываемость крови (Н), и его аллельная пара — ген гемофилии h находятся в X-хромосоме. Аллель Н доминантен, аллель h — рецессивен, поэтому если женщина гетерозиготна по этому гену (XHXh), гемофилия у нее не проявляется. У мужчины только одна X-хромосома. Следовательно, если у него в X-хромосоме находится аллель Н, то он и проявляется.

Если же X-хромосома мужчины имеет аллель h, то мужчина страдает гемофилией



 

Задание 1. Перечислите возможные проблемы, возникающие у людей с заболеванием гемофилия? Составьте рекомендации для сохранения и поддержания здоровья таких людей.

Задание 2. Рассмотрите таблицу «Классификация мутация» и заполните пустую ячейку

Мутации по месту возникновения

Пример

 

Гемофилия

Соматические

Разный цвет глаз у человека и животных

 

Задание 3. Опираясь на знания полученные ранее, решите задачу:

Классическая гемофилия передается как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой, признак. Мужчина, больной гемофилией, женился на здоровой женщине (все ее предки были здоровы). У них родилась здоровая дочь. Определить вероятность рождения больного гемофилией ребенка от брака этой дочери со здоровым мужчиной.





Лист ответов

Задание 1.

Деятельность: Опираясь на знания, полученные при изучении генетики, и текст выписать проблемы со здоровьем и составить рекомендации

Ответ:

Проблемы здоровья:

длительные кровотечения после травм;

кровоизлияние в кожу (гематомы) или мышцу и мягкие ткани;

организм человека не может естественным способом остановить кровотечение, возникшее из-за повреждения кровеносного сосуда



Рекомендации:



  1. хорошая физическая форма, крепкий мышечный каркас снижают риск спорадических кровотечений.

  2. Людям с гемофилией рекомендуется носить на себе медальон с информацией о болезни. Это может спасти жизнь в критической ситуации.

  3. Для профилактики кровотечений больные гемофилией должны избегать применения аспирина и нестероидных противовоспалительных препаратов, поскольку они замедляют тромбоцитарную функцию.



Критерии оценивания:

Баллы

Ответ включает все перечисленные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает три из названных выше элемента по каждому пункту, не содержит биологических ошибок   

2

Ответ включает два названных элемента по каждому пункту,  не содержит биологических ошибок

1

Ответ содержит один элемент по каждому пункту и содержит биологические ошибки

0

Максимальный балл

3

 



Задание 2.

Деятельность: Вписать пропуск, в таблицу опираясь на прочитанный текс

Ответ: генеративная

Критерии оценивания:

Баллы

Ответ дан верно, не содержит биологических ошибок

1

Ответ дан не верно или содержит биологическую ошибки

0

Максимальный балл

1

 

Задание 3.

Деятельность: Решить задачу, опираясь на ранее полученные знания

Решение

А – нормальная свертываемость, а – гемофилия.

  1. Мужчина болен гемофилией, следовательно, его генотип – ХаY.

  2. Женщина здорова, значит, она несет доминантный ген А. Все ее предки были здоровы (чистая линия), следовательно, она не является носительницей, и ее генотип – ХAХA.

  3. Одну Х-хромосому дочь получила от матери, другую от отца. Мать могла передать ей только хромосому ХA, а отец – только Хa. Генотип дочери – ХAХa.

  4. Генотип мужа дочери – ХAY, по условию задачи.

Схема брака

P

ХAХa
здорова

×

ХaY
гемофилия

гаметы  

 

    


F1

ХAХa
 носитель 

 

ХAY
 здоров 

гаметы  

 

F2

ХAХA
 здорова 
25%

ХAХa
 носитель 
25%

 

ХAY
 здоров 
25%

ХaY
 гемофилия 
25%

Ответ

Вероятность рождения больного гемофилией ребенка – 25% (50% мальчиков будут страдать этим заболеванием).



Критерии оценивания:

Баллы

Задача решена и оформлена верно, прописаны генотипы родителей и потомков.

3

Задача решена и оформлена верно, содержит не все элементы прописанные выше

2

Задача решена  частично  верно, определены генотипы родителей или потомков. Есть не значительные нарушения при оформлении

1

Задача не верна, оформлена не верно

0

Максимальный балл

3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!