СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении". материал для закрепления темы, поэтому использую в карточке два блока: теоретический и практический. 

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Теория.

1. Запятая ставится, если его части тесно связаны по смыслу и обозначают события, происходящие последовательно друг за другом или одновременно. [ ] , [ ].

2. Точка с запятой ставится, если части менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри их есть дополнительные знаки препинания).. [ ]; [ ].

3. Двоеточие ставится:

1) [ ] : [ причина ]. (потому что, так как)

2) [ ] : [ пояснение ]. (а именно)

3) [ ] : [ дополнение ]. (видеть, слышать, знать, чувствовать)

4. Тире ставится:

1) [ ] - [ быстрая смена событий, неожиданный результат ]. (и)

2) [ ] - [ противопоставление ]. (а, но)

3) [ время ] – [ ]. (когда); [ условие ] – [ ]. (если)

4) [ ] – [ сравнение ]. (как, как будто, словно, что)

5) [ ] – [ результат, вывод ]. (так что, поэтому)



Практикум.

Задание 1. Составьте предложения, соответствующие схемам.

  1. [ ], [перечисл]. 

  2. [время] – [ ].

  3. [ ]: [причина].

  4. [ ]: [пояснен.].

  5. [ ]: [дополн.]. 

  6. [ ] – [вывод ].

  1. Задание 2. Составьте схемы предложений, знаки препинания не расставлены.

  1. Хороши хлеба душа спокойна будут все сыты.

  2. Плохи хлеба горя не миновать.

  3. Так было исстари.

  4. Хлеб всему венец.

  5. И мы умели беречь хлеб знали ему цену.

  6. Знали что стоит получить полновесный тяжёлый колос.

  7. Знали кем бы ты ни был тебе нужен хлеб.

  1. Задание 3. Дополни предложения так, чтобы они были бессоюзными сложными.

  1. Своих хозяев собачонка полюбила (причина)

  2. Все оживает в лесу весной (пояснение)

  3. Боль сделалась невыносимой (следствие)

  4. Мы хотели открыть дверь –

  5. Дунул ветер –

  6. Уйти незаметно было невозможно –

  7. Книги надо любить:

  1. Задание 4. Постройте БСП, используя данное начало, так, чтобы между частями можно было поставить запятую, двоеточие и тире (всего три предложения).

  2. Сегодня у любителей хоккея праздник...

  3. Задание 5. Спишите, расставляя знаки препинания и указывая в скобках причину постановки двоеточия между частями БСП: вторая часть предложения А - поясняет содержание первой; Б - указывает причину того, о чём говорится в первой; В -  дополняет содержание первой.

  4. 1. Я поднял глаза на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье с распущенными косами ...

  5. 2. Коля смутился весь этот допрос был ему непонятен тягостен.

  6. 3. Я закрываю глаза и вижу вот я отворяю калитку вхожу в сад.

  7. 4. Мог бы он заняться делом за делом скуки не бывает.

  8. 5. Он был в большом волненье мигал глазами неровно дышал руки его дрожали как в лихорадке.

  9. 6. Я поехал шагом и скоро принуждён был остановиться лошадь моя вязла я не видел ни зги.

  10. Задание 6. Спишите, расставляя знаки препинания и указывая в скобках причину постановки тире

  11. между частями БСП: вторая часть предложения имеет значение А - следствия; Б - 1часть - условия; В - 1 часть - временное значение; Г – 2 часть противопоставлена первой; Д - 2 часть - сравнительное значение;

  12. Е - в предложении рисуется быстрая смена событий.

  13. 1. Резкий воздух обмыл лицо холодной водой сон сразу прошёл.

  14. 2. Любишь кататься люби и саночки возить.

  15. 3. Начала пылить серая ольха пасечникам пора выставлять ульи.

  16. 4. Оба окна открыли из сада пахнуло свежестью весенней сырости и тополями.

  17. 5. Засмеётся звонко ручеёк лесной зазвенит по камешкам.

  18. 6. Пришло лето он сверх ожидания остался в Петербурге.

  19. 7. Ветер поднялся к ночи будет буран.

  20. 8. Его глаза никогда не смотрят просто они всё высматривают да подсматривают.

  21. 9. Взялся за гуж не говори что не дюж.

  22. 10. Вздрагивают вершины деревьев на землю сыплются капли дождя.

  23. Ответы. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

  24. Задание 2. Спишите предложения, расставьте знаки препинания, составьте схемы.

  1. Хороши хлеба – душа спокойна: будут все сыты. [ ] – [ ]: [ ].

  2. Плохи хлеба – горя не миновать. [ ] – [ ].

  3. Так было исстари. [– = ].

  4. Хлеб – всему венец. [ ] – [ ].

  5. И мы умели беречь хлеб, знали ему цену. [– =, = ].

  6. Знали, что стоит получить полновесный тяжёлый колос. [ ],(что ).

  7. Знали: кем бы ты ни был – тебе нужен хлеб. [ ]: [ ] – [ ].

  1. Дополни предложения так, чтобы они были бессоюзными сложными.

  • Своих хозяев собачонка полюбила (причина)

  • Все оживает в лесу весной (пояснение)

  • Боль сделалась невыносимой (следствие)

  • Мы хотели открыть дверь –

  • Дунул ветер –

  • Уйти незаметно было невозможно –

  • Книги надо любить:

  1. Постройте БСП, используя данное начало, так, чтобы между частями можно было поставить запятую, двоеточие и тире (всего три предложения).

  1. Сегодня у любителей хоккея праздник...

  2. Спишите, расставляя знаки препинания и указывая в скобках причину постановки

  3. двоеточия между частями БСП:

  4. 1. Я поднял глаза на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье с распущенными

  5. косами ... (М. Ю. Лермонтов)

  6. 2. Коля смутился весь этот допрос был ему непонятен тягостен. (А. Куприн)

  7. 3. Я закрываю глаза и вижу вот я отворяю калитку вхожу в сад. (К. Паустовский)

  8. 4. Мог бы он заняться делом за делом скуки не бывает. (И. Гончаров)

  9. 5. Он был в большом волненье мигал глазами неровно дышал руки его дрожали как в лихорадке.

  10. 6. Я поехал шагом и скоро принуждён был остановиться лошадь моя вязла я не видел ни зги.

  11. А - вторая часть предложения поясняет содержание первой;

  12. Б - вторая часть предложения указывает причину того, о чём говорится в первой;

  13. В - вторая часть предложения дополняет содержание первой.

  14. III. Спишите, расставляя знаки препинания и указывая в скобках причину постановки тире

  15. между частями БСП:

  16. 1. Резкий воздух обмыл лицо холодной водой сон сразу прошёл. (К. Паустовский)

  17. 2. Любишь кататься люби и саночки возить.(Пословица)

  18. 3. Начала пылить серая ольха пасечникам пора выставлять ульи. (А. Стрижёв)

  19. 4. Оба окна открыли из сада пахнуло свежестью весенней сырости и тополями. (И. Бунин)

  20. 5. Засмеётся звонко ручеёк лесной зазвенит по камешкам. (А. Куприн)

  21. 6. Пришло лето он сверх ожидания остался в Петербурге. (Ф. Достоевский)

  22. 7. Ветер поднялся к ночи будет буран. (А. Толстой)

  23. 8. Его глаза никогда не смотрят просто они всё высматривают да подсматривают.(И. Тургенев)

  24. 9. Взялся за гуж не говори что не дюж. (Пословица)

  25. 10. Вздрагивают вершины деревьев на землю сыплются капли дождя. (К. Паустовский)

  26. А - вторая часть предложения имеет значение следствия;

  27. Б - первая часть предложения имеет значение условия;

  28. В - первая часть предложения имеет временное значение;

  29. Г - вторая часть предложения противопоставлена первой;

  30. Д - вторая часть предложения имеет сравнительное значение;

  31. Е - в предложении рисуется быстрая смена событий.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!