Практический курс «В мире художественного слова»
(приложение к рабочей программе по литературе)
Класс __5 « »___
Количество часов 35
Общеобразовательная
| Быкова С.А., учитель русского языка и литературы |
Пояснительная записка
В 5 классе осуществляется переход от начального литературного образования (уроков литературного чтения в начальной школе) к систематическому курсу литературы. Пятиклассники уже имеют определённый запас читательских впечатлений, они читали и обсуждали фольклорные и литературные произведения. Представления о литературе как искусстве словесного образа, средствах создания образа в фольклоре и литературе формируются у учащихся и на новом для них литературном материале, и на основе предшествующего читательского опыта.Пятиклассники знакомятся с произведениями самых разных жанров, эпических, лирических и драматических (в программе 5 класса, как и в программах начальной школы, преобладают народные и литературные сказки, небольшие рассказы, басни и лирические стихотворения), а также с их историей, отдельными жанровыми признака ми. Подробно рассматриваются жанры басни, литературной сказки и рассказа. Ключевая теоретико-литературная проблема, задающая основные направления работы с художественным текстом, диктующая выбор аспектов анализа и видов деятельности по освоению литературных произведений и сведений по теории и истории литературы в 5 классе, — художественный образ в литературе. Основное внимание на уроках литературы в 5 классе уделяется специфическим признакам художественного текста, выявлению видов художественных образов и рассмотрению средств их создания, а также формированию начальных представлений о системе образов литературного произведения.
Современное литературное образование, как и образование в целом, переживает очередной период реформ. Перед школой ставится задача подготовки учащихся к жизни , практической деятельности. Чтение вершинных произведений русской литературы и знакомство с их театральными и кинематографическими интерпретациями справедливо осознается как насущная потребность, необходимый опыт общения с подлинным искусством, заставляющим остановиться, задуматься о вечных, непреходящих жизненных ценностях. В решении комплекса воспитательных задач литературе как искусству словесного образа, имеющему высокую степень эмоционального воздействия на подрастающее поколение отводится главная роль.
Практический курс «В мире художественного слова» для учащихся 5 класса общеобразовательной школы направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества. Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
Назначение курса – обучение учащихся пониманию литературы как вида искусства; сформировать умение видеть проблему и наметить пути её решения; содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса чтению, нравственных, гуманистических ценностей, расширению кругозора, развитию речи школьников.
Цели курса: углубить знания учащихся по теории литературы, воспитать грамотного компетентного читателя и, как следствие этого, дать учащимся проявить гуманитарные способности, помочь в выборе профиля.
Обращение к системе занятий по теории литературы не случайно, т.к. теоретико-литературные знания являются востребованными на уроках анализа и комментирования художественного текста. Теория литературы – это инструмент анализа, побуждающий учащихся к самостоятельному литературному творчеству и вдумчивому чтению.
Цель курса определяют его задачи:
- обеспечивать освоение основных теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста;
- обеспечивать литературное развитие школьника, готовить его к глубокому пониманию художественных произведений различного уровня сложности;
- учить приобретать и систематизировать знания по литературе;
- развивать речевые, творческие способности.
Для достижения цели и задач реализуются все дидактические звенья процесса обучения.
1. Актуализация знаний, формирование мотивации. Вводная беседа на первом уроке.
2. Первичное восприятие нового материала. Объяснение нового материала с вводом опорного конспекта.
3. Осмысление изученного, отработка каждого понятия. Уроки-практикумы, обучающие применять знания терминов непосредственно при анализе художественного произведения.
4. Закрепление изученного. Выполнение каждым учащимся дифференцированных заданий индивидуально с помощью учителя. Коллективный анализ выполненных работ.
5. Применение знаний в новой ситуации. Выполнение комплекса заданий по развитию литературно-творческих способностей.
6. Контроль и учет знаний. Зачетный урок. Перенос теоретических знаний в выразительное, осмысленное, мотивированное чтение и грамотный анализ художественных текстов.
Используемые методы работы:
- репродуктивный;
- проблемный;
- частично-поисковый;
- исследовательский.
Требования к уровню освоения содержания курса.
Изучив данный курс, учащиеся должны:
· знать и различать основные термины теории литературы, учитывать их специфику;
· использовать сведения по теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
· выделять изобразительно-выразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте;
· осуществлять работу с различными источниками информации;
· выполнять письменные работы различного характера.
Содержание курса.
В основу отбора материала для изучения положен следующий критерий: снабдить учащихся теоретическими знаниями, которые будут ими востребованы и на уроках литературы.Теоретико-литературные понятия рассматриваются в контексте художественных произведений, таким образом, обогащается опыт учащихся по анализу текста.Особое внимание уделяется развитию речи учащихся, которое осуществляется при выполнении творческих работ.Знакомство с курсом. Как складывается сюжет произведения. Что такое сюжет художественного произведения. Сюжет и фабула. Неоднозначность трактовки термина «фабула» в литературоведении. Превращение фабулы в сюжет. Сюжет как выражение авторской мысли.
Учебно-тематический план.
№ урока | Тема урока | Кол- во ча- сов | Тип урока (форма учебного занятия) | Дата (месяц) |
1. | Знакомство с курсом. | 1 | Урок усвоения новых знаний | 5.09 |
2 | Жанры устного народного творчества | 1 | Урок усвоения новых знаний | 12.09 |
3-4 | Сказка. Виды сказок. Сказочные формулы. Вариативность народных сказок. | 2 | Урок усвоения новых знаний | 19.09-26.09 |
5 | Роды литературы: эпос, лирика, драма | 1 | Урок усвоения новых знаний | 3.10 |
6 | Развитие понятия жанра басня. | 1 | Урок усвоения новых знаний | 10.10 |
7 | Аллегория. Понятие об эзоповом языке. | 1 | Урок усвоения новых знаний | 17.10 |
8-9 | Теория стиха. Системы русского стихосложения. | 2 | Урок усвоения новых знаний | 14.11-21.11 |
10-11 | Двусложные размеры стиха (хорей, ямб) | 2 | Урок усвоения новых знаний | 28.1-5.12 |
12 | Анализ стихотворений, написанных ямбом и хореем | 1 | Урок усвоения новых знаний | 12.12 |
13 | Рифма. Ритм. Стопа Строфа | 1 | Урок усвоения новых знаний | 19.12 |
14 | Составление ритмической схемы стихотворений. Ритмическая модуляция стиха. | 1 | Урок усвоения новых знаний | 26.12 |
15-16 | Художественные образы произведения. | 2 | Урок усвоения новых знаний | 16.01 |
18-19 | Творческая работа по теории стихосложения | 2 | Урок развития речи | 6.02-13.02 |
20 | Секреты художественного слова (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение) | 1 | Урок усвоения новых знаний | 20.02 |
21 | Работа эпитета как средства создания образности поэтического текста | 1 | Урок развития речи | 27.02 |
22 | Роль метафоры в создании многозначной образной системы поэтического текста. | 1 | Урок усвоения новых знаний | 6.03 |
23 | Учимся видеть сравнения и олицетворения | 1 | Урок развития речи | 12.03 |
24 | Интонация и знаки препинания в стихотворении. | 1 | Урок усвоения новых знаний | 19.03 |
25 | Творческая работа по использованию изобразительно-выразительных средств языка | 1 | Урок развития речи | 3.04 |
26 | Пейзаж. Пейзажные образы. | 1 | Урок усвоения новых знаний | 10.04 |
27 | Литературный герой. Портрет в худ тексте | 1 | Урок усвоения новых знаний | 17.04 |
28 | Сюжет и фабула произведения | 1 | Урок усвоения новых знаний | 24.04 |
29 | Композиционные элементы произведения | | Урок усвоения новых знаний | |
30 | Зачётный урок | 1 | Урок контроля | 2.05-8.05 |
31-32 | Практикум «Стихи сочиняю сам» | 2 | Урок развития речи | 16.05-22.05 |
33-34 | Защита мини-проекта | 2 | Урок развития речи | 23.05 |
35. | Обощение | 1 | | |
Литература
1. Альбеткова Р.И. Литературные игры [Текст]: Экспериментальное учебное пособие: Часть 1. - М.: Открытый мир. 1997.
2. Альбеткова Р.И. Литературные игры [Текст]: Экспериментальное учебное пособие: Часть 2. - М.: Открытый мир. 1997.
3. Бабаевский В.С. История русской поэзии: 1730-1980. Компендиум [Текст]. - М.: Новая школа. 1996.
4. Галицких Е. Готовимся к уроку литературы в 5 классе. Методическое пособие //Литература. -1998. - № 8. - с.5-12.
5. Кудина Н. Краткий учебный словарик литературоведческих терминов //Литература. - 2000.-№ 20. - с.5-12.
6. Кульневич С.В. Совсем необычный урок [Текст].- Ростов-на-Дону: Учитель. 2001.
7. Литература: Справочные материалы [Текст]: Книга для учащихся /С.В. Тураев, Л.И. Тимофеев, К.Д. Вишневский и др.- М.: Просвещение. 1988.
8. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах [Текст]. - М.: Рольф. 2000.
9. Руднев, В.П. Словарь культуры XX века [Текст]. - М.: Аграф. 1997.
10. Сарнов Б.М. Занимательное литературоведение, или похождения знакомых героев [Текст]. - М.: Текст. 2003.
11. Сарнов Б.М. Прототип и литературный герой [Текст]: Учебное пособие. - М.: Открытый мир. 1995
Приложение
Схемы анализа поэтического текста
1) Чтение текста.
2) Выделение композиционно-смысловых блоков (частей) и лингвистических единиц (абзацы, лексические повторы, рефрены, микротемы и т.д.)
3) Нахождение опорных слов, выделение средств художественной выразительности.
4) Рассмотрение структуры предложений.
5) Функция отрывка в тексте.
П
1) Чтение текста
2) Определение темы ( Что сказано?)
3)Определение идеи ( Ради чего это сказано?)
4) Определение художественных средств ( Как об этом сказано?)
5) Выбор единицы анализа ( строфа, рифмующаяся часть, предложение, слово)
6) Анализ выбранной единицы.
Ш
1) Дата написания.
2) Реально-биографический и фактический комментарий.
3) Жанровое своеобразие.
4) Идейное содержание
-ведущая тема,
-основная мысль,
-эмоциональная окраска чувств,
-внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
5) Структура стихотворения
основные образы стихотворения,
основные изобразительные средства: эпитет, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, литота ( как троп), сарказм, олицетворение,
речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: повтор, антитеза, инверсия, анафора и другие,
стихотворный размер,
рифма( мужская, женская, точная, неточная), способы рифмовки(парная, перекрестная, кольцевая),
звукопись( аллитерация, ассонанс),
строфика( двустишие, трехстишие…октава, сонет, онегинская строфа.)
IУ
1) Вдумчиво прочтите текст, обратите внимание на то, какие строки вызвали ваш эмоциональный отклик, какие- вопрос и недоумение.
2) Определите, если можно, место и время, обстоятельства и события в жизни поэта, которые сопутствовали созданию произведения.
3) Раскройте тему, идею, композицию, строфику произведения.
4) Выделите ключевые слова и фразы, несущие смысловую, эмоциональную нагрузку.
5) Составьте план, подборку цитат по теме.
6) Излагая содержание каждой части стиха, покажите мысли, чувства, душевное состояние лирического героя.
7) Какими художественными средствами передаются мысли и чувства автора( эпитеты, сравнения, метафоры прием контраста, приемы авторского стиля: пафос, возвышенная лексика, риторические вопросы и т.д.
8) Размер стиха.
9) Есть ли поэтические обобщения, литературные традиции.
10) Какое впечатление произвело на вас стихотворение.
Приложение.
«Листы контроля знаний учащихся 5 класс».
Лист контроля 5 класс.
Ф.И. учащегося______________________
№ | Название темы | Кол-во заданий | Максимальное кол-во баллов | Набранные баллы | Зачет/незачет |
1 | Сказка. Виды сказок. | | | | |
2 | Роды литературы | | | | |
3 | Развитие понятия жанра басня | | | | |
4 | Система русского стихосложения | | | | |
5 | Рифмы и ритм. | | | | |
6 | Стопа. | | | | |
7 | Строфа | | | | |
8 | Теория стихосложения | | | | |
9 | Изобразительно-выразительные ср-ва языка | | | | |
10 | Алгоритм анализа поэтического текста | | | | |