Предмет | Обществознание | Класс - 6 |
Программа по обществознанию 6 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, издательство «Просвещение» |
Цель занятия: создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей. |
Задачи: планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- сформировать у учащихся представление о средствах общения и его формах; - раскрыть роль общения в жизни человека; | -приобретение учащимися знаний и навыков культурного общения. | - получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности, ориентации в межличностных отношениях |
УУД |
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные |
- находить информацию в различных источниках; - владеть смысловым чтением, анализировать, делать выводы | - планировать и ставить цели деятельности в группе; - оценивать степень достижения результатов | - понимать позицию другого; - излагать свое мнение, уметь его корректировать; - организовать работу в парах; - преодолевать конфликты; - добиваться поставленных целей - умение слушать и слышать своих одноклассников, - умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, - умение точно выражать свои мысли | - аргументированно оценивать свое и чужое поведение; - воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи. |
Тип занятия: занятие по сообщению нового учебного материала |
Вид занятия: урок-исследование (сочетание теоретических и практических самостоятельных работ) |
Формы и методы обучения: создание проблемной ситуации, самостоятельная работа с текстом, мозговой штурм, игра, эвристическая беседа, опрос, письменная форма рефлексии — телеграмма. |
Основные термины и понятия: общение, вербальные средства общения, невербальные средства общения, служебное общение, повседневное общение, ритуальное общение, убеждающее общение, барьеры общения |
Вид используемых средств ИКТ, аппаратное обеспечение: АРМ учителя, мультимедийная презентация Power Point |
Образовательные интернет-ресурсы: - http://ipk74.ru/ - http://nsportal.ru/ - www HYPERLINK "http://www.zavuch.ru/".zavuch.ru - proshcolu.ru |
Презентация. (Слайд 1.) 1.Организационный момент. (Слайд 2.) Учитель: Добрый день дорогие ребята! Я хочу наш урок начать с замечательного высказывания голландского философа Спинозы. Приветствует детей и предлагает им повернуться к гостям, как добродушным хозяевам улыбнуться и поприветствовать их, подарив им своё хорошее настроение. На уроке показать все свои лучшие знания, чтобы гостям было комфортно на уроке и интересно. Учитель: Но прежде чем начать наш урок, давайте повторим правила нашей работы: 1.Уважаем друг друга: внимательно слушаем отвечающего, не выкрикиваем, не перебиваем, ждём своей очереди. 2.Оцениваем ответ, а не человека. 3.Ничего не придумываем, отвечаем откровенно и искренне. | | |
2.Мотивация к учебной деятельности. Учитель: На такой позитивной ноте давайте и продолжим наш урок. Предлагаю вашему вниманию сюжет из юмористического журнала “Ералаш”. (Слайд 3) Видеосюжет. (Слайд 4). Вопрос. Почему внук не понял дедушку? Учитель: А в вашей жизни были случаи, когда вас не понимали или вы не понимали собеседника? Ученики отвечают на вопросы учителя. Учитель: Ребята, а сейчас я бы хотела, чтобы вы мне объяснили, как понимаете вот это высказывание. (Слайд 5.) А.Сент-Экзюпери: “Единственная роскошь в мире – это роскошь человеческого общения”. Высказывание А.Сент-Экзюпери побуждает к высказыванию учениками собственного мнения. Дети выражают свое понимание мысли А.Сент-Экзюпери. Учитель: Итак, ребята, мы с вами уже довольно долго рассуждаем, а может, кто- то догадался, какая сегодня будет тема урока? Учащиеся формулируют тему урока: “Общение”. (Слайд 6.) Тема урока “Общение”. Учитель: Да ребята, вы совершенно правы тема урока «Общение. Я скажу вам больше общение - это один из самых главных видов деятельности человека | |
3. Актуализация знаний учащихся. Учитель: Вопрос по структуре деятельности. Ребята, давайте вспомним, из чего состоит любая деятельность? Ученики отвечают на вопрос учителя. Деятельность начинается с цели, затем подбираются средства, производятся действия и получают результат. (Слайд 7.) Учитель: Давайте попытаемся сформулировать цель урока и план по достижению цели. Учащиеся формулируют цель урока. Цель: Понять что такое общение и его роль в жизни людей. Учитель: А чтобы реализовать нашу цель, мы на уроке должны узнать, что такое: 1. Общение. 2. Способы общения (Слайд 8.) | |
4. Составление кластера. Учитель: Итак, переходим к рассмотрению понятия “общение.” Какие ассоциации у вас вызывает слово общение? Дети называют свои ассоциации к понятию “общение”. Учитель чертит на доске кластер. Учитель: Из каких источников мы ещё можем узнать, что такое общение? (Ученики отвечают на вопрос учителя, что можно посмотреть в словарях.) | |
5. Работа в группах со словарями. Учитель: А сейчас мы поработаем с вами исследователями в группах. 1 ряд – это группа «ФИЛОСОФЫ» 2 ряд – это группа «ПСИХОЛОГИ» 3 ряд – это группа «ЭТИМОЛОГИ» Раздает по группам выдержки из словарей и формулирует задание: внимательно прочитать и дополнить кластер. Напоминает ученикам правила работы в группе. Дети в группах знакомятся с определениями понятия “общение” анализируют и подбирают дополнения к составленному кластеру. Учитель контролирует выполнение работы. Философский словарь – “Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей). В результате, которого происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности” Психологический словарь - “Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению” В толковом словаре В. Даля слово “общаться” означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружить, делиться сообща, давать кому-либо долю участия. Учитель: Вы все большие молодцы справились с поставленной задачей, а теперь давайте обратимся к нашему учебнику на стр.67, как автор Боголюбов даёт нам объяснение понятия «ОБЩЕНИЕ». Дети работают с текстом и называют определение. | |
6. Работа в печатных тетрадях. Учитель: Молодцы! (Слайд 9.) А сейчас, откроем печатные тетради и выполним задание №1, запишем это определение к себе в тетрадь. Учитель: Итак, мы узнали, что такое общение. А теперь попробуем пообщаться. | |
7. Игра парами «Живые руки». Объединиться в пары, повернуться лицом друг к другу, закрыть глаза, коснуться друг друга ладонями перед собой. «Сейчас мы будем беседовать, общаться, и выражать эмоции ладонями». Выразить: приветствие, злость (гнев), потом тоску, запрет, затем благодарность, веселье. Теперь сами друг другу «покажите» какие-то свои чувства, при этом соблюдайте два правила: а) не говорить, что задумал, пусть собеседник догадается сам. б) обязательно закончить чем-то хорошим (каждый по 2 чувства). Легко было понять, что хочет передать собеседник? Можем ли мы общаться только при помощи прикосновений? Учитель: сейчас познакомимся с другими способами общения и узнаем, как ещё мы можем общаться? | |
8. Работа с учебником. (Слайд 10). О них вы узнаете, прочитав в учебнике с. 68–69. (5 мин.) Учитель: Найдите в тексте и назовите способы общения. Учащиеся называют способы общения: (Слайд 11). Речевое общение (вербальное, словесное). Неречевое общение (невербальное, мимика, жесты). (Слайд 12). Какое выражение лица вам более приятно | |
9. Работа парами. (Слайд 13 ). Упражнение «Человечек хочет общаться» У каждого на парте лежит по человечку. Он очень хочет общаться и найти себе друзей, но не знает как. Поможем ему? (слева от него пишем то, что нам мешает общаться, справа – то, что помогает) Придумайте имя вашему человечку. Мешает общаться: П омогает общаться: | |
10. Самостоятельная работа в печатной тетради. Стр. - 38 , задание № 4 Проверяется работа. | |
11. Рефлексия Учитель: Итак, давайте мы с вами вспомним, какую же цель мы поставили в начале урока. (выяснить, что такое общение и его роль в жизни людей). Учитель: Давайте проанализируем свою деятельность по достижению цели. Учитель: А сейчас я предлагаю вам продолжить мысль… (Слайд 14) | |
12. Домашнее задание. (Слайд 15) | |
13.Итог урока. (Слайд 16) Учитель: Ребята, я хочу подвести итог нашего урока. Общайтесь и получайте от общения истинное удовольствие. Но ребята при общении важно помнить, что любой человек сложен, раним, интересен, глубок как вы сами поэтому: Я хочу вам всем подарить на память формулу правильного общения. “Попробуйте не наступать, а уступать. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а руку протянуть. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить”. И всё у вас получится! (Слайды 17) Благодарю вас за урок истинного общения. | |
.