СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практический курс «В мире художественного слова»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практический  курс «В мире художественного слова» для учащихся 5 класса общеобразовательной школы направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества. Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

Просмотр содержимого документа
«Практический курс «В мире художественного слова»»








Практический курс «В мире художественного слова»

(приложение к рабочей программе по литературе)


Класс __5 « »___



Количество часов 35

Общеобразовательная




Быкова С.А.,

учитель русского языка

и литературы


























Пояснительная записка

В 5 классе осуществляется переход от начального литературного образования (уроков литературного чтения в начальной школе) к систематическому курсу литературы. Пятиклассники уже имеют определённый запас читательских впечатлений, они читали и обсуждали фольклорные и литературные произведения. Представления о литературе как искусстве словесного образа, средствах создания образа в фольклоре и литературе формируются у учащихся и на новом для них литературном материале, и на основе предшествующего читательского опыта.Пятиклассники знакомятся с произведениями самых разных жанров, эпических, лирических и драматических (в программе 5 класса, как и в программах начальной школы, преобладают народные и литературные сказки, небольшие рассказы, басни и лирические стихотворения), а также с их историей, отдельными жанровыми признака ми. Подробно рассматриваются жанры басни, литературной сказки и рассказа. Ключевая теоретико-литературная проблема, задающая основные направления работы с художественным текстом, диктующая выбор аспектов анализа и видов деятельности по освоению литературных произведений и сведений по теории и истории литературы в 5 классе, — художественный образ в литературе. Основное внимание на уроках литературы в 5 классе уделяется специфическим признакам художественного текста, выявлению видов художественных образов и рассмотрению средств их создания, а также формированию начальных представлений о системе образов литературного произведения.

Современное литературное образование, как и образование в целом, переживает очередной период реформ. Перед школой ставится задача подготовки учащихся к жизни , практической деятельности. Чтение вершинных произведений русской литературы и знакомство с их театральными и кинематографическими интерпретациями справедливо осознается как насущная потребность, необходимый опыт общения с подлинным искусством, заставляющим остановиться, задуматься о вечных, непреходящих жизненных ценностях. В решении комплекса воспитательных задач литературе как искусству словесного образа, имеющему высокую степень эмоционального воздействия на подрастающее поколение отводится главная роль.

Практический курс «В мире художественного слова» для учащихся 5 класса общеобразовательной школы направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества. Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

Назначение курса – обучение учащихся пониманию литературы как вида искусства; сформировать умение видеть проблему и наметить пути её решения; содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса чтению, нравственных, гуманистических ценностей, расширению кругозора, развитию речи школьников.

Цели курса: углубить знания учащихся по теории литературы, воспитать грамотного компетентного читателя и, как следствие этого, дать учащимся проявить гуманитарные способности, помочь в выборе профиля.

Обращение к системе занятий по теории литературы не случайно, т.к. теоретико-литературные знания являются востребованными на уроках анализа и комментирования художественного текста. Теория литературы – это инструмент анализа, побуждающий учащихся к самостоятельному литературному творчеству и вдумчивому чтению.

Цель курса определяют его задачи:

- обеспечивать освоение основных теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста;

- обеспечивать литературное развитие школьника, готовить его к глубокому пониманию художественных произведений различного уровня сложности;

- учить приобретать и систематизировать знания по литературе;

- развивать речевые, творческие способности.

Для достижения цели и задач реализуются все дидактические звенья процесса обучения.

1. Актуализация знаний, формирование мотивации. Вводная беседа на первом уроке.

2. Первичное восприятие нового материала. Объяснение нового материала с вводом опорного конспекта.

3. Осмысление изученного, отработка каждого понятия. Уроки-практикумы, обучающие применять знания терминов непосредственно при анализе художественного произведения.

4. Закрепление изученного. Выполнение каждым учащимся дифференцированных заданий индивидуально с помощью учителя. Коллективный анализ выполненных работ.

5. Применение знаний в новой ситуации. Выполнение комплекса заданий по развитию литературно-творческих способностей.

6. Контроль и учет знаний. Зачетный урок. Перенос теоретических знаний в выразительное, осмысленное, мотивированное чтение и грамотный анализ художественных текстов.

Используемые методы работы:

- репродуктивный;

- проблемный;

- частично-поисковый;

- исследовательский.


Требования к уровню освоения содержания курса.


Изучив данный курс, учащиеся должны:

· знать и различать основные термины теории литературы, учитывать их специфику;

· использовать сведения по теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

· выделять изобразительно-выразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте;

· осуществлять работу с различными источниками информации;

· выполнять письменные работы различного характера.


Содержание курса.


В основу отбора материала для изучения положен следующий критерий: снабдить учащихся теоретическими знаниями, которые будут ими востребованы и на уроках литературы.Теоретико-литературные понятия рассматриваются в контексте художественных произведений, таким образом, обогащается опыт учащихся по анализу текста.Особое внимание уделяется развитию речи учащихся, которое осуществляется при выполнении творческих работ.Знакомство с курсом. Как складывается сюжет произведения. Что такое сюжет художественного произведения. Сюжет и фабула. Неоднозначность трактовки термина «фабула» в литературоведении. Превращение фабулы в сюжет. Сюжет как выражение авторской мысли.


Учебно-тематический план.



урока




Тема урока


Кол-

во

ча-

сов

Тип урока (форма учебного занятия)


Дата (месяц)

1.

Знакомство с курсом.

1

Урок усвоения новых знаний

5.09

2

Жанры устного народного творчества

1

Урок усвоения новых знаний

12.09

3-4

Сказка. Виды сказок. Сказочные формулы. Вариативность народных сказок.

2

Урок усвоения новых знаний

19.09-26.09

5

Роды литературы: эпос, лирика, драма

1

Урок усвоения новых знаний

3.10

6

Развитие понятия жанра басня.

1

Урок усвоения новых знаний

10.10

7

Аллегория. Понятие об эзоповом языке.


1

Урок усвоения новых знаний

17.10

8-9

Теория стиха. Системы русского стихосложения.

2

Урок усвоения новых знаний

14.11-21.11

10-11

Двусложные размеры стиха (хорей, ямб)

2

Урок усвоения новых знаний

28.1-5.12

12

Анализ стихотворений, написанных ямбом и хореем

1

Урок усвоения новых знаний

12.12

13

Рифма. Ритм. Стопа Строфа

1

Урок усвоения новых знаний

19.12

14

Составление ритмической схемы стихотворений. Ритмическая модуляция стиха.

1

Урок усвоения новых знаний

26.12

15-16

Художественные образы произведения.

2

Урок усвоения новых знаний

16.01

18-19

Творческая работа по теории стихосложения

2

Урок развития речи

6.02-13.02

20

Секреты художественного слова (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение)

1

Урок усвоения новых знаний

20.02

21

Работа эпитета как средства создания образности поэтического текста

1

Урок развития речи

27.02

22

Роль метафоры в создании многозначной образной системы поэтического текста.

1

Урок усвоения новых знаний

6.03

23

Учимся видеть сравнения и олицетворения

1

Урок развития речи

12.03

24

Интонация и знаки препинания в стихотворении.

1

Урок усвоения новых знаний

19.03

25

Творческая работа по использованию изобразительно-выразительных средств языка

1

Урок развития речи

3.04

26

Пейзаж. Пейзажные образы.

1

Урок усвоения новых знаний

10.04

27

Литературный герой.

Портрет в худ тексте


1

Урок усвоения новых знаний

17.04

28

Сюжет и фабула произведения

1

Урок усвоения новых знаний

24.04

29

Композиционные элементы произведения


Урок усвоения новых знаний


30

Зачётный урок

1

Урок контроля

2.05-8.05

31-32

Практикум «Стихи сочиняю сам»

2

Урок развития речи

16.05-22.05

33-34

Защита мини-проекта

2

Урок развития речи

23.05

35.

Обощение

1






Литература


1. Альбеткова Р.И. Литературные игры [Текст]: Экспериментальное учебное пособие: Часть 1. - М.: Открытый мир. 1997.


2. Альбеткова Р.И. Литературные игры [Текст]: Экспериментальное учебное пособие: Часть 2. - М.: Открытый мир. 1997.


3. Бабаевский В.С. История русской поэзии: 1730-1980. Компендиум [Текст]. - М.: Новая школа. 1996.


4. Галицких Е. Готовимся к уроку литературы в 5 классе. Методическое пособие //Литература. -1998. - № 8. - с.5-12.


5. Кудина Н. Краткий учебный словарик литературоведческих терминов //Литература. - 2000.-№ 20. - с.5-12.


6. Кульневич С.В. Совсем необычный урок [Текст].- Ростов-на-Дону: Учитель. 2001.


7. Литература: Справочные материалы [Текст]: Книга для учащихся /С.В. Тураев, Л.И. Тимофеев, К.Д. Вишневский и др.- М.: Просвещение. 1988.


8. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах [Текст]. - М.: Рольф. 2000.


9. Руднев, В.П. Словарь культуры XX века [Текст]. - М.: Аграф. 1997.


10. Сарнов Б.М. Занимательное литературоведение, или похождения знакомых героев [Текст]. - М.: Текст. 2003.


11. Сарнов Б.М. Прототип и литературный герой [Текст]: Учебное пособие. - М.: Открытый мир. 1995

Приложение

Схемы анализа поэтического текста

1) Чтение текста.

2) Выделение композиционно-смысловых блоков (частей) и лингвистических единиц (абзацы, лексические повторы, рефрены, микротемы и т.д.)

3) Нахождение опорных слов, выделение средств художественной выразительности.

4) Рассмотрение структуры предложений.

5) Функция отрывка в тексте.


П


1) Чтение текста

2) Определение темы ( Что сказано?)

3)Определение идеи ( Ради чего это сказано?)

4) Определение художественных средств ( Как об этом сказано?)

5) Выбор единицы анализа ( строфа, рифмующаяся часть, предложение, слово)

6) Анализ выбранной единицы.


Ш


1) Дата написания.

2) Реально-биографический и фактический комментарий.

3) Жанровое своеобразие.

4) Идейное содержание

-ведущая тема,

-основная мысль,

-эмоциональная окраска чувств,

-внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.

5) Структура стихотворения

  • основные образы стихотворения,

  • основные изобразительные средства: эпитет, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, литота ( как троп), сарказм, олицетворение,

  • речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: повтор, антитеза, инверсия, анафора и другие,

  • стихотворный размер,

  • рифма( мужская, женская, точная, неточная), способы рифмовки(парная, перекрестная, кольцевая),

  • звукопись( аллитерация, ассонанс),

  • строфика( двустишие, трехстишие…октава, сонет, онегинская строфа.)



1) Вдумчиво прочтите текст, обратите внимание на то, какие строки вызвали ваш эмоциональный отклик, какие- вопрос и недоумение.

2) Определите, если можно, место и время, обстоятельства и события в жизни поэта, которые сопутствовали созданию произведения.

3) Раскройте тему, идею, композицию, строфику произведения.

4) Выделите ключевые слова и фразы, несущие смысловую, эмоциональную нагрузку.

5) Составьте план, подборку цитат по теме.

6) Излагая содержание каждой части стиха, покажите мысли, чувства, душевное состояние лирического героя.

7) Какими художественными средствами передаются мысли и чувства автора( эпитеты, сравнения, метафоры прием контраста, приемы авторского стиля: пафос, возвышенная лексика, риторические вопросы и т.д.

8) Размер стиха.

9) Есть ли поэтические обобщения, литературные традиции.

10) Какое впечатление произвело на вас стихотворение.



Приложение.

«Листы контроля знаний учащихся 5 класс».


Лист контроля 5 класс.

Ф.И. учащегося______________________

Название темы

Кол-во заданий

Максимальное кол-во баллов

Набранные баллы

Зачет/незачет

1

Сказка. Виды сказок.





2

Роды литературы





3

Развитие понятия жанра басня





4

Система русского стихосложения





5

Рифмы и ритм.





6

Стопа.





7

Строфа





8

Теория стихосложения





9

Изобразительно-выразительные ср-ва языка





10

Алгоритм анализа поэтического текста









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!